Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:24, курсовая работа
Цель написания курсовой на данную тему – уточнение сущности и основных принципов социальной политики в современной экономике, раскрытие особенностей реализации ее основных направлений в трансформационный период в Республике Беларусь, рассмотрение теоретических и практических проблем социальной политики.
Задачами исследования являются: определение понятия «социальная политика», ее функций, принципов и основных направлений государственной социальной политики; изучение вопроса уровня и качества жизни населения; выявление особенностей социальной политики Республики Беларусь.
- культурно-просветительские мероприятия и отдых;
- бытовые услуги, транспорт, связь;
- содержание детей в дошкольных учреждениях.
Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Речь идёт о таких сложных для количественных оценок показателей, как условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможность использования свободного времени, физическая и имущественная безопасность граждан. Здесь требуется интегральные социологические оценки, имеющие скорее качественную, чем количественную определённость.
Таким образом, любые сравнения уровня и качества жизни, особенно в международном аспекте, должны непременно учитывать вышеприведённые обстоятельства.
Республика Беларусь еще, по крайней мере, десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для Республики Беларусь имеет сейчас особо важное значение.
Эффективное и рациональное использование имеющихся возможностей и ресурсов, последовательная реализация необходимых мер позволят обеспечить высокий уровень и качество жизни граждан страны.
Социальная политика государства в период 2009–2011гг. была направлена на стабилизацию и повышение уровня жизни населения. Для этого требовалось обеспечить рост денежных доходов населения и повысить их реальное содержание; значительно сократить отставание минимальных социальных гарантий от бюджета прожиточного минимума; уменьшить дифференциацию денежных доходов различных групп населения и масштабы бедности.
Реализация мер в области социальной политики позволила не только остановить падение уровня жизни, но и обеспечить рост реальных денежных доходов, значительно превысив их параметры, которые были намечены правительством. Значительным ростом увеличения денежных доходов характеризуются: в 2009г. – реальные денежные доходы выросли на 20%, в 2010г. – на 25%; реальная заработная плата – на 12 и 30% соответственно.
В 2011г. денежные доходы населения составили 19,2 трлн. руб. В номинальном выражении в 2011г. они увеличились, по сравнению с 2010г., на 7,7%. Реальные располагаемые денежные доходы (расходы за минусом обязательных платежей и добровольных взносов) возросли на 8,3% (в 2010г. – на 26,4%) [8, 9].
Таблица 2.1 - Основные социально-экономические показатели за 2009–2011гг. по Республике Беларусь
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
1. Всего денежные доходы (ДД) населения (трлн. руб.) |
Нет данных |
17,7 |
19,2 |
2. Общая сумма доходов домашних хозяйств (ДХ) в среднем на семью (тыс. руб.) |
Нет данных |
165,1 (139,9) |
262,5 (196,7) |
3. Среднемесячная заработная плата (тыс. руб.) |
58,9 |
123 |
191,6 |
4. Индекс среднемесячной заработной платы (%) |
112 |
130 |
118,1 |
Среднемесячная заработная плата населения (в % к минимальному потребительскому бюджету (МПБ)) |
126 |
151 |
141,3 |
5. Бюджет прожиточного минимума (БПМ) (тыс. руб.) |
30,1 |
50 |
81,3 |
6. Доля населения, имеющего доходы ниже БПМ (%) |
53,2 |
37,8 |
41,7 |
7. Дифференциация доходов населения (раз) |
5,8 |
6,1 |
4,7 |
8. Коэффициент Джини |
0,270 |
0,278 |
Нет данных |
Источник: [17, с.134]
По данным Министерства статистики и анализа РБ, индекс среднемесячной реальной заработной платы в 2009г. составлял 112%, в 2010г.– 130%, в 2011г. – 118,1%, что так же, как и рост денежных доходов населения указывает на укрепление материальных основ экономической безопасности домашних хозяйств (ДХ) Республики Беларусь.
По отношению к России доходы белорусов в 2010г. составляли 76,8% от доходов россиян (91,3$ в и 118,9$ в месяц соответственно), в 2011г. они практически сравнялись, достигнув уровня 102,05$. По отношению к Украине доходы наших граждан в 2011г. составляли 144,5%. Однако, если сравнивать доходы со среднемировым уровнем, который выступает как критерий безопасности для высокоразвитых в экономическом отношении стран, то придется констатировать, что этот уровень достигнут только на 26 – 30% (в зависимости от принятого при пересчете валютного курса).
Что касается общей суммы доходов домашних хозяйств, рассчитанной в среднем на семью в месяц, то она составила 165,1 тыс. руб. (139,9$) на одного члена семьи в 2010г. и 262,5 тыс. руб. (196,7$) – в 2011г.
Одним из главных факторов, влияющих на рост денежных доходов населения, является оплата труда. Доля оплаты труда в структуре денежных доходов населения составила: в 2009г. – 51,9%, в 2010г. – 50,4% (по НСУР-97 (Национальной стратегии устойчивого развития) – 57%), в 2011г. – 51,8%. Доля социальных трансфертов (пенсии, пособия, стипендии) увеличилась на 1% в 2010г. по сравнению с 2009г., снизилась в 2011г. на 0,4% по сравнению с 2010г. Доля доходов от собственности в 2009г. составляла 1,8%, в 2010г. – 1,7%, в 2011г. – 1,9%. Доля доходов от предпринимательской деятельности: в 2009г. – 28,4%, в 2010г. – 29%, в 2011г. – 27,8%, что говорит о росте числа предпринимателей в Республике Беларусь, несмотря на введение повышенного налога с доходов [8, 9].
