Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:09, курсовая работа
Всё это обуславливает необходимость изучения рынка совершенной конкуренции и поведения фирм на нём. Целью данной курсовой работы является анализ теоретической модели рынка совершенной конкуренции, ее достоинств, недостатков, общественной эффективности. Для достижения этой цели поставлены такие основные задачи исследования:
определение сущности совершенной конкуренции;
изучение поведения фирм в условиях совершенной конкуренции;
спрос и предложение на таком рынке;
поведение фирмы в краткосрочный период, её потери и прибыль;
способы максимизации прибыли и минимизации издержек фирмы в условиях совершенной конкуренции.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 6
ГЛАВА 2. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 8
2.1 Спрос на продукт фирмы 8
2.2 Предельный и средний доходы 10
2.3 Конкурентная фирма в краткосрочном периоде 13
2.3.1 Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде 13
2.3.2 Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. 15
2.3.3 Максимизация прибыли конкурентной фирмой в краткосрочном периоде 17
2.3.4 Получение прибыли конкурентной фирмой в краткосрочном периоде 18
2.3.5 Излишек производителя в краткосрочном периоде 23
2.4 Конкурентная фирма в долгосрочном периоде 25
2.4.1 Выбор объема производства в долгосрочном периоде 25
2.4.2 Излишек производителя в долгосрочном периоде 27
2.4.3 Предложение отрасли в долгосрочном периоде 28
ГЛАВА 3. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Понятие конкуренции является ключевым в рыночных отношениях. Оно означает соперничество между субъектами рынка за лучшие условия производства, за источники сырья, за наиболее выгодное вложение капитала. По степени развития конкуренции выделяют рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции, который в свою очередь, подразделяется на монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию.
Каждая из названных моделей отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирмы воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.
Наиболее эффективной считается ситуация совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. При такой организации рынка каждое предприятие может продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько онj пожелает, а на уровень рыночной цены не может повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.
Понятие
«совершенная конкуренция» играет особую
роль в экономической теории. Связано
это с тем, что изучение рынка
совершенной конкуренции
Всё
это обуславливает
определение сущности совершенной конкуренции;
изучение поведения фирм в условиях совершенной конкуренции;
спрос и предложение на таком рынке;
поведение фирмы в краткосрочный период, её потери и прибыль;
способы максимизации прибыли и минимизации издержек фирмы в условиях совершенной конкуренции.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
В экономической теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все виды соперничества, как между продавцами, так и между покупателями. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько она пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.
Для
существования рынка
Однородность продукции
На рынке действует множество фирм, при этом доля каждой фирмы в общем выпуске продукции, продаваемой на рынке, составляет менее 1%. Поэтому конкурентные фирмы не могут воздействовать на рыночную цену изменением объёма продаж.
Малость и множественность субъектов рынка предполагают отсутствие формальных и неформальных соглашений (сговора) между ними с целью обретения монопольных преимуществ на рынке.
Все продавцы и покупатели обладают полной свободой входа в отрасль (на рынок) и выхода из неё (ухода с рынка). Это значит, что предприятия вольны начать производство данной продукции, продолжить или прекратить его, если сочтут это целесообразным. Точно так же покупатели вольны покупать товар в любом количестве, увеличить, сократить или вовсе прекратить его закупки. Нет никаких легальных или финансовых барьеров на вход в отрасль. Нет, например, патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права на выпуск определенной продукции. Вход в отрасль (и выход из неё) не требует сколь либо существенных первоначальных (ликвидационных) затрат. Реализованная уже укоренившимися в отрасли предприятиями экономия от масштаба не столь велика, чтобы ограничить вход в отрасль предприятиям-новичкам.
С другой стороны, никто не обязан оставаться в отрасли, если это не соответствует его желаниям. Отсутствует государственное вмешательство в организацию рынка (различные субсидии, налоговые льготы, квоты и другие формы рационирования спроса и предложения).
Свобода
входа и выхода предполагает также
совершенную мобильность
Свобода входа и выхода обеспечивается мобильностью производственных ресурсов, свободного их перехода из одной отрасли в другую, туда, где их альтернативная ценность выше. Это, в частности, значит, что работники могут свободно мигрировать как между отраслями, так и между профессиями. Их обустройство на новом месте жительства или переобучение не требует больших затрат.
Субъекты рынка (покупатели, продавцы, владельцы факторов производства) обладают совершенным знанием всех параметров рынка.
Нарушение любого из перечисленных требований приводит к подрыву совершенной конкуренции и возникновению несовершенной конкуренции.
ГЛАВА 2. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Спрос на продукт фирмы есть максимально возможный объем продаж этой фирмы (в единицах продукта) при некоторой установленной ею цене на свой продукт. Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластичен, кривая спроса – горизонтальная линия (рис.2.1).
Рис. 2.1 Линия спроса конкурентной фирмы
Это
значит, что конкурентная фирма может
продать любое количество товара
по цене P0 или ниже ее. При рассмотрении
графика спроса конкурентной фирмы возникает
вопрос, как горизонтально расположенная
линия спроса фирмы сочетается с отрицательным
наклоном кривой спроса? Кривая спроса
имеет отрицательный наклон, когда показываются
все возможные комбинации выбора покупателя
на рынке. Фирма, со своей стороны, может
продать по цене равновесия любое количество
единиц товара. Именно это и показывает
горизонтально расположенная линия спроса
фирмы (рис.2.2).
