Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 16:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

шпаргалка по мировой экономике.doc

— 280.00 Кб (Скачать)

На развивающиеся страны приходится более 20% мирового грузооборота.  Большую роль играет морской транспорт - 35% мирового торгового флота принадлежит развивающимся странам. Крупными судовладельцами являются КНР и Ю. Корея. На развивающиеся страны приходится также больше 10% мирового легкового транспорта, 20% грузовиков и автобусов. Однако в развивающемся мире наблюдается низкая плотность транспортных путей. В Саудовской Аравии на 100 квадр. км приходится 4 квадр. км дорог, в Судане - 400 м. Авиационный транспорт является делом национального престижа, без поддержки государства компании конкуренции не выдерживают. Однако 16 компаний развивающихся стран входят в ведущие компании мира. Для транспорта развивающихся стран характерен низкий уровень технического развития. В странах развивающегося мира грузы перемещаются в основном на 35 км.

Социальная структура транспорта. Мировая транспортная система отличается пестротой институциональной и социальной структуры. Институциональная структура - форма организаций, транспортирующих субъектов. Важно участи государств. Транспорт является материало и энергоемко отраслью. Высока степень концентрации капитала в ж/д, авиационном, трубопроводном транспорте. В автомобильном транспорте концентрация капитала незначительна. Крупные компании составляют менее одного процента от общего числа компаний. Наблюдается характерная тенденция - рост количества мелких компаний даже в морском и авиа транспорте.

Регулирование транспорта. Существует 2 уровня: межправительственный и частный. Основные инструменты регулирования - международные соглашения. В отношении морского транспорта существует ряд организаций, которые занимаются обеспечением безопасности, решением экономических и технических вопросов. На национальном уровне усилия сосредоточены на ликвидации ограничений: приватизация, либерализм, дерегулирование. Процесс развития транспорта и связи проходит взаимосвязанно. Логистика - система, в основе которой лежат принципы распределения, перевозки и складирования товаров с целью облегчения для компаний схемы доставки. 

Вопрос 18.

Финансовая система мирового хозяйства. Функциональная структура. 

Происходит процесс углубления экономической и политической  взаимосвязи государств: преобразование кредитных отношений между государствами, переплетение национальных рынков ссудных капиталов, развитие международного рынка валютно-кредитных и финансовых ресурсов, постоянные перемещения ссудного капитала через национальные границы. Кредитные рынки стали функционировать не как изолированные локальные структуры, а как совокупность национальных и международных рынков, объединенных общими закономерностями развития. Происходит процесс формирования мировой кредитно-финансовой системы.

Составные элементы мирового рынка ссудных капиталов.

Включает национальные, иностранные и еврорынки валюты, кредита и фондовых ценностей. На национальных рынках совершаются операции между местными резидентами, источником ресурсов главным образом служат внутренние накопления национальной экономики. Регулирование осуществляется органами публичной власти. Иностранные рынки - та часть национальных рынков, в рамках которой местные и смешанные по капиталу кредитно-денежные институты обслуживают иностранную клиентуру на условиях, которые мало отличаются от условий сделок с резидентами. Еврорынки - выполнение международной перераспределительной  функции, перемещение ссудного капитала между странами - международные финансовые центры, функционирующие там, где государства создают льготный режим привлечения капитала иностранных банков и компаний.

Внутренний рынок ссудных капиталов изолируется от внешнего, а кредитная система, находящаяся на территории страны и занимающаяся евробизнесом, не является составной частью национальной экономики. Евробанки проводят внешние по отношению к стране пребывания операции с нерезидентами, а иногда и с резидентами. Центры международного евробизнеса иногда называют оффшорными (экстерриториальными). Сделки осуществляются в евровалютах. Евровалюта - это любая валюта, которая депонирована в банке за пределами страны происхождения и находится вне юрисдикции и контроля валютных органов этой страны. Евровалюта создается при переводе средств из одной страны в другую для оплаты товаров, услуг. На США приходится более 2/3 всего объема  евровалютного рынка - евродолларовый. Евровалютная система распространяется в финансовых центрах всех континентов. Наиболее крупные еврорынки находятся в Лондоне, Париже, Брюсселе, Цюрихе, Сингапуре, Гонконге, Бахрейне, на о-вах Мэн, где обеспечиваются налоговые льготы и конфиденциальность. Еврорынок существует с конца 50-х гг. как рынок евродолларов США. Его появлению способствовало: необходимость создания валютно-финансового механизма для обслуживания МЭО в результате интернационализации производства, введение обратимости основных валют в 1957 г., избыток долларов в международном обороте в связи с хроническим дефицитом платежного баланса США и практикой покрытия их национальной валютой. В большинстве стран инвалютные операции проводятся на более льготных условиях, чем операции в национальных деньгах. Еврорынок располагает относительно самостоятельной и гибкой системой % ставок, что позволяет евроцентрам предлагать клиентам более высокие % по депозитам и низкие по кредиту в сравнении с национальным рынком капиталов. Способствовало созданию еврорынков также и то, что произошло укрепление финансовых позиций стран ОПЕК и размещение их долларовых ресурсов на еврорынке. Сейчас наблюдается значительная гибкость финансового законодательства.

