Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:10, шпаргалка
1. «Экономика организации».
2. Сущность рынка, его функции и виды.
...
52. Сущность валового дохода и источники его формирования. Факторы влияющие на ВД.
53. Методика планирования ВД.
69. Методика планирования потребности ТП в ОБС.
Различают следующие системы повременной оплаты труда:
a). Простая повременная (з/п начисляется при условии полного выполнения функций и заданий). b). Повременно – премиальная (работник получает не только тарифную з/п, но ещё и премию).
c). Повременно – премиальная с нормированным заданием.
Сдельная - при данной форме оплаченный труд измеряется выработанной продукцией. З/п начисляется за каждую единицу продукции (шт, кг, м и т.д.)
З/п = сдельн. расценка за 1 продукции × кол-во продукц.
Различают следующие системы сдельной оплаты труда:
1) Прямая сдельная - з/п определяется по расценке за кол-во продукции. 2) Сдельно - премиальная - предусматривает доп-ые выплаты премии за достижение количественных и качественных показателей. 3) Сдельно - прогрессивная - предусматривает увеличение сдельных расценок по соответствующей шкале при перевыполнении работником установленного задания. 4) Сдельно – регрессивная. 5) Косвенная сдельная. 6) Аккордная - з/п начисляется на весь объём работы (13 з/п).
На пред-ях могут применяться смотанные формы оплаты труда.
З/п по способу расчётом с работниками может быть индивидуальной и коллективной (бригадной). При коллективной оплате труда з/п начисляется опред-ной группе работников, а затем распределяется между членами трудового коллектива (как правило, в соответствии с отработанным временем и уровнем квалификации, а премии с помощью коэффициента трудового участия КТУ).
Дли оплаты труда руководителей и специалистов может применяться контрактная форма оплаты труда.
______________________________
45. Состав фонда оплаты труда и порядок его расчёта.
ФЗП - ∑ всех расх. п/п на оплату труда, как в денежном, так и в натур выражении независимо от источника финансир-ия этих выплат.
Источники средств для выплаты з/п: средства на оплату труда, включаемые в ИО; прибыль, остающаяся в распоряжении пр-ия; средства спец-ого назначения, целевые поступления.
В состав ФЗП включаются следующие выплаты:
1. Заработная плата за выполненную работу и отработанное время: з/п, начисленная по тарифным ставкам за отработан. время, а также з/п, начисленная по сдельным расценкам; %-ое или комиссионное вознаграждение; сумма индексации з/п; стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты; з/п учащихся и студентов, проходящих производственную практику; доплаты за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания, суммы, начисленные лицам за работу, привлечённым, по спец. договорам с гос. организациями; з/п лицам, принятым по совместительству и т. д.
2. Поощрительные выплаты: надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам за проф. мастерство, почётное звание, высокие достижения в труде, сложность, напряжённость в работе; надбавки за продолжительность работы; денежная помощь или компенсации на питание, проезд и т. д.; единовременные и регулярные премии и вознаграждения работников; вознаграждения по итогам работы за год; вознаграждения к юбилейным датам, праздникам; сумма ЧП, выплачиваемой членам трудового коллектива и т. д.
3. Выплаты компенсирующего характера: доплаты за работу в особых, неблагоприятных условиях; в зонах радиоактивного заражения; в местностях с тяжёлыми климатическими условиями; за работу в ночное время, в многосменном режиме; за работу в праздничные, выходные дни, в сверхурочное время; компенсации за неиспользованный отпуск и др.
4. Выплаты соц. характера: Ст-ть бесплатно предоставляемого питания; средства на возмещение расходов по квартирной плате, найму жилья; стоимость льгот по проезду на различных видах транспорта; оплата льготных путёвок; оплата абонементов группы здоровья, массажных залов и т. д.
