Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 15:14, реферат
Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить.1 Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции. В этой связи возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках.
Введение
1.Определение конкуренции и «невидимая рука» рынка
2.Условия возникновения совершенной конкуренции
3.Спрос на продукт фирмы
4.Совершенная конкуренция и общественная эффективность
5.Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции.
Заключение
Список литературы
9. Уместность. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка – неуместное логическое упражнение.
Существует
несколько отраслей, более близких
к конкурентной модели, чем в любой
другой рыночной структуре. Например,
многие особенности американского
сельского хозяйства легче
Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.
Функционирование
чистой конкурентной экономики дает
нам образец, или стандарт, с которым
можно сравнивать и по которому можно
оценивать эффективность
§3. Спрос на продукт фирмы
Спрос на
продукт фирмы есть максимально
возможный объем продаж этой фирмы
(в единицах продукта) при некоторой
установленной ею цене на свой продукт.
Спрос на продукцию отдельной
фирмы в условиях совершенной
конкуренции абсолютно
Это значит, что конкурентная фирма может продать любое количество товара по цене P0 или ниже ее. При рассмотрении графика спроса конкурентной фирмы возникает вопрос, как горизонтально расположенная линия спроса фирмы сочетается с отрицательным наклоном кривой спроса? Кривая спроса имеет отрицательный наклон, когда показываются все возможные комбинации выбора покупателя на рынке. Фирма, со своей стороны, может продать по цене равновесия любое количество единиц товара. Именно это и показывает горизонтально расположенная линия спроса фирмы (рис.3).
Совершенно
конкурентная фирма принимает цену на
свою продукцию как данную, не зависящую
от продаваемого ею объема продукции.
Допустим, в отрасли действуют 10 тыс. конкурирующих
фирм, каждая из которых выпускает по 100
единиц продукта. Совокупное предложение,
таким образом, составляет 1 млн. единиц.
Теперь предположим, что одна из этих 10
тыс. фирм сокращает свое производство
до 50 единиц. Скажется ли это на цене? Нет.
И причина ясна: сокращение выпуска одной
фирмой оказывает почти незаметное воздействие
на совокупное предложение – точнее, общая
величина предложения уменьшается с 1
млн. до 999 950 единиц. Это очевидно недостаточное
изменение совокупного предложения, для
того чтобы заметно повлиять на цену продукции.11 Но при любой цене, превышающей
p0 даже на небольшую величину, объем
спроса равен 0. Фирма потеряет своих клиентов,
если попытается поднять цену выше p0.
Если же конкурентная фирма устанавливает
цену, меньшую рыночной цены, то все покупатели
будут приобретать товар только у данной
фирмы, и величина спроса на продукцию
фирмы будет равна величине рыночного
спроса по установленной цене. Но такая
цена никогда не будет установлена конкурентной
фирмой, поскольку это ведет к ее убыточности.
Таким образом, конкурентная фирма всегда
устанавливает цену на свой продукт, равную
сложившейся рыночной цене.
§4. Совершенная конкуренция и общественная эффективность.
Рыночная
структура, организованная на основах
чистой конкуренции, имеет ряд неоспоримых
преимуществ по сравнению с другими
моделями рынка. Это позволяет экономистам
рассматривать совершенную
Аллокативная эффективность: p = MC. В первую очередь необходимо отметить, что в условиях совершенной конкуренции цена товара (услуги) не превышает его предельных издержек. Это свидетельствует о том, что ресурсы общества распределены таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение общественных потребностей. Совершенно конкурентный рынок производит не любую совокупность товаров, а такую их структуры, которая соответствует структуре совокупного спроса, то есть предпочтениям потребителей. Действительно, цена любого товара служит показателем предельной полезности блага для потребителя. Те потребители, которые ценят полезность продукта не меньше, чем это выражено ценой, готовы приобрести этот товар. Другими словами, каждый товар будет потребляться до точки, в которой предельная полезность уравнивается с рыночной ценой. При этом потребитель максимизирует полученную полезность.
С другой стороны, производитель сопоставляет цену (предельный доход от производства) с предельными издержками производства данного товара, то есть утраченными возможностями производства других товаров посредством тех же самых ресурсов. Руководствующийся принципом максимизации предприниматель будет производить каждый продукт до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются.
Если потребление и производство регулируются уровнем цены, происходит совпадение интересов потребителя и производителя. Это значит, что ограниченные ресурсы общества распределены таким образом, что это отвечает интересам максимизации прибыли производителей и интересам максимизации полезности потребителей.
