Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 16:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Экономике отрасли»
Калькуляционные статьи затрат можно объединять в следующие группы:
а) По способу отнесения на себестоимость единицы продукции статьи затрат подразделяется на:
– прямые затраты – затраты, которые формируются на единицу продукции и могут быть отнесены непосредственно (прямым счетом) на себестоимость конкретного изделия, работы, услуги. Прямые затраты: на сырье, материалы, покупку изделий, полуфабрикаты, основную заработную плату производственных рабочих, топливо и энергию;
– косвенные затраты – затраты, связанные со всей производственно-хозяйственной деятельностью цеха или предприятия, которые невозможно или трудно нормировать и относить на себестоимость конкретного изделия или заказа. Пример: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и общехозяйственные расходы, внепроизводственные расходы.
б) По характеру зависимости от объема производства затраты подразделяются на:
– условно-переменные – расходы, общая величина которых меняется в соответствии с изменением объема производства. Пример: сырье, материалы, основная з/п, тепло-, энергоресурсы;
– условно-постоянные – расходы, общая величина которых не зависит или почти не зависит от изменения объема производства. Пример: общепроизводственные и общехозяйственные расходы, расходы по содержанию эксплуатации оборудования.
в) По составу затраты подразделяются на:
– элементные – расходы, состоящие из одного элемента: сырье, материалы, топливо, основная и дополнительная з/п;
– комплексные – состоит из нескольких экономических элементов: на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общезаводские расходы.
г) По степени участия в производственном процессе расходы подразделяются на:
– основные – связанные с выполнением производственного задания;
– накладные – связанные с управлением и обслуживанием производства.
26. Основные пути снижения себестоимости продукции
Пути или направления снижения затрат на производство и реализацию продукции рассматриваются с точки зрения способов достижения оптимального сочетания уменьшающихся издержек и повышающегося качества. Этого можно достичь тремя основными путями: техническими, организационными и экономическими.
Резервы или источники снижения себестоимости представляют собой неиспользованные возможности. Они подразделяются на – резервы, зависящие и не зависящие от п/п
1 Внутрипроизводственные
А) Улучшение использования средств труда:
– Механизация и автоматизация производственных процессов
– Полное использование производственных возможностей
– Совершенствование технологии производства
Б) Улучшение организации производства, труда и управления
– Совершенствование нормирования и мотивации труда
– Снижение потерь рабочего времени
– Научная организация труда и управления
– Повышение квалификации персонала
В) Улучшение использования предметов труда
– Экономия материальных ресурсов
– Совершенствование нормирования материальных затрат
– Предупреждение потерь от брака
– Компьютеризация учета движения оборотных средств и списания затрат на произв-во
2 Внешние влияния
– Специализация и кооперация в условиях конкуренции
– Налоговая нагрузка на предприятие
– Цены на потребляемые ресурсы
– Инфляционные процессы в макроэкономике
27. Планирование себестоимости продукции
Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и определения на этой основе плановой себестоимости всей продукции и единицы отдельных видов продукции.
Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода материальных ценностей с учетом имеющегося в отрасли передового опыта.
В практике планирования себестоимости в ЛП используются следующие показатели:
– сумма затрат на пр-во продукции по их элементам,
– себестоимости всей товарной продукции и единицы важнейших видов продукции,
– снижение себестоимости сравнимой ТП, затраты на рубль товарной продукции.
Важнейшим разделом плана себестоимости является “Смета затрат на пр-во”, которая представляет собой общую сумму расходов на запланированный объем пр-ва продукции и услуг.
Плановая себестоимость всей товарной продукции по статьям затрат рассчитывается на основе данных об объеме выпуска товарной продукции и плановой себестоимости отдельных видов продукции. Вся товарная продукция при планировании и учете себестоимости подразделяется на сравнимую и несравнимую.
Сравнимая считается продукция, выпускавшаяся в предыдущий по отношению к плановому году период.
К несравнимой относится продукция, освоенная производством в тек году.
План по себестоимости продукции составляется по единым правилам, установленным в инструкциях по планированию, учету и калькуляции себестоимости продукции
28. Факторы и пути снижения себестоимости
Факторы снижения себестоимости - это причины, движущие силы, приводящие к уменьшению затрат, и условия, в которых они действуют. Одна и та же причина, например, мероприятие по снижению ресурсов, может приводить к различному экономическому эффекту в зависимости от того, в каких условиях и с какой распространенностью она действует.
Условия влияют на действие и в этом случае становятся фактором снижения себестоимости продукции. О действии отдельных причин можно судить постольку , поскольку оно отображено в изменении отдельных показателей. Такие показатели называются факториальными в отличии от показателей сводных , отражающих итоговое изменение результата под влиянием факторов , действующих в данных условиях.
