Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:42, шпаргалка

Краткое описание

Одной из важнейших задач теории принятия решений (ТПР) явл достижение большей убедительности выводов и рекомендаций ЛПР и обоснованности выбора лучшего решения.
Предметом РУР: не ответ на ? какое решение принять в той или иной ситуации, а ответ на ? как организовать процесс разработки и принятия решений, какие методы при этом использовать.
Методы дисциплины РУР:
1 Выявление мнений (методы интервью, анкетирования, выборочного опроса, экспертных оценок)
2 Анализ ситуации (сист анализ, сценарный метод, мет сетевого планирования, функц-стейм анализа, экономич анализа)
3 Оценка решений и ситуации (методы оценки затрат, дерева целей, оценки риска)
4 Генерирование идей (метод мозг атаки, деловой игры, синектики)

Файлы: 1 файл

Все вопросы в одном документе.doc

— 258.50 Кб (Скачать)

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (от греч. problema - задача, задание и лат. situatio - положение) - 1) соотношение обстоятельств и условий, в к-рых разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; 2) психол. модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (напр., невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, к-рое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Начальным звеном разрешения возникшего противоречия является заданный человеком самому себе вопрос о причинах возникшей трудности. Поиск ответа на вопрос приводит к разрешению противоречия и продуктивному развитию того, кто осуществил поиск. В силу этого проблемное обучение, построенное на П. с., относится к развивающему.

Проблемная ситуация предполагает наличие:

•  цели;

•  ресурсов;

•  альтернатив (способов действий);

•  свойств окружающей среды.

Проблемная ситуация предполагает неудовлетворенность лица, принимающего решения («целеустремленное состояние»), и необходимость действий для устранения проблемы. Это может быть:

•  снятие проблемной ситуации, т. е. такое изменение целей, при  котором неудовлетворенность исчезает;

•  разрешение — изменение свойств окружающей среды или ресурсов;

•  решение ситуации, т. е. выбор  альтернатив, которые позволяют  достичь данных целей при данных ресурсах.

Проблема(преграда, трудность).

Св-ва проблем:

1ее нужно решать

2неповторимость ситуации выбора

3наличие трудностей при пешении

4неопределенность последствий  принятия решения

5необходимость учета множества  факторов

6присутствие чел-го фактора

Объект пробл – отвечает на ??? где возн-а проблема

Субъект – тот кто связан с проблемой

Цель – выражается в ? «Для чего необходимо решать проблему»

Предмет – хар-т возникшее главное противоречие «В чем суть проблемы»

Связи – отношения с др проблемами «С чем связан проблема»

Решение – процесс включающий последовательность взаимосвязанных шагов:

1разделение на части

2выделение основных и второстепенных хар-к

3установелнеи причинно-следственных  связей по всем вариантам решения

4прогнозирования и анализ требуемых  действий

5разработка рекомендаций к действиям

Техника решения:

1определить круг лиц способных  ее решить

2установить срок

3оценить и утвердить способы  действий

4выделить ср-ва для решения

5выявить внутренние элементы  проблемы и устранить степень  их влияния на решение проблемы.

Модель проблемной ситуации:

  • Задача анализа проблемы;
  • задача моделирования механизма ситуации;
  • задача получения инфо;
  • задача формир-я исходного множества альтернатив;
  • зад. моделирования предпочтений ЛПР;
  • задача выбора;
  • зад. оценки факт. эф-ти решений.

 

  1. Характеристика процесса разработки решений в сложных ситуациях.

Процесс разработки управленческого решения включает три основных этапа:

1подготовки решения;

2принятия решения;

3организации выполнения решения.

Первый блок этапов разработки управленческого  решения включает такие этапы, как:

-получение информации о ситуации;

-определение целей;

-разработка оценочной системы;

-анализ ситуации;

-диагностика ситуации;

-разработка прогноза развития  ситуации.

В состав второго блока этапов разработки управленческого решения входят:

-генерирование альтернативных  вариантов решений;

-отбор основных вариантов управленческих воздействий;

-разработка сценариев развития  ситуации;

-экспертная оценка основных  вариантов управляющих воздействий.

В третий блок этапов разработки и  реализации управленческого решения  включены:

-коллективная экспертная оценка;

-принятие решения лицами, наделенными правом принятия решения (ЛПР);

-разработка плана действий;

--контроль реализации плана;

-анализ результатов развития  ситуации после управленческих  воздействий.

«Разработка решений - это  не есть однократный волевой акт, осуществляемый ЛПР. Какое бы гениальное и отчаянное ни было ЛПР, оно вряд ли сможет сразу, сходу решиться сделать что-то действительно серьезное, чтобы разрешить возникшую сложную проблему. Разумеется, это утверждение касается действительно сложных ситуаций.»

Под сложными ситуациями разработки решений мы понимаем такие проблемные ситуации, которые отличаются от несложных (обыденных, простых) ситуаций наличием хотя бы одного из следующих признаков:

ЛПР не сталкивалось с  подобной проблемой раньше, ему не сформулировать цель предстоящей операции и подобрать для ее описания адекватные критерии;

ЛПР не владеет достаточной  информацией для анализа проблемы или не имеет моделей для изучения ситуации;

ЛПР ранее сталкивалось с подобными проблемами (ему известны способы решения проблем-аналогов), но рассматриваемая им в настоящее время проблема имеет существенные особенности в перечисленных аспектах по сравнению с проблемами-аналогами;

ЛПР известно, что ведущими факторами при принятии им решения  являются детерминированные, но оно  не в силах адекватно описать цель операции единственной целевой функцией и вынуждено прибегнуть к нескольким критериям оценивания - многокритериальная задача;

ЛПР не обладает достаточной  информацией о генезисе (природе, происхождении) и вкладах факторов разной генетической природы в работу механизма ситуации;

ЛПР - не единственный субъект, от воли которого зависит ход и  исход операции;

ЛПР не известно, какие  факторы задают механизм ситуации или  как эти факторы взаимодействуют  — природная неопределенность.

