Рынок труда в России: проблемы, особенности функционирования, методы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

На прогресс российского рынка труда не мог не наложить серьезного отпечатка трансформационный кризис, в условиях которого он проходил. С одной стороны, России не удалось избежать резкого уменьшения взаимного спроса, последовавшего за либерализацией цен и сокращением государственной помощи предприятиям, что имело негативные последствия с точки зрения спроса на труд и общего уровня занятости.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 83.02 Кб (Скачать)

Значение критерия ВПРМ по производительности труда определялась исходя из среднего уровня производительности труда шести крупнейших мировых экономик – США, Китая, Японии, Германии, Индии, Бразилии. При использовании ППС 2005 года в 2011 году средний уровень производительности труда в этих странах составлял 27 тыс. долларов США. В условиях основного варианта прогноза мировой экономики к 2020 году производительность труда в этих странах достигнет 37 тыс. долларов США в ценах 2011 года (по паритету покупательной способности). Это означает, что в соответствии с этими критериями ВПРМ находятся на предприятиях, имеющих производительность труда в 2011 году на уровне не менее 612 тыс. рублей, а к 2020 году показатель увеличивается до 830 тыс. рублей в ценах 2011 года.

Использование другого критерия предлагается для сектора услуг (медицина, финансовые услуги, образование, государственное управление, коммунальные услуги), так как добавленная стоимость этого сектора формируется на основании затрат и не всегда отражает объективный вклад данных видов деятельности в развитие экономики.  Для предприятий этих видов деятельности в качестве критерия наличия ВПРМ использовался уровень заработной платы на одного занятого. В указанных видах экономической деятельности квалификация сотрудников является основным фактором эффективности, а высокая заработная плата позволят привлечь более квалифицированных сотрудников.

Значение критерия высокопроизводительного рабочего места по заработной плате устанавливалось на основе определения среднего класса, данного специалистами Всемирного банка в докладе Global Economic Prospects 2007. Всемирный банк определяет принадлежность к глобальному среднему классу человека с годовым  доходом от 4 до 17 тыс. долларов США в ценах 2000 года по паритету покупательной способности при сохранении этого критерия вплоть до 2030 года. С учетом гипотезы о том, что на каждого работающего члена домохозяйства приходится по одному иждивенцу, домохозяйство находится в среднем классе при доходе на занятого в размере 8-34 тыс. долларов США в год в ценах 2000 года по ППС. В российских условиях это соответствует среднемесячному доходу в 2011 году 20-84 тыс. рублей на одного занятого. В прогнозе для критерия ВПМР в секторе услуг использовалось среднее значение этого интервала – 52 тысячи рублей в месяц в ценах 2011 года – на весь прогнозный период. В качестве уровня дохода на одного занятого использовался уровень заработной платы. В этом случае в 2020 году ВПРМ должно обеспечивать минимальный уровень заработной платы в размере 80 тысяч рублей в месяц в текущих ценах.

Основой для увеличения ВПРМ, является масштаб экономического роста, который позволяет в форсированном сценарии увеличить количество ВПРМ к 2020 году на 7,5 млн. мест и достичь целевой параметр 25 млн. рабочих мест. В условиях консервативного и инновационного вариантов к 2020 году достигается 21-22 млн. высокопроизводительных рабочих мест.

Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест

(млн. рабочих мест)

Вариант

2011 г.

2015 г.

2018 г.

2020 г.

консервативный

17,9

19,2

20,5

21,3

инновационный

17,9

19,6

20,8

22,3

форсированный

17,9

20,8

23,8

26,3


Переход к инновационной экономике приведет к изменению сложившейся структуры занятости, перераспределению работников по секторам экономики, расширению сферы услуг, развитию инновационных направлений деятельности и возникновению новых направлений занятости.

