Социальная политика гсударства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой на данную тему – уточнение сущности и основных принципов социальной политики в современной экономике, раскрытие особенностей реализации ее основных направлений в трансформационный период в Республике Беларусь, рассмотрение теоретических и практических проблем социальной политики.
Задачами исследования являются: определение понятия «социальная политика», ее функций, принципов и основных направлений государственной социальной политики; изучение вопроса уровня и качества жизни населения; выявление особенностей социальной политики Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

1 ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

- культурно-просветительские мероприятия и отдых;

- бытовые услуги, транспорт, связь;

- содержание детей в дошкольных учреждениях.

Значительно более сложным  для оценки является показатель качества жизни населения. Речь идёт о таких  сложных для количественных оценок показателей, как условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможность использования свободного времени, физическая и имущественная безопасность граждан. Здесь требуется интегральные социологические оценки, имеющие скорее качественную, чем количественную определённость.

Таким образом, любые сравнения  уровня и качества жизни, особенно в международном аспекте, должны непременно учитывать вышеприведённые обстоятельства.

Республика  Беларусь еще, по крайней мере, десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для Республики Беларусь имеет сейчас особо важное значение.

Эффективное и рациональное использование имеющихся возможностей и ресурсов, последовательная реализация необходимых мер позволят обеспечить высокий уровень и качество жизни граждан страны.

Социальная  политика государства в период 2009–2011гг. была направлена на стабилизацию и повышение уровня жизни населения. Для этого требовалось обеспечить рост денежных доходов населения и повысить их реальное содержание; значительно сократить отставание минимальных социальных гарантий от бюджета прожиточного минимума; уменьшить дифференциацию денежных доходов различных групп населения и масштабы бедности.

Реализация  мер в области социальной политики позволила не только остановить падение  уровня жизни, но и обеспечить рост реальных денежных доходов, значительно  превысив их параметры, которые были намечены правительством. Значительным ростом увеличения денежных доходов характеризуются: в 2009г. – реальные денежные доходы выросли на 20%, в 2010г. – на 25%; реальная заработная плата – на 12 и 30% соответственно.

В 2011г. денежные доходы населения составили 19,2 трлн. руб. В номинальном выражении в 2011г. они увеличились, по сравнению с 2010г., на 7,7%. Реальные располагаемые денежные доходы (расходы за минусом обязательных платежей и добровольных взносов) возросли на 8,3% (в 2010г. – на 26,4%) [8, 9].

 

Таблица 2.1 - Основные социально-экономические показатели за 2009–2011гг. по Республике Беларусь

 

Показатели

2009

2010

2011

1. Всего денежные  доходы (ДД) населения (трлн. руб.)

Нет данных

17,7

19,2

2. Общая сумма  доходов домашних хозяйств (ДХ) в среднем на семью (тыс. руб.)

Нет данных

165,1

(139,9)

262,5

(196,7)

3. Среднемесячная  заработная плата (тыс. руб.)

58,9

123

191,6

4. Индекс среднемесячной  заработной платы (%)

112

130

118,1

Среднемесячная  заработная плата населения (в % к минимальному потребительскому бюджету (МПБ))

126

151

141,3

5. Бюджет прожиточного  минимума (БПМ) (тыс. руб.)

30,1

50

81,3

6. Доля населения,  имеющего доходы ниже БПМ (%)

53,2

37,8

41,7

7. Дифференциация  доходов населения (раз)

5,8

6,1

4,7

8. Коэффициент Джини

0,270

0,278

Нет данных


Источник: [17, с.134]

По данным Министерства статистики и анализа РБ, индекс среднемесячной реальной заработной платы  в 2009г. составлял 112%, в 2010г.– 130%, в 2011г. – 118,1%, что так же, как и рост денежных доходов населения указывает на укрепление материальных основ экономической безопасности домашних хозяйств (ДХ) Республики Беларусь.

По отношению  к России доходы белорусов в 2010г. составляли 76,8% от доходов россиян (91,3$ в и 118,9$ в месяц соответственно), в 2011г. они практически сравнялись, достигнув уровня 102,05$. По отношению к Украине доходы наших граждан в 2011г. составляли 144,5%. Однако, если сравнивать доходы со среднемировым уровнем, который выступает как критерий безопасности для высокоразвитых в экономическом отношении стран, то придется констатировать, что этот уровень достигнут только на 26 – 30% (в зависимости от принятого при пересчете валютного курса).

