Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 21:37, курсовая работа
На прогресс российского рынка труда не мог не наложить серьезного отпечатка трансформационный кризис, в условиях которого он проходил. С одной стороны, России не удалось избежать резкого уменьшения взаимного спроса, последовавшего за либерализацией цен и сокращением государственной помощи предприятиям, что имело негативные последствия с точки зрения спроса на труд и общего уровня занятости.
Значение критерия ВПРМ по производительности труда определялась исходя из среднего уровня производительности труда шести крупнейших мировых экономик – США, Китая, Японии, Германии, Индии, Бразилии. При использовании ППС 2005 года в 2011 году средний уровень производительности труда в этих странах составлял 27 тыс. долларов США. В условиях основного варианта прогноза мировой экономики к 2020 году производительность труда в этих странах достигнет 37 тыс. долларов США в ценах 2011 года (по паритету покупательной способности). Это означает, что в соответствии с этими критериями ВПРМ находятся на предприятиях, имеющих производительность труда в 2011 году на уровне не менее 612 тыс. рублей, а к 2020 году показатель увеличивается до 830 тыс. рублей в ценах 2011 года.
Использование другого критерия предлагается для сектора услуг (медицина, финансовые услуги, образование, государственное управление, коммунальные услуги), так как добавленная стоимость этого сектора формируется на основании затрат и не всегда отражает объективный вклад данных видов деятельности в развитие экономики. Для предприятий этих видов деятельности в качестве критерия наличия ВПРМ использовался уровень заработной платы на одного занятого. В указанных видах экономической деятельности квалификация сотрудников является основным фактором эффективности, а высокая заработная плата позволят привлечь более квалифицированных сотрудников.
Значение критерия высокопроизводительного рабочего места по заработной плате устанавливалось на основе определения среднего класса, данного специалистами Всемирного банка в докладе Global Economic Prospects 2007. Всемирный банк определяет принадлежность к глобальному среднему классу человека с годовым доходом от 4 до 17 тыс. долларов США в ценах 2000 года по паритету покупательной способности при сохранении этого критерия вплоть до 2030 года. С учетом гипотезы о том, что на каждого работающего члена домохозяйства приходится по одному иждивенцу, домохозяйство находится в среднем классе при доходе на занятого в размере 8-34 тыс. долларов США в год в ценах 2000 года по ППС. В российских условиях это соответствует среднемесячному доходу в 2011 году 20-84 тыс. рублей на одного занятого. В прогнозе для критерия ВПМР в секторе услуг использовалось среднее значение этого интервала – 52 тысячи рублей в месяц в ценах 2011 года – на весь прогнозный период. В качестве уровня дохода на одного занятого использовался уровень заработной платы. В этом случае в 2020 году ВПРМ должно обеспечивать минимальный уровень заработной платы в размере 80 тысяч рублей в месяц в текущих ценах.
Основой для увеличения ВПРМ, является масштаб экономического роста, который позволяет в форсированном сценарии увеличить количество ВПРМ к 2020 году на 7,5 млн. мест и достичь целевой параметр 25 млн. рабочих мест. В условиях консервативного и инновационного вариантов к 2020 году достигается 21-22 млн. высокопроизводительных рабочих мест.
Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест
(млн. рабочих мест)
Вариант |
2011 г. |
2015 г. |
2018 г. |
2020 г. |
консервативный |
17,9 |
19,2 |
20,5 |
21,3 |
инновационный |
17,9 |
19,6 |
20,8 |
22,3 |
форсированный |
17,9 |
20,8 |
23,8 |
26,3 |
Переход к инновационной экономике приведет к изменению сложившейся структуры занятости, перераспределению работников по секторам экономики, расширению сферы услуг, развитию инновационных направлений деятельности и возникновению новых направлений занятости.
