Рынок олигополии, его характеристики и модели функционирования в экономике РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Олигополия представляет тип рыночной структуры, для которой характерно стратегическое взаимодействие немногих фирм, конкурирующих за объем продаж. На олигополистическом рынке фирмы тесно взаимодействуют друг с другом и принимают производственные решения с учетом реакции своих конкурентов. В условиях олигополии конкурентное взаимодействие фирм затрагивает все сферы конкуренции - цену, объем продаж, долю рынка, дифференциацию продукции, стратегию стимулирования сбыта, услуги. В зависимости от ситуации фирмы могут избрать разные конкурентные стратегии. Поэтому для олигополистических рынков единой точки равновесия, к которой стремятся фирмы, нет, а фирмы одной отрасли могут взаимодействовать и как монополисты, и как конкурентные фирмы.

Оглавление

Введение
Раздел 1. Характеристика олигополии как рыночной структуры
Понятие и виды олигополии
Характерные признаки олигополии
Модели олигополистического поведения
Раздел 2. Олигополия на примере ТОО «Жолаушы-СК»
2.1 Общая организационно-хозяйственная характеристика
2.2 Экономическая характеристика деятельности ТОО «Жолаушы-СК»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 600.00 Кб (Скачать)

                                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                                            МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

                          ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

            ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

                                СПЕЦИАЛЬНОСТЬ « Экономика 

 

 

 

 

                К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А

 

По дисциплине: МИКРОЭКОНОМИКА

Тема: Рынок олигополии, его характеристики и модели функционирования в экономике РФ.

 

 

 

 

 

Выполнила: Штумф А.И.

Студент  1 курса

2-й семестр

 

 

 

 

                                          Петропавловск  2013

Введение

Раздел 1. Характеристика олигополии как рыночной структуры

    1. Понятие и виды олигополии
    2. Характерные признаки олигополии
    3. Модели олигополистического поведения

Раздел 2. Олигополия на примере ТОО «Жолаушы-СК»

2.1 Общая организационно-хозяйственная  характеристика

2.2 Экономическая характеристика  деятельности ТОО «Жолаушы-СК»

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Введение

Рынок – одна из самых распространенных экономических категорий, относительно содержания, которой существуют различные толкования. Первоначально рынок рассматривался как место рыночной торговли, и объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытнообщинного общества, когда обмен между общинами становится более или менее регулярным, приобретает форму товарного обмена осуществляемого в определенном месте в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. В экономической теории большое внимание уделяется проблемам структуры рынка. Как известно, выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Если совершенная конкуренция – это несколько идеализированная модель структуры рынка, то несовершенная – это вполне реальная. К числу несовершенной конкуренции относят олигополию, монополистическую конкуренцию и монополию. В данной работе я рассмотрю олигополию.

Олигополия  представляет тип рыночной структуры, для которой характерно стратегическое взаимодействие немногих фирм, конкурирующих за объем продаж. На олигополистическом рынке фирмы тесно взаимодействуют друг с другом и принимают производственные решения с учетом реакции своих конкурентов. В условиях олигополии конкурентное взаимодействие фирм затрагивает все сферы конкуренции - цену, объем продаж, долю рынка, дифференциацию продукции, стратегию стимулирования сбыта, услуги. В зависимости от ситуации фирмы могут избрать разные конкурентные стратегии. Поэтому для олигополистических рынков единой точки равновесия, к которой стремятся фирмы, нет, а фирмы одной отрасли могут взаимодействовать и как монополисты, и как конкурентные фирмы.                                                                                          Актуальность данной темы обусловлена тем, что некоторые предприятия в рыночных условиях идут на переговоры с конкурирующими фирмами, договариваются о способе работы, товарном ассортименте, ценах, а некоторые обходят конкурентов другими путями. Поэтому, чтобы разобраться во всём многообразии форм олигополии, необходимо полное изучение данной темы. Существует ряд моделей олигополистического рынка. Первую модель олигополии предложил в 1838г. А. Курно, затем, при различных допущениях о поведении потребителей, статические модели олигополии были предложены Ф. Эджуортом, Г. Хотеллингом, Е. Шамберленом, П. Свизи.

