Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 09:37, курсовая работа
Олигополия представляет тип рыночной структуры, для которой характерно стратегическое взаимодействие немногих фирм, конкурирующих за объем продаж. На олигополистическом рынке фирмы тесно взаимодействуют друг с другом и принимают производственные решения с учетом реакции своих конкурентов. В условиях олигополии конкурентное взаимодействие фирм затрагивает все сферы конкуренции - цену, объем продаж, долю рынка, дифференциацию продукции, стратегию стимулирования сбыта, услуги. В зависимости от ситуации фирмы могут избрать разные конкурентные стратегии. Поэтому для олигополистических рынков единой точки равновесия, к которой стремятся фирмы, нет, а фирмы одной отрасли могут взаимодействовать и как монополисты, и как конкурентные фирмы.
Введение
Раздел 1. Характеристика олигополии как рыночной структуры
Понятие и виды олигополии
Характерные признаки олигополии
Модели олигополистического поведения
Раздел 2. Олигополия на примере ТОО «Жолаушы-СК»
2.1 Общая организационно-хозяйственная характеристика
2.2 Экономическая характеристика деятельности ТОО «Жолаушы-СК»
Заключение
Список используемой литературы
Отличительными чертами олигополии также являются небольшое число фирм-конкурентов и, вследствие этого, их всеобщая взаимозависимость.
Фирма - олигополист находится в активном рыночном окружении. Таким образом, олигополистическая отрасль существует только тогда, когда число фирм в ней настолько мало, что каждая при формировании целей своей деятельности, определении сбытовой и ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
То, что олигополия включает в себя многообразие особых рыночных ситуаций, существенно мешает выработке обобщенной модели установления равновесия на рынке и определения рыночной цены. Четко проявляются две взаимосвязанные черты олигополистического ценового поведения. С одной стороны, олигополистические цены имеют тенденцию быть негибкими, а с другой стороны - при изменении олигополистических цен существует большая вероятность того, что фирмы будут изменять свои цены согласованно.
Особенность олигополии, как специального типа строения рынка, заключается во всеобщей взаимозависимости поведения предприятий-продавцов. Предприятие - олигополист не может не считаться с тем, что соотношение между выбранным им уровнем цены и количеством продукции, которое оно сможет по этой цене продать, зависит от поведения его соперников, которое в свою очередь зависит от принятого им решения.
Поэтому олигополист не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную.
Именно эта, "незаданность" функции спроса на продукцию олигополиста в момент принятия им решения об уровне цены или выпуска, и предопределяет особенности рынка, имеющего олигопольное строение. Поэтому олигополист должен сделать или принять некоторые предположения о реакции своих соперников на принимаемые им решения и предпринимаемые действия, а также и об обратном воздействии реакции соперников на результаты своих решений. Таким образом, общая взаимозависимость предприятий -олигополистов представляет главную черту олигопольных рынков. Ясно, что результаты соперничества на таких рынках в большой мере зависят от характера допущений о реакции соперников на действия друг друга, а они могут быть существенно - отличимыми. Поэтому-то и не существует единой, всеобщей модели олигополии, как это имеет место в случае совершенной конкуренции или монополии.
Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.
Немногочисленность и крупные размеры фирм. Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монопольной конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий. Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции. конкуренция картель цена олигополия
Если обратиться к статистике, то в России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, т.е. почти все отрасли, которым удалось выстоять в нынешнем кризисе и на которые пока опирается отечественная экономика. Концентрация производства в руках 8 ведущих фирм здесь колеблется от 51 до 62%. Бесспорно олигополизированы и основные подотрасли химии и машиностроения (производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.) Резким контрастом к ним выступают легкая и пищевая промышленность. В данный момент нефтяная промышленность является определяющей для всей Российской экономики. Сколько раз по новостям центральных и региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть и о возможных последствиях этих колебаний для России. Действительно сейчас, как говорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен на нефть зависит и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан. На сегодняшнем рынке(после распродажи "Юкоса") представлены несколько общероссийских и региональных компаний: "Лукойл", "Сибнефть", "ТНК", "Татнефть", "Роснефть", "Транснефть", "РиТек", "Башнефть", "Сургутнефтегаз" и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании.
Назовем характерные черты олигополистического рынка:
1.Небольшое количество фирм в отрасли. Олигополия может возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары (алюминий, медь, сталь), так и дифференцированные (самолеты, автомобили, стиральные порошки, электробытовые приборы, телефонные аппараты и др.).
2.Высокие барьеры для вступления в отрасль. Высокие барьеры связаны, прежде всего, с экономией на масштабе производства (эффект масштаба) - важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур. Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в отрасль. Это может быть связано с патентной монополией (в наукоемких отраслях), монополией контроля над редкими источниками сырья (нефтяной картель ОПЕК), запредельно высокими расходами на рекламу.
3.Взаимозависимость всех фирм на рынке при установлении цен. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Это проявляется и в условиях обострения конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается договоренность с другими олигополистами и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную.
4.Цены на олигопольном рынке в течение определенного промежутка времени нечувствительны к изменениям рыночной конъюнктуры. Фирмы стараются удержать цену в «жестких» рамках, предпочитая манипулировать объемами производства.
1.3 Модели олигополистического поведения.
Субъективный фактор (характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами) играет огромную роль при определении рыночного поведения олигополиста. В этом состоит уникальная особенность олигополии.
