Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 16:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
Вопрос 27.
Внутренний
рынок развивающихся стран.
Объем и уровень развития рынков.
Исходя из величины ВВП можно прийти к выводу, что внутренние рынки большинства развивающихся стран невелики. ВВП всех развивающихся стран чуть больше ВВП Японии (19 и 16% соответственно в 1994 г.). ВВП США в 1,4 раза больше. Если брать ВВП по покупательной способности валют, то здесь ситуация более благоприятная - 40%. Среди 50 крупных стран мира по объему ВВП выделяются 16 развивающихся стран: Китай, Индия, Ю. Корея, Мексика, Индонезия, Иран. Показатель дохода на душу населения подсчитывается в основном в текущих валютных курсах, уступает промышленно развитым странам в 12,4 раз. Покупательная способность рынка связана не только с уровнем экономического развития, но и с количеством населения. Особенностью рынков развивающихся стран является то, что значительная часть их населения получает большую часть средств к проживанию от натурального и нетоварного производства (в Африке - 25%). Уровень развития внутренних рынков во многом определяется распределением наемного труда. В середине 80-х гг. доля лиц наемного труда составила 40% самодеятельного населения. В ряде стран зачастую преобладающую роль играет незарегистрированная, нелицензированная деятельность. Неформальная деятельность в аграрном секторе Африки обеспечивает 75% занятости, составляя 40% ВВП. Важной особенностью внутренних рынков является тот факт, что сфера потребления обладает определенной автономностью к производству. Причины: состав наемной рабочей силы, разработка природных ресурсов на раннем этапе шла вне связи с развитием внутренних потребностей развивающихся стран, экспортно-ориентированное производство часто имеет ограниченные связи с местной экономикой. Важным показателем развития хозяйственного механизма является развитие денежного рынка, отношение суммы кредитных обязательств внутри страны к величине ВВП (показатель роста ).
Потребительский спрос является ведущим фактором экономического роста развивающихся стран, в разных странах его роль неодинакова. Более значительна в небольших по населению и менее всего развитых странах. Рынок товаров и услуг потребительского назначения определяется частными расходами. Основная масса рабочей силы обладает низкой квалификацией. В связи с резкой диспропорцией в индивидуальных расходах происходит процесс концентрации покупательной способности и совокупного потребительского спроса в руках узкого круга людей. Наименьшие разрывы в уровнях доходов наблюдаются в Ю. и В. Азии. В Малайзии, Таиланде и на Филиппинах 60% низов получают доходов меньше, чем 10% верхов. Это определяет ориентацию производства на эти 5-20% населения, которые концентрируют у себя покупательную способность. Однако доходы богатых людей в развивающихся странах значительно ниже доходов богатых в промышленно развитых странах. По мере роста дохода, все меньшая его часть приходится на удовлетворение первичных потребностей, растет потребление товаров длительного пользования.
Производственный спрос предъявляется на орудия и предметы труда. Его масштабы определяются величиной накопления. Огромное влияние межотраслевой и внутриотраслевой диверсификации национальных экономик. Для развивающихся стран характерна довольно высокая норма накоплений, которая во второй половине 80-х гг. составила 24,9% ВВП. Однако в наименее развитых странах она не превышает 18% ВВП. Особенность рынков производственных товаров состоит в том, что он отстает в своем развитии от увеличения фондов основных и оборотных средств. По использованию современных механизированных средств отстают страны Африки. Особенностью спроса на предметы труда является его меньшая распыленность. Для снижения издержек производства и повышения качества выпускаемой продукции мелкие предприниматели перешли на полуфабрикаты заводского изготовления. Это привело к тому, что спрос на промежуточную продукцию значительно превосходит соответствующие показатели для промышленно развитых стран. Главными потребителями промышленной продукции являются обрабатывающая промышленность и строительство. В н. 90-х гг. во многих развивающихся странах доля промежуточной промышленности составила 60-70% продукции обрабатывающей промышленности. Важную роль в поддержании и развитии спроса играет общественный сектор. Наблюдалась тенденция к неуклонному повышению удельного веса государственного потребления в ВВП - 24,2%. Основное место в правительственных расходах занимают текущие расходы (18% ВВП), капитальные расходы составляют всего 6,1% ВВП по данным на 1984-93 гг.
Изменения в структуре предложения.