Более того, свободный рынок способен восстанавливать эффективность в использовании ресурсов, когда она нарушается динамическими изменениями в экономике. Рыночный механизм, или «невидимая рука рынка», автоматически осуществляет регулировку посредством переливов труда и капиталов из одного вида производства в другое. Так, повышение в силу фактора моды спроса на узкие брюки приведет к росту их цены. Это обусловит появление экономической прибыли в отрасли. Экономическая прибыль послужит стимулом к притоку труда и капитала и расширению производства узких брюк до той точки, пока MC не уравняются с их ценой. С другой стороны, будет происходить отток труда и капитала, скажем, из производства широких брюк, цена на которые упала из-за отсутствия спроса. Отток завершится тогда, когда предельные издержки сравняются с новым уровнем цен. Это не только максимизирует прибыли самостоятельных производителей, но одновременно создает такую структуру распределения ресурсов, которая максимизирует удовлетворение потребителей. Конкурентная рыночная система приводит частые интересы продавцов в полное соответствие с интересами общества в том, что касается эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов.
Производственная эффективность: p = ACmin. Производственная эффективность предполагает, что каждый необходимый обществу товар производится наименее дорогостоящим способом. Это достигается благодаря механизму свободного перераспределения ресурсов в ходе конкуренции. В приведенном выше примере производители узких брюк получают экономическую прибыль, а производители широких брюк несут экономические убытки. Однако это справедливо лишь для краткосрочного периода. Как только в результате перелива капитала и труда в обоих производствах устанавливается равновесие на уровне p = MC, и прибыль и убытки исчезают. Производители брюк всех фасонов в долгосрочном периоде будут получать только нормальную прибыль. Именно равенство цены с долгосрочными средними издержками обеспечит равновесие на рынке.
К числу
преимуществ совершенной
Вместе с тем даже самый совершенный конкурентный рынок не является идеальным общественным устройством и имеет целый ряд недостатков, характеризуемых как «провалы» рынка. Что же рынок не может делать по самой своей природе?
Прежде всего, рыночная система распределения доходов неизбежно ведет к появлению имущественного неравенства. Экономическая дифференциация населения, которой не противодействует государственная политика, имеет тенденцию усиливаться и превращаться в дифференциацию социальную и политическую. Это не только прерывает социальную стабильность, но и становится мощным фактором усиления неэффективности экономики.
Рыночный
механизм конкуренции ведет к
концентрации производства и капитала
и тем самым порождает
Неизбежным следствием рынка является безработица, или неполная занятость важнейшего ресурса – труда. Исторический опыт показывает, что без направленной государственной политики по поддержанию занятости безработица может стать большим социальным и экономическим злом и препятствовать экономическому росту и повышению благополучия нации.
Распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод производства общественных благ.
Чисто конкурентная система рынка предполагает, что отсутствуют так называемые побочные эффекты производства или потребления для третьих лиц. Между тем такие эффекты бывают весьма ощутимы, например, загрязнение окружающей среды отдельными производствами, бремя которого несут все члены общества. В подобных случаях рынок не может справиться с отрицательными побочными эффектами или поощрить положительные эффекты. Эту задачу призвано решить государство.
Рынок не всегда поощряет технические и технологические новшества. Поскольку достигаемый в результате нововведений экономический и конкурентный выигрыш является временным, появляется стремление «заморозить» нововведение, не дать ему распространиться среди конкурентов, монополизировать его использование.
Модель
совершенной конкуренции
Рынок развивает у людей не только положительные личностные качества, но и отрицательные, например, эгоизм, жестокость, отсутствие интереса к положению других лиц.
Ввиду указанных
выше моментов, реально существующие
рыночные системы достаточно далеки
от абстрактной модели совершенной
конкуренции и представляют собой
разные варианты смешанной экономики,
предполагающей активное включение
государства в хозяйственную
жизнь.
§5. Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции.
Мировой
опыт свидетельствует о том, что
рынок, существенно отошедший от
условий совершенной
Экономическая
ситуация в России много хуже, чем,
к примеру, у Польши и Венгрии.
Производительность труда упала
до 19% от уровня США, хотя еще в 1991 году
этот показатель был равен 30%, а в
1985 году он был равен 55%. Согласно отчету
о конкурентоспособности
Западные эксперты упирают обычно на то, что в России отсутствуют условия для совершенной конкуренции. Логика западных консультантов вполне понятна и даже приемлема. Действительно, возникновение в России экономики, базирующейся на условиях свободной конкуренции, привело бы к немедленному росту ее эффективности.
Все это
объясняется просто - экономическая
система этих стран соответствует
особенностям их культуры. Если ликвидировать
всех русских и населить Россию американцами,
свободная конкуренция
Развал
экономики России и вопиющая неэффективность
пореформенной экономики
Реальный
выход из ситуации заключается вовсе
не в том, чтобы превратить русских
в американцев и ввести для
них совершенную конкуренцию. При
выполнении первого условия второе
окажется возможным и даже несложным,
но как выполнить само первое условие?
Реальный выход заключается в
построении экономической системы,
адекватной условиям страны.
Заключение
Разумеется, рынок с совершенной конкуренцией - это идеальная модель. Такого рынка ни в одной стране мира никогда не было в прошлом, нет в настоящем и, очевидно, не будет в будущем, но стремиться к нему нужно. Иного пути к достойной жизни у человечества просто нет.