Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 16:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
6) 70 - 80-е гг.
Резкое падение темпов экономического роста в мировой экономике. Увеличение экспортной квоты.
7) 90-е гг.
Образование планетарных производительных сил в результате переплетения капитала, возросла степень освоения географического пространства. За последние 5 лет мировое хозяйство вошло в новую фазу, происходит активное сотрудничество между странами, укрепление единой системы. Однако в социально-экономическом плане мировое хозяйство все еще остается неоднородным. Существование 3 подсистем: промышленно-развитые страны, страны переходного типа, развивающиеся страны. Доля социалистических стран в мировом производстве с 16 - 18% упала до 5%. Отдельно выделяют еще Индию, Китай, НИС, страны Ближнего и Среднего Востока (экспортеры нефти).
Мировой рынок
повлек за собой формирование мирового
хозяйства. Мировое глобальное хозяйство
сложилось к н. 20 в.
Вопрос 5.
Интернационализация
обмена. Критерии участия в международном
разделении труда.
Интернационализация хозяйства началась со сферы обмена. В эпоху первоначального накопления капитала локальные центры межотраслевой торговли преобразовались в единый мировой рынок. Система международного разделения труда сложилась в процессе конкурентной борьбы между странами. Система международного разделения труда -устойчивое производство товаров и услуг отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчете на мировой рынок. В основе международного разделения труда лежит международная специализация, которая предполагает наличие пространственного разрыва между отдельными стадиями производства или между производством и потреблением. МРТ может быть частичным или единичным. Интенсивность участия в МРТ определяется уровнем развития производительных сил. На МРТ оказывает влияние: различие в масштабах производства национальных экономик, ограниченные возможности разделения труда в рамках национальных экономик. МРТ повышает значение специализации национальных производств, ориентированных на мировой рынок. Степень развития МРТ определяется участием отдельных компаний в международном обмене.
Показатели участия в МРТ: доля экспортной продукции в общем объеме производства, объем внешней торговли по отношению к национальному продукту, роль страны в мировой торговле, внешнеторговый оборот на душу населения.
Степень включения страны в систему МРТ характеризуется долей экспорта в ВВП. Высокая степень кооперации сводит международную торговлю к согласованным поставкам товаром между кооперирующимися., подобная торговля выступает как предпосылка и момент самого производства. Объем внутринациональных и кооперированных поставок составляет 50 - 60% стоимости продукции во многих отраслях производства промышленно развитых стран. Более 30% товарооборота промышленно развитых стран приходится на взаимные поставки в порядке кооперации.
Факторы,
способствующие специализации и кооперированию:
развитие НТП, рост минимальных размеров
производства, ускорение
морального старения, что ведет к обновлению
ассортимента промышленных изделий.
Углубляющаяся специализация стран в
международном обмене - обязательное условие
ускорения промышленного и научно-технического
прогресса. Компании получают прибыль
благодаря снижению издержек производства
в связи с ростом масштабности и серийности
выпускаемых изделий. Экономия на масштабах
производства - решающий фактор в росте
специализации. При увеличении выпуска
происходит снижение затрат, что связано
с накоплением опыта, повышением технологического
уровня, ускорением окупаемости капиталовложений
в оборудование. Межотраслевая специализация
сменилась внутриотраслевой. На усиление
процесса специализации оказывает влияние
обновление выпускаемой продукции.
Внутриотраслевое разделение труда способствует
все большему экономическому обмену между
промышленно развитыми странами, близкими
по уровню экономического развития. (77%
импорта промышленно развитых стран обеспечивается
за этот счет). Международная торговля
способствует удлинению жизненного цикла
промышленной продукции. Усиление МРТ
ведет к росту доли внешней сферы в современной
экономике: расширение торговли, рост
экспортной квоты (14% в 90-х гг. по сравнению
с 10,9 в 70-х гг.). Доля в МРТ промышленно развитых
стран - 75%, развивающихся стран - 27%, переходных
стран - 2,5%.
Вопрос 6.
Демографическое
развитие мира в 60- 90-е гг.
Общая тенденция
к увеличению численности населения.
50-е гг. - 2,5 млрд. чел, 96 г. - 5,7 млрд. чел.
Быстрые темпы роста - 2% ежегодно. При таких
темпах население планеты удваивается
каждые 35 лет. Умеренные темпы роста - меньше
2% ежегодно, низкие темпы - 1% и меньше.
Для традиционного типа воспроизводства
характерны высокие темпы рождаемости,
высокие темпы смертности, средняя продолжительность
жизни 45 лет. За период 50-7--х гг. прирост
населения достигался в основном за счет
Среднего Востока и Африки (около 3% в год).
