Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:42, шпаргалка
Одной из важнейших задач теории принятия решений (ТПР) явл достижение большей убедительности выводов и рекомендаций ЛПР и обоснованности выбора лучшего решения.
Предметом РУР: не ответ на ? какое решение принять в той или иной ситуации, а ответ на ? как организовать процесс разработки и принятия решений, какие методы при этом использовать.
Методы дисциплины РУР:
1 Выявление мнений (методы интервью, анкетирования, выборочного опроса, экспертных оценок)
2 Анализ ситуации (сист анализ, сценарный метод, мет сетевого планирования, функц-стейм анализа, экономич анализа)
3 Оценка решений и ситуации (методы оценки затрат, дерева целей, оценки риска)
4 Генерирование идей (метод мозг атаки, деловой игры, синектики)
Формализованные УР ориентируют рук-ля на жесткие требования, а работников на подчинение этим требованиям. Персонализированные ориентируют руководителя на мягкие требования, а работников на самостоятельное решение проблем. На практике даны отношения взаимнодополняют др др.
Виды:
1Атхократические - подчиняются силе воли рук-ля
2Технократические – раб-ки
3Бюрократические –
Персонализированные упр-е отношения:
1Демократизаторские - рук-ль пост учитывает мнения раб-в
2Гуманизаторские – когда он относится к раб-м, уважая их человеческие достоинства
3Инноваторсике – раб-ль
Продукт SAS /Warehouse Administrator позволяет реализовать хранилища данных на верхнем уровне и SAS /OLAP ДЛЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ В РЕЖИМЕ реального времени.
Продукт Oracle Warehouse Builder/OWB – средства для проектирования и развертывания хранилищ данных, витрин данных и приложений по деловому интеллекту в Интернет.
Система Business Objects – предназначен для создания самых сложных консолидирующих упр-х и аналитических отчетов на основе накопленных в организации разнородных данных, рассылки этих отчетов корпоративным сервером.
Система криптографической защиты данных «Верба»
Продукт Microsoft Project, Simantik Time Lines – осуществляют стратегическое планирование и управление предприятием.
Автоматизированная
АИС являются, с одной стороны, разновидностью информационных систем (ИС), с другой — автоматизированных систем (АС), вследствие чего их часто называют ИС или АС.
В АИС за хранение информации отвечают: на физическом уровне, встроенные устройства памяти (RAM), внешние накопители, дисковые массивы, на программном уровне, файловая система ОС, СУБД, Системы хранения документов, мультимедиа и т. д.
Какая-либо однозначная и общепринятая классификация АИС отсутствует, однако в науке и индустрии по крайней мере выделяют следующие типы систем по назначению:
АСУ — Автоматизированные системы управления
АСУП — Автоматизированные системы управления предприятия
АСКУЭ— Автоматизированная система контроля и учёта энергоресурсов
АСУ ТП — Автоматизированные системы управления технологическими процессами
ГИС — Геоинформационные системы
ИУС — Информационно-управляющие системы
ИИС — Информационно-измерительные системы
ИИС — Интеллектуальные информационные системы
ИПС — Информационно-поисковые системы
ИСС — Информационно-справочные системы;
По видам процессов управления АИС подразделяются на:
АИС управления технологическими процессами - это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.
АИС управления организационно-
Для АИС организационного управления
объектом служат производственно-хозяйственные,
социально-экономические
банковские АИС; АИС фондового рынка; финансовые АИС; страховые АИС; налоговые АИС; АИС таможенной службы; статистические АИС;
АИС промышленных предприятий и организаций (особое место по значимости и распространенности в них занимают бухгалтерские АИС) и др.
Обучающие АИС получают широкое распространение при подготовке специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.
Отраслевые АИС функционируют
в сферах промышленного и
Территориальные АИС предназначены
для управления административно-
Межотраслевые АИС являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.).
Сущность ППР:
1Существует противоречия
2Необходима поддержка со
3Необходимо применение
СППР – интерактивная АИС, использующая модели выбора решений, обеспечивающая пользователям удобный и эффективный доступ к централизованным информационным ресурсам и предоставляющая возможности по переработке и отображению информации.
Структура СППР:
1Функциональная подсистема принятия решений. Включает:
а)компонент математических методов ранжирования альтернатив и распределения рес-в.
б)базы данных критериев качества
в)базы знаний иерархий критериев качества и функций принадлежности
г)базы знаний решенных задач
2Функуиональная подсистема
а)компонент формирования прямого и обратного процесса планирования
б)базы данных наименее действующих сил, целей, критериев кол-ва и сценариев
в)базы знаний прямых и обратных иерархий процесса планирования
3Функциональная подсистема
а)компонент формирования морфологических таблиц
б)компонент математических методов
комбинаторно-морфологического синтеза
распределения рес-в и
в)БД критериев качества
г)БД классификации признаков
д)базы знаний решенных задач
Для СППР отсутствует не только единое общепринятое определение, но и исчерпывающая классификация. Разные авторы предлагают разные классификации
На уровне пользователя делит СППР на пассивные, активные и кооперативные СППР. Пассивной СППР называется система, которая помогает процессу принятия решения, но не может вынести предложение, какое решение принять. Активная СППР может сделать предложение, какое решение следует выбрать. Кооперативная позволяет ЛПР изменять, пополнять или улучшать решения, предлагаемые системой, посылая затем эти изменения в систему для проверки. Система изменяет, пополняет или улучшает эти решения и посылает их опять пользователю. Процесс продолжается до получения согласованного решения.