В структуре
производства повысилась роль промышленности
(в 1,3 раза за 1960-88 гг.) и сферы услуг. Большинство
программ развития с/х опиралось на современную
западную технологию, которая однако на
фоне общей отсталости и неразвитости
инфраструктуры привела с/х в зависимое
положение от внешних источников роста,
от импортных средств производства. Расширение
сферы услуг выступает условием человеческого
развития. Ускоренный рост сферы услуг
был вызван тем, что исторически большая
часть потребностей в промышленных
изделиях удовлетворялась за счет
импорта. Национальные предприятия существовали
преимущественно в сфере обращения и услуг,
подавляющую часть которых невозможно
импортировать. Произошел также существенный
сдвиг в пользу обрабатывающих отраслей,
что позволило развивающимся странам
укрепить собственную индустриальную
базу и увеличить темпы производства ВВП.
Отличительной чертой развития отраслей
обрабатывающей промышленности является
быстрый рост производства и снижение
доли потребительских товаров, наблюдается
все большая переориентрированность на
поддержание воспроизводственного процесса.
Значительное место в обрабатывающей
промышленности занимают довольно простые
по современным стандартам виды продукции.
Отрасли легкой промышленности занимают
гораздо более важное место, чем в развитых
странах. Большая доля продукции приходится
на пищевую промышленность. Отрасли тяжелой
промышленности удовлетворяют свои потребности
в основном за счет импорта.
Вопрос 29.
Экономическая
стратегия развивающихся стран.
Укрепление экон. независимости. После получения политической независимости в развивающихся странах был проведен ряд социально-экономических реформ в целях устранения препятствий в развитии производительных сил, усиления использования природных ресурсов в интересах национального развития, вырабатывалось законодательство, регламентирующее деятельность иностранного капитала, подчиняющее его интересам национального развития, предпринимались меры для равномерного распределения доходов, предотвращения концентрации экономической власти в руках узкого слоя людей.
Индустриализация. Проведена индустриализация - средство ликвидации экономической отсталости. Проведено развитие обрабатывающей промышленности, отраслей группы А. Индустриализация способствует разделению труда, создает материальные предпосылки для специализации и кооперирования различных видов производства, обеспечивает складывание общего цикла производства и формирование единого внутреннего рынка, ведет к повышению уровня экономического развития, способствует расширению потребительского и производственного спроса. В начале 50-х гг. произошло повышение цен на мировом рынке на готовые изделия, что привело к необходимости больше экспортировать сырья, чтобы приобретать тот же объем промышленной продукции. Однако дефицита на внутреннем рынке избежать не удалось и встала задача строительства предприятий по выпуску готовых изделий. Особенности индустриализации второй половины 20 в.: она проходила в развивающихся странах в условиях развития НТР в мировом хозяйстве, что осложнило положение развивающихся стран. В н. 60-х гг. получили развитие концепции эндогенного развития - «нового внутреннего порядка». Характерной чертой являлось сосредоточение внимания на максимальном использовании внутренних ресурсов для удовлетворения основных потребностей в связи с нищетой и голодом. В развивающихся странах существует 2 типа развития:
Импортозамещение=форма индустриализации. Поскольку создание отраслей тяжелой промышленности требовало импорта оборудования и машин, необходимо было сократить импорт товаров потребительского назначения. Становление обрабатывающей промышленности происходило на основе переработки сырья, что делало развитие малоперспективным, а создание экспортных отраслей высоких технологий было не по силам большинству развивающихся государств. Импортозамещение содействовало строительству независимой самостоятельной экономики, однако создало и значительны е проблемы для экономики (необходимость огромных финансовых средств). Произошел процесс образования внутренних рынков, однако они обладали низкой покупательной способность., что ограничивало возможности современного производства и тормозило дальнейший прогресс производительных сил. Энергосырьевые проблемы в мировом хозяйстве в 70-е г. способствовали увеличению в развивающихся странах материало и энергоемких отраслей, однако их создание требовало расширения ввоза машин и оборудования. В конце 60-х гг. произошел переход к наращиванию. экспортного производства.
Однако в
ряде случаев экспорт был менее выгоден,
чем поставки на внутренний рынок. Некоторые
страны проводили смешанную политику,
опираясь исключительно на экспорт с/х
продукции и ископаемых, они проводили
в остальном политику импортозамещения
(Индия, Бразилия). Те страны, которые не
располагали крупными запасами сырья,
с помощью иностранного капитала смогли
вписаться в систему международного
разделения труда, что способствовало
становлению современного хозяйственного
механизма, более полному использованию
их экономических ресурсов (Ю. Корея, Тайвань).