В развитых странах произошло снижение
уровня смертности и снижение рождаемости.
Показатель воспроизводства населения:
Брутто-коэффициент - число девочек, которых
рожает одна женщина в среднем с 15 до 50
лет. Нетто-коэффициент - сколько девочек
доживут до возраста матери, в котором
она родила. Брутто-коэффициент должен
быть не меньше 2. В среднем в мире 3,1, в
развитых странах - 1,7,
в развивающихся - 3,5. Динамика населения
зависит от возрастной структуры населения.
Основной прирост населения обеспечивают
развивающиеся страны. Доля промышленно
развитых стран сократилась с 22% в 50-х гг.
до 14% в 90-х гг. Огромная разница между размещением
населения и развитием производительных
сил. В развивающихся странах сосредоточено
80% населения, приходится всего 40% ВВП мира.
До 1970-х гг. темп прироста населения повышался,
достигнув в 1965-1970 годы отметки 2,06%. Затем
темпы роста населения снижались (1985-90
- 1,74%, 1995-2000 - 1,63). Из 47 миллионов людей, появившихся
в период 1950-1955 гг., 23% - развитые страны,
77% - развивающиеся. Резкое увеличение
ежегодного прироста населения в 1950-70-х
гг. было связано со снижением уровня смертности
(с 20 до 13 смертей на тысячу человек)
и очень незначительным понижением уровня
рождаемости - с 37 до 34 человек на тысячу.
С 19890 г. специальный коэффициент рождаемости
(количество деторождений на одну женщину)
снижался и в развитых и в развивающихся
странах. Наиболее сильное снижение в
Восточной и Юго-Восточной Азии, Китае,
Центральной, Южной и Северной Америке.
В 1990 г. в мире проживало 1,7 млрд. детей
и 328 млн. пожилых людей - возможность создания
подростковых обществ, где молодежь до
20 лет будет составлять половину населения
(Кения). В конце 80-х гг. произошло вновь
усиление потоков иммигрантов. Больше
всего в Германию и США. Заметно сократилась
рабочая миграция в Южную Африку , Западную
Азию, страны персидского залива. Увеличение
потоков беженцев. С 1980 г. по 1990 г. мировое
население, имеющее статус беженцев увеличилось
с 9,5 до 17 млн.
Вопрос 7.
Качество
рабочей силы в основных подсистемах.
В основе всего
лежат физические свойства человека.
На процессы воспроизводства населения
и мировой экономики влияние оказывают
обеспеченность продовольствием, инфекционные
заболевания. Все это оказывает влияние
на работоспособность. Второе качество
рабочей силы - способность населения
привести в действие производительные
силы и их совершенствование. Уровень
развития общего и специального образования
оказывает влияние на квалификационный
уровень рабочей силы. Имеет важность
способность к усваиваю технических средств,
принятию решений. Существует прямая
зависимость между обучением и ВВП: увеличение
образования на один год влечет увеличение
ВВП на 3%. После второй мировой войны
произошло повышение уровня образованности
в целом, но есть региональные разрывы
(в 50-х гг. уровень образования в Азии составлял
25% от мирового). Самое неблагоприятное
положение с образованием в Африке,
где в 90-м г. начальное образование
получили только 50% детей. Однако снижение
уровня образования происходит и в развитых
странах (с 93% до 91,8%). Во всем мире около
100 млн. детей не имеют доступ к начальному
образованию. В целом в мире уровень
неграмотности понизился, а число неграмотных
возросло. В 1990 г. в мире было 950 млн. неграмотных
(890 млн. в 75 г.). 50% неграмотных в Индии, 21%
- в Китае. В промышленно развитых странах
31 млн. неграмотных (в основном в Южной
Европе). Среднее образование в мире получает
55% подростков. 36% населения западных стран
имеют среднее образование. Огромное значение
имеет также и качество обучения (материальная
оснащенность, квалифицированность учителей).
В развивающихся странах всего 8% учащихся
охвачено техническим образованием. Уровень
высшего образования повысился в основном
за счет развитых стран. По уровню образования
первое место занимает Канада, далее США,
Франция, Германия, Бельгия. Если в
развитых странах произошло увеличение
доли молодежи в высшем образовании (с
9% до 17%), то в развивающемся мире - сокращение.
Вопрос 8.
Продовольственная
безопасность.
