Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 16:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
На развивающиеся страны приходится более 20% мирового грузооборота. Большую роль играет морской транспорт - 35% мирового торгового флота принадлежит развивающимся странам. Крупными судовладельцами являются КНР и Ю. Корея. На развивающиеся страны приходится также больше 10% мирового легкового транспорта, 20% грузовиков и автобусов. Однако в развивающемся мире наблюдается низкая плотность транспортных путей. В Саудовской Аравии на 100 квадр. км приходится 4 квадр. км дорог, в Судане - 400 м. Авиационный транспорт является делом национального престижа, без поддержки государства компании конкуренции не выдерживают. Однако 16 компаний развивающихся стран входят в ведущие компании мира. Для транспорта развивающихся стран характерен низкий уровень технического развития. В странах развивающегося мира грузы перемещаются в основном на 35 км.
Социальная структура транспорта. Мировая транспортная система отличается пестротой институциональной и социальной структуры. Институциональная структура - форма организаций, транспортирующих субъектов. Важно участи государств. Транспорт является материало и энергоемко отраслью. Высока степень концентрации капитала в ж/д, авиационном, трубопроводном транспорте. В автомобильном транспорте концентрация капитала незначительна. Крупные компании составляют менее одного процента от общего числа компаний. Наблюдается характерная тенденция - рост количества мелких компаний даже в морском и авиа транспорте.
Регулирование
транспорта. Существует 2 уровня:
межправительственный и частный. Основные
инструменты регулирования - международные
соглашения. В отношении морского транспорта
существует ряд организаций, которые занимаются
обеспечением безопасности, решением
экономических и технических вопросов.
На национальном уровне усилия сосредоточены
на ликвидации ограничений: приватизация,
либерализм, дерегулирование. Процесс
развития транспорта и связи проходит
взаимосвязанно. Логистика - система,
в основе которой лежат принципы распределения,
перевозки и складирования товаров с целью
облегчения для компаний схемы доставки.
Вопрос 18.
Финансовая
система мирового хозяйства. Функциональная
структура.
Происходит процесс углубления экономической и политической взаимосвязи государств: преобразование кредитных отношений между государствами, переплетение национальных рынков ссудных капиталов, развитие международного рынка валютно-кредитных и финансовых ресурсов, постоянные перемещения ссудного капитала через национальные границы. Кредитные рынки стали функционировать не как изолированные локальные структуры, а как совокупность национальных и международных рынков, объединенных общими закономерностями развития. Происходит процесс формирования мировой кредитно-финансовой системы.
Составные элементы мирового рынка ссудных капиталов.
Включает национальные, иностранные и еврорынки валюты, кредита и фондовых ценностей. На национальных рынках совершаются операции между местными резидентами, источником ресурсов главным образом служат внутренние накопления национальной экономики. Регулирование осуществляется органами публичной власти. Иностранные рынки - та часть национальных рынков, в рамках которой местные и смешанные по капиталу кредитно-денежные институты обслуживают иностранную клиентуру на условиях, которые мало отличаются от условий сделок с резидентами. Еврорынки - выполнение международной перераспределительной функции, перемещение ссудного капитала между странами - международные финансовые центры, функционирующие там, где государства создают льготный режим привлечения капитала иностранных банков и компаний.
Внутренний рынок ссудных капиталов изолируется от внешнего, а кредитная система, находящаяся на территории страны и занимающаяся евробизнесом, не является составной частью национальной экономики. Евробанки проводят внешние по отношению к стране пребывания операции с нерезидентами, а иногда и с резидентами. Центры международного евробизнеса иногда называют оффшорными (экстерриториальными). Сделки осуществляются в евровалютах. Евровалюта - это любая валюта, которая депонирована в банке за пределами страны происхождения и находится вне юрисдикции и контроля валютных органов этой страны. Евровалюта создается при переводе средств из одной страны в другую для оплаты товаров, услуг. На США приходится более 2/3 всего объема евровалютного рынка - евродолларовый. Евровалютная система распространяется в финансовых центрах всех континентов. Наиболее крупные еврорынки находятся в Лондоне, Париже, Брюсселе, Цюрихе, Сингапуре, Гонконге, Бахрейне, на о-вах Мэн, где обеспечиваются налоговые льготы и конфиденциальность. Еврорынок существует с конца 50-х гг. как рынок евродолларов США. Его появлению способствовало: необходимость создания валютно-финансового механизма для обслуживания МЭО в результате интернационализации производства, введение обратимости основных валют в 1957 г., избыток долларов в международном обороте в связи с хроническим дефицитом платежного баланса США и практикой покрытия их национальной валютой. В большинстве стран инвалютные операции проводятся на более льготных условиях, чем операции в национальных деньгах. Еврорынок располагает относительно самостоятельной и гибкой системой % ставок, что позволяет евроцентрам предлагать клиентам более высокие % по депозитам и низкие по кредиту в сравнении с национальным рынком капиталов. Способствовало созданию еврорынков также и то, что произошло укрепление финансовых позиций стран ОПЕК и размещение их долларовых ресурсов на еврорынке. Сейчас наблюдается значительная гибкость финансового законодательства.