Изменилась роль государства , на передний
план вышли косвенные меры регулирования,
что повысило роль стихийно-рыночных импульсов
в развитии национальных хозяйств. Дальнейшее
расширение активности государства натолкнулось
на проблему государственного дефицита
и роста инфляции. Кроме того из-за наличия
внешнего долга государству пришлось
сократить свои социальные и экономические
функции. Произошло сокращение предпринимательской
активности государства, некоторые государственные
предприятия были приватизированы. Выплата
государственного долга пала на государственные
предприятия. В 86 г . на государственных
предприятиях создавалось 12% ВВП развивающихся
стран (медленный, но постоянный рост).
Вопрос 29.
Экономическая
политика развивающихся стран.
Ускорение экономического роста. После получения политической независимости в экономической политике развивающихся стран доминировали усилия на ускорение экономического роста. Хозяйственный механизм был ориентирован на потребности быстрого промышленного развития. Государственное воздействие оказывалось путем ограничительных и поощрительных (преобладали ) мер. Внешнеэкономическая политика государств была направлена на стимулирование национального производства и ограничение конкуренции на внутренних рынках. Существовала необходимость в проведении гибкой протекционистской политики для ускорения модернизации отсталых хозяйственных структур: на ввозимые иностранные товары установились высокие пошлины. Валютный курс нередко поддерживался на завышенном уровне, что позволяло приобретать оборудование за рубежом по пониженным ценам, однако подобная практика сдерживала развитие экспорта. Существовал ряд особенностей политического процесса: преобладание различных форм коллективных действий при выработке экономической политики. Одним из ключевых вопросов программы было переустройство мирохозяйственных связей: восстановление равновесия цен на сырьевые и промышленные товары с целью стабилизации доходов от экспорта развивающихся стран. Наблюдались тенденции к интеграции национальных хозяйств на региональном уровне. Цели создания торговых и экономических региональных объединений: увеличение экономического роста, политическое сближение и содействие региональной безопасности. В Африке главной целью было стремление преодолеть узкие рамки внутренних рынков, стимулировать экономический рост. В н. 80-х гг. произошел сдвиг политики развивающихся стран с доминирования экономического роста на структурную политику, ликвидацию макроэкономических дисбалансов. Кризисы 70-80-х гг. привели к серьезным нарушениям воспроизводственного процесса и усилению воздействия внешних факторов на их развитие. Международные организации настаивали на принятии развивающимися странами открытой стратегии развития, уменьшению импортных барьеров, изменению валютных курсов. 2 основных типа регулирования: меры стабилизации и меры структурной перестройки. Политика стабилизации исходит из того, что главной причиной инфляции является изменение спроса. А основным методом борьбы рассматривается ограничительная денежно-кредитная политика. Политика структурной перестройки включает следующие меры: либерализация торгового режима, повышение эффективности государственных расходов, перестройка налогообложения в целях содействия эффективности производства, увеличение сбережений, либерализация ценообразования, улучшение управления, отказ от протекционизма отечественных предприятий. Эти меры отвечают интересам ТНК. Стабилизирующие мероприятия в рамках программ по перестройке экономики привели к сокращению совокупного спроса, снижению инвестиций и стагнации производства, уменьшился общий объем потребления. Положительные результаты были более, чем скромными: из 55 стран в 27 произошло повышение роста ВВП, 13 - неудача в структурной перестройке, в 7 произошло снижение социальных показателей. Причиной послужили рост дефицитности платежных балансов, сильное ограничение импортных потребностей оказало отрицательное влияние на экономический рост. Политика структурной перестройки уменьшила доходы, что повлекло к уменьшению покупательной способности внутренних рынков. Политика открытой экономики способствовала сокращению внимания к индустриализации и промышленности. На данном этапе приоритетной цель. экономической политики становится увеличение капиталовложений: привлечение иностранных инвесторов, стимулирование частных вложений рыночными методами. Приоритетное направление приобретают программы по стимулированию с/х производства, что проводится посредством увеличения закупочных цен на экспортные товары. Существует необходимость в увеличении производства в связи с голодом и низким уровнем жизни во многих с/х развивающихся странах.