На концептуальном уровне отличает СППР, управляемые сообщениями, СППР, управляемые данными, СППР, управляемые документами, СППР, управляемые знаниями и СППР, управляемые моделями. СППР, управляемые моделями, характеризуются в основном доступ и манипуляции с математическими моделями (статистическими, финансовыми, оптимизационными, имитационными). Отметим, что некоторые OLAP-системы, позволяющие осуществлять сложный анализ данных, могут быть отнесены к гибридным СППР, которые обеспечивают моделирование, поиск и обработку данных.
Управляемая сообщениями (ранее групповая СППР — GDSS) СППР поддерживает группу пользователей, работающих над выполнением общей задачи.
СППР, управляемые данными) или СППР, ориентированные на работу с данными в основном ориентируются на доступ и манипуляции с данными. СППР, управляемые документами, управляют, осуществляют поиск и манипулируют неструктурированной информацией, заданной в различных форматах. Наконец, СППР, управляемые знаниями обеспечивают решение задач в виде фактов, правил, процедур.
На техническом уровне различает СППР всего предприятия и настольную СППР. СППР всего предприятия подключена к большим хранилищам информации и обслуживает многих менеджеров предприятия. Настольная СППР — это малая система, обслуживающая лишь один компьютер пользователя.
В зависимости от данных, с которыми эти системы работают, СППР условно можно разделить на оперативные и стратегические. Оперативные СППР предназначены для немедленного реагирования на изменения текущей ситуации в управлении финансово-хозяйственными процессами компании. Стратегические СППР ориентированы на анализ значительных объемов разнородной информации, собираемых из различных источников. Важнейшей целью этих СППР является поиск наиболее рациональных вариантов развития бизнеса компании с учетом влияния различных факторов, таких как конъюнктура целевых для компании рынков, изменения финансовых рынков и рынков капиталов, изменения в законодательстве и др. СППР первого типа получили название Информационных Систем Руководства. По сути, они представляют собой конечные наборы отчетов, построенные на основании данных из транзакционной информационной системы предприятия, в идеале адекватно отражающей в режиме реального времени основные аспекты производственной и финансовой деятельности. Для ИСР характерны следующие основные черты:
отчеты, как правило, базируются на стандартных для организации запросах; число последних относительно невелико;
ИСР представляет отчеты в максимально удобном виде, включающем, наряду с таблицами, деловую графику, мультимедийные возможности и т. п.;
как правило, ИСР ориентированы на конкретный вертикальный рынок, например финансы, маркетинг, управление ресурсами.
СППР второго типа предполагают достаточно глубокую проработку данных, специально преобразованных так, чтобы их было удобно использовать в ходе процесса принятия решений. Неотъемлемым компонентом СППР этого уровня являются правила принятия решений, которые на основе агрегированных данных дают возможность менеджерам компании обосновывать свои решения, использовать факторы устойчивого роста бизнеса компании и снижать риски. СППР второго типа в последнее время активно развиваются. Технологии этого типа строятся на принципах многомерного представления и анализа данных (OLAP).
При создании СППР можно использовать Web-технологии. В настоящее время СППР на основе Web-технологий для ряда компаний являются синонимами СППР предприятия.
Под качеством управленческих решений следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем. Иначе говоря, в какой степени управленческое решение обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях формирования рыночных отношений.
Факторы, определяющие качество
и эффективность управленческих
решений, могут классифицироваться
по различным признакам - как факторы
внутренней природы (связанные с
управляющей и управляемой
-законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией управленческих решений;
-четкую формулировку цели - для чего принимается управленческое решение, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты;
-объём и ценность располагаемой информации - для успешного принятия управленческого решения главным является не объём информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров;
-время разработки управленческого решения - как правило, управленческое решение всегда принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков);
-организационные структуры управления;
-формы и методы осуществления управленческой деятельности;
-методы и методики разработки и реализации управленческого решения (например, если фирма лидирует - методика одна, если следует за другими - иная);
-субъективность оценки варианта выбора решения. Чем более неординарным является управленческое решение, тем субъективнее оценка.
-состояние управляющей и управляемой
систем (психологический климат, авторитет
руководителя, профессионально-
-систему экспертных оценок уровня качества и эффективности управленческих решений.
Управленческие решения должны опираться на объективные законы и закономерности общественного развития. С другой стороны, управленческие решения существенным образом зависят от множества субъективных факторов - логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т. п. При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.