Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:42, шпаргалка
Одной из важнейших задач теории принятия решений (ТПР) явл достижение большей убедительности выводов и рекомендаций ЛПР и обоснованности выбора лучшего решения.
Предметом РУР: не ответ на ? какое решение принять в той или иной ситуации, а ответ на ? как организовать процесс разработки и принятия решений, какие методы при этом использовать.
Методы дисциплины РУР:
1 Выявление мнений (методы интервью, анкетирования, выборочного опроса, экспертных оценок)
2 Анализ ситуации (сист анализ, сценарный метод, мет сетевого планирования, функц-стейм анализа, экономич анализа)
3 Оценка решений и ситуации (методы оценки затрат, дерева целей, оценки риска)
4 Генерирование идей (метод мозг атаки, деловой игры, синектики)
Агрегирование в общем смысле — это объединение нескольких элементов в единое целое. Результат агрегирования называют агрегатом.
Риск [греч. risikon — утес] — возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода.
иск — характеристика ситуации, имеющей неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий. Риск предполагает неуверенность, либо невозможность получения достоверного знания о благоприятном исходе в заданных внешних обстоятельствах;
Риск в узком смысле — измеряемая или рассчитываемая вероятность неблагоприятного исхода, что подразумевает наличие статистических данных.
Риск принято рассматривать, как историческую и экономическую категории.
Историческая – осознанная человеческая возможная опасность.
Экономическая – характеризуется вариабельностью:
1Отрицательная(проигрыш, ущерб)
2Нулевая
3Положитльная(выигрыш, выгода)
Составляющие риска:
1Индивидуальный (обусловлен особенностями статуса ЛПР, а также инициативой ЛПР)
2Ситуационный (источники: время, информация, ресурсы)
3Неопределенность. Неполнота или
недостоверность инф, наличие
фактора случайности ли
Случайность – то, что в сходных условиях происходи неодинаково.
Противодействие – существует в ответ на любое действие.
Чем более низкий уровень потребностей
субъекта затрагивает деятельность
ЛПР, тем более решительно будет
действовать субъект для
Чем сильнее у субъекта агрессивные установки в доминировании, тем более высокий уровень риска он допускает.
Решения коллегиальные более
Нерешительность увеличивает риск при страт решении.
Источники Рисков- это условия и факторы, которые таят в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу
При принятии страт решений необходимо проводить анализ рисков:
1Качественный анализ – определение факторов риска и обстоятельств, приводящих к рискованным ситуациям.
2Количественный анализ – позволяет вычислить величину отдельных рисков и риска проекта в целом.
Способы измерения риска:
1Стаитстическая оценка
2Экспертаная
3Оценка на основе моделей принятия решений.
Стратегии управления риском:
1.избежание риска.
2.удержание риска.
3.передача риска.
4.снижение степени риска – стратегии диверсификации, получения доп.инфы о ситуации принятия решений, самострахование.
Виды страхования при РУР:
1Стоимости конкретного УР
а)Процедуры разработки, согласования, утверждения и принятия УР С=Кф*Зур
б)Процедуры практической реализации УР С=Кф*Кп*Зпр
где Кф - коэф учитывающий форму представления УР, Зур – фактические затраты на УР при выполнении соотв-х процедур, Кп - коэф учитывающий долю затрат на частичную реализацию УР, Зпр – полные затраты на УР при выполнении соотв процедур.
2Страхование профессионализма.
Формируется когда у ЛПР имеется полная инф о степени возможных тех или иных исходах.
Принцип стохастического доминирования:
1Вариант решения лучше, для
которого высока вероятность
получения конечного
2Выбор из возможных событий наиболее предпочтительного исхода из наибольшей величины математического ожидания.
Математическое ожидание: М(п)=П1*р1+П2*р2… где П1… - возможные значения прибыли, р1… - вероятность прибыли.
Изменение величины риска или степени риска:
Среднее ожидаемое значение.
Изменчивость.
Среднее значение:
1Средневзвешенное для всех
2Дисперсия представляет собой
среднее взвешенное из
3Среднее ожидаемое значение
отклонений прибыли от ее
Формируется когда существуют др лица, принимающие решение и основное ЛПР опасается их, т.к либо интересы основного ЛПР столкнулись с интересами др ЛПР, либо сущ различия в позициях, точках зрения, традиций основного лица и др ЛПР, либо ЛПР считает природу, в кот принимаемое решение неопределенной, непредсказуемой и поэтому агрессивной.