Продовольственная
безопасность - постоянная доступность
достаточного количества продовольствия
для поддержания активной, здоровой жизни
людей. В основе - достаточность продовольствия
и физическая возможность населения получить
его. Существуют различные уровни продовольственной
безопасности: мировой, региональный,
национальный, местный, уровень домашних
хозяйств. Смысл продовольственной
безопасности - в целом в мире должно
производиться достаточное количество
продовольствия для удовлетворения
растущих потребностей. Продовольственная
безопасность измеряется количеством
дней, в течение которых потребление может
быть осуществлено за счет
имеющихся в стране запасов. ФАО считает
минимальным уровнем для надежного обеспечения
продовольственными товарами мировые
запасы от прошлого урожая в 17% от мирового
потребления или достаточные для потребления
в течение около 2 месяцев. Мировой запас
зерна опускался за последние годы до
40 дней только в 1974 г. и 1975 г. Концепция
продовольственной безопасности на
национальном уровне предполагает,
что страна должна произвести достаточно
продуктов для собственных нужд, но если
этому не способствуют сравнительные
преимущества, то она должна быть способна
импортировать его. Индекс продовольственной
безопасности был рассчитан для 113 развивающихся,
в 37 странах в 1988 г. уровень продовольственной
безопасности был низким, причем из них
22 находятся в Африке. Существует несколько
способов определения обеспеченности
продовольственными продуктами населения:
обеспеченности продуктами для поддержания
необходимой физической активности, роста,
веса, содержания в продуктах питательных
и минеральных веществ, способность населения
приобрести необходимые продукты питания,
потребности в калориях (наиболее часто).
В к. 80-х гг. необходимые энергетические
потребности человека в развитых странах
были 3400 калорий в день, а в развивающемся
мире - 2700 калорий. Рубеж недоедания
- в среднем 1784 калории. За последние
десятилетия произошли положительные
изменения в обеспеченности продовольствием
в мире. За 70-8--е гг. доля населения развивающегося
мира, не получающая необходимого минимума
питания, сократилась с 36% до 20%. 60% голодающих
живут в Азии, 30% - в Африке, 10% - в Западной
Азии и Лат. Америке. Существенный прогресс
был достигнут в КНР, где доля недоедающих
сократилась с 40% до 20%, улучшения ситуации
наблюдались в странах Ближнего Востока,
Северной Африки. В странах Карибского
бассейна и Лат. Америки ситуация, наоборот,
резко ухудшилась. В странах Тропической
Африки число голодающих увеличилось
вдвое. Отрицательные тенденции наблюдается
и в республиках бывшего СССР. Однако ежегодно
в развивающихся странах умирает от голода
20 млн. человек. Недоедание включает также
недостаток в пище микроэлементов и витаминов.
Около 6 млн. человек страдает в мире от
кретинизма (Южная и Восточная Азия).
Коэффициент самообеспеченности продовольствием
в промышленно развитых странах поднялся
с 99% до 113%, однако в развивающихся странах
он понизился до 98%. В связи с этим продовольствие
является важной частью внешней торговли.
Мировой экспорт зерна =11% общего объема
его производства. Основные поставщики
- развитые страны Запада. Производя 30%
с/х продукции, они обеспечивают 70% мирового
экспорта с/х товаров и 40% импорта. Из чистых
импортеров продовольствия развитые страны
превратились в неттоэкпорторов. Из развитых
стран экспортируются даже сахар, рис,
цитрусовые. Доля развивающихся стран,
стран Восточной Европы сократилась. Перепроизводство
продовольствия в развитых странах понизило
мировые цены на продовольствие, что привело
к невыгодности увеличения производства
в развивающихся странах. Большая часть
развивающихся стран является нетто-импортерами
зерна (133).
Вопрос 9.
Развитие
человека: понятие, показатели.
Важнейшая
цель экономического роста - увеличение
возможностей развития человека. Доход
- важный, но не единственный компонент
в жизни человека. Здоровье, образование,
хорошая окружающая среда - важные компоненты
благосостояния. Рост национального
дохода создает возможности для расширения
потребностей и является необходимой
предпосылкой развития человека. Развитие
человека предполагает, что каждое общество
должно вкладывать материальные средства
в образование, здравоохранение, питание
и социальное обслуживание его членов.
Опр: экономическое развитие должно
приводить к удовлетворению потребностей
каждого и обеспечению возможностей для
всех. При расширении выбора человека
необходимо соблюдать 2 правила: не
делать это за счет других людей и улучшая
жизнь нынешнего поколения, нельзя приносить
в жертву жизни будущих поколений. С
1990 г. был введен индекс развития человека,
включивший в себя показатель
национального дохода на душу населения,
грамотность взрослых и ожидаемая
продолжительность жизни(63,1 ->64,4г).
