Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:42, шпаргалка
Одной из важнейших задач теории принятия решений (ТПР) явл достижение большей убедительности выводов и рекомендаций ЛПР и обоснованности выбора лучшего решения.
Предметом РУР: не ответ на ? какое решение принять в той или иной ситуации, а ответ на ? как организовать процесс разработки и принятия решений, какие методы при этом использовать.
Методы дисциплины РУР:
1 Выявление мнений (методы интервью, анкетирования, выборочного опроса, экспертных оценок)
2 Анализ ситуации (сист анализ, сценарный метод, мет сетевого планирования, функц-стейм анализа, экономич анализа)
3 Оценка решений и ситуации (методы оценки затрат, дерева целей, оценки риска)
4 Генерирование идей (метод мозг атаки, деловой игры, синектики)
Все расходы, издержки, связанные с реализацией того или иного варианта решения проставляются на соответствующей ветви. Расчет дерева ведётся справа налево.
Дерево решений – графическое изображение последовательных решений и состава среды с указанием соотв-х вероятностей для любых комбинаций альтернатив и состояния среды.
Основные этапы:
1Формулировка задачи
2Построение дерева решений
3Оценка вероятностного
4Установление выигрышей или
проигрышей для каждой
5Решение задачи
Термин «Дерево решений»:
Безусловный денежный эквивалент игры – max сумма денег, кот рук-ль может заплатить за участие в игре или min сумма денег, за кот тот готов отказаться от игры.
Ожидаемая денежная оценка – средний выигрыш в игре, рассчитываемый как сумма произведений, размеров выигрышей на вероятности этих выигрышей.
Объективист – индивид, для которого БДЭИ совпадает с ожидаемой денежной оценкой игры.
Субъективист - индивид, для которого БДЭИ не совпадает.
Деловая беседа – особый тип публичного выступления, который ведется в интересах какого-то крупного дела, которое может существенно повлиять на решение проблемы, стоящей перед ЛПР.
К числу целей, требующих проведения деловой беседы, можно отнести, во-первых, стремление одного собеседника посредством слова оказать определенное влияние на другого человека или группы к действию, с тем, чтобы изменить существующую деловую ситуацию или деловые отношения, другими словами, создать новую деловую ситуацию или новые деловые отношения между участниками беседы; во-вторых, необходимость выработки руководителями соответствующих решений на основании анализа мнений и высказываний сотрудников.
В сравнении с другими видами речевой коммуникации деловая беседа обладает преимуществами: 1) быстрота реагирования на высказывания собеседников, способствующая достижению целей; 2) повышение компетентности руководителя благодаря учету, критической проверке и оценке мнений, предложений, идей, возражений и критических замечаний, высказанных в беседе; 3) возможность более гибкого, дифференцированного подхода к предмету обсуждения как следствие понимания контекста проведения беседы, а также целей каждой из сторон.
При проведении деловых бесед желательно следовать сформулированным правилам: 1) четко определять цели своего сообщения; 2) делать сообщение понятным и доступным для восприятия разными группами работников, находить конкретные иллюстрации общих понятий, развивать общую идею, используя яркие примеры; 3) делать сообщения по возможности краткими и сжатыми, отказываться от изменений информации, привлекать внимание сотрудников лишь к тем проблемам, которые касаются их конкретно; 4) в разговоре с сотрудниками следовать правилам активного слушания, демонстрировать им сигналы вашего понимания и готовности к совместным действиям
В то же время деловую беседу как непосредственное взаимодействие двух её участников нужно строить на основе следующих важных принципов: 1) сознательная настройка на уровень собеседника, учет содержания выполняемых им задач, его полномочий и сферы ответственности, жизненного и трудового опыта, интересов, особенностей его мышления и речи; 2) рациональная организация процесса беседы, что, прежде всего, означает краткое изложение собеседниками содержания информации по обсуждаемой теме, ибо пространное изложение и избыточная информация осложняет усвоение самого существенного; 3) простота, образность, четкость языка как условие доходчивости информации до собеседника.
Виды деловых бесед
1. Беседа при приёме на работу
носит характер «приёмного»
2. Беседа при увольнении с
работы имеет две
3. Проблемные и дисциплинарные беседы, вызваны к жизни либо возникновение сбоев в деятельности сотрудника и необходимостью критической оценки его работы, либо фактами нарушения дисциплины.
Этапы:
1Страт подготовка (занимает основную часть времени 2-3дн). Разрабатывается замысел беседы, формулируется ее облик.
2 Тактич подготовка (2-3часа). Анализ ситуации, составление черновика беседы.
3Проведение деловой беседы (25-40мин).
4Осмысление достигнутых
Менеджеры - это, люди, которые добиваются реализации целей организации за счет других людей, т. е. это руководители или администраторы.
Требования, предъявляемые к руководителю:
менеджер должен быть твердым, но справедливым;
должен относиться к своим сотрудникам как к членам семьи.
На практике этот принцип наиболее широко используется в японском менеджменте, где принадлежность к фирме как к семье воспитывается с детства.
В результате своей деятельности менеджер проявляет себя с нескольких сторон:
управляющий, обладающий полномочиями,
которые позволяют ему
лидер, ведущий за собой подчиненных на основе своего авторитета, профессионализма и человеческих качеств;
дипломат, который в состоянии
разрешать не только внутренние, но
и внешние разногласия с
воспитатель, разбирающийся в людях и способный создать сплоченный коллектив и направить усилия своих работников в нужное русло;
инноватор, постоянно совершенствующий деятельность на предприятии в соответствии с современными тенденциями;
просто человек с определенным уровнем развития, образования и культуры, который достоин быть примером для окружающих.
Для эффективной работы менеджер должен
обладать авторитетом, который позволяет
ему влиять на подчиненных. Авторитет
основывается на формальном статусе
менеджера и завоеванном уважен
По мере своей деятельности менеджеру приходится работать с партнерами и конкурентами.
Их поведение может быть угрожающим и вызывающим, но общаться с ними, несмотря ни на что необходимо предельно корректно, при этом менеджер должен уметь вести переговоры и торговаться.
Другой категорией людей, с которыми приходится общаться менеджеру, являются руководители различных уровней. С ними нужно четко и недвусмысленно формулировать свои мысли, придерживаясь только фактов. Третьей группой людей являются подчиненные. В общении с ними нужно быть строгим, но доброжелательным. От их работы зависит успешность деятельности фирмы и карьера самого менеджера. Помимо вышеперечисленных категорий, руководителю приходится общаться с коллегами, которые ему не подчиняются, но от взаимоотношений с ними зависит продуктивность работы фирмы. В данном случае, как и с партнерами, менеджеру необходимо умение вести переговоры и убеждать.
В конце 60-х гг. XX в. Г. Минтцберг выделил три роли менеджера:
коммуникационная (координационная) роль. В рамках нее менеджер организует взаимодействие своих сотрудников;
информационная роль, т. е. менеджер занимается приемом, передачей и обработкой информации, необходимой для работы предприятия;
руководитель принимает
К основным личным качествам современного менеджера можно отнести такие качества, как:
• жажда знаний, профессионализм, новаторство и творческий подход к работе;
• упорство, уверенность в себе и преданность делу;
• нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи;
• психологические способности влиять на людей;
• коммуникабельность и чувство успеха;
• эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость;
• открытость, гибкость и легкую приспосабливаемость к происходящим изменениям;
• ситуационное лидерство и энергию личности в корпоративных структурах;
• внутреннюю потребность к саморазвитию и самоорганизации;
• энергичность и жизнестойкость;
• склонность к успешной защите и столь же эффективному нападению;
• ответственность за деятельность и принятые решения;
• потребность работать в коллективе и с коллективом.
Качества «/» на:
1Сильно изменяемые (воля, отв-ть)
2Неизменяемые (темперамент, здоровье)
3Слабо изменяемые (внушаемость,
эмоциональность,
Темперамент ЛПР:
1/Холерики. Предпочитают быстроту, оперативность, индивидуализм при РУР. Их решения носят спонтанный характер. Не всегда успевают тщательно оценить ситуацию и сформировать истинную проблему. Решения отличаются высокой степенью риска, решительностью и безкомпромисностью. Для повышения эффективности принятия решений им рекомендуется использовать быстродействующие инф.системы поддержки принятия решений.
2/Сангвиники. Быстры и оперативны при РУР, предпочитают коллективное обсуждение проблем. Хорошо работают как со спецами, так и с инф.системами поддержки принятия решений.
3/Меланхолики. Ответственно подходят к РУР, пытаются учесть все возможные отрицательные последствия реализации решений. Часто второстепенные проблемы возводятся ими в разряд первостепенных. Для принятия решений требуется много времени, большой Q информации, советников. Их решения отличаются детальной проработанностью и реальностью выполнения. Эффективные решения они принимают в области стратегического планирования, прогнозирования. Работа в напряженных условиях противопоказана.
4/Флегматик. Затрачивает больше времени на РУР, чем его реализует, важен избыток инф, мнений, советов. Решителен и настойчив. Их решения продуманные и безопасные. Больше доверяют спецам, чем инф.системам принятия решений.
В действительности редко встречается руководитель с выраженным типом темперамента
Организация процесса УР – важный фактор обеспечения его качества. Ключевые моменты:
Назначение ЛПР – УР по вопросам развития стратегического планирования и СУ, текущего управления разделены между 1ым и 2ым лицом организации. Как правило директор или гендиректор курирует текущую деятельность(срочное подписание финн документов), а его зам., финн директор или главный инженер курирует вопросы стратегического планирования и СУ.
Фактор виляющие на организацию проц ЛПР:
1Степень структурированности
2Степень загрузки ЛПР
3Налич инф-и
4Степень неопределенности
5Наличие рес-в
6Масштабность проц
7 организационная культура
Особенности разработки запрограммированных и не запрограммированных решений:
Алгоритм разр-ки запрог-го решения:
1Распредеелние рес-в на
2Назаначение ответственных за выполнение УР
Алгоритм разр-ки не запрог-го решения:
1Создание временного труд кол-
2Координация проц РУР
3Контроль хода РУР
4Согласование решения с
Распределение ответственности при организации РУР:
УР должно приниматься в правовом
поле, а ответственность должна распределяться
между руководителем и
Опытный руководитель принимает УР, формирует обратные связи с работниками.
Учет интересов участников при организации РУР:
Руководителю необходимо обеспечить условия:
1Понятность, прозрачность решения для участвующих сторон
2Соответствие решения
3Соотв реш уровню, квалификации участвующих сторон
4Распределеие ограниченных
5Материальная и не мат
Управленческие отношения