При этом наибольшее сокращение занятости за период 2012-2030 гг. будет происходить в отраслях реального сектора экономики (сельском хозяйстве, промышленных видах деятельности, строительстве, на транспорте и в связи) – на 24%. Высвобождаемые из производственных секторов работники будут находить работу в сфере услуг и торговле. Численность занятых в этих сферах к 2030 году вырастет на 11 процентов.
Несмотря на общее снижение занятости, наибольший прирост ВПРМ произойдет в обрабатывающих отраслях промышленности, где будет дополнительно создано 2 млн. ВПРМ, а общая обеспеченность ВПРМ в этом виде деятельности увеличится с 32% от всех рабочих мест до 56%. Более чем на 1 млн. вырастет количество ВПРМ в строительстве, торговле, здравоохранении и предоставлении социальных услуг. Значительно возрастет доля ВПРМ в секторе услуг – с 2-6% до 15-25%. Общее невысокое количество ВПРМ в этом секторе объясняется доведением зарплат педагогического персонала и работников здравоохранения до средней зарплаты по экономике, в то время как средняя зарплата в 2020 году не достигнет принятых для определения ВПРМ критериев
Структура высокопроизводительных рабочих место видам экономической деятельности (%)
2011 г. |
2020 г. | |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
6,4 |
3,5 |
Рыболовство и рыбоводство |
0,5 |
0,3 |
Добыча полезных ископаемых |
4,3 |
2,7 |
Обрабатывающие производства |
18,4 |
19,9 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
4,0 |
4,7 |
Строительство |
11,6 |
12,1 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
26,0 |
25,5 |
Гостиницы и рестораны |
1,7 |
1,7 |
Транспорт и связь |
12,3 |
8,1 |
Финансовые услуги |
1,3 |
1,4 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
10,3 |
7,7 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
1,3 |
3,2 |
Образование |
0,7 |
3,3 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
0,7 |
4,5 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
0,5 |
1,4 |
Всего |
100 |
100 |
Модернизация российской экономики будет сопровождаться увеличением спроса на высококвалифицированные кадры. Формирование квалифицированных рабочих кадров в соответствии с потребностями экономики предусматривает улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом государственных приоритетов развития экономики.
Заключение
В данной работе я дал анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работу все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
В первой главе мы дали целостное представление о рынке труда как динамичной системе, в основе которой выступают отношения спроса и предложения труда, взаимосвязи между занятостью и безработицей, факторы формирования и функционирования рабочей силы, ее конкурентоспособность и мобильность.
Из второй главы курсовой работы можно сделать вывод, что для эффективного решения задач по обеспечению экономики трудовыми ресурсами и содействию занятости населения необходимо совершенствовать государственное управление в сфере занятости населения, предусматривающее более широкое участие субъектов Российской Федерации в регулировании рынка труда. В целях повышения гибкости рынка труда заинтересованным органам исполнительной власти всех уровней необходимо способствовать дальнейшему развитию форм и методов оказания услуг по содействию занятости населения и обеспечению работодателей рабочей силой, координации деятельности органов службы занятости и негосударственных организаций, оказывающих услуги в сфере занятости населения, а также содействовать формированию единого информационного пространства и утверждению стандартов качества оказания услуг в области содействия занятости населения. Также повышение гибкости рынка труда будет способствовать расширению возможностей реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии. На предложение труда может действовать такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение труда растет); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения (при прочих равных условиях предложение труда сокращается); естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демографическая и социальная политика государства.
Как показал анализ, формирующийся в России рынок труда имеет сложную структуру. Происходит углубление его сегментации по ряду критериев: формам собственности, трудоемкости производства, особенностям технологии производства, квалификации занятых, уровню разделения и обобществления труда, исторически сложившимся формам организации и стимулирования труда, традициям в мотивационном поведении трудящихся. Лучше понять структуру рынка, выявить его устойчивую сегментацию и соответственно выработать дифференцированные способы его регулирования позволит комплексный анализ действия факторов, обуславливающих сегментацию.
Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества