Совершенная конкуренция («чистая» конкуренция) – теоретическая модель функционирования рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Всё это обуславливает необходимость изучения рынка совершенной конкуренции и поведения фирм на нём. Целью данной курсовой работы является анализ теоретической модели рынка совершенной конкуренции, ее достоинств, недостатков, общественной эффективности. Для достижения этой цели поставлены такие основные задачи исследования:
определение сущности совершенной конкуренции;
изучение поведения фирм в условиях совершенной конкуренции;
спрос и предложение на таком рынке;
поведение фирмы в краткосрочный период, её потери и прибыль;
способы максимизации прибыли и минимизации издержек фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 6
ГЛАВА 2. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 8
2.1 Спрос на продукт фирмы 8
2.2 Предельный и средний доходы 10
2.3 Конкурентная фирма в краткосрочном периоде 13
2.3.1 Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде 13
2.3.2 Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. 15
2.3.3 Максимизация прибыли конкурентной фирмой в краткосрочном периоде 17
2.3.4 Получение прибыли конкурентной фирмой в краткосрочном периоде 18
2.3.5 Излишек производителя в краткосрочном периоде 23
2.4 Конкурентная фирма в долгосрочном периоде 25
2.4.1 Выбор объема производства в долгосрочном периоде 25
2.4.2 Излишек производителя в долгосрочном периоде 27
2.4.3 Предложение отрасли в долгосрочном периоде 28
ГЛАВА 3. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Файлы: 1 файл

курсовая_соверш_конкур_.doc

— 2.71 Мб (Скачать)

     

    Рис. 2.11 Графическое изображение излишка производителя для фирмы

     На  рис. 2.11 показан излишек производителя для фирмы, которая имеет растущие предельные и средние переменные издержки. Максимизирующий прибыль объем производства q* достигается тогда, когда Р=МС. Излишек производителя показан заштрихованным участком под горизонтальной кривой спроса и выше кривой предельных издержек, от нулевого объема производства до объема выпуска продукции, максимизирующего прибыль.

     Сумма предельных издержек при производстве всех единичных объемов от нулевого до q* равна суммарным переменным издержкам при производстве объема q*. Предельные издержки отражают прирост издержек в результате увеличения объема выпуска продукции. Так как постоянные издержки не зависят от объема производства, сумма всех предельных издержек должна быть равна сумме переменных издержек фирмы. Таким образом, излишек производителя может альтернативно быть определен как разница между доходом фирмы и суммой ее переменных издержек.

     

    Рис. 2.12 Графическое изображение излишка производителя для отрасли промышленности

     Получение фирмами излишка производителя зависит от издержек производства. Фирмы с высокими издержками имеют низкий уровень излишка производителя, и наоборот. Мы можем сложить все эти индивидуальные эффекты, применяя понятие излишков производителя к совокупному рыночному предложению.

     На  рис. 2.12 кривая рыночного предложения начинается от вертикальной оси в точке, которая представляет собой средние переменные издержки фирмы с наименьшими издержками в отрасли. Излишек производителя показан заштрихованной площадью, лежащей ниже рыночной цены и выше кривой предложения для объема производства от 0 до Q*.

     Излишек производителя измеряется разностью  между доходами и переменными издержками. Излишек производителя будет больше экономической прибыли до тех пор, пока фирма возмещает постоянные издержки, или, в более общем виде, до тех пор, пока фирма имеет вмененные издержки, связанные с производством, где нет явных затрат.

    1. Конкурентная  фирма в долгосрочном периоде

     Долгосрочным  периодом называют такой период, в течение которого производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и издержек. Количество фирм в отрасли в долгосрочном периоде является переменной величиной.

 
     2.4.1 Выбор объема производства в долгосрочном периоде

     На  долговременном этапе фирма может  изменять все используемые факторы производства, включая размер предприятия. Она может свернуть производство (т.е. выйти из дела) или же производить новые виды продукции (т.е. войти в дело). Так как мы рассматриваем конкурентный рынок, мы допускаем свободный вход и свободный выход из дела. Другими словами, мы предполагаем, что фирмы могут войти или выйти из дела без каких либо законодательных ограничений или начальных, связанных со вступлением в дело, издержек, помимо прямых издержек производства и инвестиций в новые производственные фонды.

