Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:10, шпаргалка

Краткое описание

1. «Экономика организации».
2. Сущность рынка, его функции и виды.
...
52. Сущность валового дохода и источники его формирования. Факторы влияющие на ВД.
53. Методика планирования ВД.
69. Методика планирования потребности ТП в ОБС.

Файлы: 1 файл

Экономика .docx

— 237.49 Кб (Скачать)

Различают следующие системы повременной оплаты труда:

a). Простая повременная (з/п начисляется при условии полного выполнения функций и заданий).  b). Повременно – премиальная  (работник получает не только тарифную з/п, но ещё и премию).

c). Повременно – премиальная с нормированным заданием.

Сдельная - при данной форме оплаченный труд измеряется выработанной продукцией. З/п начисляется за каждую единицу продукции (шт, кг, м и т.д.)

З/п = сдельн. расценка за 1 продукции × кол-во продукц.

Различают следующие системы сдельной оплаты труда:

1) Прямая  сдельная - з/п определяется по расценке за кол-во продукции.  2) Сдельно - премиальная - предусматривает доп-ые выплаты премии за достижение количественных и качественных показателей.  3) Сдельно - прогрессивная - предусматривает увеличение сдельных расценок по соответствующей шкале при перевыполнении работником установленного задания.  4) Сдельно – регрессивная.  5) Косвенная сдельная.   6) Аккордная - з/п начисляется на весь объём работы (13 з/п).

На пред-ях могут применяться  смотанные формы оплаты труда.

З/п по способу расчётом с работниками может быть индивидуальной и коллективной (бригадной). При коллективной оплате труда з/п начисляется опред-ной группе работников, а затем распределяется между членами трудового коллектива (как правило, в соответствии с отработанным временем и уровнем квалификации, а премии с помощью коэффициента трудового участия КТУ).

Дли оплаты труда руководителей  и специалистов может применяться  контрактная форма оплаты труда.

_____________________________________________________

 

45. Состав фонда оплаты труда и порядок его расчёта.

ФЗП - ∑ всех расх. п/п на оплату труда, как в денежном, так и в натур выражении независимо от источника финансир-ия этих выплат.

Источники средств  для выплаты  з/п: средства на оплату труда, включаемые в ИО;   прибыль, остающаяся в распоряжении пр-ия;  средства спец-ого назначения, целевые поступления.

В состав ФЗП включаются следующие выплаты:

1. Заработная  плата за выполненную работу и отработанное время: з/п, начисленная по тарифным ставкам за отработан. время, а также з/п, начисленная по сдельным расценкам; %-ое или комиссионное вознаграждение; сумма индексации з/п; стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты; з/п учащихся и студентов, проходящих производственную практику; доплаты за совмещение профессий,  расширение зоны обслуживания, суммы, начисленные лицам за работу, привлечённым, по спец. договорам с гос. организациями; з/п лицам, принятым по совместительству и т. д.

2. Поощрительные  выплаты: надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам за проф. мастерство, почётное звание, высокие достижения в труде, сложность, напряжённость в работе; надбавки за продолжительность работы; денежная помощь или компенсации на питание, проезд  и т. д.; единовременные и регулярные премии и вознаграждения работников; вознаграждения по итогам работы за год; вознаграждения к юбилейным датам, праздникам; сумма ЧП, выплачиваемой членам трудового коллектива и т. д.

3. Выплаты  компенсирующего характера: доплаты за работу в особых, неблагоприятных условиях; в зонах радиоактивного заражения; в местностях с тяжёлыми климатическими условиями; за работу в ночное время, в многосменном режиме; за работу в праздничные, выходные дни, в сверхурочное время; компенсации за неиспользованный отпуск и др.

4. Выплаты  соц. характера: Ст-ть бесплатно предоставляемого питания; средства на возмещение расходов по квартирной плате, найму жилья; стоимость льгот по проезду на различных видах транспорта; оплата льготных путёвок; оплата абонементов группы здоровья, массажных залов и т. д.

5. Оплата  за неотработанное время: оплата ежегодных и доп. отпусков; оплата рабочего времени работникам, привлекаемых к выполнению государственных и общественных обязанностей; оплата простоев не по вине работника; оплата работникам - донорам за дни обследов-ия, сдачи крови и отдыха, др.