Может применяться следующая группировка факторов снижения себестоимости продукции:
1. Повышение технического уровня производства: внедрение новой прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов; совершенствование применяемой техники и технологии производства; улучшение использования и применения новых видов сырья и материалов; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.
2. Совершенствование организации производства и труда: развитие специализации производства; улучшение его организации и обслуживание ; улучшение организации труда; совершенствование управлением производством и сокращение затрат на производство; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов; сокращение транспортных расходов; ликвидация излишних затрат и потерь ; прочие факторы, повышающие уровень организации производства.
3. Изменение объема и структуры продукции: относительное уменьшение условно-постоянных расходов и амортизационных отчислений; изменение структуры продукции; повышение качества продукции.
Пути или направления снижения затрат на производство и реализацию продукции рассматриваются с точки зрения способов достижения оптимального сочетания уменьшающихся издержек и повышающегося качества. Этого можно достичь тремя основными путями: техническими, организационными и экономическими.
Резервы или источники снижения себестоимости представляют собой неиспользованные возможности. Они подразделяются на две группы – резервы, зависящие и не зависящие от предприятия
1 Внутрипроизводственные
А) Улучшение использования средств труда:
– Механизация и автоматизация производственных процессов
– Полное использование производственных возможностей
– Совершенствование технологии производства
Б) Улучшение организации производства, труда и управления
– Совершенствование нормирования и мотивации труда
– Снижение потерь рабочего времени
– Научная организация труда и управления
– Повышение квалификации персонала
В) Улучшение использования предметов труда
– Экономия материальных ресурсов
– Совершенствование нормирования материальных затрат
– Предупреждение потерь от брака
– Компьютеризация учета движения оборотных средств и списания затрат на производство
2 Внешние влияния
– Специализация и кооперация в условиях конкуренции
– Налоговая нагрузка на предприятие
– Цены на потребляемые ресурсы
– Инфляционные процессы в макроэкономике
29. Определение и функции цен
Цена – денежное выражение стоимости товаров (оказание выполненных работ, услуг). Оптовые цены – цены, по которым реализуются крупная партия продукции предприятий. Розничные цены – цены, по которым товар реализуется в сети розничной торговли. Функции цены – это формы реализации в реальной действительности ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания.
Цены выполняют следующие функции:
1. Учетно-измерительная функция цены заключается в объективном и точном отражение в ценах уровней и динамики общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию с учетом сопоставления потребительных свойств различных видов продукции.
2. Регулирующая (балансирование спроса и предложения) функция цены заключается в том что цена проявляет себя как инструмент регулирования экономических процессов – уравновешивает спрос и предложение, увязывает их с денежной – платежной способностью производителя и потребителя.
3. Распределительная (перераспределительная) функция цены заключается в том, что по средствам цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода.
4. Способствующая рациональному размещению производства функция цены заключается в том, что с помощью механизма формирования цен происходит перелив сектора экономики в другой.
5. Стимулирующая функция цены заключается в том, что по средствам системы цен реализуются экономические интересы всех участников процесса воспроизводства и общества в целом.
6. Социальная функция цены заключается в том, что с помощью цен регулируется объем потребления товаров и услуг, происходит перераспределение национального дохода между фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения.
30. Виды цен и факторы, влияющие на них
1) В зависимости от сфер торговли:
Оптовые цены – цены, по которым реализуются крупная партия продукции предприятий.
Розничные цены – цены, по которым товар реализуется индивидуальным покупателям при относительно небольшом объеме каждой продажи.
Закупочная цена – цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий или у фермеров.
Тарифы на услуги, оказываемые населению – тарифы на услуги коммунального хозяйства, телефонной сети, бытовые услуги, медобслуживание и др.
2) По степени регулирования:
– свободные цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения в соответствии с конъюнктурой рынка;
– фиксированные цены или тарифы, устанавливаемые на определенном уровне;
– регулируемые цены – цены, в отношении которых соответствующие государственные органы управления устанавливают какие-либо ограничения;
– гарантированные цены – их поддержание обеспечивается государ-ным финансированием;
– рекомендуемые цены устанавливаются на важнейшие виды продукции;
– залоговые цены выполняют функции минимальных гарантированных цен.
3) По времени действия:
твердые (постоянные) цены, которые не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению или контракту;
текущие цены, по которым осуществляется поставка продукции в данный период времени. Они могут меняться в рамках одного контракта и отражают состояние рынка;
скользящие цены устанавливаются на изделия, требующие длительного срока изготовления;
сезонные цены действуют в течение определенного периода времени.
4) По степени обоснованности:
базисные цены применяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия;
справочные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; они используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен;