Рынок труда в России: проблемы, особенности функционирования, методы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

На прогресс российского рынка труда не мог не наложить серьезного отпечатка трансформационный кризис, в условиях которого он проходил. С одной стороны, России не удалось избежать резкого уменьшения взаимного спроса, последовавшего за либерализацией цен и сокращением государственной помощи предприятиям, что имело негативные последствия с точки зрения спроса на труд и общего уровня занятости.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 83.02 Кб (Скачать)

- основными тенденциями  спроса на общероссийском рынке  труда в 2000-2008 гг. являются: рост спроса на инженерно-технических работников с высшим образованием и высококвалифицированных рабочих; рост спроса на сезонных, временных работников; снижение спроса на труд со стороны убыточных отраслей и регионов;

- основными тенденциями  предложения на рынке труда  являются: временное увеличение  численности трудовых ресурсов, рост фактической безработицы; расширение  теневых форм предложения труда; переизбыток предложения экономистов, юристов, учителей; отставание рынка  образовательных услуг от запросов  экономики; рост предложения труда  в виде совместительства, в целях  подработки;

- превышение предложения  рабочей силы над спросом, поскольку  реструктуризационные процессы реформирования экономики России, модернизация убыточных производств и убыточных отраслей, участие в процессах глобализации мирового хозяйства и вступление России в ВТО активизируют высвобождение работников, которое на данном этапе не в полной мере компенсируется приростом спроса на труд;

- растущее расхождение  между структурой спроса на  рабочую силу и структурой  ее предложения: профессиональный  уровень многих работников не  соответствует новым требованиям, а система образования не в  полной мере учитывает запросы  рынка труда;

- усиливающаяся  регионализация рынков труда, появление  устойчиво критических и напряженных  рынков труда, ситуация на которых  значительно хуже средненациональной картины: к таким рынкам труда в большинстве случаев относятся либо преимущественно аграрные рынки труда, либо моногорода (населенные пункты, занятость в которых привязана к одному-двум крупным градообразующим предприятиям). Если эти предприятия находятся в неустойчивом финансово-экономическом положении, то рынок труда моногорода становится напряженным;

- наличие нелегальной  трудовой миграции;

- низкая конкурентоспособность  рабочей силы на мировом рынке  труда, что затрудняет внешнюю  трудовую миграцию.

В настоящее время ситуация на общероссийском рынке труда выглядит следующим образом. По состоянию на 26 декабря 2008 г. 186 организаций уже заявили о переводе части работников на режим неполного рабочего времени, предоставлении вынужденных отпусков, а также простое. При этом суммарная численность работников, находившихся в простое по вине работодателей и работавших неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе работодателей, составила 81195 человек.

По данным мониторинга на конец ноября 2008 г. численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 1 млн. 293 тыс. человек.

В январе эта цифра превысила 1,5 млн. человек. При этом наиболее значительные увольнения в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников произошли в Пермском крае, Свердловской, Челябинской, Белгородской, Владимирской, Воронежской, Нижегородской, Саратовской, Курганской, Новосибирской областях, Алтайском и забайкальском краях.

По состоянию на 13 января 2009 г. 876 предприятий заявили о работниках, находившихся в простое по вине администрации, работавших неполное рабочее время, а также работниках, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, суммарная численность которых составила 342 308 человек. В том числе:

- численность работников, находившихся в простое по  вине администрации, составила 154 274 человека; численность работников, работавших неполное рабочее  время - 236 416 человек;

- численность работников, которым были предоставлены отпуска  по инициативе администрации - 58 809 человек.

Конечно же эта информация основана только на официально заявленных случаях - в соответствии с п. 2 ст. 25 закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» при принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить о б этом в органы службы занятости не позднее чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее, чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Устойчивость социально-экономического развития государства определяется численностью и качеством населения, его трудового потенциала, степенью сбалансированности профессионально-квалификационной структуры кадров и потребностей в рабочей силе, уровнем ее конкурентоспособности на рынке труда. Снижение численности населения неизбежно влечет за собой сокращение трудовых ресурсов, т.е. предложения рабочей силы на рынке труда.

Следует отметить, что общая ситуация на рынке труда России характеризуется следующими наиболее заметными тенденциями:

- за период с 1990-2006 гг. отмечается снижение численности  постоянного, а также занятого  населения соответственно - на 3,9% и 9,5%, что в первую очередь, обусловливается превышением уровня смертности над рождаемостью при ослаблении влияния миграционного прироста на численные потери населения;

- сокращение численности  населения сопровождается его  демографическим старением из-за  уменьшения доли детей в общей  численности населения вследствие  снижения рождаемости и роста  смертности, особенно мужчин трудоспособного  возраста. Средний возраст населения  изменился в России с 35 лет  в 1989 г. до 39,6 лет в 2005 г.

И в долгосрочной перспективе сохранится тенденция естественной убыли населения. Ожидается ухудшение возрастной структуры населения за счет снижения в ней доли детей и подростков. Появится тенденция снижения численности лиц трудоспособного возраста. По среднесрочному прогнозу в 2010 году численность граждан трудоспособного возраста составит 87,6 млн. человек, что на 2,6 млн. человек (на 2,9 %) меньше, чем в 2006 году.

Для преодоления неблагоприятных тенденций основной целью демографического развития должно быть укрепление здоровья и снижение смертности населения, прежде всего мужчин в трудоспособном возрасте. Особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, обеспечивающих возможность рождения и воспитания нескольких детей.