Образовательный уровень определяется
сочетанием грамотности и лет обучения
в среднем. Индекс развития человека показывает,
что среди промышленно развитых стран
лидирующее положение занимали Япония,
Канада, Исландия. Среди развивающихся
стран наиболее высокие места - Барбадос,
Гонконг, Кипр. Низшую группу составляли
Буркина Фасо, Нигер, Мали, Афганистан.
Безработица - серьезное препятствие на
пути развития человека. В промышленно
развитых странах уровень безработицы
возрос, за последние десятилетия произошли
структурные изменения в безработицы
(50% безработных в европейских странах
не могли найти работу более года).
В развивающихся странах при значительном
росте населения не наблюдалось увеличения
занятости. Официальная безработица в
Нигере составляет 50%. В Индии в 1990 г. численность
безработных составляла более 34 млн. человек.
Официальные данные не включают скрытую
безработицу и не полностью занятых. высокие
темпы экономического роста не обязательно
воплощаются в высоком уровне развития
человека. Процесс развития человека во
многом определяется политикой государства.
Снижение темпов роста в мировой экономике
в последние годы снизило возможность
увеличения социальных расходов на развитие
человека. В промышленно развитых странах
для поддержания социальной безопасности
перераспределяется 15-22% ВВП (социальное
обеспечение). Средства необходимо распределять
на наиболее насущные нужды. Необходимым
условием развития человека является
свобода (в индекс человека пока не входит).
В высшую группу (свобода гарантируется)
вошли Швеция, Дания, Нидерланды. В низшую
- развивающиеся страны и страны бывшего
соц. лагеря.
Вопрос 10.
Международные
(внешние) миграции рабочей силы.
На численность населения оказывают влияние внешние миграции - иммиграция и эмиграция. Виды международной миграции: безвозвратная, временно-постоянная, сезонная, маятниковая.
Вынужденная: Военные, политические и экономические причины миграции. Постоянный характер носят экономические миграции. вынужденные миграции вызваны причинами не экономического порядка. В 80-90-е гг. резко возросло число беженцев. Африка - 6 млн., Азия - 10 млн., Югославия - 2 млн. В 1992 г. всего в мире было 18 млн. беженцев (по сравнении с 10 млн. в 80-е гг.)..
Трудовая миграция является типичным социально-экономическим явлением и охватывает все страны. Трудовая миграция играет основополагающую роль в миграциях населения В 1993 г. насчитывалось 30 млн. трудовых мигрантов. Причины миграции: национальные различия в уровнях зарплаты (более 1/2 международных мигрантов - выходцы из развивающихся стран), диспропорции на рынке труда, безработица. Со второй половины 20 в. мощным центром притяжения мигрантов стала Западная Европа (после Второй Мировой войны). В 70-е гг. усилилась миграция в район Персидского залива. 70% нефтяников - мигранты из более бедных стран. По доле мигрантов в населении выделяется Израиль - 2/3 населения (1/3 из СССР). В Лат. Америке , в Аргентине и Бразилии численность мигрантов дошла до 8 млн. человек. В последние десятилетия увеличилась миграция в Сингапур и Гонконг. В Африке выделяется ЮАР. Основными поставщиками рабочей силы являются Индия, Пакистан, Филиппины, Малайзия, Ливан, Марокко, Алжир, Гана, Тунис. Происходит отток из Мексики.
Влияние
миграций: демографическое развитие
регионов, экономический аспект. Выгодность
принимающей стороне состоит в том, что
они экономят на подготовке специалистов,
получают молодое, трудоспособное население.
выделяется группа трудовых мигрантов
- «мозги» - работники науки, врачи.
В 50-60-х гг. движение ученых шло между развитыми
странами из Европы в Америку. Для 70-х гг.
характерна миграция различных специалистов
из развивающихся стран в развитые. Около
2/3 «утечки мозгов» приходится на США (инженеры
в США - 40% иммигранты). Чистый выигрыш для
США от одного инженера в 70-е гг. составил
250 тыс. долларов. Существует также социальное
влияние миграции. В 90-е гг. отток мозгов
из СССР составил 150 тыс. человек. Миграции
могут способствовать частичному ослаблению
социальных и экономических проблем. В
Буркина Фасо 31% валовых поступлений составляют
доходы от мигрантов в другие страны. С
70-х гг. стали предприниматься меры для
ограничения миграции. Происходит селективность
доступа населения в соответствии с экономическими
нуждами страны-импортера и ее внешней
политикой.