Шпаргалка по «Экономике отрасли»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 16:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Экономике отрасли»

Файлы: 1 файл

shpory_po_EO (1).doc

— 476.00 Кб (Скачать)

Калькуляционные статьи затрат можно объединять в следующие группы:

а) По способу отнесения на себестоимость единицы продукции статьи затрат подразделяется на:

– прямые затраты – затраты, которые формируются на единицу продукции и могут быть отнесены непосредственно (прямым счетом) на себестоимость конкретного изделия, работы, услуги. Прямые затраты: на сырье, материалы, покупку изделий, полуфабрикаты, основную заработную плату производственных рабочих, топливо и энергию;

– косвенные затраты – затраты, связанные со всей производственно-хозяйственной деятельностью цеха или предприятия, которые невозможно или трудно нормировать и относить на себестоимость конкретного изделия или заказа. Пример: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и общехозяйственные расходы, внепроизводственные расходы.

б) По характеру зависимости от объема производства затраты подразделяются на:

– условно-переменные – расходы, общая величина которых меняется в соответствии с изменением объема производства. Пример: сырье, материалы, основная з/п, тепло-, энергоресурсы;

– условно-постоянные – расходы, общая величина которых не зависит или почти не зависит от изменения объема производства. Пример: общепроизводственные и общехозяйственные расходы, расходы по содержанию эксплуатации оборудования.

в) По составу затраты подразделяются на:

– элементные – расходы, состоящие из одного элемента: сырье, материалы, топливо, основная и дополнительная з/п;

– комплексные – состоит из нескольких экономических элементов: на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общезаводские расходы.

г) По степени участия в производственном процессе расходы подразделяются на:

– основные – связанные с выполнением производственного задания;

– накладные – связанные с управлением и обслуживанием производства.

26.  Основные пути снижения себестоимости продукции

Пути или направления снижения затрат на производство и реализацию продукции рассматриваются с точки зрения способов достижения оптимального сочетания уменьшающихся издержек и повышающегося качества. Этого можно достичь тремя основными путями: техническими, организационными и экономическими.

Резервы или источники снижения себестоимости представляют собой неиспользованные возможности. Они подразделяются на – резервы, зависящие и не зависящие от п/п

1 Внутрипроизводственные

А) Улучшение использования средств труда:

– Механизация и автоматизация производственных процессов

– Полное использование производственных возможностей

– Совершенствование технологии производства

Б) Улучшение организации производства, труда и управления

– Совершенствование нормирования и мотивации труда

– Снижение потерь рабочего времени

– Научная организация труда и управления

– Повышение квалификации персонала

В) Улучшение использования предметов труда

– Экономия материальных ресурсов

– Совершенствование нормирования материальных затрат

– Предупреждение потерь от брака

– Компьютеризация учета движения оборотных средств и списания затрат на произв-во

2 Внешние влияния

– Специализация и кооперация в условиях конкуренции

– Налоговая нагрузка на предприятие

– Цены на потребляемые ресурсы

– Инфляционные процессы в макроэкономике

 

27.  Планирование  себестоимости продукции

Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и определения на этой основе плановой себестоимости всей продукции и единицы отдельных видов продукции.

Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода материальных ценностей с учетом имеющегося в отрасли передового опыта.

В практике планирования себестоимости в ЛП используются следующие показатели:

– сумма затрат на пр-во продукции по их элементам,

– себестоимости  всей товарной продукции и единицы важнейших видов продукции,

– снижение себестоимости  сравнимой ТП, затраты на рубль товарной продукции.

Важнейшим разделом плана себестоимости  является “Смета затрат на пр-во”, которая представляет собой общую сумму расходов на запланированный объем пр-ва продукции и услуг.

Плановая себестоимость  всей товарной продукции по статьям затрат рассчитывается на основе данных об объеме выпуска товарной продукции и плановой себестоимости  отдельных видов продукции. Вся товарная продукция при планировании и учете себестоимости  подразделяется на сравнимую и несравнимую.

Сравнимая считается продукция, выпускавшаяся в предыдущий по отношению к плановому году период.

К несравнимой относится продукция, освоенная производством в тек году.

План по себестоимости  продукции составляется по единым правилам, установленным в инструкциях по планированию, учету и калькуляции себестоимости  продукции 

28.  Факторы и  пути снижения себестоимости

Факторы снижения себестоимости - это причины, движущие силы, приводящие к уменьшению затрат, и условия, в которых они действуют. Одна и та же причина, например, мероприятие по снижению ресурсов, может приводить к различному экономическому эффекту в зависимости от того, в каких условиях и с какой распространенностью она действует.

Условия влияют на действие и в этом случае становятся фактором снижения себестоимости продукции. О действии отдельных причин можно судить постольку , поскольку оно отображено в изменении отдельных показателей. Такие показатели называются факториальными в отличии от показателей сводных , отражающих итоговое изменение результата под влиянием факторов , действующих в данных условиях.

