Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:47, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности социальной политики, рассмотрение целей, направлений и задач, стоящих перед ней; анализ проблем, возникающих в процессе ее реализации на современном этапе развития Беларуси и поиск направлений совершенствования проводимой в республике социальной политики.
Страхование от безработицы предоставляется из специальных страховых фондов. Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода безработицы, во- вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты) выплачиваются впервые месяцы безработицы в течение определенного периода. Далее суммы выплат уменьшаются. Во втором случае берется во внимание период занятости, трудовой стаж, физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др. Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев занятости в течение 3-х лет.
Важным звеном социальной защиты на рынке труда являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят на эти меры млрд. долларов. Государство тратит на реализацию программ переквалификации большую часть средств. С целью создания новых рабочих мест государство берет на себя также выполнение таких общественных работ, как строительство дорог, канализаций и т.д. Во время экономического кризисагосударство увеличивает капиталовложения в государственные предприятия.Программы трудоустройства осуществляются также путем льготного налогообложения компаний, которые создают рабочие места. Обеспечение компенсации потери рабочего места государством. Речь идет о пособиях по безработице, выплате подъемных на новом месте жительства, выходных пособий и т.п. Вопрос упирается в источники финансирования служб занятости, системы переподготовки кадров, информационных центров, сосредоточивающих данные об излишках рабочей силы и потребности в ней.Минимальная заработная плата является одним из важнейших рычагов воспроизводства рабочей силы и её стимулирования, кроме того, на основе минимальной зарплаты устанавливаются различные пособия (в том числе по безработице), пенсии и т.д. При установлении минимального уровня заработной платы рекомендуется учитывать потребности работников и их семей, стоимость жилья, социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, которые влияют на уровень занятости. За базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых семей разного типа (с одним ребенком, двумя и др.). К этому набору в разных странах включают неодинаковые компоненты. В США, например, в него входит оплата наемного жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз в пять лет подержанного автомобиля и др.[5,c.124]
1.2.4. Политика социальной защиты
Понятие "социальная защита" впервые использовали американские законодатели в тексте закона, принятого в 1935 г. В нем давалось правовое обоснование для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности. Данный термин органически вписывался в понятийный аппарат ученых и практиков, так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки социальных слоев населения. В дальнейшем рамки значительно расширились, чему способствовала, в том числе и разработке конвенций и рекомендаций Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Международной ассоциации социального обеспечения, посвященному социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда, зараплате.
Потребность термина "социальная защита" возникла, когда появилась настоящая необходимость помощи граждан, не способным материально се обеспечить.
При этом зачастую используют термин "социальной защиты", а именно - "социальная защищенности". Их различие состоит в соотнесении действия и состояния: для "социальной защиты" ключевым служит характер намерений (государст., общественных структур) по реализации мер по самозащите; для "социальной защищенности" смысловая нагрузка воплощается в определении состояния, в котором находилась защищаемая личность или социальная группа (инвалиды, безработные, пенсионеры и т.д.).
Сложилось три методологических подхода к трактовке данной категории: политэкономический, методологический и инструменталистский.
Так, по мнению Б.Ракитского, социальная защищенность в широком смысле представляет собой такой общественный порядок, в рамках которого объекты могут отстаивать свои интересы.
К важнейшим характеристикам термина "социальная защита" относят: виды и организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь или которые охвачены социальным страхованием. Данный методологический подход рассматривает национальные системы социальной защиты как комбинацию различных институтов социального страхования и социальной помощи. Методологический вопрос о формах и механизмах социальной защиты достаточно детально проработан западными учеными. Так, к формам социальной защиты относят: личные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальную помощь в виде различных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь государства в получении образования; системы социальной защиты на уровне предприятий.
Обобщив трактовки категории "социальная защита", можно дать следующее определение : социальная защита охватывает комплекс отношений, сущностных связей и интересов социальных субъектов (работников и работодателей), организаций и государства, связанных с минимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни (в том числе и трудовой).
К факторам, нарушающим нор ход трудовой жизни и снижа социальный статус работников, относятся риски повреждения здоро и утраты трудоспособности (болезни, несчастные случаи, старость), недостаточна профессиональная квалификация или неблагоприятная ситуация на рынке труда, приводящие к утрате места работы. Для отдельного работника данные риски носят вероятностно-случайный характер, а для совокупноности - объективно- массовый.
Социальная защита работников включает в себя следующие направления:
- создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам зарабатывать средства для жизни в объемах для достойного существования;
- обеспечение безопасных условий труда для работников и доступа граждан к национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования;
- обеспечение работников и членов их семей прожиточным минимумом материальных средств в случаях безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или заболевания, инвалидности, старости, утраты кормильца.
Все многообразие видов деятельности в социальной сфере, начиная от оказания помощи на дому престарелым и одиноким гражданам и заканчивая лоббированием социального законодательства, можно разделить на четыре главных направления:социальную защиту;социальное страхование; социальное обеспечение; социальную помощь [6, с. 422].
Социальная защита - это защита социальных прав человека. Посредством данной функции реализуется принцип равных прав и равных возможностей всех граждан, а также лиц без гражданства. Предусматриваются специальные юридические и политические меры по защите прав для трудоспособного населения в области труда и занятости; по защите интересов граждан, которые сами не могут реализовать свои права (социальная защита детей, престарелых, инвалидов).
Таким образом, социальная политика - комплекс организационных, экономических и других мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам.
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Анализ уровня доходов населения
Поскольку в качестве главной цели социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу определено повышение уровня жизни народа с постепенным приближением его благосостояния к уровню развитых европейских государств, очевидно, что основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения Беларуси на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, создания каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье. Рассмотрим проблемы реализации социальной политики в Республике Беларусь в современный период в разрезе, учитывающем такие аспекты, как демографическая ситуация в стране, политика доходов и качество жизни населения, борьба с бедностью и развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, жилье, коммунальные услуги населению, физкультура и спорт, туризм и т.д.).
