Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:42, шпаргалка

Краткое описание

Одной из важнейших задач теории принятия решений (ТПР) явл достижение большей убедительности выводов и рекомендаций ЛПР и обоснованности выбора лучшего решения.
Предметом РУР: не ответ на ? какое решение принять в той или иной ситуации, а ответ на ? как организовать процесс разработки и принятия решений, какие методы при этом использовать.
Методы дисциплины РУР:
1 Выявление мнений (методы интервью, анкетирования, выборочного опроса, экспертных оценок)
2 Анализ ситуации (сист анализ, сценарный метод, мет сетевого планирования, функц-стейм анализа, экономич анализа)
3 Оценка решений и ситуации (методы оценки затрат, дерева целей, оценки риска)
4 Генерирование идей (метод мозг атаки, деловой игры, синектики)

Файлы: 1 файл

Все вопросы в одном документе.doc

— 258.50 Кб (Скачать)

Позволяет:

Выбрать объект прогноза

выявить внутренние закономерности его развития

написать сценарий

сформулировать задачи и генеральную  цель прогноза

провести анализ иерархии и декомпозицию цели

принять внутреннюю и внешнюю структуру  объекта прогнозирования

провести анкетирование

выполнить математическую обработку данных анкетного опроса

количественно оценить структуру

верифицировать результаты

разработать алгоритм распределения  ресурсов

провести распределение ресурсов

оценить распределение ресурсов

Методика примечательна тем, что  сочетает несколько методов политического анализа, которые могут быть использованы и сами по себе — речь идет о написании сценария и построении “дерева целей”. Написание сценария — первый этап ПАТТЕРНа — представляет собой сочетание ситуационного анализа и нормативного прогноза. Сценарий предполагает подробное описание проблемной ситуации, после чего устанавливается логическая последовательность событий с целью показать, как, исходя из существующего положения вещей, будет постепенно развертываться будущее состояние объекта исследования.

Этот метод применяется в  основном для прогноза того, насколько  сформулированные цели и задачи будут  достигнуты теми, кто управляет ситуацией (у них тоже бывают «непонятки»  с будущим).

Структура метода:

выбор объекта (например, фондовый индекс) прогноза

выявление текущих внутренних и  внешних закономерностей

анализ иерархии закономерностей  с указанием коэффициента относительной  важности каждого уровня в рамках единицы и суммы уровней иерархии равного единице

формулирование генеральной цели прогноза и задач по ее достижению

подготовка сценария (например, развития)

разработка алгоритма распределения  ресурсов

оценка результатов распределения

Процесс прогноза проводится с использованием методологии системного анализа.

Самое главное – он позволяет отказываться от материально необеспеченных и второстепенных тем.

Метод прогнозного графа.

Метод прогнозного графа, создан авторским  коллективом во главе с В.М. Глушковым. Используется при прогнозировании. Основная часть метода прогнозного  графа – коллективная экспертиза формирования набора исходных проблем. Каждым экспертом разрабатывается матрица «цель-средства», в которой указываются цели, необходимые для достижения глобальной цели, а также средства достижения каждой из них. Характерная особенность метода прогнозного графа – многоэтапность экспертизы. Центральная процедура метода – формирование прогнозного графа. В первом туре экспертизы составляется предварительный список промежуточных целей, необходимость для достижения конечной цели, указывается отношение подчиненности. Эта экспертная информация используется при определении списка целей для второго тура экспертизы. Во втором туре экспертизы анализу подвергается уже не конечная, а промежуточные цели, сформированные экспертами в первом туре. Эксперты второго тура обладают правом корректировать цели, сформированные экспертами первого тура. Последующие туры экспертизы аналогичны второму. Процедура заканчивается тогда, когда эксперты доходят до уровня целей, для реализации которых нет необходимости проводить дополнительные исследования и разработки. На основе полученной информации формируется прогнозный граф. Следующий этап – привлечение достаточно представительной группы экспертов, способных оценить каждую из представленных в прогнозном графе вершин-целей.

 

  1. Модели процесса принятия решений.

Принятие решений означает единовременный акт окончательного выбора одного из возможных вариантов действий.