Что касается общей  суммы доходов домашних хозяйств, рассчитанной в среднем на семью  в месяц, то она составила 165,1 тыс. руб. (139,9$) на одного члена семьи в 2010г. и 262,5 тыс. руб. (196,7$) – в 2011г.

Одним из главных  факторов, влияющих на рост денежных доходов  населения, является оплата труда. Доля оплаты труда в структуре денежных доходов населения составила: в 2009г. – 51,9%, в 2010г. – 50,4% (по НСУР-97 (Национальной стратегии устойчивого развития) – 57%), в 2011г. – 51,8%. Доля социальных трансфертов (пенсии, пособия, стипендии) увеличилась на 1% в 2010г. по сравнению с 2009г., снизилась в 2011г. на 0,4% по сравнению с 2010г. Доля доходов от собственности в 2009г. составляла 1,8%, в 2010г. – 1,7%, в 2011г. – 1,9%. Доля доходов от предпринимательской деятельности: в 2009г. – 28,4%, в 2010г. – 29%, в 2011г. – 27,8%, что говорит о росте числа предпринимателей в Республике Беларусь, несмотря на введение повышенного налога с доходов [8, 9].

Несмотря на позитивную динамику денежных доходов  населения, и заработной платы последних  лет (в 2009г. – 58,9 тыс. руб., в 2010г. – 123 тыс. руб., в 2011г. – 191,6 тыс. руб.), уровень жизни населения остается крайне низким и сопровождается широкомасштабной бедностью.

Согласно Закону Республики Беларусь «О прожиточном  минимуме», принятом в 1999 году, критерием  малообеспеченности в стране является бюджет прожиточного минимума (БПМ). БПМ – это минимальный уровень жизни в области индивидуального потребления.

БПМ в Республике Беларусь в 2009г. составлял – 30,1 тыс. руб., в 2010г. – 50 тыс. руб., в 2011г. – 81,3 тыс. руб., но почти половина работающих получает заработную плату ниже МПБ.

Условное разделение населения  по отношению доходов к величине БПМ, МПБ и РПБ (рационального  потребительского бюджета) позволяют  по методике Всероссийского центра уровня жизни населения (ВЦУЖ) выделить среди  населения 5 групп с разным уровнем материальной обеспеченности:

1. «Бедные» семьи –  с душевым доходом не выше  БПМ;

2. «Малообеспеченные семьи» – со среднедушевым денежным доходом выше БПМ, но ниже МПБ;

3. «Обеспеченные» семьи – с душевым доходом от 1 до 2 МПБ;

4. «Состоятельные семьи» – с душевым доходом в интервале между 2 МПБ (или средним бюджетом) и уровнем душевого дохода на уровне РПБ;

5. «Богатые» семьи – с душевым доходом РПБ.

Структура общества в Республике Беларусь в зависимости  от уровня доходов в 2011г. характеризовалась  следующим образом:

- группа бедных (28,9%) – располагаемые ресурсы ниже БПМ;

- группа малообеспеченных (47,2%) – располагаемые ресурсы от БПМ до минимального потребительского бюджета (МПБ);

- среднеобеспеченная часть населения (15,2%) – свыше 1,5 МПБ;

- наиболее обеспеченная часть населения (4,4%) – свыше 2 МПБ.

Такая статистика говорит о том, что подавляющая  часть населения республики относится  к категории бедных и малообеспеченных, а также о том, что фактически отсутствует средний класс как слой, адаптированный к новым условиям и составляющий основу стабильности общества.

Распределение доходов малообеспеченных по источникам дает представление о причинах бедности и ее социально-демографическом составе – это низкий уровень жизни отдельных категорий наемных работников в сочетании с иждивенческой нагрузкой (семьи с детьми от 0 до 17 лет), недостаточная социальная поддержка. Средняя заработная плата незначительно превышает МПБ.

В 2011г. на одну среднемесячную заработную плату можно было приобрести 1,3 набора МПБ (для сравнения в 1990г. – 2,5 набора).

В соответствии с действующим законодательством  Республики Беларусь основной государственной  гарантией в области оплаты труда  работников является минимальная заработная плата (МЗП). Соотношение МЗП с МПБ в 2011г. составило 18%, а соотношение МЗП и средней заработной платы – 8,2% (при пороговом значении 30%). Это позволяет сделать вывод: МЗП утратила основную свою функцию – обеспечивать существование работника хотя бы на уровне МПБ. МЗП в республике составляет всего 4,6% от средней заработной платы, тогда как в сравнимых по уровню экономического развития постсоциалистических странах (Румыния, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия) – 38–46% от среднемесячной заработной платы [9,10].