В зависимости от условий разработки и реализации управленческих решений могут использоваться различные формы разработки: приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение, план, контракт, оферта, акцепт, положение, правила, модель.
Указание — решение,
носящее методический, технологический
характер. Указание реализуется в
форме наставления или
Акт — решение широкого круга государственных и общественных организаций. Например, акт о передаче чего-либо в собственность.
Приказ (письменный или
устный) — это решение руководителя,
обличенного властью в
Распоряжение — это решение руководителя, не наделенного административными функциями. Распоряжение обычно касается вопросов технологии, организации труда и техники безопасности. Оно обязательно для исполнения непосредственными подчиненными руководителя. Обжаловать решение можно у линейного руководителя данного подразделения или организации.
Протокол — решение об отражении каких-либо событий, обстоятельств, правил. Например, протокол прошедшего собрания, совещания.
Инструкция — решение,
устанавливающее порядок и
Договор — решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств в коммерческих и некоммерческих сферах деятельности, например, договор о портфельных инвестициях, договор кооперации с зарубежным производителем, учредительный договор о создании компании.
Соглашение — решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой-либо деятельности.
План — решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации. Например, бизнес-план, план мероприятий по реформированию и реструктуризации компании.
Контракт — решение, обычно коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств. Контракт является подвидом соглашения. Например, контракт на поставку компьютеров, брачный контракт, контракт купли-продажи.
Оферта — решение, обычно коммерческого характера, о предложении конкретному (любому) лицу заключить сделку на указанных условиях. Оферта является одной стороной контракта. Например, оферта на оптовые закупки холодильников для реализации, оферта на оптовую продажу бумаги.
Акцепт — решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях. Акцепт – это вторая сторона контракта, оферта и акцепт составляют контракт.
Положение — решение, представляющее собой набор законов, правил и инструкций, регламентирующих какую-либо деятельность. Например, положение о главном инженере, положение об отделе территориального развития.
Правила — решение, учитывающее традиции организации и представляющее набор предлагаемых для исполнения устоявшихся норм поведения и деятельности определенных групп работников. Например, правила внутреннего распорядка, правила дорожного движения.
Модель какого-либо процесса или явления — решение, включающее набор определенных элементов и связей, который с заданной точностью воспроизводит реакции реального процесса или явления на входные воздействия.
Формы реализации — это деловая беседа, предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, личный пример, обучение, совет, деловые игры (тренинги), совещание, заседания, деловое слово.
Предписание — официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в определенный, установленный срок.
Деловая беседа — специально
организованная руководителем встреча
с подчиненным, группой подчиненных
или приглашенными
Убеждение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненного требуемых прочных взглядов или понятий по содержанию управленческого решения для его выполнения (например, убеждение в необходимости соблюдения техники безопасности на предприятии, убеждение в необходимости использования более современных информационных технологий при разработке управленческого решения).
Разъяснение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения.
Принуждение — деловая
беседа, проводимая руководителем с
целью осознанно заставить
Наставление — деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения управленческого решения.
Сообщение — деловая
беседа, проводимая руководителем с
целью передачи дополнительной информации,
необходимой для успешного
Личный пример — действия руководителя в среде подчиненных по заранее подготовленному сценарию для развития у них эффекта подражания авторитетам в технике выполнения управленческого решения.
Обучение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения управленческого решения.
Совет — деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами на пути выполнения управленческого решения. Совет не является обязательным для исполнения подчиненным, однако в личных отношениях руководитель всегда будет заинтересован в подчиненном, который прислушивается к его советам.
Деловая игра (тренинг) — специально организованная интенсивная деятельность работников по разработке и реализации управленческих решений на основе имитационных моделей реальных процессов. В процессе закрепляются навыки реализации управленческих решений многократным повторением однотипных ситуаций, методов и технологий реализации управленческих решений.
Совещания — коллективные деловые беседы, проводимые руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач, использования коллективного разума, обмена информацией и накопленным опытом для выполнения важных управленческих решений.
Заседания — узко профессиональные
совещания для решения в основн
Отчет — решение специалиста о результатах индивидуальной или коллективной проделанной работы по выполнению управленческого решения. Отчет может быть письменным или устным.
Деловое слово — твердое решение руководителя, данное подчиненному в устной форме, подкрепленное авторитетом руководителя как среди подчиненных, так и среди вышестоящего руководства.