Существует много моделей олигополии, но ни одну из них нельзя считать универсальной, однако общую логику поведения фирм на этом рынке они всё же объясняют.
Модель Курно.
Модель была разработана французским экономистом и математиком Огюстеном Курно (Augustin Cournot) в 1838 году и описывает рыночное равновесие в условиях некооперированной олигополии. Данная модель предполагает наличие дуополии, то есть ситуации, когда на рынке конкурируют всего лишь две фирмы. Его модель основывалась на следующих предпосылках: на рынке присутствуют только две фирмы; каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными. Допустим, что на рынке действуют две фирмы: X и Y Как будет определять фирма X цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма Y. Однако что будет делать фирма Y, фирме X неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать собственный выпуск. Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы X. На рисунке 1 показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы X (он будет сдвигаться влево), если Y начнет расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой X исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно от до, и от до , .
Рис. 1. Модель Курно
Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой X при расширении производства фирмой Y: D — спрос; MR — предельный доход; МС — предельные издержки. Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы Y, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой X. Объединив оба графика, получим кривые реакции обеих фирм на поведение друг друга. На рис. 2 кривая X отражает реакцию фирмы X на изменения в производстве фирмы Y, а кривая Y— соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.
Рис. 2. Кривые реакции фирм X и Y на поведение друг друга
В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом. Когда фирма Y выходит на рынок и отнимает у фирмы X часть потребительского спроса, последняя “сдается”, вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма X может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму Y на рынок. Такие действия фирмы X не охватываются моделью Курно.
Модель картеля.
Модель картеля представляет собой крайний случай кооперированной олигополии. Картель – формальная организация продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке и максимизации совокупной прибыли.
Картель предполагает явный сговор между продавцами относительно принципа установления цен, раздела рынков сбыта, квот производства и сбыта участников, обмена патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес.
Типы картелей - субъекты и легальность. Субъекты в свою очередь подразделяются на национальные и международные картели. Национальные- объединяют производителей одной страны, международные – объединяют производителей разных стран. Легальность: национальные – являются незаконными, международные – действуют законно.
Однако заключение картельного соглашения предполагает решение его участниками внутренних и внешних проблем. Внутренние проблемы – согласование противоречивых интересов между будущими членами картеля, контроль над соблюдением соглашения. Внешние проблемы – взаимоотношения с фирмами – производительницами, не являющимися членами картеля, анализ рынков товаров – заменителей.
Указанные проблемы решаются проще, деятельность самого картеля является относительно более эффективной, если выполняются некоторые условия: действующее в стране антимонопольное законодательство является не очень действительным; количество продавцов и производителей продукции относительно невелико; выпускаемая продукция однородна, а издержки сопоставимы; отраслевой спрос стабилен и относительно легко предсказуем; отношения между участниками картеля являются доброжелательными.
Модели ценового лидерства.
Несмотря на все преимущества согласованных действий иногда фирмы не имеют возможности сформировать картель на законных основаниях. В этих условиях осуществляется политика сознательного параллелизма. Стремясь к максимизации своей прибыли в долгосрочном периоде, фирмы координируют свою деятельность так, как если бы соглашение существовало.
Одной из форм сознательного параллелизма является ценовое лидерство, которое в отличие от картеля:
- не противоречит
- позволяет сохранять
полную независимость и
Различают две основные формы ценового лидерства, не основанного на тайном сговоре:
1. Лидерство фирмы, доминирующей по цене.
Лидерство в ценах – это одна из форм рыночного поведения олигополистов, при которой все конкуренты на данном рынке следуют в фарватере ценовой политики ведущего или господствующего олигополиста.
Речь идет о том, что наиболее крупная или наиболее эффективная в отрасли компания выбирает подходящие момент и место для изменения цены, тогда как все остальные олигополисты автоматически следуют этому изменению. Когда мы говорим о лидерстве в ценах, то предполагаем, что никаких соглашений или договоренностей между предприятиями нет. И тем не менее согласование действий олигополистов, несмотря на закамуфлированный характер, в определенном смысле происходит открыто.
Ценовой лидер, высказывая публично те или иные намерения в отношении предполагаемого изменения цены, как бы провоцирует реакцию остальных товаропроизводителей. Ответная реакция конкурентов на зондирование лидера отрасли служит своего рода сигналом к осуществлению либо воздержанию от тех или иных мероприятий.
Особенность поведения ценового лидера заключается в том, что он, как правило, не реагирует на незначительные колебания в условиях издержек и спроса. Изменение цен происходит только в том случае, если имеют место заметные отклонения в стоимости тех или иных факторов производства или изменения в условиях функционирования предприятия, либо выпуска продукции.
2. Лидерство барометрической фирмы.
Данная форма лидерства предполагает существование в отрасли нескольких примерно равноценных фирм, так что ни одна из них не может навязывать свои цены другим. Таким образом, другие компании отрасли воспринимают действия данной фирмы в качестве индикатора, или барометра будущей конъюнктуры, а она сама выступает барометрической фирмой. Цена на олигополистическом рынке может формироваться на основе учета средних общих издержек производства, к которым прибавляется накидка обычно в размере определенного процента. В дальнейшем будет использоваться термин «средние издержки», под которыми в долгосрочном периоде следует понимать совокупность издержек, так как деление их на постоянные и переменные приемлемо лишь для краткосрочного периода.
Информация о работе Рынок олигополии, его характеристики и модели функционирования в экономике РФ