Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 16:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
Вопрос 51.
Мировой
экономический порядок.
Международные режимы (порядки) - международнорегулирующие структуры - условия, в основе которых лежат взаимоприемлемые нормы, определяемые государственные и межгосударственные рамки поведения в какой-либо сфере международной деятельности. Понятие мирового экономического порядка включает в себя международную валютную систему, регулирование межгосударственных валютных отношений, общемировую торговую систему и регулируемые отношения, является основой сделок в сфере международного обмена, международные принципы налогообложения, определяющие права в межгосударственных отношениях (главная роль принадлежит МВФ и ГАТТ).
На состояние мирового экономического порядка влияние оказывает иерархичность мирового хозяйства, когда одни страны обладают большей мощью, чем другие (на долю США приходится 45% ВВП большой семерки). Первые послевоенные годы - расцвет США, за 30-40-е гг. доля США в мировом доходе возросла с 29 до 33%, при этом произошло снижение роли Англии с 9% до 6%, в промышленном производстве на долю США приходилось 37% мирового объема продукции. Политика формирования послевоенной системы включала план Маршалла для ЕС, расширение капиталовложений в Лат. Америке, создание системы влиятельных международных экономических организаций - МВФ, ГАТТ, МБРР, в которых США занимали лидирующее положение.
Затем произошло усиление позиций ЕС, Японии, которые стали противостоять США по многим мировым экономическим вопросам. Образование ЕС отразилось на общем мировом экономическом порядке. С распадом колониальных империй развивающиеся страны пытались изменить существующую мировую экономическую систему, и в 1974 г. они провели через ГА ООН резолюцию о новом экономическом порядке. В основе которого находились следующие принципы: эффективный контроль государств над своими хозяйственными ресурсами, требования справедливого соотношения цен на сырьевые и промышленные товары и смягчения резких колебаний спроса на сырье, предложения о ликвидации долгов наименее развитых стран и облегчения условий погашения кредитов , предоставленных остальным развивающимся странам, предложение о ежегодной передаче по каналам помощи средств в размере 1% ВВП промышленно развитых стран без всяких условий, требования создания системы передачи новых технологий развивающимся странам.
В 80-е гг. США
изменили подход к сложившемуся в тот
период мировому экономическому порядку.
Была сделана ставка на возрастание доли
США в мировом экспорте. В начале 1991 г.
США выступили с предложением о новом
мировом порядке. Данная концепция подразумевала
многостороннюю коллективную безопасность
при направляющей роли США, создание инфраструктуры
для распространения в мире влияния США,
так как утверждалось, что стабильность
экономического режима моет быть достигнута
только в мирохозяйтсвенной структуре,
где доминирует лидер.
Вопрос 54.
Стратегия
социально-экономического развития Китая.
С конца 70-х гг. проведение широкомасштабной экономической реформы и открытой внешнеэкономической политики (переход к рыночной экономике): реформа цен, приватизация, привлечение иностранного капитала, децентрализация управления, акционироание предприятий. Цель: решение хозяйственных задач, расширение участия страны в международном разделении труда. В 93 г. новая модель реформы, ее цель - социалистическая рыночная экономика, так как социалистическая система в Китае не исчерпала себя. Причины высоких темпов экономического развития - изменения в инвестиционной политике: диверсифицирование источников финансирования (увеличение удельного веса индивидуальных, коллективных, частных средств, накопления населения), децентрализация государственных капиталовложений: увеличение роли источников финансирования в руках местных властей и государственных предприятий., замена бюджетного финансирования кредитованием банками: развитие коммерческих банков, финансовых трестовоинвестиционных компаний, создание с/х кредитных кооперативов, активизация выпуска облигаций, государственных займов, акций предприятий, облигаций банков, увеличение объема неправительственных финансовых институтов (облигаций банков, предприятии, акций предприятий, депозитные сертификаты). Восстановление многоукладной экономики - курс на развитие многообразных форм собственности для повышения рентабельности, экономической эффективности с/х. В результате появление разных форм доходов: трудовые, проценты, дивиденды, арендная плата. Доля государственного сектора в 94 г. - 18% (79 г. - 24%), коллективный сектор - 54% занятых, 39% ВВП (35% и 19% соответственно), частный сектор находится на начальной стадии развития - 1% стоимости промышленной продукции. Гос. сектор - 50% капиталовложений, 40% - коллективный, частный - 3%, иностранный и смешанный - 7%.
