Совершенная конкуренция («чистая» конкуренция) – теоретическая модель функционирования рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Всё это обуславливает необходимость изучения рынка совершенной конкуренции и поведения фирм на нём. Целью данной курсовой работы является анализ теоретической модели рынка совершенной конкуренции, ее достоинств, недостатков, общественной эффективности. Для достижения этой цели поставлены такие основные задачи исследования:
определение сущности совершенной конкуренции;
изучение поведения фирм в условиях совершенной конкуренции;
спрос и предложение на таком рынке;
поведение фирмы в краткосрочный период, её потери и прибыль;
способы максимизации прибыли и минимизации издержек фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 6
ГЛАВА 2. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 8
2.1 Спрос на продукт фирмы 8
2.2 Предельный и средний доходы 10
2.3 Конкурентная фирма в краткосрочном периоде 13
2.3.1 Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде 13
2.3.2 Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. 15
2.3.3 Максимизация прибыли конкурентной фирмой в краткосрочном периоде 17
2.3.4 Получение прибыли конкурентной фирмой в краткосрочном периоде 18
2.3.5 Излишек производителя в краткосрочном периоде 23
2.4 Конкурентная фирма в долгосрочном периоде 25
2.4.1 Выбор объема производства в долгосрочном периоде 25
2.4.2 Излишек производителя в долгосрочном периоде 27
2.4.3 Предложение отрасли в долгосрочном периоде 28
ГЛАВА 3. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Файлы: 1 файл

курсовая_соверш_конкур_.doc

— 2.71 Мб (Скачать)

     Примером  отрасли с возрастающими издержками может служить рынок хлеба. Увеличение отраслевого выпуска хлеба может привести к увеличению цены зерна, а тогда для стимулирования роста выпуска хлеба необходимо увеличить его цену.

     В случае отрасли с убывающими средними издержками рост цены на продукт и связанный с ним рост отраслевого выпуска вызывают снижение цен используемых ресурсов. Поэтому в долгосрочном периоде кривая предложения отрасли с убывающими средними издержками имеет отрицательный наклон.

     В качестве примера отрасли данного  вида рассмотрим электроэнергетику. Краткосрочное увеличение цены на электроэнергию приводит к увеличению ее отраслевого выпуска, что вызывает увеличение потребности электростанций в угле. Возросшая потребность в угле позволяет эффективно разрабатывать крупные его месторождения, которые не использовались при малых объемах выпуска. В результате себестоимость одной  тонны угля уменьшится, и новое равновесие в отрасли установится при рыночной цене электроэнергии, меньшей ее начального значения. Таким образом, рост выпуска электроэнергии сопровождается уменьшением ее цены.

 

        ГЛАВА 3. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ  СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

     Рыночная  структура, организованная на основах  чистой конкуренции, имеет ряд  неоспоримых  преимуществ по сравнению с другими  моделями рынка. Это позволяет экономистам рассматривать совершенную рыночную конкуренцию как наиболее эффективную систему распределения и использования ограниченных ресурсов.

     Аллокативная  эффективностьp = MC.

     В первую очередь необходимо отметить, что в условиях совершенной конкуренции цена товара (услуги) не превышает его предельных издержек. Это свидетельствует о том, что ресурсы общества распределены таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение общественных потребностей. Совершенно конкурентный рынок производит не любую совокупность товаров, а такую их структуру, которая соответствует структуре совокупного спроса, то есть предпочтениям потребителей. Действительно, цена любого товара  служит показателем предельной полезности блага для потребителя. Те потребители, которые ценят полезность продукта не меньше, чем это выражено ценой, готовы приобрести этот товар. Другими словами, каждый товар будет потребляться до точки, в которой предельная полезность уравнивается с рыночной ценой. При этом потребитель максимизирует полученную полезность.

     С другой стороны, производитель сопоставляет цену (предельный доход от производства) с предельными издержками производства данного товара, то есть утраченными  возможностями производства других товаров посредством тех же самых  ресурсов. Руководствующийся принципом максимизации предприниматель будет производить каждый продукт до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются.

     Если  потребление и производство регулируются уровнем цены, происходит совпадение интересов потребителя и производителя. Это значит, что ограниченные ресурсы общества распределены таким образом, что это отвечает интересам максимизации прибыли производителей и интересам максимизации полезности потребителей.

     Более того, свободный рынок способен восстанавливать эффективность в использовании ресурсов, когда она нарушается динамическими изменениями в экономике. Рыночный механизм, или «невидимая рука рынка», автоматически осуществляет регулировку посредством переливов труда и капиталов из одного вида производства в другое. Так, повышение в силу фактора моды спроса на узкие брюки приведет к росту их цены. Это обусловит появление экономической прибыли в отрасли. Экономическая прибыль послужит стимулом к притоку труда и капитала и расширению производства узких брюк до той точки, пока MC не уравняются с их ценой. С другой стороны, будет происходить отток труда и капитала, скажем, из производства широких брюк, цена на которые упала из-за отсутствия спроса. Отток завершится тогда, когда предельные издержки сравняются с новым уровнем цен. Это не только максимизирует прибыли самостоятельных производителей, но одновременно создает такую структуру распределения ресурсов, которая максимизирует удовлетворение потребителей. Конкурентная рыночная система приводит частые интересы продавцов в полное соответствие с интересами общества в том, что касается эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов.