При этом наибольшее сокращение занятости за период 2012-2030 гг. будет происходить в отраслях реального сектора экономики (сельском хозяйстве, промышленных видах деятельности, строительстве, на транспорте и в связи) – на  24%. Высвобождаемые из производственных секторов работники будут находить работу в сфере услуг и торговле. Численность занятых в этих сферах к 2030 году вырастет на 11 процентов.

Несмотря на общее снижение занятости, наибольший прирост ВПРМ произойдет в обрабатывающих отраслях промышленности, где будет дополнительно создано 2 млн. ВПРМ, а общая обеспеченность ВПРМ в этом виде деятельности увеличится с 32% от всех рабочих мест до 56%. Более чем на 1 млн. вырастет количество ВПРМ в строительстве, торговле, здравоохранении и предоставлении социальных услуг. Значительно возрастет доля ВПРМ в секторе услуг – с 2-6% до 15-25%. Общее невысокое количество ВПРМ в этом секторе объясняется доведением зарплат педагогического персонала и работников здравоохранения до средней зарплаты по экономике, в то время как средняя зарплата в 2020 году не достигнет принятых для определения ВПРМ критериев

 

 

 

Структура высокопроизводительных рабочих место видам экономической деятельности (%)

 

2011 г.

2020 г.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

6,4

3,5

Рыболовство и рыбоводство

0,5

0,3

Добыча полезных ископаемых

4,3

2,7

Обрабатывающие производства

18,4

19,9

Производство и  распределение электроэнергии, газа и воды

4,0

4,7

Строительство

11,6

12,1

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

26,0

25,5

Гостиницы и рестораны

1,7

1,7

Транспорт и связь

12,3

8,1

Финансовые услуги

1,3

1,4

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

10,3

7,7

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

1,3

3,2

Образование

0,7

3,3

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

0,7

4,5

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

0,5

1,4

Всего

100

100


Модернизация российской экономики будет сопровождаться увеличением спроса на высококвалифицированные кадры. Формирование квалифицированных рабочих кадров в соответствии с потребностями экономики предусматривает улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом государственных приоритетов развития экономики.

Заключение

 

В данной работе я дал анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работу все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

В первой главе мы дали целостное представление о рынке труда как динамичной системе, в основе которой выступают отношения спроса и предложения труда, взаимосвязи между занятостью и безработицей, факторы формирования и функционирования рабочей силы, ее конкурентоспособность и мобильность.

Из второй главы курсовой работы можно сделать вывод, что для эффективного решения задач по обеспечению экономики трудовыми ресурсами и содействию занятости населения необходимо совершенствовать государственное управление в сфере занятости населения, предусматривающее более широкое участие субъектов Российской Федерации в регулировании рынка труда. В целях повышения гибкости рынка труда заинтересованным органам исполнительной власти всех уровней необходимо способствовать дальнейшему развитию форм и методов оказания услуг по содействию занятости населения и обеспечению работодателей рабочей силой, координации деятельности органов службы занятости и негосударственных организаций, оказывающих услуги в сфере занятости населения, а также содействовать формированию единого информационного пространства и утверждению стандартов качества оказания услуг в области содействия занятости населения. Также повышение гибкости рынка труда будет способствовать расширению возможностей реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии. На предложение труда может действовать такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение труда растет); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения (при прочих равных условиях предложение труда сокращается); естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демографическая и социальная политика государства.

Как показал анализ, формирующийся в России рынок труда имеет сложную структуру. Происходит углубление его сегментации по ряду критериев: формам собственности, трудоемкости производства, особенностям технологии производства, квалификации занятых, уровню разделения и обобществления труда, исторически сложившимся формам организации и стимулирования труда, традициям в мотивационном поведении трудящихся. Лучше понять структуру рынка, выявить его устойчивую сегментацию и соответственно выработать дифференцированные способы его регулирования позволит комплексный анализ действия факторов, обуславливающих сегментацию.

Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества

 

 


Информация о работе Рынок труда в России: проблемы, особенности функционирования, методы регулирования