Планирование  ФЗП производится в разрезе отраслей деят-ти п/п и структурных подразделений. Чтобы рассчитать общую ∑ расходов на оплату труда, включаемых в ИО, необходимо определить плановые суммы по отдельным видам выплат з/п. Исходными данными при планировании является численность работников, данные по оплате труда текущего и предшествующих лет, коллективный договор предприятия на предстоящий год, Трудовой Кодекс РБ и др. законодательство о труде, планы хоз. деят-ти предп-ия. Далее планируют сумму расх-в на оплату труда за счёт прибыли п/п.

_______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________________

 

46. Сущность цены, её функции и роль.

Цена является сложной экономической категорией, в которой отражаются все основные экономические отношения. Цена — это стоимость 1-ы товара, выраженная в денежной форме. Сумма денег, за которую продавец хочет продать свой товар, а покупатель готов его купить, называется рыночной ценой. Равновесной рыночной ценой считается цена, при которой предложение соответствует спросу.

В условиях рыночной  экономики роль цены увеличивается, так как от её уровня зависит величина прибыли, финансовое состояние и конкурентоспособность предприятия.

Цены обслуживают все уровни экономики:

  • на микроуровне цена регулирует хоз. деятельность предприятий, так как экономика любого п/п начинается с цен на сырьё, материалы, топливо и т.д. и заканчивается ценами на произведенную продукцию;
  • на макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию её важнейших пропорций, показывает возникающие диспропорции.

Основными функциями цены являются:

1. балансирующая (состоит в формировании основных экономических пропорций между спросом и предложением, между производством и потреблением);  2. планово-учетная (цена используется для разработки планов и прогнозов, для учета потребляемых ресурсов, выпущенной продукции и для расчета различных стоимостных показателей);  3. распределительная и перераспределителъная (состоит в распределении и перераспределении создаваемого национального продукта и ВВП между предп-ями, регионами и отраслями);  4. средство размещения производства (цена способствует переливанию капиталов в отрасли с более высокой прибылью);  5. стимул-щая  (стимулирует инвестиционную деят-ть, способствует повышению качества продукции, снижению издержек произ-ва, увеличение выпуска продукции);   6. информационная (состоит в доведении всех данных о конъюнктуре рынка до всех участников рыночной экономики).

____________________________________________________________

 

47. Виды цен, и факторы влияющие на неё.

 

На цену влияет множество факторов:

Внешние: a). Политич и экономич ситуация в стране; b). Обеспеч-сть основными ресурсами; c). Уровень доходов и сбережений населения; d). Инфляция; e). Гос-ое регулирование;    f). Характер спроса; g). Наличие и уровень конкуренции; h. Налоговое закон-во; i). Внешнеэкономическая политика государства.

Внутренние: 1. Свойства тов.; 2. Способ и ур. производства; 3. Ориентация на различ. потреб-ей; 4. Длительность товародвижения; 5. Организация сервиса; 6. Реклама.

К факторам первого порядка относятся: спрос, предложение, прямое государственное регулирование, конкуренция.

Виды  цен:

I. В зависимости от стадии товародвижения:

1. Отпускная цена предприятия - изготовителя — применяется на республиканском рынке в расчетах между п/п–производителями и п/п–потребителями. Эта цена является ценой приобретения продукции для оптовых предп-ий с последующей перепродажей. Она формируется с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, затрат на произв-во, сезонности спроса, условий поставки и др.

2. Отпускная цена оптового предприятия — формируется при продаже товаров предприятиям-поставщикам или снабженческо-сбытовым организациям. Эта цена одновременно является ценой приобретения товара для розничных предприятий.

3. Розничная цена – цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий.

4. Продажная цена кулинарной продукции – формируется под воздействием наценки. Выделяют 5 наценочных категорий: 1я, 2я, 3я, высшая, люкс. 

В этой цепочке каждая из последующих цен включает в себя предыдущую.

II. По способу установления: 

   1. Регулируемые (устанавливаются фиксируемая РЦ под контролем гос-ва).  2. Свободные  (устан-ся производи-ми на основе спроса и предложения). 3. Договорно-контрактные (устан-ся по согласованию сторон). 