Несмотря на позитивную динамику денежных доходов населения, и заработной платы последних лет (в 2009г. – 58,9 тыс. руб., в 2010г. – 123 тыс. руб., в 2011г. – 191,6 тыс. руб.), уровень жизни населения остается крайне низким и сопровождается широкомасштабной бедностью.
Согласно Закону Республики Беларусь «О прожиточном минимуме», принятом в 1999 году, критерием малообеспеченности в стране является бюджет прожиточного минимума (БПМ). БПМ – это минимальный уровень жизни в области индивидуального потребления.
БПМ в Республике Беларусь в 2009г. составлял – 30,1 тыс. руб., в 2010г. – 50 тыс. руб., в 2011г. – 81,3 тыс. руб., но почти половина работающих получает заработную плату ниже МПБ.
Условное разделение населения по отношению доходов к величине БПМ, МПБ и РПБ (рационального потребительского бюджета) позволяют по методике Всероссийского центра уровня жизни населения (ВЦУЖ) выделить среди населения 5 групп с разным уровнем материальной обеспеченности:
1. «Бедные» семьи – с душевым доходом не выше БПМ;
2. «Малообеспеченные семьи» – со среднедушевым денежным доходом выше БПМ, но ниже МПБ;
3. «Обеспеченные» семьи – с душевым доходом от 1 до 2 МПБ;
4. «Состоятельные семьи» – с душевым доходом в интервале между 2 МПБ (или средним бюджетом) и уровнем душевого дохода на уровне РПБ;
5. «Богатые» семьи – с душевым доходом РПБ.
Структура общества в Республике Беларусь в зависимости от уровня доходов в 2011г. характеризовалась следующим образом:
- группа бедных (28,9%) – располагаемые ресурсы ниже БПМ;
- группа малообеспеченных (47,2%) – располагаемые ресурсы от БПМ до минимального потребительского бюджета (МПБ);
- среднеобеспеченная часть населения (15,2%) – свыше 1,5 МПБ;
- наиболее обеспеченная часть населения (4,4%) – свыше 2 МПБ.
Такая статистика говорит о том, что подавляющая часть населения республики относится к категории бедных и малообеспеченных, а также о том, что фактически отсутствует средний класс как слой, адаптированный к новым условиям и составляющий основу стабильности общества.
Распределение доходов малообеспеченных по источникам дает представление о причинах бедности и ее социально-демографическом составе – это низкий уровень жизни отдельных категорий наемных работников в сочетании с иждивенческой нагрузкой (семьи с детьми от 0 до 17 лет), недостаточная социальная поддержка. Средняя заработная плата незначительно превышает МПБ.
В 2011г. на одну среднемесячную заработную плату можно было приобрести 1,3 набора МПБ (для сравнения в 1990г. – 2,5 набора).
В соответствии
с действующим
Одним из наиболее важных индикаторов социальной стабильности общества является коэффициент дифференциации доходов населения. В Республике Беларусь с не когда относительно однородным составом идут процессы дифференциации населения по доходам. Пока не удается изменить тенденцию чрезмерной дифференциации оплаты труда, основанной на обесценении интеллектуального и высококвалифицированного труда. Сегодня наименее оплачиваемыми по-прежнему остаются высококвалифицированные работники образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, а также сельского хозяйства. Имеет место и тенденция различия в оплате труда и по отраслям экономики. Пороговое значение для дифференциации доходов (отношение ресурсов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения) – 10 раз. Для Республики Беларусь фактическое соотношение, исходя из статистических данных, в 2009г. составляло 5,8 раз, в 2010г. – 6,1 раз, в 2011г. – 4,7 раз. Для сравнения: наибольшая дифференциация доходов наблюдалась в 1998г. – 6,2 раза. Снижение этого показателя в 2011г. практически связано с уменьшением доходов в высшей квинтильной группе.
Соответствует невысокой дифференциации доходов и коэффициент концентрации доходов Джини, который в 2009г. составил – 0,270, в 2010г. – 0,278 (при пороговом значении 0,3 – 0,5).
По данным выборочных
обследований ДХ, в 2011г. 30,5% от общей
численности населения
По мере роста средних доходов и заработной платы процессы дифференциации будут нарастать.
Согласно Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) – 97, в 2010г. среднедушевые доходы должны были превысить положительный минимум в 3 раза (фактически в 2009г. – в 1,8 раза, в 2010г. – в 2 раза).
При росте доходов до намеченных параметров предполагается значительное уменьшение доли населения с доходом ниже БПМ.
В 2012г. предельный уровень индексации доходов населения предполагалось повысить до 75% БПМ, намечается увеличить тарифную ставку 1 разряда до уровня 80% БПМ, установить МЗП в размере 50% БПМ и размер ее индексировать с учетом инфляции. К 2015г. планируется повысить долю заработной платы в денежных доходах населения до 60%.
Беларусь переживает
сегодня процесс трансформации
социально-экономических и
В настоящее
время в республике формируется переходный
смешанный рынок труда, включающий в себя
как старые, так и новые механизмы определения
стоимости рабочей силы, регулирования
занятости населения и возникновение
безработицы в ходе структурной перестройки
экономики. Характерными чертами этого
рынка являются: низкая стоимость и низкая
мобильность рабочей силы; неразвитость
системы социального партнерства в результате
недостаточного в экономическом, организационном
и политическом плане оформления и отделения
друг от друга основных субъектов рынка
труда - наемных работников, нанимателей
(предпринимателей) и государства; одновременное
существование скрытой безработицы и
неполной занятости; несоответствие спроса
и предложения рабочей силы по профессионально-
Несмотря на
принимаемые меры, общемировые кризисные
тенденции замедлили темпы