5. Оплата за неотработанное время: оплата ежегодных и доп. отпусков; оплата рабочего времени работникам, привлекаемых к выполнению государственных и общественных обязанностей; оплата простоев не по вине работника; оплата работникам - донорам за дни обследов-ия, сдачи крови и отдыха, др.
Планирование ФЗП производится в разрезе отраслей деят-ти п/п и структурных подразделений. Чтобы рассчитать общую ∑ расходов на оплату труда, включаемых в ИО, необходимо определить плановые суммы по отдельным видам выплат з/п. Исходными данными при планировании является численность работников, данные по оплате труда текущего и предшествующих лет, коллективный договор предприятия на предстоящий год, Трудовой Кодекс РБ и др. законодательство о труде, планы хоз. деят-ти предп-ия. Далее планируют сумму расх-в на оплату труда за счёт прибыли п/п.
______________________________
______________________________
46. Сущность цены, её функции и роль.
Цена является
сложной экономической
В условиях рыночной экономики роль цены увеличивается, так как от её уровня зависит величина прибыли, финансовое состояние и конкурентоспособность предприятия.
Цены обслуживают все уровни экономики:
Основными функциями цены являются:
1. балансирующая (состоит в формировании основных экономических пропорций между спросом и предложением, между производством и потреблением); 2. планово-учетная (цена используется для разработки планов и прогнозов, для учета потребляемых ресурсов, выпущенной продукции и для расчета различных стоимостных показателей); 3. распределительная и перераспределителъная (состоит в распределении и перераспределении создаваемого национального продукта и ВВП между предп-ями, регионами и отраслями); 4. средство размещения производства (цена способствует переливанию капиталов в отрасли с более высокой прибылью); 5. стимул-щая (стимулирует инвестиционную деят-ть, способствует повышению качества продукции, снижению издержек произ-ва, увеличение выпуска продукции); 6. информационная (состоит в доведении всех данных о конъюнктуре рынка до всех участников рыночной экономики).
______________________________
47. Виды цен, и факторы влияющие на неё.
На цену влияет множество факторов:
Внешние: a). Политич и экономич ситуация в стране; b). Обеспеч-сть основными ресурсами; c). Уровень доходов и сбережений населения; d). Инфляция; e). Гос-ое регулирование; f). Характер спроса; g). Наличие и уровень конкуренции; h. Налоговое закон-во; i). Внешнеэкономическая политика государства.
Внутренние: 1. Свойства тов.; 2. Способ и ур. производства; 3. Ориентация на различ. потреб-ей; 4. Длительность товародвижения; 5. Организация сервиса; 6. Реклама.
К факторам первого порядка относятся: спрос, предложение, прямое государственное регулирование, конкуренция.
Виды цен:
I. В зависимости от стадии товародвижения:
1. Отпускная цена предприятия - изготовителя — применяется на республиканском рынке в расчетах между п/п–производителями и п/п–потребителями. Эта цена является ценой приобретения продукции для оптовых предп-ий с последующей перепродажей. Она формируется с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, затрат на произв-во, сезонности спроса, условий поставки и др.
2. Отпускная цена оптового предприятия — формируется при продаже товаров предприятиям-поставщикам или снабженческо-сбытовым организациям. Эта цена одновременно является ценой приобретения товара для розничных предприятий.
3. Розничная цена – цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий.
4. Продажная цена кулинарной продукции – формируется под воздействием наценки. Выделяют 5 наценочных категорий: 1я, 2я, 3я, высшая, люкс.
В этой цепочке каждая из последующих цен включает в себя предыдущую.
II. По способу установления:
1. Регулируемые (устанавливаются фиксируемая РЦ под контролем гос-ва). 2. Свободные (устан-ся производи-ми на основе спроса и предложения). 3. Договорно-контрактные (устан-ся по согласованию сторон).