Основное направление реформы предприятий - преобразование предприятий, компаний на основе акционирования. К акционированию дифференцированный подход, не допускаются к акционированию стратегические, оборонные и новейшие технологические отрасли, транспортная энергетика при условии контрольного пакета акций у государства. К началу 95 г. - 60 тыс. акционерных предприятий.
Важный фактор развития - повышение производительности труда. С 87 по 91 гг. - физический объем национального дохода на одного занятого увеличился на 53%.
Уменьшение роли традиционных факторов (объем инвестиций, рабочая сила), возрастание роли новых факторов (наука, образование, организация производства). Развитие науки и техники - один из основных моментов экономической стратегии КНР. Затраты на НИОКР 2,2% ВВП (= ЕС, меньше США).
Проблемы: низкий уровень развития производительных сил, неразвитые бедные районы, замкнутость отдельных регионов, преобладание сельского населения, высокий удельный вес мелкого производства, низкий жизненный уровень населения.
Достижение сбалансированности народного хозяйства - одно из важнейших направлений экономической политики. До начала 70-х гг. 33% ВВП - с/х, 46% - промышленность, 20% - транспорт, связь и услуги. Задачи структурной экономической политики в начале 80-х гг.: обеспечение сбалансированного развития промышленности и с/х (рост с/х отставал от роста промышленного производства), ускоренное развитие легкой промышленности, привлечение тяжелой промышленности к снабжению потребительскими товарами, ликвидация диспропорций внутри тяжелой промышленности, решение энергетической проблемы, интенсификация экономики, повышение технического уровня. В результате в 890-х гг. - увеличение инвестиций в с/х, увеличение доли легкой промышленности в приросте промышленной продукции (39%), переориентация оборонной промышленности на выпуск продукции гражданского назначения, 43% всех государственных капиталовложений в 90-е гг. - в топливно-энергетический комплекс. Программа развития энергетической базы к 2000 г.: атомная энергетика, разработка нефтяных месторождений, в промышленности приоритетное направление - обрабатывающая промышленность, в обрабатывающей промышленности приоритеты -радиоэлектроника, автомобилестроение. В результате машиностроение дает 25% валовой промышленной продукции и доходов промышленности, но только 10% продукции машиностроения достигло мировых стандартов. самые динамичные отрасли: электронная промышленность (93 г. - увеличение в 8 раз), среднегодовой темп прироста химической промышленности - 11% ( доля в промышленном производстве 12%). С/х - интенсификация, но все еще отсталое: растениеводство - 47%, животноводство - 17%, подсобные промыслы - 29%, рыбное хозяйство - 3%, мясное - 2%. Цель: увеличение доли животноводства и технических культур.
Либерализация внешнеэкономической политики. В результате увеличения внешнеторгового оборота, экспорта и импорта главная задача внешней торговли - приобретение техники и технологии. В результате за счет импорта техники и технологического обеспечения - 60% прироста промышленного производства. Снижение импортных пошлин и тарифов. Сотрудничество со всемирным банком: развитие программ ТЭК, науки и образования, транспорта, с/х, финансирование мелких и средних промышленных предприятий. Привлечение в страну прямых иностранных инвестиций, образование совместных предприятий с участием китайского и иностранного капитала, чисто иностранных предприятий. Доля совместных предприятий в общем объеме экспорта в 94-м г. - 24%. В Приморском поясе 80% предприятий с участием иностранного капитала. Организация свободных экономических зон в приморских районах (14 зон): зоны обеспечивают 20% всего экспорта Китая.
В Китае высокая норма накоплений - свыше 30%.
Положительные сдвиги в уменьшении неграмотности, в развитии высшего образования, но это еще отстает от потребностей. Также сдерживают страну военные расходы (около 3% ВВП).
Собственное развитие космической техники и технологии, доминирование в запуске коммерческих ракет, если темпы роста сохранятся, то к 2010 г. Китай достигнет уровня среднеразвитых стран, а к 2040 - превзойдет США по экономической мощи и уровню производства на душу населения.
Произошли
изменения: директивное планирование
сменилось инлдикативным, формы оплаты
труда, участие наемных рабочих в управлении.
Это способствовало увеличению инициативности
и производительности труда.
Вопрос 52.
Позиции
Японии в мировом хозяйстве.
Япония - одна из ведущих промышленно развитых стран мира. Национальная экономика занимает 2-3 место в мире. Население страны составляет около 2,3% населения мира. В стране создается приблизительно 16% валового мирового продукта, если вести подсчет ВВП по текущим валютным курсам (по покупательной способности иены - 8,4, занимая по этому показателю второе место после Китая). Экономический потенциал Японии составляет около 60% потенциала США, но по производству продукции на душу населения Япония превышает уровень США.