Виды операций и условия размещения кредитных ресурсов.
В 50-60-е гг. сформировалась база еврорынка - рынок краткосрочных операций. В дальнейшем с развитием рынков границы между кратковременным и долгосрочным кредитование стирались, шел процесс бурного роста новых банковских услуг. В области краткосрочного кредитования существуют следующие технические инструменты предоставления займов: межбанковские депозиты, депозитные сертификаты, простые долговые обязательства.
Евровалютные депозиты межбанковского рынка - важнейший вид краткосрочного кредитования. Евродепозиты могут быть размещены в корзинах валют, чтобы защитить инвесторов и заемщиков от риска курсовых и процентных потерь. Распространены более всего депозиты в стандартной корзине, составляющей международную единицу СДР (в составе доллар, фунт, иена, франк). Она является более устойчивой, чем все входящие в ее состав компоненты. Различают депозиты до востребования и на определенный срок.
Депозитные сертификаты - долговое обязательство банка, точно соответствующее размещенному в нем депозиту. документ подтверждает обязательство банка перед вкладчиком о выплате основного долга и %. Выпускаются банками, а затем покупаются инвесторами. Существует несколько видов, которые подразделяются по срокам, методу выплаты доходов, однако у всех одинаковый минимальный уровень номинала - 50 тыс. долларов. Обычно депозитные сертификаты имеют фиксированный срок ( от месяца до года) и приносят твердый процент, норма которого на 1/8% ниже в расчете на год ставки по краткосрочным межбанковским депозитам. Они продаются с дисконтом (скидкой), а через определенный срок покупаются по номиналу.
Еврокоммерческие бумаги - простые долговые обязательства на предъявителя. Выпускаются крупными компаниями на финансовой основе. Это удобно для компаний, занимающих деньги на короткий срок для покрытия расходов. Традиционная форма среднесрочного кредитования - синдицированный кредит. Он организуется группой международных банков, которые в состоянии мобилизовать и предоставить заемщику значительно больше средств, чем мог бы это сделать 1 кредитор. Обычно выдается на срок 10-12 лет, сумма подобного кредита не менее 100 млн. долларов. Получателями могут выступать государства, ТНК, ТНБ.
В н. 80-х гг. развился традиционный еврокредит - важнейший инструмент евроопераций. К концу 80-х гг. - 1/2 еврокредитов - дающие возможность банкам-членам синдиката выходить из кредитования до наступления срока погашения задолженности по кредиту путем продажи своей доли участия.
Еврооблигации
- международные ценные бумаги, выпускаемые
от лица ТНК, международных организаций
для инвесторов любого числа стран. Обычно
выпускаются без обеспечения, однако по
некоторым из них требуется гарантия.
Существует 2 вида облигаций: публичные
и частные. Публичными эмиссиями управляют
большие банковские синдикаты, представляющие
ценные бумаг широкому кругу инвесторов.
Частные размещения осуществляются синдикатом
из меньшего числа банков, облигации обычно
не котируются на вторичном рынке, а предлагаются
непосредственно небольшой группе инвесторов.
Суммы еврооблигационных займов колеблются
от 10 до 500 млн. долларов. Основные виды
используемых на еврорынке облигаций:
с фиксированной ставкой и плавающей %
ставкой. Различие между ними заключается
в установлении % ставки. Фиксированная
ставка фиксируется на весь срок действия
займа, гарантируют стабильность и заранее
известную величину расходов. Плавающая
% ставка связана с процентным риском,
сроки облигационных займов с такой ставкой
-приблизительно 6-7 лет. Происходит процесс
глобализации мирового кредитного рынка,
в рамках которого наблюдается увеличение
масштабов евроопераций, совершенствование
технологий сбора и передачи рыночной
информации. В последние десятилетия идет
процесс структурной перестройки, происходит
значительная трансформация механизмов
ссудно-заемных операций. Основная часть
финансовых ресурсов предоставляется
в форме облигационных займов (60-70%) на
евровалютных рынках, доля иностранных
облигационных займов - 10-11%. Основная
доля кредита приходится на корпорации
США и Великобритании.