Может применяться следующая группировка факторов снижения себестоимости продукции:

1. Повышение технического  уровня производства: внедрение новой прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов; совершенствование применяемой техники и технологии производства; улучшение использования и применения новых видов сырья и материалов; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.

2. Совершенствование организации производства и труда: развитие специализации производства; улучшение его организации и обслуживание ; улучшение организации труда; совершенствование управлением производством и сокращение затрат на производство; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов; сокращение транспортных расходов; ликвидация излишних затрат и потерь ; прочие факторы, повышающие уровень организации производства.

3. Изменение объема и  структуры продукции: относительное уменьшение условно-постоянных расходов и амортизационных отчислений; изменение структуры продукции; повышение качества продукции.

Пути или направления снижения затрат на производство и реализацию продукции рассматриваются с точки зрения способов достижения оптимального сочетания уменьшающихся издержек и повышающегося качества. Этого можно достичь тремя основными путями: техническими, организационными и экономическими.

Резервы или источники снижения себестоимости представляют собой неиспользованные возможности. Они подразделяются на две группы – резервы, зависящие и не зависящие от предприятия

1 Внутрипроизводственные

А) Улучшение использования средств труда:

– Механизация и автоматизация производственных процессов

– Полное использование производственных возможностей

– Совершенствование технологии производства

Б) Улучшение организации производства, труда и управления

– Совершенствование нормирования и мотивации труда

– Снижение потерь рабочего времени

– Научная организация труда и управления

– Повышение квалификации персонала

В) Улучшение использования предметов труда

– Экономия материальных ресурсов

– Совершенствование нормирования материальных затрат

– Предупреждение потерь от брака

– Компьютеризация учета движения оборотных средств и списания затрат на производство

2 Внешние влияния

– Специализация и кооперация в условиях конкуренции

– Налоговая нагрузка на предприятие

– Цены на потребляемые ресурсы

– Инфляционные процессы в макроэкономике

 

 

29.  Определение  и функции цен

Цена – денежное выражение стоимости товаров (оказание выполненных работ, услуг). Оптовые цены – цены, по которым реализуются крупная партия продукции предприятий. Розничные цены – цены, по которым товар реализуется в сети розничной торговли. Функции цены – это формы реализации в реальной действительности ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания.

Цены выполняют следующие функции:

1. Учетно-измерительная функция цены заключается в объективном и точном отражение в ценах уровней и динамики общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию с учетом сопоставления потребительных свойств различных видов продукции.

2. Регулирующая (балансирование  спроса и предложения) функция цены заключается в том что цена проявляет себя как инструмент регулирования экономических процессов – уравновешивает спрос и предложение, увязывает их с денежной – платежной способностью производителя и потребителя.

3. Распределительная (перераспределительная) функция цены заключается в том, что по средствам цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода.

4. Способствующая рациональному размещению производства функция цены заключается в том, что с помощью механизма формирования цен происходит перелив сектора экономики в другой.

5. Стимулирующая функция цены заключается в том, что по средствам системы цен реализуются экономические интересы всех участников процесса воспроизводства и общества в целом.

6. Социальная функция цены заключается в том, что с помощью цен регулируется объем потребления товаров и услуг, происходит перераспределение национального дохода между фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.  Виды цен  и факторы, влияющие на них

1) В зависимости от  сфер торговли:

Оптовые цены – цены, по которым реализуются крупная партия продукции предприятий.

Розничные цены – цены, по которым товар реализуется индивидуальным покупателям при относительно небольшом объеме каждой продажи.

Закупочная цена – цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий или у фермеров.

Тарифы на услуги, оказываемые населению – тарифы на услуги коммунального хозяйства, телефонной сети, бытовые услуги, медобслуживание и др.

2) По степени регулирования:

– свободные цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения в соответствии с конъюнктурой рынка;

– фиксированные цены или тарифы, устанавливаемые на определенном уровне;

– регулируемые цены – цены, в отношении которых соответствующие государственные органы управления устанавливают какие-либо ограничения;

– гарантированные цены – их поддержание обеспечивается государ-ным финансированием;

– рекомендуемые цены устанавливаются на важнейшие виды продукции;

– залоговые цены выполняют функции минимальных гарантированных цен.

3) По времени действия:

твердые (постоянные) цены, которые не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению или контракту;

текущие цены, по которым осуществляется поставка продукции в данный период времени. Они могут меняться в рамках одного контракта и отражают состояние рынка;

скользящие цены устанавливаются на изделия, требующие длительного срока изготовления;

сезонные цены действуют в течение определенного периода времени.

4) По степени обоснованности:

базисные цены применяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия;

справочные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; они используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен;

Информация о работе Шпаргалка по «Экономике отрасли»