Шпаргалка по «Экономике отрасли»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 16:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Экономике отрасли»

Файлы: 1 файл

shpory_po_EO (1).doc

— 476.00 Кб (Скачать)

Чистая продукция = Объем продаж – Материальные затраты –  Амортизация

 

21.  Производственная  мощность предприятия лесной  отрасли. Расчет среднегодовой мощности предприятия

Производственная мощность – способность предприятия выпускать максимальное кол-во продукции за определенный период времени при эффективной эксплуатации техники по времени и по мощности, и передовой орг-ции пр-ва и труда.

Учитывая, что в ЛЗП выпускаются различные виды продукции, производственные мощности должны быть составлены по лесопильному, тарному и л/з пр-ву.

Производственная мощность (ПМ) л/з п/п опр-ют по мощности лесопунктов. С целью выявления и ликвидации узких мест определяют ПМ по фазам производства.

На каждой фазе л/з пр-ва ПМ рассчитывается по формуле:

       ПМ = Сменная пр-ть техники * Ср спис кол-во техники*Режим число дней в году*Коэф сменности работы техники *Кт.н.*Коэф учитывающий простои техники в резерве*Коэф учитывающий использование техники на основных работах.

Для л/з п/п при расчёте ПМ определяющим является пропускная возможность лесовозных дорог. Если п/п обладает несколькими лесовозными дорогами примыкающие к конечному пункту отправки др-ны, то ПМ опр-ся по каждой дороге и затем их V суммируются.

При этом учитывается: Категория дорог, Тип покрытия, Вид транспорта, Расстояние вывозки, Перспективное развитие транспортных путей, необходимое для возможности освоения годичной лесосеки. Чтобы определить ПМ л/з пр-ва необходимо руководствоваться следующим:

1. ПМ как и объём товарной  продукции л/з измеряется в м3;

2. ПМ устанавливает максимально  возможный потенциал использования  предметов труда, ср-в труда и рабочей силы.

3. ПМ устанавливается по фазе  вывозки др-ны, т.к. объём вывезенной  др-ны является основным показателем производственной программы л/з п/п в натуральном выражении и объёмом товарной продукции л/з в стоимостном выражении.

4. Установлен ПМ по вывозке  др-ны д.б. скоординирована с лесосечными  и н/с фазами л/з пр-ва.

Основными путями улучшения использования ПМ л/з на п/п явл:

– Создание стабильной базы развития л/з на основе непрерывного, не истощительного и рационального природопользования

– Интенсификация ведения лесного хоз-ва и своевременное восстановление продуктивных лесов на базе долгосрочной аренды участков лесного фонда.

– Введение машинной заготовки в соответствии с лесоводственными требованиями

– Вовлечение в эксплуатацию мягколиственной др-ны

– Внедрение сортиментной технологии заготовки др-ны на базе вновь созданной отечественной технологии

– Увеличение переработки мягколиственной и низкокачественной др-ны

– Снижение сезонности л/з за счёт расширения строительства дорог круглогодичного действия

– Применение прогрессивных форм ОТ и повышение квалификации рабочих.

 

22.  Качество продукции, показатели его определения

Качество продукции – это совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.

Свойство продукции – это объективная особенность товара, которая может проявляться при его создании, эксплуатации или потреблении. Продукция имеет множество различных свойств, которые необходимо учитывать при ее разработке, производстве, хранении, транспортировке, эксплуатации или потреблении.

Свойства могут быть простыми и сложными. К простым относятся масса, емкость, скорость и т. д., к сложным – надежность технических средств, безотказность приборов, ремонтопригодность станка и др.

Показатели качества группируются:

1. По способу выражения:

– натуральные (м, кг); относительные (%, баллы, индексы);  стоимостные.

2. По стадии определения:

– прогнозируемые;  проектные;  нормативные;  фактические.

3. По характеризуемым свойствам:

– назначение; надежности; транспортабельности; эргономичности;

– технологичности; патентно-правовые; экологические.

Показатели качества группируются:

1. По способу выражения: натуральные (м, кг); относительные (%, баллы, индексы); стоимостные.

2. По стадии определения: прогнозируемые; проектные; нормативные; фактические.

3. По характеризуемым свойствам: назначение; надежности; транспортабельности; эргономичности; технологичности; патентно-правовые; экологические.