Модели процессов принятия решений (ППР):

1Рациональная модель ППР

2Модель ППР Герберта Саймона

3Модель ограниченной рациональности ППР Джеймса Марча

4Модели Генри Минцберга

5Модель принятия решения Врума и Йетона

1 основана на представлении о неограниченных возможностях и способностях разума принимающего решения. Строится полное множество альтернатив и выбирается оптимальное из них:

Выявление проблемы->формализация->формирование альтернатив->выбор наилучшей альтернативы

2 подверг критике рациональную модель принятия решений:

Разведывательная->проектная->выбор

3труи группы факторов ограничивающих рациональность ППР:

1)когнитивные – ограниченные  интеллектуальные решения, ограничено  время.

2)политические – система предпочтений  лица принимающего решение

3)организационные – в большинстве  организаций есть организованные  анархии, процесс принятия решений  в которых обладает особенностями.

4 Три типа ППР

1)«Сначала думаю»: определение  проблемы->диагностика->проектирование->решение(выбор)

2)»Сначала вижу»: подготовка->инкубирование->проектирование->верификация

3)»Сначала делаю»: действие->выбор->закрепление

5 Классификация процессов взаимодействия руководителя со своими подчиненными:

1) Вы решаете задачу самостоятельно, используя ту информацию, которой  лично Вы располагаете;

2) Вы получаете необходимую информацию от Ваших подчиненных и затем самостоятельно принимаете решение;

3) Вы обсуждаете проблему с подчиненными, принимаете решение, учитывая или не учитывая мнение подчиненных;

4) Вы устраиваете групповое обсуждение проблемы с Вашими подчиненными, затем принимаете решение;

5) Вы устраиваете групповое обсуждение проблемы с Вашими подчиненными, совместно генерируете и оцениваете альтернативы.

При выборе наилучшего варианта решения  следует принять во внимание:

1)Хар-ки задачи принятия решения,  проблемной ситуации лица принимающего  решение.

2)набор критериев по которым  оцениваются процессы выработки решений (время, затраты).

 

  1. Теория игр в разработке управленческих решений: основные понятия, виды.

Теория игр — математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Каждая из сторон имеет свою цель и использует некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу — в зависимости от поведения других игроков. Теория игр помогает выбрать лучшие стратегии с учётом представлений о других участниках, их ресурсах и их возможных поступках.

Теория игр — это раздел прикладной математики, точнее — исследования операций. Чаще всего методы теории игр находят применение в экономике, чуть реже в других общественных науках — социологии, политологии, психологии, этике и других. Начиная с 1970-х годов её взяли на вооружение биологи для исследования поведения животных и теории эволюции. Очень важное значение она имеет для искусственного интеллекта и кибернетики, особенно с проявлением интереса к интеллектуальным агентам.

Игра – упрощенная формализованная модель реальной конфликтной ситуации.

Игрок – одна из сторон в игровой ситуации.

Стратегия игрока – правила действия игрока в каждой из возможных ситуаций игры.

Платежная матрица – матрица эффективности , матрица игры. Она включает все значения выигрышей.

Виды игр:

1По количеству игроков (2х  и более)

2По количеству стратегий(конечные  и бесконечные)

3По взаимоотношениям сторон:

а)Бескоалиционные – игроки не имеют право вступать в соглашение, образовывать коалиции.

б)Коалиционные  - игроки могут вступать в соглашения, создавать коалиции.

4По характеру выигрышей:

а)Игры с нулевой суммой – сумма выигрышей всех игроков в кажд партии = «0».

б)Игры с не нулевой суммой – в рез-те торг отнош-й все участники могут оказаться в выигрыше.

5По критерию вида функций  выигрышей:

а)Матичные – игра 2-х игроков с нулевой суммой.

б)Непрерывные  - игры в кот ф-я выигрыша каждого игрока в зависимости от стратегий неприрывна.

6По количеству ходов:

а)Одношаговые – игры, заканчивающиеся после одного шага каждого игрока.

б)Многошаговые.

7По степени неполноты информации

а)Статистические – применяемые в условиях частичной неопределенности.

б)Стратегические – в условиях полной неопределенности.

 

  1. Позиционные игры и метод «Дерево решений» при разработке управленческих решений.