III. По характеру обслуживаемого оборота:

   1. Оптово-отпускные — применяются при продаже продукции одними п/п другим.; 2. Закупочные — применяются производит. сельскохозяйственной продукции при продаже своей продукции промышленным п/п для переработки.; 3. Розничная цена; 4. Цены на продукцию строит-ва (сметные);   5. Тарифы — цены на услуги;  6. Цены, обслуживающие внешний Т/Об.

IV. По территориальному распространению:

   1. Единые — действуют на всей территории РБ, устанавливаются и контролируются центральными органами управления (электроэнергия, квартплата, тарифы на перевозки и т.д.).

   2. Местные или региональные — формир-ся на определенных территориях под воздействием рыночных факторов и регулируются местными органами власти.

V. По срокам действия:

     1. Постоянные (твердые, долговременные) — не изменяются в течение деят-ти контракта.; 2. Текущие — изменяются в рамках одного контракта и отражают изменение ситуации на рынке.; 3. Сезонные — действуют в течение определен. периода.; 4. Скользящие — примен. на тов. с длительным сроком изготовления.

Дифференциация цен может осуществляться и по другим признакам.

Во внешнеторг. деят-ти примен-ся стандартизированные названия цен, кот-ые содержат все условия договоров: FOB, FASS, CIF и т.д.

_______________________________________________________________

 

48. Структура розничной цены.

Структура розничной  цены:

Структура цены — это состав и количественные соотношения между отдельными элементами цены.

Цена любого товара или услуги состоит из ряда обособленных элементов:

1. Себестоимость продукции — это плановые затраты, связанные с производством и реализацией продукции.

2. Прибыль — необходима для приобретение новых средств производства, накопления и уплаты налогов из прибыли.

3. Косвенные налоги — устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и увеличивают цену товара (акциз, транспортный налог).

4. Оптовая и торговая надбавки — это цены услуг оптовых и розничных п/п, кот.устанавливаются к отпускным ценам предприятия-изготовителя без НДС.

5. НДС — рассчитывается на всех стадиях товародвижения, но уплата его по действующему законодательству осуществляется последним звеном.

6. Местные налоги — являются частью розничной цены.

__________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________________________________

 

54. Сущность, значение и источники формирования прибыли. Виды прибыли.

Деятельность ТО, отвечающая потребностями  рыночной экономики, должна приносить  прибыль. Прибыль в условиях рынка – конечная цель и движущий мотив развития пред-ия. Управление прибылью находится в центре эконом-ой деят-ти пред-ия. 
Прибыль выступает как эконом-кая категория, оценочный результативный пок-ль, целевой ориентир деят-ти предп-ия, источник формирования различных фондов, инструмент расчета чистого дохода общества.

Как результативный (оценочный) пок-ль, прибыль харак-ет эффективность деят-ти предп-ия.  Как экономическая категория, прибыль отражает совокупность отношений субъектов хоз-ния, участвующих в формировании национ-ого дохода.   Как количест-ный пок-ль, она представляет собой разность между ВД и ИО пред-ия. 
Понятие «прибыли» имеет разные значения с позиции пред-тия, потребителя, гос-ва, но во всех случаях оно означает выгоду.

Значение  прибыли для предприятия заключается  в следующем: 
1. Источник финансовых ресурсов; 2. Источник образования фондов пред-ия и выступает фондообразующим фактором; 3. Источник материального стимулирования трудового коллектива;  4. Источник трудовых и социальных льгот работников. 5.Прибыль выступает источником образования имущества, капитала.

Виды  прибыли

1.Экономическая – разность м/у ВД и эконом-ими издержками (явными и не явными);  ЭП = ВД – эконом-ие издержки.

2.Бухгалтерская – разность м/у ВД и бух. издержками (явными); Бух П = ВД – бухгалтерские издержки.

3.Прибыль от  реализации (торговая) работ и услуг; 

П от реализ. (торговая) = ВД – НДС – ∑ акциза – ∑ ИО

4.Валовая прибыль (ВП) – это сов-ть прибыли от всех видов деят-сти, Валовая (общая).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"