2.3 Прогноз развития российского рынка труда

В целях развития рынков труда и повышения территориальной мобильности рабочей силы предусматривается:

- формирование  механизмов, мотивирующих органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации на осуществление  мер по развитию трудовых ресурсов, разработку и реализацию активных  программ содействия занятости  населения;

- осуществление  комплекса мер по регулированию  рынка труда в районах Сибири  и Дальнего Востока и созданию  благоприятных условий для привлечения  в эти районы квалифицированных  трудовых ресурсов из других  субъектов Российской Федерации  и зарубежных стран;

- осуществление  дополнительных мероприятий по  содействию занятости населения  в республиках Северного Кавказа  на основе создания рабочих  мест в основных сферах экономической  деятельности, развития малого предпринимательства  и самозанятости населения, а также развития национальных промыслов и ремесел;

- осуществление  комплекса мер по устранению  экономических ограничений, сдерживающих  перемещение российских граждан  по территории страны (иногородних  работников) в целях осуществления  трудовой деятельности;

- использование  информационных коммуникационных  технологий, позволяющих гражданам  самим получать доступ к интересующей  информации и прочим справочным  материалам о возможностях трудоустройства, а также следить за появляющимися  вакансиями.9

В целях создания благоприятных условий для привлечения рабочей силы в субъекты Российской Федерации, испытывающие нехватку трудовых ресурсов, необходимо расширить доступ граждан к рынку жилья на основе реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

В целях решения проблем, возникающих при перемещении работников по стране, предусматриваются такие меры, как совершенствование процедуры их регистрации по месту временного пребывания, обеспечение временным жильем, легализация трудовой деятельности и защита трудовых прав, а также доступ к объектам социальной сферы.

Предполагается расширить содействие безработным гражданам и членам их семей в переезде в субъекты Российской Федерации, испытывающие нехватку рабочей силы, в том числе в сельскую местность, в целях трудоустройства, а также в осуществлении их профессионального обучения по востребованным на рынке труда профессиям. В этой связи необходимо пересмотреть перечень возмещаемых затрат и размеры оказания финансовой помощи переселяющимся семьям.

Прогноз

Ожидаемые демографические сдвиги задают жесткие требования к будущим тенденциям развития рынка труда. Возрастная структура населения будет сдвигаться в сторону постарения, будет увеличиваться численность населения старше трудоспособного возраста, а численность населения трудоспособного возраста, наоборот, снижаться. Эти тренды приведут к существенному росту демографической нагрузки на трудоспособное население.

Неблагоприятное изменение возрастной структуры населения будет ограничивать возможности компенсации негативных демографических тенденций повышением уровня экономической активности населения. К 2030 году существенно возрастет количество  граждан пенсионного возраста (60-72 года), которые традиционно имеют низкую степень экономической активности. При этом сокращение численности населения в основном будет связано с когортами 20-40 летних, экономическая активность которых выше среднего уровня. Экономическая активность молодой части населения может сдерживаться ростом спроса на высшее образование.

С другой стороны, сейчас уровень экономической активности населения в возрасте 25-59 лет довольно высокий, а среди женщин является одним из наиболее высоких в мире. Основные меры будут направлены на сохранение уровня экономической активности этой возрастной группы, в том числе мерами политики занятости, направленными на повышение экономической активности многодетных родителей, родителей детей-инвалидов, граждан, имеющих ограничения трудоспособности по состоянию здоровья. Одновременно будут реализовываться меры, направленные на повышение экономической активности граждан пенсионного возраста, что позволит частично компенсировать снижение экономической активности в молодых возрастах. Таким образом, в целом численность экономически активного населения сократится с 72,8 млн. человек в 2011 году до 66,1 млн. человек в 2030 году, или на 9%. По форсированному варианту в условиях более благоприятной демографической ситуации численность экономически активного населения снизится до 68,4 млн. человек в 2030 году.

По мере увеличения мобильности населения и улучшения профессионального соответствия, в том числе за счет привлечения иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики,  уровень безработицы снизится с 5,9% в 2012 году до 4,4-4,7% экономически активного населения к 2030 году (по инновационному и консервативному варианту соответственно). По форсированному варианту уровень безработицы может сократиться до 4,1%. Снижению безработицы также будет способствовать изменение демографической структуры: значительно сократится численность молодежи, в наибольшей степени подверженной риску безработицы.

Таким образом, к 2030 году численность занятых в экономике страны может снизиться до 63-63,2 млн. человек по консервативному и инновационному варианту соответственно (67,7 млн. человек в 2011 году) или на 6,6-6,9%. По форсированному варианту в экономике страны будет занято 65,6 млн. человек.

В целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, необходимо создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»). При этом следует ожидать, что вновь созданные и модернизированные рабочие места будут иметь более высокую производительность труда, а работники на этих рабочих местах будут получать более высокую заработную плату.

В соответствии с выбранной методологией (врезка 2) на основе использования данных по 81 тыс. предприятий, количество высокопроизводительных рабочих мест в 2011 году оценивается на уровне 17,9 млн. рабочих мест или 26% от всех имеющихся в экономике мест. В наибольшей степени обеспечены высокопроизводительными рабочими местами добыча полезных ископаемых – 73% всех рабочих мест и рыболовство и рыбоводство – 57% рабочих мест, в наименьшей степени весь сектор услуг – 2-6% от рабочих мест.

Критерии,  используемые для расчета высокопроизводительных рабочих мест

В прогнозе использовалось два определения высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) в зависимости от рассматриваемого сектора экономики. 

В качестве основного критерия ВПРМ для большинства секторов использовалась производительность труда, рассчитанная как добавленная стоимость, создаваемая предприятием, на одного сотрудника. Все занятые рабочие места предприятия, производительность труда которого превышает определенный уровень, считаются относящимися к высокопроизводительным рабочим местам. Данный подход соответствует международным методикам расчета производительности труда и напрямую отражает вклад высокопроизводительных рабочих мест в валовой внутренний продукт.

Информация о работе Рынок труда в России: проблемы, особенности функционирования, методы регулирования