III. По характеру обслуживаемого оборота:
1. Оптово-отпускные — применяются при продаже продукции одними п/п другим.; 2. Закупочные — применяются производит. сельскохозяйственной продукции при продаже своей продукции промышленным п/п для переработки.; 3. Розничная цена; 4. Цены на продукцию строит-ва (сметные); 5. Тарифы — цены на услуги; 6. Цены, обслуживающие внешний Т/Об.
IV. По территориальному распространению:
1. Единые — действуют на всей территории РБ, устанавливаются и контролируются центральными органами управления (электроэнергия, квартплата, тарифы на перевозки и т.д.).
2. Местные или региональные — формир-ся на определенных территориях под воздействием рыночных факторов и регулируются местными органами власти.
V. По срокам действия:
1. Постоянные (твердые, долговременные) — не изменяются в течение деят-ти контракта.; 2. Текущие — изменяются в рамках одного контракта и отражают изменение ситуации на рынке.; 3. Сезонные — действуют в течение определен. периода.; 4. Скользящие — примен. на тов. с длительным сроком изготовления.
Дифференциация цен может
Во внешнеторг. деят-ти примен-ся стандартизированные названия цен, кот-ые содержат все условия договоров: FOB, FASS, CIF и т.д.
______________________________
48. Структура розничной цены.
Структура розничной цены:
Структура цены — это состав и количественные соотношения между отдельными элементами цены.
Цена любого товара или услуги состоит из ряда обособленных элементов:
1. Себестоимость продукции — это плановые затраты, связанные с производством и реализацией продукции.
2. Прибыль — необходима для приобретение новых средств производства, накопления и уплаты налогов из прибыли.
3. Косвенные налоги — устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и увеличивают цену товара (акциз, транспортный налог).
4. Оптовая и торговая надбавки — это цены услуг оптовых и розничных п/п, кот.устанавливаются к отпускным ценам предприятия-изготовителя без НДС.
5. НДС — рассчитывается на всех стадиях товародвижения, но уплата его по действующему законодательству осуществляется последним звеном.
6. Местные налоги — являются частью розничной цены.
______________________________
______________________________
54. Сущность, значение и источники формирования прибыли. Виды прибыли.
Деятельность ТО, отвечающая потребностями
рыночной экономики, должна приносить
прибыль. Прибыль в условиях рынка – конечная
цель и движущий мотив развития пред-ия.
Управление прибылью находится в центре
эконом-ой деят-ти пред-ия.
Прибыль выступает как эконом-кая категория,
оценочный результативный пок-ль, целевой
ориентир деят-ти предп-ия, источник формирования
различных фондов, инструмент расчета
чистого дохода общества.
Как результативный (оценочный)
пок-ль, прибыль харак-ет эффективность
деят-ти предп-ия. Как экономическая
категория, прибыль отражает совокупность
отношений субъектов хоз-ния, участвующих
в формировании национ-ого дохода. Как количест-ный пок-ль, она представляет
собой разность между ВД и ИО пред-ия.
Понятие «прибыли»
имеет разные значения с позиции пред-тия,
потребителя, гос-ва, но во всех случаях
оно означает выгоду.
Значение
прибыли для предприятия
1. Источник финансовых
ресурсов; 2. Источник образования
фондов пред-ия и выступает фондообразующим
фактором; 3. Источник материального
стимулирования трудового коллектива;
4. Источник трудовых и социальных
льгот работников. 5.Прибыль выступает
источником образования имущества, капитала.
Виды прибыли
1.Экономическая – разность м/у ВД и эконом-ими издержками (явными и не явными); ЭП = ВД – эконом-ие издержки.
2.Бухгалтерская – разность м/у ВД и бух. издержками (явными); Бух П = ВД – бухгалтерские издержки.
3.Прибыль от реализации (торговая) работ и услуг;
П от реализ. (торговая) = ВД – НДС – ∑ акциза – ∑ ИО
4.Валовая прибыль (ВП) – это сов-ть прибыли от всех видов деят-сти, Валовая (общая).