Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2015 в 16:31, курсовая работа
Из актуальности вытекает основная цель работы. Цель курсовой работы – изучить сущность рынка труда, механизм функционирования, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования. Для достижения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи:
1. Изучить сущность, структура и функции рынка труда;
2. Рассмотреть механизм функционирования рынка труда;
3. Исследовать основные методы регулирования рынка труда;
4. Дать характеристику особенностей рынка труда в Р Ф на современном этапе;
Введение
1.Теоретические основы изучения понятия – рынок труда
1.1 Сущность, структура и функции рынка труда
1.2 Механизм функционирования рынка труда
1.3 Основные методы регулирования рынка труда
2. Анализ состояние рынка труда в России и перспективы ее развития
2.1 Характеристика особенностей рынка труда в Российской Федерации на современном этапе
2.2 Негативные тенденции на российском рынке труда
2.3 Прогнозы развития рынка труда в Российской Федерации
3. Основные пути повышения труда и занятости населения в РФ
3.1. Безработица как элемент современного рыка труда, ее последствия и мероприятия на снижение уровня безработицы
3.2. Основные направления по повышению эффективности функционирования рынка труда в России в условиях кризиса
3.3. Пути повышения эффективности регулирования занятости населения
Заключение
Список литературы
В активных программах содействия занятости службе занятости населения следует использовать технологию профилирования безработных, которая ориентирована на содействие трудоустройству тем краткосрочным безработным, у которых высок риск стать долгосрочными безработными. Также нужно применять такие методики, как составление индивидуальных планов действий безработных, которые позволяют объединить их обязательства и индивидуальную постановку проблем.
Профилирование безработных является процедурой, при которой на основе рассчитанного численного значения долгосрочным безработным оказываются услуги содействия в трудоустройстве. С этой целью применяются такие методики, как составление индивидуальных планов действий безработных, которые позволяют объединить их обязательства и индивидуальную постановку проблем.37
Служба занятости в результате профилирования должна осуществить индивидуальную оценку безработных. Для улучшения предсказательной точности моделей профилирования мы предлагаем использовать такие факторы, как коммуникабельность безработного, транспортная доступность жилья, обычное время проезда от дома до работы и др. Внедрение современных технологий позволит повысить эффективность и результативность мероприятий на рынке труда.
В политике занятости необходимо практически перейти к активным мерам по сохранению рабочих мест в перспективных отраслях и секторах экономики и их увеличению. Помимо мер по субсидированию занятости, сдерживанию массовой открытой безработицы в прогрессивных отраслях и на градообразующих предприятиях необходимо активнее стимулировать развитие малого предпринимательства в сфере услуг и материальном производстве.
Учитывая эффективность в переходный период малого бизнеса в стране, целесообразно позаботиться о его государственной поддержке, улучшении его правового регулирования и защищенности, налоговом стимулировании. По оценкам специалистов, развитие малого и среднего предпринимательства в России позволит избавить от безработицы до 50% высвобождающейся в ходе структурных реформ рабочей силы.
Целесообразно использовать опыт стран Восточной Европы, где при службах занятости учреждены коммерческие центры по поддержке инициативных форм предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Важную роль в числе мер активной политики занятости должно играть поощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые эффективные рабочие места в перспективных сферах деятельности и производства (сфера услуг, строительство, финансы и кредит, страхование, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, машиностроение). В этих целях используются такие рычаги, как налоговые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов.
Особое значение имеет стимулирование создания новых рабочих мест в трудоемких производствах (сфера услуг) и в отраслях, которые имеют высокий мультипликативный эффект, выражающийся в развитии многих смежных отраслевых комплексов (жилищное строительство, туризм).
Активная политика на рынке труда предполагает активизацию каждого ее субъекта: самих безработных граждан, государственных органов занятости, предпринимателей и профсоюзов. Проведение активной политики способствует ускорению структурных реформ в народном хозяйстве, росту общественной производительности труда, снижению социальной напряженности в обществе, сохранению «человеческого капитала».