     

    Рис. 2.13 Оптимизация объема производства фирмы на долгосрочном отрезке

     Рис. 2.13 показывает, как конкурентная фирма принимает долговременное, максимизирующее прибыль решение по объему производства. Как и на краткосрочном отрезке, она сталкивается с горизонтальной кривой спроса (на рис. 2.13 фирма принимает рыночную цену в 40 долларов как заданную). Ее краткосрочная кривая средних валовых издержек SAC и краткосрочная кривая предельных издержек SMC расположены достаточно низко, чтобы фирма могла иметь положительную прибыль, показанную прямоугольником ABCD, при объеме производства q1, где SMC=MR. Долговременная кривая средних издержек LAC отражает положительный эффект масштаба для всех объемов выпуска продукции вплоть до q1 отрицательный эффект масштаба при более высоких объемах производства. Долговременная кривая предельных издержек LMC пересекает долговременную кривую средних издержек в точке q2- точка долговременных минимальных средних издержек.

     Если  фирма полагает, что рыночная цена останется в 40 долларов, она решает увеличить объем своего производства, чтобы достичь объема выпуска q3, при котором долговременные предельные издержки равны цене в 40 долларов. Когда такое расширение завершено, предельная прибыль фирмы возрастает с AB до EF, а ее валовая прибыль возрастает с ABCD до EFGD. Объем производства q3 максимизирует прибыль фирмы, потому что при любом более низком объеме производства (скажем, q2) предельный доход от дополнительного производства выше предельных издержек и желательно дальнейшее расширение. Но при любом объеме производства выше q3 предельные издержки выше предельного дохода, и поэтому дополнительное производство приведет к сокращению прибыли. В итоге на долговременном этапе конкурентная фирма максимизирует свою прибыль при таком объеме производства, при котором долговременные предельные издержки равны цене.

     Чем выше рыночная цена, тем более высокую прибыль может получить фирма. Соответственно, когда цена продукта падает с 40 до 30 долларов, то же самое происходит с прибылью фирмы. При цене в 30 долларов объем производства фирмы, максимизирующий прибыль, находится в точке q2 – точке минимальных долговременных средних издержек. В этом случае фирма зарабатывает нулевую экономическую прибыль. Это означает, что вкладчики капитала получают конкурентный доход с инвестированного капитала.

 
     2.4.2 Излишек производителя в долгосрочном периоде

     Когда фирма получает положительную фактическую  прибыль, но для вступления в дело или выхода из него у других фирм нет никаких стимулов, данная прибыль включает и вмененную прибыль. Излишек производителя равен разнице между рыночной ценой, получаемой производителем, и предельными издержками производства. Таким образом, на долговременном этапе излишек производителя, который получает фирма, включает экономическую ренту, которую она имеет.

     

    Рис. 2.14 Графическое изображение прибыли, получаемой при долговременном равновесии

     Предположим, например, что футбольная команда имеет контракт с местными властями, благодаря которому она становится единственной командой в городе. Команда будет иметь значительную фактическую прибыль. Прибыль включит некоторую экономическую ренту, так как команда с подобным преимуществом более ценна, чем она была бы, если футбольный рынок не был бы ограничен. Излишек производителя, полученный командой, включает ее экономическую прибыль и ренту, которая отражает разницу между фактической стоимостью команды и ее стоимостью в том случае, когда количество контрактов различных команд с властями не ограничивались.

     На  рис. 2.14 показано, что фирмы, получающие экономическую ренту, получают такую же прибыль что и фирмы, не имеющие ренты. Часть (а) показывает экономическую прибыль футбольной команды в городе с несколькими конкурирующими командами. Средняя цена билета составляет 7 долларов, а расходы таковы, что команда зарабатывает нулевую прибыль. Часть (б) показывает прибыль команды с такими же расходами, но в городе, где нет конкурирующих команд. Из-за того, что команда единственная в городе, она может продавать билеты по 10 долларов за штуку и, таким образом, получать фактическую прибыль почти 3 доллара с каждого билета. Однако рента, связанная с отсутствием конкурентов, представляет собой издержки для фирмы (вмененные издержки), потому, что она может продать льготы и другой команде. В итоге экономическая прибыль в городе без конкуренции также равна нулю.

 
     2.4.3 Предложение отрасли в долгосрочном периоде

     Совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе  и к технологической информации. Поэтому в долгосрочном периоде каждая фирма может выбрать и реализовать наиболее эффектный вариант производства, в результате чего кривые общих издержек всех фирм одной отрасли будут идентичны, и можно говорить, что в долгосрочном периоде отрасль состоит из одинаковых, или типичных, фирм.

     Покажем, что с течением времени на рынке  совершенной конкуренции цена продукта тяготеет к минимальным долгосрочным средним издержкам (цена P0 на рис.2.15).

     

    Рис.2.15. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

     Во-первых, цена не может на длительное время  опускаться ниже минимальных долгосрочных средних издержек (цена p1 на рис.2.15), поскольку в такой ситуации фирма убыточна. Это следует из формулы, задающей величину прибыли фирмы в долгосрочном периоде:

     П=Q(P – LRAC),

     где Q – выпуск, P – цена продукта, LRAC – долгосрочные средние издержки.