Одним из наиболее важных индикаторов социальной стабильности общества является коэффициент дифференциации доходов населения. В Республике Беларусь с не когда относительно однородным составом идут процессы дифференциации населения по доходам. Пока не удается изменить тенденцию чрезмерной дифференциации оплаты труда, основанной на обесценении интеллектуального и высококвалифицированного труда. Сегодня наименее оплачиваемыми по-прежнему остаются высококвалифицированные работники образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, а также сельского хозяйства. Имеет место и тенденция различия в оплате труда и по отраслям экономики. Пороговое значение для дифференциации доходов (отношение ресурсов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения) – 10 раз. Для Республики Беларусь фактическое соотношение, исходя из статистических данных, в 2009г. составляло 5,8 раз, в 2010г. – 6,1 раз, в 2011г. – 4,7 раз. Для сравнения: наибольшая дифференциация доходов наблюдалась в 1998г. – 6,2 раза. Снижение этого показателя в 2011г. практически связано с уменьшением доходов в высшей квинтильной группе.

Соответствует невысокой дифференциации доходов  и коэффициент концентрации доходов  Джини, который в 2009г. составил – 0,270, в 2010г. – 0,278 (при пороговом значении 0,3 – 0,5).

По данным выборочных обследований ДХ, в 2011г. 30,5% от общей  численности населения республики имела доходы ниже БПМ (при пороговом  значении 10%). В то же время в отчете за 2011г. экспертов Европейского банка  реконструкции и развития за национальной чертой бедности в Республике Беларусь находится всего порядка 10,4% населения (для сравнения – в России – 29%, в Украине – 27%).

По мере роста  средних доходов и заработной платы процессы дифференциации будут  нарастать.

Согласно Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) – 97, в 2010г. среднедушевые доходы должны были превысить положительный минимум в 3 раза (фактически в 2009г. – в 1,8 раза, в 2010г. – в 2 раза).

При росте доходов  до намеченных параметров предполагается значительное уменьшение доли населения с доходом ниже БПМ.

В 2012г. предельный уровень индексации доходов населения  предполагалось повысить до 75% БПМ, намечается увеличить тарифную ставку 1 разряда до уровня 80% БПМ, установить МЗП в размере 50% БПМ и размер ее индексировать с учетом инфляции. К 2015г. планируется повысить долю заработной платы в денежных доходах населения до 60%.

Беларусь переживает сегодня процесс трансформации  социально-экономических и социально-трудовых отношений, сформированных в условиях административно-командной системы Расходы Беларуси на образование и здравоохранение самые высокие в СНГ и превышают средний уровень аналогичных расходов государств – членов Организации экономического сотрудничества и развития.

В настоящее  время в республике формируется переходный смешанный рынок труда, включающий в себя как старые, так и новые механизмы определения стоимости рабочей силы, регулирования занятости населения и возникновение безработицы в ходе структурной перестройки экономики. Характерными чертами этого рынка являются: низкая стоимость и низкая мобильность рабочей силы; неразвитость системы социального партнерства в результате недостаточного в экономическом, организационном и политическом плане оформления и отделения друг от друга основных субъектов рынка труда - наемных работников, нанимателей (предпринимателей) и государства; одновременное существование скрытой безработицы и неполной занятости; несоответствие спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу, признаку пола, территориальному размещению свободных мести безработных; низкие темпы обновления рабочих мест; снижение численности занятых в сфере частного предпринимательства; преимущественно пассивный характер политики государственной службы занятости; отсутствие реального страхования по безработице; невысокий уровень пособия по безработице.

Несмотря на принимаемые меры, общемировые кризисные  тенденции замедлили темпы роста  денежных доходов белорусских граждан. В 2010 г. денежные доходы населения составили 33,9 трлн. руб. и по сравнению с 2009 г. увеличились на 21,2%, реальные денежные доходы выросли на 5,5% при годовом прогнозе 11 5%. Денежные доходы в расчете на душу населения составили 702,1 тыс. руб. в месяц и повысились по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. в реальном выражении на 5,6% [6, с. 5].

Информация о работе Социальная политика гсударства