Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2015 в 16:31, курсовая работа
Из актуальности вытекает основная цель работы. Цель курсовой работы – изучить сущность рынка труда, механизм функционирования, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования. Для достижения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи:
1. Изучить сущность, структура и функции рынка труда;
2. Рассмотреть механизм функционирования рынка труда;
3. Исследовать основные методы регулирования рынка труда;
4. Дать характеристику особенностей рынка труда в Р Ф на современном этапе;
Введение
1.Теоретические основы изучения понятия – рынок труда
1.1 Сущность, структура и функции рынка труда
1.2 Механизм функционирования рынка труда
1.3 Основные методы регулирования рынка труда
2. Анализ состояние рынка труда в России и перспективы ее развития
2.1 Характеристика особенностей рынка труда в Российской Федерации на современном этапе
2.2 Негативные тенденции на российском рынке труда
2.3 Прогнозы развития рынка труда в Российской Федерации
3. Основные пути повышения труда и занятости населения в РФ
3.1. Безработица как элемент современного рыка труда, ее последствия и мероприятия на снижение уровня безработицы
3.2. Основные направления по повышению эффективности функционирования рынка труда в России в условиях кризиса
3.3. Пути повышения эффективности регулирования занятости населения
Заключение
Список литературы
– соединение рабочей силы со средствами производства (капиталом), регулирование спроса и предложения труда;
– обеспечение конкуренции между работниками за рабочее место, а между работодателями – за наем рабочей силы;
– установление равновесной (доминирующей) цены;
– содействие полной экономически эффективной занятости.
1.3 Основные методы регулирования рынка труда
Регулирующая функция государства состоит в том, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и предложения населения. Причем сближение и сбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и на микроуровне. В силу регулирования занятости объектом микроуровня является предприятие, как первичное звено экономики, и город, как первичное звено территории, жители которого характеризуются общностью интересов в реализации права каждого из них на трудовую деятельность. 10
Концепция государственной политики занятости должна базироваться на критериях экономической эффективности и социальной справедливости, ориентация на который призвана решать задачи содействия занятости и защиты трудоспособных граждан от хронической и массовой безработицы. В свою очередь, воздействуя на решение задач в области занятости и социальной политики в целом, государство системой взаимосвязанных мер участвует в создании и поддержании необходимого для экономического возрождения социально-политического климата. Таким образом, речь идет о формировании регулирующей функции государства в области занятости населения, которое не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве населения, им следует охватить и сферу «занятого» наемного труда (внутрифирменный рынок труда). Невнимание к этой сфере может сказаться на уровне занятости и безработицы, постоянно сводя на нет меры по трудоустройству незанятого населения, состав которых будет пополняться из среды занятого наемного труда11
Общая закономерность, действие которой в условиях российской экономики не вызывает сомнения, состоит в зависимости уровня и динамики инвестиций. И основная проблема при этом заключается не в необходимости резкого снижения гипертрофированно раздутого объема капитальных вложений, а в изменении источников финансирования, главным из которых был государственный бюджет, в сторону повышения роли негосударственного (акционерного, частного) капитала. Другая закономерность, обусловленная научно-техническим прогрессом и его влиянием на факты высвобождения работников, характерная для индустриальных стран, пока что не угрожает обществу снижением уровня занятости и увеличением безработицы.
Такое состояние может продолжаться до тех пор, пока в России не наступит финансово-кредитная и ценовая стабилизация и хозяйственные субъекты в поиске путей увеличения эффективности производства не обратятся к резервам производительности труда. Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся системы регулирования социально-экономическими процессами в обществе, объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как на уровне основного звена экономики и первичного звена территорий, так и на общероссийском уровне. Комплексный подход может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполнительной власти, в той или иной степени (непосредственно либо опосредовано) участвующих в выработке и реализации государственной политики занятости.12
Государственная политика в области занятости населения должна быть реально направлена на:13
- обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд и свободный выбор формы занятости;
- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан.