Положение Японии в Восточной Азии: около 70% совокупного продукта, по текущим валютным курсам в 6 раз больше, чем Китай, по покупательной способности на одном уровне с Китаем.
Объем продукции и услуг: в 38 г. 3% мировой валовой продукции приходилось на Японию, однако высокие темпы роста, которые превышали темпы экономического роста других промышленно развитых стран в 2 раза. В 50-е гг. производство продукции на душу населения возросло в 20 раз, а среднегодовой прирост ВВП на душу населения составил 8% (что в 4 раза превышало соответствующий показатель для США и в 8 раз для Великобритании). В 1975 г. Япония первый раз испытала кризис перепроизводства и перенакопления капитала, была проведена структурная перестройка экономики под регулированием правительства. После второй мировой войны был предопределен курс экономических реформ: линия Доджа (экономический советник американской администрации). За первые послевоенные годы в Японии был установлен механизм, который действовал до военного времени - установление системы приоритетных производств. В 60-х гг. общий рост заработной платы подорвал конкурентоспособность японских продуктов. В 70-е гг. начался новый этап, связанный с изменением положения на мировом рынке ресурсов и сырья. Переход к энерго и ресурсосберегающим технологиям сопровождался сокращением доли с/х (которое на данный момент в структуре ВВП составляет 2,3%). Если в 70-х гг. доля промышленного производства была 45% ВВП, то в последнее время она сократилась. Особая роль принадлежит обрабатывающим отраслям (около 28%, что превышает соответствующий показатель для США). Сейчас в Японии самый высокий уровень расходов на научно-технические исследования (3,6-3,9% ВВП, что является самой высокой нормой). В Японии производится более 50% мирового производства роботов, 40-50% полупроводников, 10-20% мирового производства легковых автомобилей, судов, резины, стали, холодильников, стиральных машин. Ведущие позиции сохраняются и в традиционных отраслях, которые развивались после войны. В развитии наукоемких отраслей Япония уступает только США.
См. вопрос 47.
Вопрос 46 (50).
Механизм
мирового хозяйства, понятие, функции
и инструменты.
Механизм мирового хозяйства - это общественная система организации производительных сил, совокупность форм и методов регулирования экономических процессов в планетарном масштабе, а также организационно-правовых основ, которые обуславливают производство, распределение, обмен и потребление производственных ресурсов, динамизм и качественные параметры экономического развития. Функции механизма: 1) экономическая реализация собственности, которая проявляется в производстве и присвоении прибавочной стоимости; 2) регулирование пропорций мирового хозяйства ; 3) разрешение противоречий между уровнем развития производительных сил и производственных отношений.
Основная организационная сила мирового хозяйства - постоянно растущий мировой рынок (рынки). Интернационализация хозяйственной жизни усиливает зависимость национальных хозяйств от мирового рынка. Центральное звено рынка - конкуренция, которая способствует выявлению, распределению и эффективному использованию новых данных о предпочтениях, ресурсах, технологиях. Функционирование рынка в конечном счете определяется сочетанием и взаимодействием таких сил, как конкуренция и монополия.
Инструменты
механизма - конкретные формы движения
капитала в мировом хозяйстве: 1) международная
цена - цены и их динамика обуславливают
мотивы и стимулы агентов производства
и через них изменения производства в
ответ на изменение общественного спроса,
ценообразование выступает не только
регулятором производства и обмена, но
организатором общественного производства
в мировом масштабе, что способствует
сбалансированности глобальной системы.
2) ссудный процент или учетная ставка
- изменения учетных ставок в мировом хозяйстве
служат причиной движения краткосрочных
вкладов, то есть так называемых «горячих
денег», достигающих многомиллиарлдных
сумм. 3) валютный курс - колебания валютных
курсов оказывают влияние на изменение
физических объемов экспорта и импорта.
Динамика валютных курсов оказывает влияние
на движение предпринимательского
капитала: повышение курса валют усиливает
стимулы к иностранному инвестированию;
понижение курса делает привлекательным
национальное производство и уменьшает
стимулы к иностранному инвестированию.
Изменения процентных ставок, движение
валютных курсов оказывают большое влияние
на принятие агентами мировой экономики
решений в инвестиционных и торговых областях,
на динамику цен и в конечном итоге на
перспективы экономического роста в странах
и в мировом хозяйстве.