Демографическая динамика играет определяющую роль в развитии человеческого капитала. Средняя ожидаемая продолжительность жизни является одним из важнейших интегральных показателей, характеризующих, с одной стороны, качество жизни в стране, с другой - комплекс поведенческих факторов, выражающихся в отношении людей к своему здоровью, своеобразной ответственности человека перед собой и обществом.
На 1 января 2004 г. численность населения Республики Беларусь составляла 9849,1 тыс. чел. В городских поселениях проживало 7045,5 тыс. чел. (71,5%), в сельских населенных пунктах 2803,6 тыс. чел. (28,5%). На протяжении всех послевоенных лет, вплоть до начала 90-х годов, численность населения страны постоянно росла. Однако интенсивность этого роста начала снижаться уже с начала семидесятых годов. Впервые смертность превысила рождаемость в 1993 г., и страна вступила в качественно новый этап своего развития - депопуляцию. Уже более 10 лет в Республике Беларусь годовая численность умерших превышает численность родившихся и, несмотря на положительный миграционный прирост, население в стране уменьшается. [7, с.244].
Всего за 1993-2003 гг. в республике умерло 1506,7 тыс. чел., а родилось только 1062,8 тыс., естественная убыль населения за одиннадцать лет составила -443,9 тыс. чел. Миграционный прирост все эти годы был положительным и составил +58,4 тыс. чел. В результате численность населения страны сократилась на 385,5 тыс. чел., при этом городское население в республике все послевоенное время постоянно росло, сельское уменьшалось. Несмотря на то, что естественный прирост в республике стал отрицательным только с 1993 г., негативные тенденции в демографическом развитии страны - давние. Республика не воспроизводит своего населения уже более 25 лет, начиная с 1978 г., когда коэффициент воспроизводства населения снизился ниже минимума, необходимого для простого воспроизводства. В городской местности это произошло еще раньше. До 1993 г. численность населения страны увеличивалась лишь благодаря накопленному ранее демографическому потенциалу. Даже беглая оценка современной демографической ситуации показывает, что она представляет реальную угрозу безопасности развития республики. Проблемы демографического развития не столь очевидны, как, например, экономические, однако их роль не менее значима для Беларуси, поскольку они затрагивают жизненные интересы страны и ее населения. Следует учитывать, что даже при благоприятном стечении обстоятельств и эффективной демографической политике, направленной на рост рождаемости и сокращение смертности, естественный прирост еще длительное время будет минусовым, хотя за счет естественного движения население будет убывать несколько медленнее. Депопуляция в стране в значительной степени обусловлена кардинальными изменениями параметров воспроизводства населения, начавшимися несколько десятилетий назад и имеющими общемировые закономерности. Эти тенденции носят долговременный, эволюционный характер и даже при обоснованной обеспокоенности общества, не могут быть в одночасье изменены на противоположные. Сложившиеся структура населения и параметры его воспроизводства будут и в дальнейшем обусловливать депопуляцию в стране, а численность населения сохранит отрицательную динамику еще длительное время, особенно сильно - во втором-третьем десятилетии XXI века.
В 1990 г. численность бедного населения в стране оценивалась в 1-2%, в 1995г. - 39,9%; 1996 г. - 38,6%; 1997 г. - 32,1%; 1998 г. - 33%; в 2003 г. - 27,1%. В основе официально принятого в стране метода измерения бедности лежит концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные для данного уровня общественного развития потребности, обеспечивающие поддержание здоровья и сохранение работоспособности, и круг товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности (состав так называемой минимальной потребительской корзины). Стоимостная (в денежной форме) оценка потребительской корзины, а также расходы по обязательным платежам и сборам составляют величину прожиточного минимума. Показатели численности и доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума используются в Беларуси в качестве официально установленного показателя малообеспеченности (бедности).
При этом необходимо иметь в виду, что в начале к малоимущим (бедным) категориям населения в Беларуси относились лица с уровнем располагаемых ресурсов ниже 60% минимального потребительского бюджета (МПБ). Местным органам власти рекомендовалось использовать данный норматив (60% МПБ) для отнесения граждан к категории нуждающихся и возможного оказания им помощи. Указанный норматив не был закреплен законодательно и носил рекомендательный характер. Для ликвидации этих недостатков в 1999г. был принят Закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», который установил качественно новое правовое пространство для определения прожиточного минимума и отнесения граждан к категории малоимущих (бедных). В соответствии с данным законом начиная с 1 января 1999 г. бюджет прожиточного минимума является основным критерием признания граждан бедными. Граждане с уровнем среднедушевых доходов ниже 60% бюджета прожиточного минимума признаются нуждающимися, и им предоставляется право на получение государственной адресной социальной помощи. В настоящее время таким уровнем доходов располагает примерно 7% населения страны. Вместе с тем ситуация с бедностью в Беларуси остается сложной (рис.1.).[9, c.31]
Согласно официальной статистике, количество жителей с уровнем располагаемых ресурсов ниже прожиточного минимума, хотя и сокращается, но все еще представляет значительную величину - 27,1% от общей численности населения или 2676 тыс. чел. Из них 178 тыс. чел. живут в крайней бедности, когда доходы в два раза ниже величины прожиточного минимума.[5,c.202]
К основным группам с высоким уровнем бедности относятся: проживающие в сельских районах, семьи с высокой степенью иждивенчества и др. Бедные и очень бедные слои населения заняты в основном в сельском хозяйстве и непрестижных видах работ в других секторах экономики.