К таким активным экономическим методам регулирования занятости относятся следующие меры:38
Очевидно, что реализация всех этих задач - дело сегодняшнего дня. В то же время основная, на наш взгляд, тактическая задача в области занятости - приостановить рост безработицы, одновременно обеспечивая безработным приемлемые социальные гарантии.
Таким образом, в долгосрочной перспективе Правительство РФ намерено создать условия для эффективного использования квалифицированного туда, развития эффективной, ориентированной на конечный результат, инфраструктуры рынка труда.
Таким образом, в заключении третьего раздела можно сказать следующее:
1) Основными путями снижения безработицы можно назвать: создание новых и заполнение существующих рабочих мест; широкое развитие малого предпринимательства; переобучение работников по новым специальностям; привлечение работников на выполнение общественных работ; досрочный уход работников на пенсию и т.д.
2) В качестве комплекса мер по повышению эффективности функционирования рынка труда в России предлагается:
1)Усилить роль государства; Предприниматели и государство должны видеть в человеке наемного труда не только рабочую силу;
2). Пересмотреть нормы налогообложения;
3) Отменить устаревшие законодательные акты о труде;
4). Развивать систему подготовки работников за счет средств федерального и муниципального бюджетов и корпораций. Формировать развитую систему мотивации к трудовой деятельности.
5) Формировать уважение к контракту как к незаменимому институту современной экономики, к трудовому законодательству как к основному судье на рынке труда. Повысить значимость социального страхования.
3) Приоритетами реализации политики в сфере занятости должны выступать: внедрение в практику работы крупных отделов занятости профессионально-отраслевого принципа организации взаимодействия с безработными и работодателями, технологии профилирования безработных, организация муниципальных бизнес-инкубаторов. Стратегия дальнейшей борьбы с безработицей в России должна базироваться на «политике двух рук»: на сочетании мер противодействия сокращению занятости с ускоренной перестройкой структуры занятости. Государственное регулирование занятости должно стать более гибким, а меры поддержки безработных - более адресными.
Заключение
Заключение
В процессе написания курсовой работы на тему: Рынок труда в России :проблемы особенности функционирования, методы регулирования, были сделанные следующие практические и теоретические выводы:
1) Под рынком труда понимается специфический рынок, на котором в качестве товара выступает рабочая сила. Субъектами экономических отношений на рынке рабочей силы выступают, с одной стороны, предприниматели и государство, с другой отдельные работники или их ассоциации.
2) Чтобы понять, как функционирует рынок труда, следует изучить спрос и предложение на данном рынке. Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения - домашние хозяйства.
3) Механизм регулирования рынка осуществляется следующими методами: через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому и т.п.
4) Самой важной спецификой современного российского рынок труда являются высокий уровень скрытой безработицы и низкий уровень пособий по безработице, а также существенная разница между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных. В 2014 г. Процент занятости населения составляет- 66,1 %. Уровень безработицы составляет- 4,8.
5) Для снижения негативного воздействия на процессы формирования рынка труда и стабилизации его развития необходимо обеспечить перманентное повышение качества жизни и качества трудовой жизни. Повышение качества жизни во многом зависит от развития таких сфер жизнедеятельности общества, как образование, здравоохранение, спорт, культура, наука и т. д. Это в свою очередь должно позитивно отразиться на качественном развитии воспроизводства населения и трудовых ресурсов.
6) Прогнозы экспертов по поводу российского рынка труда неутешительные: они твердят, что безработица продолжает расти. Последние несколько лет ситуация на рынке труда еще ни разу не была радужной или просто стабильной, а с начала этого года постоянно по нарастающей идут разговоры о кризисе в экономике и, соответственно, на рынке труда.
7) Основными путями снижения безработицы можно назвать: создание новых и заполнение существующих рабочих мест; широкое развитие малого предпринимательства; переобучение работников по новым специальностям; привлечение работников на выполнение общественных работ; досрочный уход работников на пенсию и т.д.
8) В качестве комплекса мер по повышению эффективности функционирования рынка труда в России предлагается:
1)Усилить роль государства; Предприниматели и государство должны видеть в человеке наемного труда не только рабочую силу;
2). Пересмотреть нормы налогообложения;
3) Отменить устаревшие законодательные акты о труде;
4). Развивать систему подготовки работников за счет средств федерального и муниципального бюджетов и корпораций. Формировать развитую систему мотивации к трудовой деятельности.