Целью настоящего исследования является изучение понятия олигополии, её характерных признаков и особенностей, а также рассмотрение основных моделей олигополистического поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Характеристика олигополии как рыночной структуры               

        1. Понятие и виды олигополии

 

Рыночная структура, в которой продавцы могут влиять на цену своего товара, учитывают реакцию остальных продавцов на свои действия, вход на рынок открыт или закрыт, а покупатели принимают цену как заданную, называется олигополией. На олигополистическом рынке продавцов должно быть не много, и каждый из них должен составлять значительную долю рынка. Пример – рынок автомобилей определенного класса.

Олигополия представляет собой такую рыночную структуру, которая занимает обширную и многообразную рыночную область между монополистической конкуренцией и чистой монополией; сочетает в себе черты указанных рыночных структур.

Для рынка олигополии характерно:

1.господство в отрасли нескольких относительно крупных предприятий – как правило, от 2-3 до 10-15 компаний удовлетворяют подавляющую часть  рыночного спроса.

Принципиальным следствием небольшого количества фирм на рынке являются их особые взаимоотношения, проявляющиеся:

- тесной взаимозависимости  фирм;

- остром соперничестве  фирм- олигополистов друг с другом.

В отличии от совершенной конкуренции или чистой монополии при олигополии деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов.

2.производство как однородной, так и диверсифицированной продукции;

3.высокая монопольная власть отдельной фирмы- больше, чем на конкурентном рынке, но меньше, чем при чистой монополии;

4.высокие барьеры вхождения на рынок.

Исходя из характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные. Ординарная олигополия связана с производством и предложением стандартных продуктов. Многие стандартные продукты выпускаются в условиях олигополии – это сталь, цветные металлы, строительные материалы. Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска продуктов многообразного ассортимента. Они характерны для тех отраслей, в которых имеется возможность разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг.

Олигополия с двумя участниками носит название дуополии (рыночная структура, когда на рынке действуют две фирмы, взаимодействие между которыми определяет объём производства в отрасли и рыночную цену; верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции). В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение - доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40%. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000.Стабильность равновесия на дуополистическом рынке достигается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержках (т.е. достигается конкурентное равновесие). В условиях дуополии фирмы конкурируют, понижая цену и увеличивая объём выпуска.

Олигополию можно квалифицировать и по другим признакам. Например, экономисты П. Самуэльсон и В. Нордхаус разделили олигополию на 3 вида в зависимости от степени контроля над ценой.

1) Тайная олигополия. Возникает, когда олигополисты сговариваются. Рыночная цена в условиях тайной  олигополии соответствует ситуации  одного монополиста.

2) Доминировавшая олигополия - одна из фирм - олигополистов контролирует 60-80% отраслевого рынка. В этом случае остальные фирмы ориентируются на цену, установленную компанией - лидером.

3) Монополистическая конкуренция. В этом случае на рынке существует  много продавцов и покупателей, вход и выход фирм из отраслей свободные, фирмы выпускают дифференцируемую продукцию. В этом случае фирмы не могут влиять на цену друг друга, и контроль каждой фирмы над ценами на рынке очень слабый.

Важной особенностью олигополии является также взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента.

В олигополии используют также новый способ борьбы за покупательский спрос − неценовую конкуренцию. В этом случае борьба идёт на основе технического превосходства, высокого качества и надёжности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приёмов.

Неценовая конкуренция меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи цен и стоимости. Если на рынке господствует цена, установленная олигополией, то цена не может совершать прежнее движение вокруг стоимости товара. Величина стоимости изменяется в соответствии с уровнем зафиксированной цены продуктов, в зависимости от остроты конкуренции увеличиваются или снижаются расходы олигополий на качество товара, содержание сети обслуживания, рекламу и другое. Затраты на изготовление и сбыт продукции олигополий меняются быстрее и оказываются более гибкими, чем рыночная цена.

 

 

Олигополистическая конкуренция может вызвать сговор, в целях которого - повышение цены продукции и ограничение выпуска, как в монополии. Если в этом сговоре существует официальное соглашение, то это будет называться - картель.

Часто, фирмы устраивают сговор с целью стабилизировать неустойчивый рынок, или чтобы "уменьшить рискованность инвестиций, присущих для этого рынка". В большинстве стран существуют законные ограничения на подобные сговоры. Официальное соглашение не обязательно для сговора (хотя, для того, чтобы этот сговор был нелегальным, между фирмами должны быть тесные связи) - для примера, в некоторых отраслях, может существовать определенный рыночный лидер, который неофициально устанавливает цену, и другие участники рынка ей следуют. Такая ситуация называется ценовым лидерством.