     Производственная  эффективность:  p = ACmin.

     Производственная  эффективность предполагает, что  каждый необходимый обществу товар производится наименее дорогостоящим способом. Это достигается благодаря механизму свободного перераспределения ресурсов в ходе конкуренции. В приведенном выше примере производители узких брюк получают экономическую прибыль, а производители широких брюк несут экономические убытки. Однако это справедливо лишь для краткосрочного периода. Как только в результате перелива капитала и труда в обоих производствах устанавливается равновесие на уровне P = MC, и прибыль и убытки исчезают. Производители брюк всех фасонов в долгосрочном периоде будут получать только нормальную прибыль. Именно равенство цены с долгосрочными средними издержками обеспечит равновесие на рынке.

     К числу преимуществ совершенной  конкуренции относят способность  к саморегулированию, в силу чего не требуется государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, экономятся общественные издержки управления. Рынок совершенной конкуренции является достаточно гибким, обладает высокой адаптивной способностью, развивает в обществе инициативу, ответственность, предпринимательскую активность.

     Вместе  с тем даже самый совершенный  конкурентный рынок не является идеальным  общественным устройством и имеет  целый ряд недостатков, характеризуемых  как «провалы» рынка. Что же рынок  не может делать по самой своей природе?

     Прежде  всего, рыночная система распределения  доходов неизбежно ведет к  появлению имущественного неравенства. Экономическая дифференциация населения, которой не противодействует государственная  политика, имеет тенденцию усиливаться  и превращаться в дифференциацию социальную и политическую. Это не только прерывает социальную стабильность, но и становится мощным фактором усиления неэффективности экономики.

     Рыночный  механизм конкуренции ведет к  концентрации производства и капитала и тем самым порождает монополистические тенденции, которые в любом обществе считаются нежелательными. В связи с этим возникает необходимость государственной политики по поддержанию конкурентной  среды и ограничению монополистических проявлений.

     Неизбежным  следствием рынка является безработица, или неполная занятость важнейшего ресурса – труда. Исторический опыт показывает, что без направленной государственной политики по поддержанию занятости безработица может стать большим социальным и экономическим злом и препятствовать экономическому росту и повышению благополучия нации.

     Распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает  побочных издержек и выгод  производства общественных благ.

     Чисто конкурентная система рынка предполагает, что отсутствуют так называемые побочные эффекты производства или потребления для третьих лиц. Между тем такие эффекты бывают весьма ощутимы, например, загрязнение окружающей среды отдельными производствами, бремя которого несут все члены общества. В подобных случаях рынок не может справиться с отрицательными побочными эффектами или поощрить положительные эффекты. Эту задачу призвано решить государство.

     Рынок не всегда поощряет технические и  технологические новшества. Поскольку  достигаемый в результате нововведений экономический и конкурентный выигрыш является временным, появляется стремление «заморозить» нововведение, не дать ему распространиться среди конкурентов, монополизировать его использование.

     Модель  совершенной конкуренции предполагает стандартизированную продукцию. Тем  самым снижаются возможности дифференциации продукта (услуги), ограничиваются возможности удовлетворения самых широких и разнообразных потребностей индивидуумов.

     Рынок развивает у людей не только положительные  личностные качества, но и отрицательные, например, эгоизм, жестокость, отсутствие интереса к положению других лиц.

     Ввиду указанных выше моментов, реально  существующие рыночные системы достаточно далеки от абстрактной модели совершенной  конкуренции и представляют собой  разные варианты смешанной экономики, предполагающей активное включение государства в хозяйственную жизнь.

 

     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Чистая  конкуренция представляет собой  простейшую ситуацию, к которой применимы  понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной  многозначной отправной точкой для  любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.

     Функционирование  чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым  можно сравнивать и по которому можно  оценивать эффективность реальной экономики.

     Разумеется, рынок с  совершенной конкуренцией - это идеальная модель. Такого рынка ни в одной стране мира никогда не было в прошлом, нет в настоящем и, очевидно, не будет в будущем, но стремиться к нему нужно. Иного пути к достойной жизни у человечества просто нет.

     Но  и у совершенной конкуренции, как ни странно, есть свои недостатки, наряду с достоинствами.

     В условиях неограниченной конкуренции  экономика функционирует с максимально  возможной эффективностью. Ни один производитель не может получить доход путем увеличения цен, а  только посредством сокращения своих издержек производства. Свободный доступ туда, где имеются ненормальные прибыли, позволяет расширять производство и снижать цены. Всякое изменение желаний потребителей сообщается производителю посредством изменения цен на товары.