- содействие развитию их способностей к производительному труду путем координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономики и социальной политики;
- соблюдение принципа добровольности труда, свободного выбора вида занятости путем поощрения работодателей, создающих новые рабочие места;
- обеспечение социальной защиты населения в области занятости на основе координации деятельности государственных органов, профсоюзов, предпринимателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения. Вопросами регулирования занятости населения занимаются различные органы государственной власти и общественные организации.
И так, механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Все составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.
В заключение теоретического
раздела можно сделать
1) Под рынком труда понимается специфический рынок, на котором в качестве товара выступает рабочая сила. Субъектами экономических отношений на рынке рабочей силы выступают, с одной стороны, предприниматели и государство, с другой отдельные работники или их ассоциации.
2) Чтобы понять, как функционирует рынок труда, следует изучить спрос и предложение на данном рынке. Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения - домашние хозяйства.
3) Механизм регулирования рынка осуществляется следующими методами: через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому и т.п.
2. Анализ состояние рынка труда в России и перспективы ее развития
2.1 Характеристика
особенностей рынка труда в
Российской Федерации на
Рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений между свободными трудоспособными владельцами рабочей силы, нуждающимися в работе по найму, и физическими или юридическими владельцами средств производства, предъявляющими спрос на рабочую силу по поводу распределения, перераспределения, найма и включения рабочей силы в процесс общественного производства.
На формирование рынка труда в России оказывают влияние следующие макрофакторы сущностного характера:14
Рассмотрим особенности российского рынка труда: 15
1. Современный рынок руда в России неоднороден. Он представляет собой многослойную структуру, образуемую двумя взаимосвязанными сферами, несущими разную функциональную нагрузку, различающимися способом и формами аккумуляции резервов рабочей силы, организации и регулирования, характером влияния на эффективность производства и положение трудящихся. По этим признакам российский рынок труда можно подразделить на "открытый" и "скрытый".
Открытый рынок труда в свою очередь представлен официально организованной и неофициальной (по преимуществу) частями. Скрытый рынок труда образуют работники, сохраняющие статус занятых, но имеющие в ближайшей перспективе достаточно высокую долю вероятности потерять работу - на условиях договора или контракта.
2. Россия по многим исходным
параметрам рыночной экономики
существенно отличается от
3. Российский рынок труда
4. Рынок труда в России еще
до сих пор функционирует в
условиях независимости
5. Российский рынок плохо
6. В формировании трудовых
В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников. Для их оптимизации применяется целая система мер, которая направлена на разумное сочетание труда, а также средств производства. Эта сводиться, прежде всего, к объединению людей, коллективов, которые общими усилиями реализуют функциональную программу на основе каких-то правил и процедур.
Во-вторых, возникли существенные сбои
в воспроизводстве профессионально-
Теперь рассмотрим состояние российского рынка труда 2013-2014 годах.
Российский рынок труда очень гибкий и легко подстраиваемый за счет определенного низкого порога заработной платы, ниже которого опускаться нельзя, а также двухъярусной структуры заработной платы. Отсюда вытекает следующее следствие: безработица зависит не от правительства и не от действия государственных органов, подконтрольных ему, а от гибкости рассмотренных выше институтов, от того, насколько быстро российские компании адаптируются к новым реалиям.
Так, в России безработица на протяжении последних лет имеет тенденцию к снижению. На начало 2011 года она составляла 7,8 %, в настоящее время — около 5,3 %. В начале 2014 года безработица держалась на том же уровне, что в последние месяцы 2013 года, а к лету 2014 г. наблюдался небольшой спад, затем — подъем уровня безработицы к концу 2014 года (см рисунок 2).
Рисунок 2 - Динамика уровня безработицы за последний год
При расчете безработицы учитывается численность экономически активного населения, которая на ноябрь 2014 года составила 75,5 млн. человек, или более 53 % от общей численности населения страны.18