Позиционные игры класс бескоалиционных  игр, в которых принятие игроками решений (т. е. выбор ими стратегий) рассматривается как многошаговый или даже непрерывный процесс. Другими  словами, в П. и. в ходе процесса принятия решений субъект проходит последовательность состояний, в каждом из которых ему приходится принимать некоторое частичное решение. Поэтому в П. и. стратегии игроков можно понимать как функции, ставящие в соответствие каждому информационному состоянию игрока (т. е. состоянию, характеризуемому информацией игрока о положении дел в игре в данный момент) выбор некоторой возможной в этом состоянии альтернативы (среднее описание игры в шахматы в ст. Игр теория).

Переходы игрока из одного информационного состояния в другое могут сопровождаться получением или утратой им информации об уже имевших место информационных состояниях (как самого игрока, так и других игроков) и выбиравшихся в них альтернативах. Полное описание этого называется информацией игрока в П. и. Информация игрока о самом себе (т. е. о собственных бывших состояниях и альтернативах) называется его памятью. Особенности информации и памяти игроков в игре могут позволить упрощать характеризацию её ситуаций равновесия и сужать область их поисков. Так, если П. и. с конечным числом информационных состояний есть игра с полной информацией (т. е. в любой её момент каждый игрок знает все бывшие информационные состояния и сделанные в них выборы), то в ней имеются ситуации равновесия в чистых стратегиях, т. е. без обращения к смешанным стратегиям. При переходе к П. и. с бесконечным множеством информационных состояний (например, два игрока поочередно называют десятичные цифры a1, а2, a3, a4,... и если получающееся в результате число 0, a1a2a3a4... будет принадлежать некоторому множеству, то первый игрок выигрывает единицу; в противном случае единицу выигрывает второй игрок) это утверждение теряет силу, и могут наблюдаться явления парадоксального характера, математически весьма сложные. Если в П. и. с конечным числом информационных состояний некоторый игрок имеет полную память (т. е. знает все бывшие собственные информационные состояния и выборы в них), то он может без ущерба для себя ограничиться стратегиями поведения, в которых выборы альтернатив в различных информационных состояниях могут быть случайными (рандомизированными), но должны быть стохастически независимыми в совокупности.

Дерево решений – это графоаналитический метод, позволяющий визуально оценить  различные действия различных факторов на выбор УР. Данный метод применяется для выработки решений в условиях неопределенности. Для использования данного метода необходимо реализовать следующие этапы:

1.Установить цель будущего решения,  которое связано с развитием  организации

2.Осуществить сбор материалов о реальном состоянии дел в организации и возможного достижения новой цели.

3.Сформулировать проблему.

4.Разработать критерии оценки.

5.Осуществить декомпозицию проблемы  и обеспечить ресурсы и исполнителей  для ее решения.

6.Разработать базовые альтернативы решения проблемы.

7.Для каждого базового варианта  сформулировать поддерживающие  или детализированные альтернативы, формирование которых происходит  с учетом факторов, влияющих на  данное решение.

8.Для каждого детализированного  варианта провести дальнейшую декомпозицию и сформулировать очередной набор детализированных альтернатив.

9.Осуществить оценку каждой  ветви взаимодействия решений  с учетом выбранного критерия  эффективности.

10.Осуществить выбор оптимального  варианта, который будет принят в качестве УР.

Дерево решений – это схематичное  представление проблемы принятия решения.

Как и матрица решений, дерево решений  даёт возможность учесть различные  направления действий, соотнести  с ними финансовые результаты, скорректировать  их в соответствие с приписанной им вероятностью, а затем сравнить варианты. В основе этой схемы лежит концепция ожидаемого значения. Эту схему используют, когда нужно принять несколько решений в условиях неопределенности, когда каждое решение зависит от исхода предыдущего решения или полученного результата.

Составляя схему дерева решений  нужно нарисовать слева направо  ствол и ветви, отображающие структуру  проблемы. При этом, ветви обозначающие возможные варианты решений, которые  могут быть приняты обозначаются кружком. Узлы в виде квадратиков обозначают места где принимают решения.

Так как принимаемое решение  не может влиять на появление исходов  ему остается лишь пытаться вычислять  или каким-то способом оценить вероятность  появления тех или иных исходов. Когда все решения и их исходы указаны на дереве, делается аналитический расчет каждого из вариантов и в конце той или иной ветви проставляется общий результат этого действия, например в виде дохода, прибыли, потерь..

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"