Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 21:37, курсовая работа
На прогресс российского рынка труда не мог не наложить серьезного отпечатка трансформационный кризис, в условиях которого он проходил. С одной стороны, России не удалось избежать резкого уменьшения взаимного спроса, последовавшего за либерализацией цен и сокращением государственной помощи предприятиям, что имело негативные последствия с точки зрения спроса на труд и общего уровня занятости.
Скрытый рынок труда слагается из работников, занятых на предприятиях и в организациях, но имеющих большую вероятность потерять занятость и оказаться без работы. К этой разновидности рынка труда могут быть отнесены и работники, формально числящиеся на предприятиях, но не работающие и не получающие заработную плату.
1.2 Особенности функционирования рынка труда.
Функционирование рынка труда имеет ряд особенностей, среди которых выделим прежде всего:
Свобода найма и увольнения работников является основой конкурентоспособности организации на рынке товаров и услуг.
Если законодательство ограничивает данную свободу, то организация утрачивает возможность эффективно влиять на кадровую политику. В данных условиях работники теряют мотивацию к производительному труду и повышению квалификационного уровня. Такая ситуация существенно влияет на конкуренцию наемных работников по поводу рабочих мест и вакансий. Свободная конкуренция между работниками за наиболее привлекательные рабочие места немыслима в условиях монополии на рынке.
Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для нормального его функционирования, под которым понимается положение, когда созданы все условия для выполнения функций рынка труда. К ним относятся:
Важнейшим условием рынка труда является наличие множества работодателей, предлагающих рабочие места. Роль работодателя на рынке труда. Экономический интерес работодателя по отношению к наемному работнику достаточно противоречив. Наемный работник выступает в качестве важнейшего фактора производства и является для работодателя источником получения прибыли. Только труд приводит в действие все остальные факторы производства - землю, капитал. Взаимодействие всех факторов производства, в конечном счете, обеспечивает создание новой стоимости, выраженной в товарах и услугах. Это и определяет повышенный интерес предпринимателя к наемному работнику как источнику получения прибыли.
В основе функционирования рынка труда лежат те же принципы, что и в основе действия механизма рынка потребительских товаров и услуг.
1.3 Механизм и регулирование рынка труда
Механизм
Важнейшим компонентом рынка труда является механизм его функционирования. Последний иногда выдают за сам рынок труда, что совсем не точно, поскольку он не охватывает всего круга отношений, присущих рынку труда.
Механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Основными элементами механизма функционирования рынка труда
являются: спрос на рабочую силу; предложение рабочей силы; конкуренция; цена рабочей силы.
На рынке труда под спросом на рабочую силу понимают потребность работодателей в работниках для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Под предложением рабочей силы понимают занятых наемных работников, а также ту часть трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе на основе рыночных принципов и с учетом располагаемого дохода и времени.
В классическом варианте механизм функционирования рынка труда выглядит следующим образом. Появление дополнительного спроса на определенный вид товара меняет ситуацию, сложившуюся на рынках капиталов (на фондовых биржах). В результате возрастает стоимость акций предприятий, способных изготовить дефицитный товар (удовлетворить возросший спрос на него). Начинается перелив капиталов в перспективное производство. Открытие нового или расширение действующего производства требует дополнительных ресурсов, в том числе и рабочей силы, что и обуславливает рост спроса на нее.
Спрос и предложение на рынке труда можно изобразить графически.
Объединив оба графика — кривой спроса и кривой предложения, получим точку пересечения E, в которой спрос на труд равен предложению труда, т.е. рынок труда находится в равновесном состоянии .Это означает, что все предприниматели, согласные платить заработную плату , находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены и все работники, желающие предложить свои услуги при заработной плате. Поэтому точка K определяет положение полной занятости. При любой другой величине заработной платы, равновесие на рынке труда нарушается. При совпадении спроса на труд и предложения труда заработная плата выступает как цена равновесия на рынке труда.
В результате действия механизма спроса и предложения можно выделить основные функции рынка труда:
Регулирование рынка труда
Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном секторе, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики. Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и прочие.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально- экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены труда, на прямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.
Значительна и посредническая роль государства на рынок труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последствий и меняющихся требований рынка.
Политика государства на рынке труда направлена на:
К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится:
Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли- продажи рабочей силы и регистрацию безработных. Первые биржи труда были открыты в первой половине XIX века. В России биржи труда возникли в начале ХХ века. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 года получили широкое распространение платные частные посреднические конторы. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, подчиненные министерством труда. В их задачи входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в- четвертых, профориентация молодежи. Деятельность бирж труда оказывает не очень большое влияние на рынок труда, направления выдаваемые биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываются напрямую с предприятиями.
Глава 2. Практические основы рынка труда.
2.1 Анализ основных показателей рынка труда в России
Оценка качественных показателей и измерение количественных должны служить не только описание существующей ситуаций на рынке труда, но и выявлению действующих в данной системе тенденций.
Минимальная заработная плата в России в настоящее время никак не связана с физиологическим минимумом жизненных средств. Между тем величина последнего должна непреложно обозначить ту грань зарплаты, которая обеспечивает воспроизводство рабочей силы и ниже которой опускаться недопустимо. К примеру, в феврале 1995 года физиологический минимум, исчисленный по соответствующим нормам (см. табл. 6, Приложение 2), составлял свыше 193 тыс. руб., в то время как минимальная зарплата, утвержденная в России, покрывала лишь немногим больше одной шестой части этой суммы.
Не имеет отношение минимальная заработная плата и к соглашению между профсоюзами, представляющими предпринимателей органами и правительством, так как первые не оказывают на изменение ее величины сколь-нибудь существенного влияния. В результате фактически показатель минимальной заработной платы утрачивает его реальный смысл и оказывается годным лишь в фискальных целях расчета налогооблагаемой прибыли юридических лиц. При этом сам по себе упор на такое налогообложение вступает в противоречие с необходимостью перехода к рыночной налоговой системе, предполагающей, что основное бремя ложиться на физических лиц - работников и собственников предприятий. (см. табл. 7, Приложение 3)
Аналогичными недостатками страдает и показатель средней заработной платы. В силу того, что он используется при налогообложении, руководители всячески завышают количество работающих и занижают среднюю заработную плату, стараясь, однако, не выходить за пределы численности работающих для малых предприятий.
Вследствие того, что минимальная зарплата не выполняет тех функций, которые она должна бы выполнять в первую очередь, возникают противоречия и в единой тарифной системе (ЕТС). Ясно, что ситуация, в которой номинальная зарплата работника в госсекторе ниже расчетного физиологического минимума, не может считаться нормальной, тем более тогда, когда она ниже в полтора – два раза. Выход из создавшегося неприемлемого положения ищут в постоянных не находящихся в связи с результатами труда выплатами премий, всякого рода надбавок и т.п. При подобной практике вводимая система контрактов не реализует ее потенциальные преимущества, поскольку превращается в составление чисто номинальных документов, фактически не накладывающих обязательства ни на работника, ни на администрацию; дифференциация зарплаты, заложенная в ЕТС постоянно нарушается. В данной связи особо стоит отметить, что указанные “благотворительные” выплаты распространяются, естественно, и на руководителей госпредприятий и городских служб, что значительно усиливает дифференциацию доходов в госсекторе, далеко выходящую за рамки, заложенные в ЕТС. В результате последнюю нельзя применять для оценки дифференциации доходов даже по отношению к занятым в госсекторе.