Вопрос 20.
Морской
транспорт в мировой экономике.
См. вопрос 18.
+ Морской транспорт - важная составляющая часть мировой транспортной системы, на него приходится 4/5 всей международной торговли. Морские суда транспортируют главным образом массовые грузы: наливные (нефть), насыпные (уголь, зерно, фосфаты). Наблюдается тенденция к росту перевозок генеральных грузов - готовые изделия и полуфабрикаты. Морские перевозки обслуживаются морским торговым флотом, общий тоннаж которого превышает 420 млн. тонн. Главную роль в морских судах играют Либерия, Панама, Япония, Греция, Норвегия. Под флагами Либерии и Панамы плавают суда США, Японии, Греции, Норвегии, ФРГ, Великобритании, Италии, Швеции. Причина: сэкономить на налогах, зарплатах морякам.
В мире всего более 2,7 тыс. морских портов, однако портами мирового значения считаются около 30, их грузооборот превышает 50 млн. тонн груза в год. У 11 грузооборот более 100 млн. тонн - Роттердам, Марсель, Кобе, Филадельфия, Антверпен.
Для промышленно
развитых стран характерны универсальные
порты, принимающие и отправляющие различные
грузы. В развивающихся странах порты
специализируются в основном на экспорте
нефти, руды, угля. Первенство по перевозкам
принадлежит Атлантическому океану: 50%
всех морских перевозок, 65% всех морских
портов мира. Крупнейшим портом считается
Роттердам. 2 место принадлежит Тихому
океану, а 3 - Индийскому. Международные
морские каналы - перекрестки мировых
морских трасс. Ведущими в этом отношении
являются Суэцкий и Панамский каналы Морские
проливы - Ла-Манш, Гибралтар, Малайский.
Вопрос 21.
Использование
рабочей силы в мировом хозяйстве.
Ситуация
определяется изменениями в технической
базе производства, в демографической
ситуации, в социальном развитии. В промышленно
развитых странах в разные периоды рынки
рабочей силы переживали противоречивые
тенденции. Проблема роста безработицы:
рабочая сила растет быстрее, чем увеличивается
занятость. Международная организация
труда к безработным относит лиц, не имеющих
работы, активно ее ищущих и готовых приступить
к ней не позже, чем через месяц. Если человек
работает меньше 1 ч. в неделю, то он считается
безработным. Увеличилось количество
работающих женщин (женщин, ищущих работу).
Резко возрос уровень безработицы: если
в 50-60-е гг. он составлял 2-4% по отношению
к рабочей силе, то сейчас поднялся до
6-12%, а в отдельных странах до 24%. В Японии
самый низкий уровень безработицы - 2-3%
(женщины учитываются как временно занятые,
поэтому в статистике не учитываются).
В Испании уровень безработицы - 23%. В странах
ЕС ситуация в целом ухудшилась. За 90-е
гг. безработица превысила безработицу
в США в 1/3. Произошел рост отношения частичной
и временной занятости. В США, Канаде, Японии
доля частично занятых увеличилась до
1/5. Происходит увеличение неравенства
в доходах различных групп населения,
что приводит к росту спроса на квалифицированную
рабочую силу. Со второй половины 80-х гг.
сократились системы социальных выплат
по безработице. В 80-е гг. произошел также
разрыв в оплате мужского и женского труда.
Была разработана новая модель производственных
отношений: в разрешение экономических
вопросов были вовлечены профсоюзы, произошло
сокращение забастовочной активности
в 70-80-е гг. В развивающихся странах
проблем стоит больше, чем в развитом мире.
Основная часть экономически активного
населения сосредоточена в с/х. В с/х только
1/2 занятых получает зарплату. Уровень
открытой безработицы низок, однако это
не отражает ситуацию в целом. Около 50%
городских работников сосредоточено в
неформальном секторе. В Африке и Центральной
Америке открытая безработица составляет
15-20%. В Индии в 90-м г. открытая безработица
составила 50 млн. человек (в целом -100 млн.).
Среди безработных наблюдается высокий
процент образованного населения.
В 80-е гг. произошло обострение проблемы
безработицы. В странах переходного периода
уровень безработицы увеличился с 1,5 млн.
в 1990 г. до 10 млн. сейчас. Структура безработицы
является результатом структурных изменений
в экономике, глобальный характер приобретает
проблема недоиспользования трудовых
ресурсов. Безработица - индикатор общей
социально-экономической неустойчивости
в мире.