Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:42, шпаргалка
Одной из важнейших задач теории принятия решений (ТПР) явл достижение большей убедительности выводов и рекомендаций ЛПР и обоснованности выбора лучшего решения.
Предметом РУР: не ответ на ? какое решение принять в той или иной ситуации, а ответ на ? как организовать процесс разработки и принятия решений, какие методы при этом использовать.
Методы дисциплины РУР:
1 Выявление мнений (методы интервью, анкетирования, выборочного опроса, экспертных оценок)
2 Анализ ситуации (сист анализ, сценарный метод, мет сетевого планирования, функц-стейм анализа, экономич анализа)
3 Оценка решений и ситуации (методы оценки затрат, дерева целей, оценки риска)
4 Генерирование идей (метод мозг атаки, деловой игры, синектики)
Одной из важнейших задач теории принятия решений (ТПР) явл достижение большей убедительности выводов и рекомендаций ЛПР и обоснованности выбора лучшего решения.
Предметом РУР: не ответ на ? какое решение принять в той или иной ситуации, а ответ на ? как организовать процесс разработки и принятия решений, какие методы при этом использовать.
Методы дисциплины РУР:
1 Выявление мнений (методы интервью, анкетирования, выборочного опроса, экспертных оценок)
2 Анализ ситуации (сист анализ, сценарный метод, мет сетевого планирования, функц-стейм анализа, экономич анализа)
3 Оценка решений и ситуации (методы оценки затрат, дерева целей, оценки риска)
4 Генерирование идей (метод мозг атаки, деловой игры, синектики)
5 Принятия решений (экономико-математич модели, построения дерева решений)
6 Прогнозирование ситуаций (экспертный, экстрополяций, дельфи, экономические)
7 Методы наглядного представления (графические модели, физические, должностные инструкции)
8 Методы аргументир (метод презентаций, мет ведения переговоров)
ЛПР – индивид, который с полной ответственностью постоянно занимается устранением возникающих проблем в организации или постоянно занимается решением задач в интересах организации.
Решение – 1.элемент множества возможных альтернатив; 2.нормативный документ, регламентирующий деятельность системы управления; 3.устные или письменные распоряжения необходимости выполнения конкретных действий; 4.регламентирующая последовательность действий для достижения поставленных целей; 5.процесс, акт выбора, результат выбора (эконом.)
УР – 1.совокупность взаимосвязанных управленческих действий; 2.деятельность по выбору действия; 3.момент волевого действия; 4.команда от управляющей подсистемы к управляемой; 4.результат мыслительной, творческой деятельности; 6.специфич.продукт управленческого труда; 7.кульминационный момент процесса управления.
УР-творческий акт субъекта управления, опред. программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа инфо о ее состоянии.
Функции УР:
Направляющая – УР принимается исходя из долговременного страт развития предприятия, является направляющей основой для реализации ф-й упр.
Координирующая – необходимость согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки.
Мотивирующая – реализуется через систему организационных мер(приказы, постановления), экономических стимулов(премии) социальных оценок.
Вывод: основы упр-я как процесса это качественное и обоснованное управленческое решение.
Классификация:
• по функциональной направленности: планирующие, организующие, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие;
• по организации: индивидуальные, коллегиальные (групповые) и корпоративные;
• по причинам: ситуационные, по предписанию, программные, инициативные, сезонные;
• по повторяемости выполнения: однотипные, разнотипные и инновационные (нет альтернатив);
• по масштабам воздействия: общие и частные;
• по времени действия: стратегические, тактические и оперативные;
• по прогнозируемым результатам: с определенным результатом, с вероятностным исходом;
• по характеру разработки и реализации: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные;
• по методам переработки
• по числу критериев: однокритериальные, многокритериальные;
• по направлению воздействия: внутренние и внешние;
• по глубине воздействия: одноуровневые и многоуровневые;
• по ограничениям на ресурсы: с ограничениями, без ограничений;
• по способу фиксации: письменные и устные.
Функциональная направленность определяется общей функцией управления. Решения могут разрабатываться для осуществления плановых мероприятий в компании или подразделениях. В этих решениях определяются необходимые параметры для стратегического или тактического планирования деятельности компании. Организационные проблемы направлены на совершенствование организационной структуры управления, расширение компании. Для эффективного управления персоналом разрабатываются решения по различным аспектам активизации деятельности работников компании.
Координирующие УР необходимы для согласования изменяющихся условий внешней и внутренней среды для обеспечения возможной гармонизации в деятельности компании.
Контролирующие УР направлены на обеспечение своевременного выполнения производственных планов и намеченных рубежей развития.
Стратегические УР разрабатываются на длительный срок (5— 10 лет) с охватом ключевых элементов компании (персонал, структура, производство и т.д.).
Тактические УР являются инструментарием для стратегических решений и разрабатываются на (1—3 года).
Оперативные УР разрабатываются при возможности или возникновении ситуаций, мешающих реализации тактических УР. Оперативные УР являются кратковременными.
Прогнозируемые результаты могут быть предсказаны либо с достаточной точностью, либо с вероятностным исходом.
Характер разработки и реализации УР сильно зависит от личностных характеристик человека.
Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке.
Импульсивные решения принимаются руководителями, которые легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить и оценить.
Инертные решения — результат осторожного поиска. Они слабо активизируют персонал на их выполнение.
Методы переработки информации чаще всего используют алгоритмический метод, который предполагает относительно строгую формализацию выполнения процедур и операций на основе правил, алгоритмов, формул, статистических данных.
Путем беседы, обсуждения, задания наводящих вопросов можно получить новую существенную информацию от клиента, партнера - эвристический метод.