В силу сложности проблемной ситуации разработка решений неизбежно превращается в процесс. По определению, любой процесс - это изменение чего-то во времени. При этом неважно, проходят ли изменения непрерывно, плавно или, наоборот, - дискретно, скачкообразно.

Можно совершенно уверенно утверждать, что при разработке решений в сложных ситуациях наблюдаются постепенные (во времени) и скачкообразные (мгновенные) изменения в сознании ЛПР представлений о существе стоящей перед ним проблемы. Раз речь идет о действительно сложных проблемных ситуациях (а не мнимых, надуманных), то ясное понимание и наилучшее решение не могут родиться спонтанно, мгновенно, в одночасье.

Из методических соображений  удобно единый непрерывный процесс  разработки решений условно разделить  на две фазы или этапа: Этап обоснования решений и этап принятия решений.

Под обоснованием решений будем понимать подпроцесс проведения всей подготовительной работы для осуществления осознанного выбора ЛПР. Эта работа должна строиться на основе концепций и принципов разработки решений. Концептуально она включает следующие основные задачи: углубленный анализ проблемы и формирование на этой основе цели; осознание и изучение генезиса и особенностей "механизма" условий проведения операции; формирование представительного множества альтернатив достижения цели операции.

Под принятием решений ЛПР будем понимать подпроцесс постепенной психологической подготовки им самого себя к ответственному шагу - осуществлению сознательного выбора наилучшей альтернативы среди сформированного на этапе обоснования решений множества альтернатив. В этой связи принятие решения - это высшее психическое напряжение воли, творческое усилие и психологический скачок от состояния, когда решения еще не было, к состоянию, когда оно уже проявилось.

 

  1. Методы и технологии разработки управленческих решений в условиях определенности.

Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель может с точностью определить результат каждого альтернативного  решения, возможного в данной ситуации. Сравнительно мало организационных или персональных решений принимается в условиях определенности. Однако они все-таки имеют место. Кроме того, элементы сложных крупных решений можно рассматривать как определенные. Уровень определенности при принятии решений зависит от внешней среды. Он увеличивается при наличии твердой правовой базы, ограничивающей количество альтернатив и снижающей уровень риска.

Как уже говорилось выше, решений, принимаемых в условиях абсолютной определенности, в реальной жизни  быть не может. Однако существуют ситуации, когда решение принимается в условиях почти полной определенности. Например, решение о вложении нераспределенной прибыли в ценные бумаги государства. В данном случае менеджер точно знает размер вкладываемой суммы, может выбрать сроки вложения, рассчитать доходность и может точно подсчитать планируемую прибыль от данного вложения и сроки ее получения. Государство может не выполнить свои обязательства только при возникновении чрезвычайных обстоятельств, вероятность возникновения которых очень мала.

Вертикальный критерий тем или  иным способом превращается в скалярную  целевую функцию, а затем решается задача оптимизации

Условия применимости методов:

1 Задача хорошо формализована,  т.е. имеется адекватная математическая  модель реального объекта

2 Существует некоторая единственная  целевая функция (критерий оптимизации), позволяющая судить о качестве  рассматриваемых альтернатив

3 Имеется возможность количественной  оценки значений целевой функции

4 Задача имеет определенные  степени свободы т.е. некоторые параметры функционирования системы, которые можно произвольно изменять в некоторых пределах в целях улучшения значений целевой функции.

Методы:

1 Транспортная задача математического  программирования — одна из  наиболее распространенных задач  математического программирования (обычно — линейного). В общем виде ее можно представить так: требуется найти такой план доставки грузов от поставщиков к потребителям, чтобы стоимость перевозки (или суммарная дальность, или объем транспортной работы в тонно-километрах) была наименьшей. Следовательно, дело сводится к наиболее рациональному прикреплению производителей к потребителям продукции (и наоборот).

2 Лексикографическая задача

3 Метод последовательных уступок

Суть метода последовательных уступок

Процедура решения многокритериальной задачи методом последовательных уступок заключается в том, что все частные критерии располагают и нумеруют в порядке их относительной важности; максимизируют первый, наиболее важный критерий; затем назначают величину допустимого снижения значения этого критерия и максимизируют второй по важности частный критерий при условии, что значение первого критерия не должно отличаться от максимального более чем на величину установленного снижения (уступки). Снова назначают величину уступки, но уже по второму критерию, и находят максимум третьего по важности критерия при условии, чтобы значения первых двух критериев не отличались от ранее найденных максимальных значений больше чем на величины соответствующих уступок. Далее подобным же образом поочередно используются все остальные частные критерии. Оптимальной обычно считают любую стратегию, которая получена при решении задачи отыскания условного максимума последнего по важности критерия.

Таким образом, при использовании  метода последовательных уступок многокритериальная задача сводится к поочередной максимизации частных критериев и выбору величин уступок. Величины уступок характеризуют отклонение приоритета одних частных критериев перед другими от лексикографического: чем уступки меньше, тем приоритет жестче.

4 Метод главного критерия

5 Метод агрегированного критерия

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"