Показатели качества продукции:

– Показатели назначения: производительность, скорость, мощность, маневренность, чувствительность

– Показатели надежности: безотказность, долговечность, ремонтопригодность

– Эргономические показатели: соответствие гигиеническим, антропометрическим,

физиологическим и психологическим свойствам человека

– Эстетические показатели: стилевое соответствие, соответствие моде, функционально-конструктивная приспособленность, объемно-пространственная структурированность

– Показатели технологичности: трудоемкость изготовления, себестоимость изготовления, трудоемкость подготовки изделия к функционированию, удельная стоимость ремонтов

– Показатели транспортабельности: средняя продолжительность и трудоемкость подготовки продукции к транспортировке, средняя продолжительность установки на транспортное средство

– Показатели стандартизации и унификации: коэффициенты стандартизации, унификации, повторяемости, применяемости

– Патентно-правовые показатели: патентная чистота, патентная защищенность территориального распространения

– Экологические показатели: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду, вероятность загрязнения окружающей среды вредными отходами при хранении, транспортировке и эксплуатации

– Показатели безопасности: вероятность безопасной работы, время срабатывания защитных устройств, электрическая прочность изоляции токоведущих частей, прочность защиты от излучения

 

23.  Производственная программа  предприятия, ее показатели

Производственная программа предприятия представляет собой перечень и количество выпускаемой им продукции (выполняемых работ и оказываемых услуг) для потребителей.

При разработке производственной программы учитывается основная цель предприятия – увеличение объема продаж при росте прибыльности продукции и рентабельности капитала. Для достижения этой цели составляется стратегия развития предприятия на несколько лет вперед. При выработке долгосрочной стратегии необходимо учитывать стадии жизненного цикла основной номенклатуры производственной программы предприятия.

При разработке производственной программы предприятия применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители. Они позволяют вести планирование, учет и контроль себестоимости, объема продаж, номенклатуры, ассортимента, трудоемкости и выпускаемой продукции.

Натуральные измерители (штуки, тонны, метры и т. д.) характеризуют производственную специализацию предприятия и его долю на рынке. В расчете на единицу продукции устанавливаются технологические нормы расхода сырья, энергии, рабочего времени и рассчитывается себестоимость изделия (услуги). Без натуральных измерителей невозможно определить потребность в производственной мощности и ее использование. Натуральные измерители наиболее полно и правильно характеризуют рост производительности труда, но применимы только для продукции однородного назначения.

Трудовые измерители – часы и минуты рабочего времени – применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный показатель – трудоемкость, или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах

Стоимостные измерители производственной программы используются одновременно с натуральными и трудовыми. Они отражают объем производственной продукции (услуг). Единица измерения – национальная валюта. Кроме того, для характеристики экспорта может применяться валюта других стран, например доллар США. К таким показателям относятся объем продаж, реализованная продукция, доход, товарная и валовая продукция, валовой и внутрипроизводственный оборот.

 

24.  Экономическая сущность  себестоимости продукции

Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость производимого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги рассчитывается дважды – по статьям, и по элементам затрат.

Элементы – это одноименные виды расходов – материалы, з/п, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие (например, налоги, включаемые в себестоимость, командировочные).

Статьи себестоимости показывают направления расходования средств: основные нормированные материалы, основная и дополнительная з/п производственных рабочих, отчисления на социальные нужды в %ах к основной и дополнительной заработной плате производственных рабочих, накладные расходы (все затраты, которые нельзя пронормировать на конкретную продукцию).

Издержки (себестоимость) – это денежные выражения затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг, т. е. все то, во что обходится предприятию производство и реализация продукции.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

• учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

• база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

• экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

• определение оптимальных размеров предприятия;

• экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

Различают следующие виды себестоимости: цеховая, производственная и полная.

Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.

Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).

Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.

Индивидуальная себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие. Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.

 

25.  Группировка себестоимости  по элементам и статьям 

Группировка затрат по экономическим элементам – объединение всех затрат по признаку однородности вне зависимости от того, где и на что они произведены. Такая группировка используется при составлении сметы затрат на производство, здесь решается вопрос: сколько и каких затрат сделано. Это нужно для более полного отражения затрат на используемые ресурсы, расчета потребности в оборотных средствах, определения структуры затрат на производство.

Все затраты группируются по следующим экономическим элементам:

– материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

– затраты на оплату труда (все виды оплаты труда и другие выплаты);

– отчисления на социальные нужды;

– амортизация основных фондов;

– прочие денежные затраты.

Классификация затрат по экономическим элементам дает возможность знать структуру себестоимости и позволяет проводить целенаправленную политику по улучшению экономики предприятия.

Калькуляция – вычисления себестоимости единицы продукции или выполненной работы. Она выражает затраты предприятия в денежной форме на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции.

В калькуляционных статьях выделяются:

1) цеховая себестоимость включает следующие статьи затрат:

– сырье и материалы; п/ф, комплектующие изделия, вспом.мат-лы, топливо и энергия на технол. цели, осн. и доп. з/п, ОСН, расходы на содержание и эксплуатацию обор-я, расходы на подготовку и освоение нового произ-ва, цеховые расходы.

– возвратные отходы (учитываются со знаком “ – “).

2) производственная себестоимость включает в себя цеховую себестоимость, а также общехозяйственные расходы; потери от брака

3) полная себестоимость (суммарные затраты) – это производственная себестоимость, дополненная внепроизводственными расходами.

Информация о работе Шпаргалка по «Экономике отрасли»