     Во-вторых, цена не может длительное время превышать  минимальные долгосрочные средние  издержки (цена P2 на рис.2.15), поскольку в этой ситуации прибыль фирмы положительна. Положительная прибыль привлекает в отрасль новые фирмы, что увеличит рыночное предложение и снизит рыночную цену. Цена будет снижаться до тех пор, пока вновь не достигнет минимума долгосрочных средних издержек.

     Тот факт, что прибыль типичной фирмы в долгосрочном периоде равна нулю, вовсе не означает, что у предпринимателей нет стимула к продолжению своего бизнеса. Та минимальная прибыль, которая еще стимулирует предпринимательскую деятельность в отрасли, называется нормальной прибылью. Она по своей сущности относится к издержкам предпринимателя, поскольку является платой за его трудовые усилия, нервные перегрузки, коммерческий риск и т.д. Поэтому говорят, что в условиях долгосрочного равновесия равна нулю экономическая прибыль, а фирма получает нормальную прибыль. Если некоторая фирма внедрила прогрессивную технологию с более низкими издержками, чем у конкурентов, то она получает сверхприбыль. С течением времени другие фирмы внедрят ту же технологию, вследствие чего рыночная цена снизится, и экономическая прибыль фирмы-новатора также станет нулевой.

     В долгосрочном периоде кривая предложения  отрасли не может быть получена суммированием  кривых предложения фирм отрасли, поскольку  количество этих фирм в долгосрочном периоде меняется. Конфигурация кривой предложения отрасли в долгосрочном периоде зависит от того, меняется ли, а если да, то как, расположение кривой средних долгосрочных средних издержек типичной фирмы в результате изменения отраслевого выпуска. Различают три типа отраслей: с неизменными, возрастающими и убывающими издержками.

     Исследуем долгосрочное равновесие отрасли с  неизменными средними издержками. Будем считать, что цена продукта увеличивается в результате сдвига вправо кривой рыночного спроса в краткосрочном периоде. Тогда объем предложения в отрасли в краткосрочном периоде также увеличится (закон предложения). Кроме того, с течением времени в отрасль войдут новые фирмы, привлеченные повышенной ценой и положительной экономической прибылью. В результате кривая предложения сдвинется вправо, рыночная цена уменьшится, а отраслевой выпуск увеличится (рис.2.16 (а)). Поскольку в данном случае увеличение отраслевого выпуска не приводит к увеличению цен ресурсов и сдвигу кривой долгосрочных средних издержек фирмы, новое равновесие установится при начальной цене продукта, равной минимальным долгосрочным издержкам.

     Таким образом, в долгосрочном периоде  отрасль с неизменными средними издержками имеет единственную цену предложения, равную величине минимальных  долгосрочных средних издержек. Долгосрочная кривая отрасли в этом случае имеет вид горизонтальной линии.

    Рис. 2.16 Предложение отрасли в долгосрочном периоде:

    а) средние издержки неизменны; б) средние  издержки возрастают.

     На  рис.2.16 (а) долгосрочная кривая предложения отрасли с неизменными издержками изображена жирной линией и обозначена SL. Через p0 обозначены минимальные долгосрочные средние издержки, через Q1 – отраслевой выпуск до увеличения рыночной цены, через Q2 – отраслевой выпуск после повышения рыночной цены.

     Примером  отрасли с постоянными издержками может служить рынок металлической  посуды. Очевидно, что как бы не возрастал  отраслевой выпуск, его рост не создаст  дефицита на рынке металла. Поэтому  цена металла не увеличится, а кривая долгосрочных средних издержек производства посуды не изменит своего положения.

     Исследуем долгосрочное равновесие отрасли с возрастающими средними издержками. В этом случае увеличение цены продукта также приведет к сдвигу краткосрочной кривой рыночного предложения вправо и к увеличению отраслевого выпуска. Однако с ростом выпуска в данном случае будут также расти и цены на ресурсы. Поэтому долгосрочная кривая средних издержек типичной формы сдвинется вверх, и новое рыночное равновесие установится при более высокой цене, равной новому минимуму долгосрочных средних издержек.

     Таким образом, в долгосрочном периоде  кривая предложения отрасли с  возрастающими средними издержками имеет положительный наклон, то есть увеличение отраслевого выпуска  возможно только при увеличении цены продукта. На рис.2.16 (б) долгосрочная кривая предложения отрасли с возрастающими издержками изображена жирной линией и обозначена через SL. Через p0 обозначена начальная величина средних издержек, а через p1 – их конечная величина.

Информация о работе Совершенная конкуренция («чистая» конкуренция) – теоретическая модель функционирования рынка