Рис. 2.2 Совпадение цены равновесия с линией спроса фирмы на совершенном рынке
Совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Допустим, в отрасли действуют 10 тыс. конкурирующих фирм, каждая из которых выпускает по 100 единиц продукта. Совокупное предложение, таким образом, составляет 1 млн. единиц. Теперь предположим, что одна из этих 10 тыс. фирм сокращает свое производство до 50 единиц. Скажется ли это на цене? Нет, поскольку сокращение выпуска одной фирмой оказывает почти незаметное воздействие на совокупное предложение – точнее, общая величина предложения уменьшается с 1 млн. до 999 950 единиц. Это недостаточное изменение совокупного предложения, для того чтобы заметно повлиять на цену продукции. Но при любой цене, превышающей P0 даже на небольшую величину, объем спроса равен 0. Фирма потеряет своих клиентов, если попытается поднять цену выше P0. Если же конкурентная фирма устанавливает цену, меньшую рыночной цены, то все покупатели будут приобретать товар только у данной фирмы, и величина спроса на продукцию фирмы будет равна величине рыночного спроса по установленной цене. Но такая цена никогда не будет установлена конкурентной фирмой, поскольку это ведет к ее убыточности. Таким образом, конкурентная фирма всегда устанавливает цену на свой продукт, равную сложившейся рыночной цене.
Совокупный доход R, получаемый фирмой, равен цене продукта Р, умноженный на количество проданных единиц Q:
R(Q)=P*Q
Предельный доход MR представляет собой его приращение R(Q) в результате увеличения выпуска продукции на 1 единицу Q:
MR= R(Q)/ Q.
Средний доход AR представляет собой доход, получаемый от продажи 1 единицы продукции:
AR=R(Q)/Q
Таблица 1
Размеры получаемого совокупного, предельного и среднего дохода
Цена единицы продукции, долл. | Кол-во продан. товара, шт. | Получаемый доход, долл. | ||
совокупный | предельный | средний | ||
6 | 0 | 0 | - | - |
5 | 1 | 5 | 5 | 5 |
4 | 2 | 8 | 3 | 4 |
3 | 3 | 9 | 1 | 3 |
2 | 4 | 8 | -1 | 2 |
1 | 5 | 5 | -3 | 1 |
В таблице 1 показано изменение предельного и среднего доходов для фирмы, сталкивающейся с кривой спроса вида: P=6 – Q. Заметим, что средний доход представляет собой просто цену единицы продукции: AR=PQ/Q=P.
Для такой кривой спроса доход равен нулю, когда цена составляет 6 долларов, так как при такой цене ничего не продается. Однако при цене 5 долларов продается 1 единица продукции, и доход в этом случае составляет 5 долларов. Рост объема продаж с 1 до 2 единиц увеличивает доход с 5 до 8 долларов, так что предельный доход равен 3 доллара. Когда количество проданной продукции увеличивается с 2 до 3, предельный доход снижается до 1 доллара, а при дальнейшем росте реализации с 3 до 4 единиц предельный доход становится отрицательным. Отметим, что когда предельный доход положителен, доходы растут вместе с объемом реализации продукции, но когда предельный доход отрицательный, доходы снижаются.
Когда кривая спроса имеет наклон вниз, цена товара (средний доход) выше предельного дохода, так как все единицы продаются по одинаковой цене. Чтобы увеличить сбыт на 1 единицу товара, цена должна упасть, и вся проданная продукция, а не только дополнительная, принесет меньше дохода. Посмотрим, что происходит, когда выпуск продукции увеличивается с 1 до 2 единиц и цена снижается до 4 долларов (табл. 1). Предельный доход равен 3 доллара; а именно, 4 доллара (доход от сбыта дополнительной единицы продукции) минус 1 доллар (потеря дохода от сбыта первой единицы). Таким образом, предельный доход (3 доллара) меньше, чем цена (4 доллара).
Рис. 2.3 График изменения предельного и среднего дохода
На рис. 2.3 показана взаимосвязь между совокупным, средним и предельным доходами для таблицы 1. По мере нашего движения вниз по кривой спроса Р снижается, а Q возрастает. Совокупный доход может увеличиваться или снижаться в зависимости от эластичности спроса. Спрос эластичен в верхней части кривой (для Q менее 3), и здесь предельный доход имеет положительное значение, потому что увеличение объема реализации продукции увеличивает также и доход. Спрос неэластичен в нижней части кривой, когда предельный доход отрицателен, так как при росте выпуска продукции (и снижении цены) сокращается доход.
Алгебраически если спрос на продукт составляет P=6 – Q, то совокупный доход, получаемый фирмой, равен R(Q)=P*Q=6Q – Q2. Средний доход равен AR=R(Q)/Q=P*Q/Q=6 – Q, что является кривой спроса на продукт. Предельный доход равен MR= R(Q)/ Q=6 – 2Q. Это можно проверить по данным табл. 1.
2.3.1 Равновесие
конкурентной фирмы
в краткосрочном периоде
Краткосрочным периодом называют такой период, в течение которого производственные мощности каждого предприятия (фирмы) фиксированы, а выпуск может быть изменен за счет изменения объемов использования переменных ресурсов. Общее число предприятий в отрасли остается неизменным. Будем считать, что объем производства равен объему продаж.
Выручка конкурентной фирмы (TR) при неизменной рыночной цене (P) пропорциональна объему продаж (Q): TR=P*Q
Из данной формулы следуют два вывода:
средняя выручка (AR) конкурентной фирмы равна рыночной цене продукта;
предельная выручка (MR) конкурентной фирмы также равна рыночной цене продукта.