     Также в условиях совершенной конкуренции  удовлетворительно решается проблема экономической власти. Ни одна экономическая единица не располагает достаточным влиянием, чтобы воздействовать на рынок и цены. Нет господства частной экономической власти и злоупотребления ею. Из этого следует, что становится ненужной государственная власть, служащая ограничению или регламентации частной экономической власти. Поскольку без государственного содействия достигнут максимум эффективности экономической системы, очевидно, что любое вмешательство правительства повредило бы такой эффективности.

     Факты показывают, что если модель неограниченной конкуренции и могла в целом подходить к структуре экономики XIX века, которая характеризовалась капитализмом с мелкими производственными единицами, то она не годится для такой экономики, где в большинстве отраслей хозяйственная деятельность осуществляется незначительным количеством фирм. Классическая конкуренция между многочисленными мелкими фирмами уступила место «конкуренции в узком кругу».

     Исследования, касающиеся рекламы и ее развития в современных условиях, показывают, что для нынешней экономической  жизни характерно скорее разнообразие, чем однородность выпускаемой продукции. Таким образом, условие однородности продукта в модели совершенной конкуренции полностью отпадает.

     Что касается свободного доступа в сферу  той или иной отрасли  экономики, то достаточно перечислить необходимые  для этого условия, чтобы представить  себе все ограничения, с которыми приходится сталкиваться в реальной экономической жизни:

     – прежде всего, требуется, чтобы инвестиции, необходимые для утверждения в отрасли, были незначительными и вступающие в нее фирмы могли найти достаточные средства;

     – нужно затем, чтобы рост производства в отрасли в результате появления новичков не оказал заметного влияния на цены и не отпугнул бы их, вызвав опасение изменить существующий уровень цен;

     – все потенциальные новички должны иметь свободный доступ к производственным факторам, которые не находятся в руках или под контролем существующих уже фирм-монополистов;

     – не должно существовать никаких искусственных препятствий для вступления в данную отрасль;

     – новички должны производить товары, идентичные тем, которые поставляются существующими фирмами.

     Потребности фирм в основном капитале, осуществление инвестиций «блоками», стратегия крупных фирм в их отношениях с банками, преимущества, связанные с наличием товарного знака или использованием тех или иных технологий – все это факторы, которые могут в огромном числе случаев сделать свободу доступа в отрасль иллюзорной.

     В этом и состоит невозможность, нереальность совершенной конкуренции.

 

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Антипина  О. Н., Вощикова Н. К., Кадомцева С. Н. Экономическая  теория. Вводный курс. Микроэкономика. М.: Инфра-М, 2010
  2. Базылев Н. Н. Микроэкономика. Современная школа, 2007
  3. Базылев Н.Н., Базылева М. Н. Курс микроэкономики в таблицах и схемах. Современная школа, 2010
  4. Басовский Л. Е., Басовская Е. Н. Микроэкономика. М.: Инфра-М, 2011
  5. Белоусова И. Э., Иванова Е. В. Экономическая теория. Практикум (для студентов 1 курса всех специальностей и второго высшего образования). М.: Финстатинформ, 2002
  6. Булатов А.С. Экономика. М., 2001
  7. Глушков А. Выживание в конкурентной среде//РИСК, 2001 – №2
  8. Грязнова А. Г., Юданов А. Ю. Микроэкономика: теория и российская практика. М.: Кнорус, 2009.
  9. Журавлева Г. П., Поздняков Н. А., Поздняков Ю. А. Экономическая теория. Микроэкономика. М.: Инфра-М, 2010
  10. Кэмпбелл Р. Макконнелл, С. Брю. Экономикс, М.: ИНФРА-М, 2001
  11. Липсиц И.В. Экономика. М.: Вита-Пресс, 2000, кн.2.
  12. Максимова В.Ф. Микроэкономика. М.: Маркет ДС, 2005
  13. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник. М.: Кнорус, 2006
  14. Новиков В. И. Толковый словарь по рыночной экономике. М.: Экономистъ, 2007
  15. Ноздрин-Плотницкий М. И., Корольчук А. К., Лемешевская Л. В. Микроэкономика. Современная школа, 2011
  16. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2008
  17. Погудаева М. Ю., Давыдова Н. М., Лылова О. В.: Микроэкономика. РГГУ, 2008
  18. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Вильямс, 2010
  19. Розанова Н. Экономика отраслевых рынков: Учебное пособие. М.: Юрайт, 2011
  20. Седов В. В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 2. Микроэкономика: Учебное пособие, Челябинский государственный университет, 2002.
  21. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика, СПб: Питер, 2002
  22. Синько В. Конкуренция и конкурентоспособность//«Стандарты и качество», 2000 – №4
  23. Тарануха Ю. В., Земляков Д. Н. Микроэкономика. М.: Кнорус, 2010
  24. Черемных Ю. Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: учебник. М.: Инфра-М, 2010
  25. Шестакова К. Д. Микроэкономика. РИОР, 2004
  26. Экономическая теория: Учебник//Под ред. Добрынина А.И. СПб.: Питер, 2000
  27. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. М., 2001

Информация о работе Совершенная конкуренция («чистая» конкуренция) – теоретическая модель функционирования рынка