5) Формировать уважение к контракту как к незаменимому институту современной экономики, к трудовому законодательству как к основному судье на рынке труда. Повысить значимость социального страхования.
9) Приоритетами реализации политики в сфере занятости должны выступать: внедрение в практику работы крупных отделов занятости профессионально-отраслевого принципа организации взаимодействия с безработными и работодателями, технологии профилирования безработных, организация муниципальных бизнес-инкубаторов. Стратегия дальнейшей борьбы с безработицей в России должна базироваться на «политике двух рук»: на сочетании мер противодействия сокращению занятости с ускоренной перестройкой структуры занятости. Государственное регулирование занятости должно стать более гибким, а меры поддержки безработных - более адресными.
Список литературы
1 Куликов Л.М. Основы экономической теории: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 523 с.
2 Джейли Дж.А. Микроэкономика. М.: Университет, 2011. - 450 с.
3
Таланова А.В. Рынок труда и занятость
населения // Экономика и менеджмент инновационных
технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс].
URL: http://ekonomika.snauka.ru/
4 Максимова В.Ф. Микроэкономика. - М.: ДС, 2011. - 345 с.
5 Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика В 2-х томах. - СПб.: Питер, 2010. - 457 с.
6 Адамчук, В.В. Экономика труда /В.В. Адамчук. – М.: ИНФРА – М, 2009.- 415 с
7 Бухалков, М. И. Организация и нормирование труда: учебник для вузов / М. И. Бухалков. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 424 с.
8 Кашепов А.В., Сулакшин С.С., Малчинов А.С. Рынок труда: проблемы и решения. Монография. — М.: Научный эксперт, 2008. — 232 с.
9 Бухалков, М. И. Организация и нормирование труда: учебник для вузов / М. И. Бухалков. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 424 с.
10 Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика В 2-х томах. - СПб.: Питер, 2010. - 457 с.
11 Рынок труда и доходы населения./Под ред. Н.А. Волгина. Учебное пособие. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2011. - 280 с.
12 Максимова В.Ф. Микроэкономика. - М.: ДС, 2011. - 345 с.
13 Жулина Е. Г. Экономика труда : учеб. пособие / Е. Г. Жулина. — М. : Эксмо, 2010. — 208 с.
14 Вальнева Л.В. Становление российского рынка труда / Вальнева Л.В., Маркевич И.В. // Соц.-полит. журн. - 2010. - № 5. - С.138-142.
15 Бикчантаева А.И. Структурный анализ российского рынка труда: Монография / Казан. гос. техн. ун-т им. А.Н. Туполева. — Казань: Изд-во КГТУ, 2009. — 144 с
16 Бикчантаева А.И. Структурный анализ российского рынка труда: Монография / Казан. гос. техн. ун-т им. А.Н. Туполева. — Казань: Изд-во КГТУ, 2009. — 144 с
17 Французова Т. А. Состояние рынка труда в Российской Федерации на современном этапе / Т. А. Французова // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 572-575.
18 Ибрагимова Р. Р. Процессы адаптации рынка труда Российской Федерации в период кризисов / Р. Р. Ибрагимова, А. А. Рабцевич // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 263-265.
19
Рынок труда в России 2014 - современное
состояние и перспективы развития// http://www.recruiting.net.ua/
20Рынок
труда в России в 2014-2015 годах: состояние
и перспективы развития // http://podborkadrov.com/rynok-
21 Белявский М.О. Рынок труда в России и динамика изменения номинальной заработной платы / М.О.Белявский, А.Г.Коровкин, А.В.Полежаев // Проблемы прогнозирования. - 2012. - № 6. - С.91-104.
22 Боков В.Н. Последствия финансово-экономического кризиса для рынка труда и уровня жизни граждан / Бобков В.Н., Гулюгина А.А. // Уровень жизни населения регионов России. - 2010. - № 7. - С.3-6.