В других случаях, конкуренция среди продавцов в олигополии может быть очень активной, вызывая низкие цены и высокий выпуск. Это может привести рынок к состоянию, похожему на совершенную конкуренцию.

На рынке в условиях олигополии возможно доминирование отдельных фирм. Одна сильная фирма может полагать, что другие фирмы не будут пытаться изменить цену, которую она установила.

Слабые фирмы принимают цену сильной фирмы, как заданную.

Другая ситуация может возникнуть в олигополии, когда фирмы намеренно занижают свои цены, снижая тем самым свои прибыли. Дело в том, что новые фирмы при входе в отрасль несут большие издержки, чем фирмы, давно работающие на нем. Такое поведение называется ценообразованием, ограничивающим вход в отрасль. Это есть вид естественной олигополии. Утвердилось мнение, что отрасли, в которых существует естественная   олигополия, включают в себя нефтепереработку, выплавку металлов и производство пива.

Различают олигополию первого вида и олигополию второго вида.

- Чистая олигополия - фирмы  предлагают однородные продукты. Цена на рынке единая.

- Дифференцированная по  типу продукта олигополия. Производство разнообразной продукции одного функционального назначения. Цена распределяется между ценовыми кластерами – группами товаров и соответствующими группами цен на однотипные, но не однородные товары.

Олигополия первого вида, или чистая олигополия, наблюдается в отраслях с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий. Примером чистой олигополии могут служить нефтедобывающие предприятия.

Олигополия второго вида, или дифференцированная олигополия, наблюдается, когда несколько продавцов продают дифференцированную продукцию. Такая ситуация наблюдается, например, в автомобильной промышленности. Конкуренция в олигополии может быть выше, если в отрасли существует достаточно большое количество фирм, или, к примеру, эти фирмы привязаны регионально и не конкурируют между собой напрямую.

Следует отметить, что на каком бы уровне ни рассматривалась олигополия, не следует забывать о двух важных моментах: межотраслевой конкуренции и импорте продукции. Сила олигополии уменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно одинаковыми с продукцией олигополистов потребительскими свойствами (например, газ и электроэнергия как источник тепла, медь и алюминий как сырье для изготовления электропроводов).

Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей. Оба эти фактора могут способствовать формированию более конкурентоспособных структур по сравнению с чисто-отраслевыми рыночными структурами.

 

1.2 Характерные признаки олигополии

 

Как уже было сказано ранее, олигополия отражает такую рыночную ситуацию, при которой несколько крупных фирм доминируют в отрасли. Каждая из них способна оказать влияние на рыночную цену, а вхождение новых производителей в отрасль ограничено.

Первая характерная черта олигополии - немногочисленность. Чем выше уровень концентрации, тем большая доля производства приходится на небольшое число фирм-лидеров. Рынок в этом случае приближается к монополии.

Самый распространенный способ измерения степени концентрации производства состоит в определении доли четырех ведущих фирм в общем объеме производства или продаж продукции данной отрасли.

Типично олигополистическим является автомобильный рынок. В России 4 автомобильных завода производят подавляющую часть автомобилей; в США - 3 фирмы.

Олигополистическая ситуация может возникнуть в отраслях производящих как стандартизированный (сталь, алюминий), так и дифференцированный (автомобили, сигареты) продукты.

Вторая черта - высокие барьеры для вхождения в отрасль.

Они связаны с эффектом масштаба, наличием патентов на технические открытия, монопольным контролем над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу и т.д.

Третья черта - всеобщая взаимозависимость.

Небольшое число фирм в составе олигополии вынуждает их при формировании экономической политики учитывать реакцию со стороны конкурентов.

Необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска называется олигополистической взаимосвязью.

Взаимосвязь проявляется в разных формах поведения олигополистов - от ценовой войны до сговора.

Олигополия является одним из наиболее интересных и наименее предсказуемых видов монополистической конкуренции на рынке промышленной продукции. Особенности олигополистического рынка формируются под влиянием его структуры, где присутствует небольшое число фирм-участников отрасли. Олигополия на рынке может существовать как со стороны производителей (продавцов), так и со стороны покупателей. В то же время, подход к изучению олигополии с точки зрения промышленной фирмы-производителя является наиболее продуктивным и дает исчерпывающее описание данного типа рынка.

Информация о работе Рынок олигополии, его характеристики и модели функционирования в экономике РФ