Виды операций и условия размещения кредитных ресурсов.

В 50-60-е гг. сформировалась база еврорынка - рынок краткосрочных операций.  В дальнейшем с развитием рынков границы между кратковременным и долгосрочным кредитование стирались, шел процесс бурного роста новых банковских услуг. В области краткосрочного кредитования существуют следующие технические инструменты предоставления займов: межбанковские депозиты, депозитные сертификаты, простые долговые обязательства.

Евровалютные депозиты межбанковского рынка - важнейший вид краткосрочного кредитования. Евродепозиты могут быть размещены в корзинах валют, чтобы защитить инвесторов и заемщиков от риска курсовых и процентных потерь. Распространены более всего депозиты в стандартной корзине, составляющей международную единицу СДР (в составе доллар, фунт, иена, франк). Она является более устойчивой, чем все входящие в ее состав компоненты. Различают депозиты до востребования и на определенный срок.

Депозитные сертификаты - долговое обязательство банка, точно соответствующее размещенному в нем депозиту. документ подтверждает обязательство банка перед вкладчиком о выплате основного долга и %. Выпускаются банками, а затем покупаются инвесторами. Существует несколько видов, которые подразделяются по срокам, методу выплаты доходов, однако у всех одинаковый  минимальный уровень  номинала - 50 тыс. долларов. Обычно депозитные сертификаты имеют фиксированный срок ( от месяца до года) и приносят твердый процент, норма которого на 1/8% ниже в расчете на год ставки по краткосрочным межбанковским депозитам. Они продаются с дисконтом (скидкой), а через определенный срок покупаются по номиналу.

Еврокоммерческие бумаги - простые долговые обязательства на предъявителя. Выпускаются крупными компаниями на финансовой основе. Это удобно для компаний, занимающих деньги на короткий срок для покрытия расходов. Традиционная форма среднесрочного кредитования - синдицированный кредит. Он организуется группой международных банков, которые в состоянии мобилизовать и предоставить заемщику значительно больше средств, чем мог бы это сделать 1 кредитор. Обычно выдается на срок 10-12 лет, сумма подобного кредита не менее 100 млн. долларов. Получателями могут выступать государства, ТНК, ТНБ.

В н. 80-х гг. развился традиционный еврокредит - важнейший инструмент евроопераций. К концу 80-х гг. - 1/2 еврокредитов - дающие возможность банкам-членам синдиката выходить из кредитования до наступления срока погашения задолженности по кредиту путем продажи своей доли участия.

Еврооблигации - международные ценные бумаги, выпускаемые от лица ТНК, международных организаций для инвесторов любого числа стран. Обычно выпускаются без обеспечения, однако по некоторым из них требуется гарантия. Существует 2 вида облигаций: публичные и частные. Публичными эмиссиями управляют большие банковские синдикаты, представляющие ценные бумаг  широкому кругу инвесторов. Частные размещения осуществляются синдикатом из меньшего числа банков, облигации обычно не котируются на вторичном рынке, а предлагаются непосредственно небольшой группе инвесторов. Суммы еврооблигационных займов колеблются от 10 до 500 млн. долларов. Основные виды используемых на еврорынке облигаций: с фиксированной ставкой и плавающей % ставкой. Различие между ними заключается в установлении % ставки. Фиксированная ставка фиксируется на весь срок действия займа, гарантируют стабильность и заранее известную величину расходов. Плавающая % ставка связана с процентным риском, сроки облигационных займов с такой ставкой -приблизительно 6-7 лет. Происходит процесс глобализации мирового кредитного рынка, в рамках которого наблюдается увеличение масштабов евроопераций, совершенствование технологий сбора и передачи рыночной информации. В последние десятилетия идет процесс структурной перестройки, происходит значительная трансформация механизмов ссудно-заемных операций. Основная часть финансовых ресурсов предоставляется в форме облигационных займов (60-70%) на евровалютных рынках, доля иностранных облигационных займов - 10-11%.  Основная доля кредита приходится на корпорации США и Великобритании.  
 