Определение числа критериев для оценки (альтернатив). В качестве критериев могут быть параметры (уровень комфортности на рабочем месте, % повышения производительности труда.
Направление воздействия идет на объекты внутренней среды, т.е. на персонал компании.
Глубина воздействия. Руководитель может реализовать УР только на уровне цеха или отдела — это одноуровневая глубина воздействия. Если же УР кроме цехов и отделов будет обязательно для заместителей руководителя, то это многоуровневое воздействие.
Ограничения. К объективным относятся ограничения, определяемые законами теории организации и управления, законодательством РФ, бюджетом. К субъективным параметры, зависящие от специфики ресурсов, производимого продукта.
Методология ТПР базируется на совокупности концепции принципов ТПР
Концепции Принципы
«Системы» -> «Цели»
Ô Ô
«Рац-ть» ->«Множ-ть альтер»
Ô Ô
«Наилучш реш» ->«Измерение»
«Система» необходимо рассм организационную среду как систему
«Рациональности» принятие решения наилучшего варианта среди др принято считать логически не противоречивую, полную и количественно подтвержденную систему док-в.
«Наилучшего решения» необходимо выбрать ту альтернативу при принятии решения, лучше которой нет ни одной др, а она сама лучше любой из рассматриваемых альтернатив.
«Множественность альтернатив» никогда не следует принимать или отвергать вариант решения, если он является единственным. Нужно найти др вариант и сравнить.
«Измерение» чтобы сравнивать альтернативы, нужно подвергнуть их критике, дя этого используется критерий, позволяющий оценить показатели эффективности решения ДПР.
Принципы принятия управленческого решения
Принцип стандартизации (стандартных управленческих ситуаций и решений). Суть его состоит в том, что большинство реальных управленческих ситуаций может быть сведено к набору так называемых стандартных или базовых. Процедуры выработки и реализации управленческих решений для стандартных ситуаций детально разработаны, а действия руководителя в этих случаях хорошо известны из практики.
Принцип оптимальной информированности. Рациональные управленческие решения достижимы; лишь когда им соответствует достаточная информационная база. Причем для каждого из управленческих уровней существует оптимальный размер информационной базы, определяемый рядом факторов.
Принцип автоматизма реализации управленческих решений. Принцип заключается в том, чтобы принятое руководителем “решение” автоматически (то есть обязательно, причем в максимально короткие сроки и в неискаженном виде) доводилось до требуемого уровня и становилось практическим руководством к действию.
Принцип учета вероятных последствий. Рациональное управленческое решение предполагает учет вероятных последствий его реализации.
Принцип свободы выбора. Если у человека (группы), принимающего решение, нет или недостаточно условий для выбора из множества возможных вариантов, то об эффективном решении остается только мечтать. Вышестоящий руководитель, который связывает “по рукам и ногам” нижестоящего руководителя, не дает и шага сделать самостоятельно, не вправе рассчитывать на принятие им эффективных решений.
Принцип ответственности. Принимающий решения несет ответственность за результаты реализации принятого решения. Это в равной степени относится и к коллегиально принятому решению. Заметим, что решение человека о самом себе не связано с таким высоким чувством ответственности за судьбу лиц, зависящих от руководителя, как это характерно при принятии решений, непосредственно касающихся этих лиц (хотя и в индивидуальной деятельности решения действующего субъекта оказывают определенное влияние на судьбу окружающих лиц).
Принцип соразмерности прав и ответственности. Наихудшие решения принимаются тогда, когда имеющий право принимать решения не несет за них ответственности и когда тот, на кого возложена ответственность, не имеет права решать.
Данный принцип предполагает оптимальное распределение обязанностей и ответственности между руководителем и исполнителем разного уровня, а именно: уровень ответственности и степень компетентности лица, принимающего решение, должны соответствовать содержанию и уровню его функциональных обязанностей.
Принцип творчества. Творчество в управлении не всегда высоко ценилось, но сейчас это важная ценность, и, вероятно, ее значение будет расти. Особо творческий подход требуется, когда имеющимся решениям не хватает эффективности и силы. Он необходим для уточнения проблем и поиска идей, выходящих за пределы обычных рамок, для того чтобы подвергнуть сомнению базовые предположения.
Принцип своевременности. Он ориентирует на выбор наилучшего момента для принятия решения. Решение не даст ожидаемого эффекта, если оно преждевременно и, тем более, если оно запоздало. Напрашивается аналогия со стрельбой по движущейся мешени. Преждевременный выстрел здесь столь же “результативен”, как и выстрел, сделанный с опозданием.
Принцип единства единоначалия и коллегиальности. Единоначалие и коллегиальность, на первый взгляд, исключают друг друга. Первое предполагает персональную ответственность за принятие решения и соответствующее право, второе — коллективную ответственность и право. Однако на самом деле они могут быть удачно совмещены. Скажем, руководитель при подготовке решения активно консультируется с подчиненными (коллегиальность) и с учетом их мнения принимает решение, беря на себя всю полноту ответственности (единоначалие). Коллегиальность в данном случае выражается в неявной форме, хотя она может проявиться и более явно (например, при коллективном обсуждении альтернативных предложений).
Принцип соучастия. Он означает активное и непосредственное участие в принятии решения тех, кого оно касается. Нарушение этого принципа приводит к тому, что люди привыкают быть только исполнителями, считают, что участвовать в решении производственных проблем — не их дело. Такой подход формирует и закрепляет известный стереотип мышления: “Наше дело маленькое, пусть за нас начальство думает”. У этого стереотипа есть подлинно-трагическая сторона: работники могут выполнять работу, зная, что она ведет к ошибочным результатам.