Вопрос 20.

Морской транспорт в мировой экономике. 

См. вопрос 18.

Морской транспорт - важная составляющая часть мировой транспортной системы, на него приходится 4/5 всей международной торговли. Морские суда транспортируют главным образом массовые грузы: наливные (нефть), насыпные (уголь, зерно, фосфаты).  Наблюдается тенденция к росту перевозок генеральных грузов - готовые изделия и полуфабрикаты. Морские перевозки обслуживаются морским торговым флотом, общий тоннаж которого превышает 420 млн. тонн. Главную роль в морских судах играют Либерия, Панама, Япония, Греция, Норвегия. Под флагами Либерии и Панамы плавают суда США, Японии, Греции, Норвегии, ФРГ, Великобритании, Италии, Швеции. Причина: сэкономить на налогах, зарплатах морякам.

В мире всего более 2,7 тыс. морских портов, однако портами мирового значения считаются около 30, их грузооборот превышает 50 млн. тонн груза в год. У 11 грузооборот более 100 млн. тонн - Роттердам, Марсель, Кобе, Филадельфия, Антверпен.

Для промышленно развитых стран  характерны универсальные порты, принимающие и отправляющие различные грузы. В развивающихся странах порты специализируются в основном на экспорте нефти, руды, угля. Первенство по перевозкам принадлежит Атлантическому океану: 50% всех морских перевозок, 65% всех морских портов мира. Крупнейшим портом считается Роттердам. 2 место принадлежит Тихому океану, а 3 - Индийскому.  Международные морские каналы - перекрестки мировых морских трасс. Ведущими в этом отношении являются Суэцкий и Панамский каналы Морские проливы - Ла-Манш, Гибралтар, Малайский. 

Вопрос 21.

Использование рабочей силы в мировом хозяйстве. 

Ситуация определяется изменениями в технической базе производства, в демографической ситуации, в социальном развитии. В промышленно развитых странах в разные периоды рынки рабочей силы переживали противоречивые тенденции. Проблема роста безработицы: рабочая сила растет быстрее, чем увеличивается занятость. Международная организация труда к безработным относит лиц, не имеющих работы, активно ее ищущих и готовых приступить к ней не позже, чем через месяц. Если человек работает меньше 1 ч. в неделю, то он считается безработным. Увеличилось количество работающих женщин (женщин, ищущих работу). Резко возрос уровень безработицы: если в 50-60-е гг. он составлял 2-4% по отношению к рабочей силе, то сейчас поднялся до 6-12%, а в отдельных странах до 24%. В Японии самый низкий уровень безработицы - 2-3% (женщины учитываются как временно занятые, поэтому в статистике не учитываются). В Испании уровень безработицы - 23%. В странах ЕС ситуация в целом ухудшилась. За 90-е гг. безработица превысила безработицу в США в 1/3. Произошел рост отношения частичной и временной занятости. В США, Канаде, Японии доля частично занятых увеличилась до 1/5. Происходит увеличение неравенства в доходах различных групп населения, что приводит к росту спроса на квалифицированную рабочую силу. Со второй половины 80-х гг. сократились системы социальных выплат по безработице. В 80-е гг. произошел также разрыв в оплате мужского и женского труда. Была разработана новая модель производственных отношений: в разрешение экономических вопросов были вовлечены профсоюзы, произошло сокращение забастовочной активности в 70-80-е гг.  В развивающихся странах проблем стоит больше, чем в развитом мире. Основная часть экономически активного населения сосредоточена в с/х. В с/х только 1/2 занятых получает зарплату. Уровень открытой безработицы низок, однако это не отражает ситуацию в целом. Около 50% городских работников сосредоточено в неформальном секторе. В Африке и Центральной Америке открытая безработица составляет 15-20%. В Индии в 90-м г. открытая безработица составила 50 млн. человек (в целом -100 млн.). Среди безработных наблюдается высокий процент образованного населения.  В 80-е гг. произошло обострение проблемы безработицы. В странах переходного периода уровень безработицы увеличился с 1,5 млн. в 1990 г. до 10 млн. сейчас.  Структура безработицы является результатом структурных изменений в экономике, глобальный характер приобретает проблема недоиспользования трудовых ресурсов. Безработица - индикатор общей социально-экономической неустойчивости в мире. 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"