Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 03:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг, его роли в экономике. Эта является довольно актуальной на сегодняшний день, потому что развитой рыночной экономике ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд предприятий и государства. В переходной экономике, в частности в Беларуси, такая функция ценных бумаг складывается не сразу. При высокой инфляции, свойственной начальным этапам перехода к рынку, доходы на ценные бумаги не компенсируют инфляционных потерь. Деньги инвесторов охотнее вкладываются в операции с иностранной валютой.
Введение …………………………………………………………………………...3
1Содержание и структура рынка ценных бумаг ………………………………..4
2.Ценообразование и доходы на рынке ценных бумаг………………………..18
3. Особенности формирования РЦБ в странах с трансформационной экономикой………………………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………..39
Список использованной литературы……
В целом особенности состояния экономики и определяют уровень развития рынка ГЦБ в каждой отдельной стране.
В Чехии по сравнению с другими странами Центральной и Восточной Европы проблемы бюджетного дефицитами государственного долга не так остро. ГЦБ выпускаются в основном в целях регулирования денежного рынка, рекапитализации банков и переоформления части долгов ряда дарственных предприятий. Рынок государственных облигаций относит невелик. Спрос на них постоянно выше предложения, причем имеет место спрос со стороны иностранных покупателей. Облигации размещаются посредством аукционов и свободно обращаются на фондовых биржах.
В Польше выпускается несколько видов государственных облигаций. Казначейские облигации эмитируются сроком на 1 год и на 3 года, причем последнем случае процентная ставка привязывается к ставке по 3-месячм казначейским векселям США и они доступны иностранным инвесторам. Процентная ставка по облигациям на 1 год привязана к уровню инфляции и превышает его на 5 процентных пунктов. Казначейские облигации обращай как на бирже, так и на внебиржевом рынке. В то же время государственный долг в Польше достигает около 65 % годового ВНП, а расходы по его обслуживанию считаются очень высокими
Значительное развитие получил рынок государственных ценных бумаг в Литве. Доля ГЦБ в обороте Национальной фондовой биржи Литвы в отдельные периоды превышает 60 %. В то же время биржевой рынок этих бумаг нестабилен. Основными покупателями облигаций на аукционах остаются коммерческие банки (40 %). Значительную долю покупателей составляют страховые и иные финансовые компании. В структуре литовского внутреннего долга преобладают краткосрочные (трехмесячные и шестимесячные) облигации. Устойчивый характер носит размещение еврооблигаций. Цитируемые еврооблигации выпускаются в долларах, планируется их выпуск немецких марках и японских йенах.
Рынок ценных бумаг Беларуси относится к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. К таковым относятся рынки стран, где интенсивное развитие механизмов фондового рынка началось по существу с 90-х годов XX столетия и которые осуществляют переход к современным моделям экономического развития с целью ликвидации разрыва между ними и высокоразвитыми странами. Государства, формирующие современную инфраструктуру рыночной экономики, в том числе и создание фондового рынка, как правило, стоят перед выбором модели фондового рынка. Различают две основные модели рынка ценных бумаг: североамериканскую (рыночную, спекулятивную) и европейскую (банковскую). В качестве характерного примера действия этих моделей называют соответственно США и Германию. К важнейшим характеристикам североамериканской модели относятся: высокая доля акционерного капитала на рынке ценных бумаг; доминирующая роль инвестиционных фондов и других коллективных инвесторов; большой удельный вес коммерческих бумаг; финансирование дефицита бюджета только путем выпуска Ценных бумаг; низкая доля прямого банковского кредита (25 — 30 %) в финансировании экономики страны; низкая доля участия банков в уставных фондах промышленного сектора экономики; преобладание на рынке ценных бумаг небанковских инвестиционных институтов, тенденция к снижению доли банков в финансовых активах.
К основным характеристикам европейской модели относятся: низкая доля акционерного капитала, высокая доля финансирования за счет выпуска облигационных займов (соотношение облигаций и акций — 10 : 1); низкая доля инвестиционных фондов; малый удельный вес коммерческих бумаг; традиция прямого кредитования на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг; высокая доля прямого банковского кредита (50 — 60 %) в финансировании экономики страны, относительно высокая доля участия банков в уставных фондах промышленных компаний, формирование различных видов объединений банков и предприятий; на рынке ценных бумаг преобладание влияния банков.
В Беларуси, как впрочем и в странах Центральной и Восточной Европы, складывается смешанная модель фондового рынка, в которой присутствуют черты как североамериканской, так и европейской моделей. В качестве основных ее характеристик можно назвать значительную роль государства в процессе создания фондового рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высокую долю ценных бумаг банков и финансовых инструментов на финансовом и фондовом рынках государства.
К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база фондового рынка. К числу основных законов, в той или иной степени определяющих виды ценных бумаг на рынке Беларуси, положение и взаимоотношения участников рынка ценных бумаг, получение доходов от владения и распоряжения ценными бумагами, порядок их выпуска и обращения и т.д., относятся:
• Гражданский кодекс Республики Беларусь;
• Законы Республики Беларусь:
<<О ценных бумагах и фондовых биржах»;
«Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью»;
«О Национальном банке Республики Беларусь»;
«О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь»;
«Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» ;
«О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»;
«О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь»;
• Законодательные акты Республики Беларусь по проблемам рынка ценных бумаг, которые регламентируются указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Государственного комитета по ценным бумагам Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Мингосимущества Республики Беларусь и других министерств и ведомств, имеющих право регламентировать деятельность рынка ценных бумаг или быть его участниками.
Беларусь характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг. К числу основных государственных органов, определяющих правила деятельности на рынке ценных бумаг, относятся:
• Президент, Национальное собрание, Совет Министров, которые формируют фондовый рынок на основе принятия соответствующих законов и нормативно-правовых актов, разрабатывают стратегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием. При Правительстве Республики Беларусь создан Совет по ценным бумагам, куда вошли представители Министерства финансов, Национального банка, Мингосимущества, других заинтересованных министерств и ведомств, который координирует деятельность этих органов;
• Национальный банк и Министерство финансов Республики Беларусь, выполняющие две функции. Первая функция — это собственно регулирование фондового рынка посредством издания законодательных актов. Вторая — непосредственное участие на рынке ценных бумаг. Национальный банк является агентом правительства по размещению государственных займов, организатором вторичного рынка государственных ценных бумаг и одновременно финансовым посредником на нем по поручению правительства, выпускает собственные ценные бумаги, выполняет функции депозитария, осуществляет платежи, связанные с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг. Министерство финансов участвует на рынке ценных бумаг в качестве представителя эмитента (государства) для организации выпусков государственных ценных бумаг;
• Государственный комитет по ценным бумагам Республики Беларусь.
• Министерство экономики, Государственный налоговый комитет, Государственный таможенный комитет, издающие законодательно-нормативные акты, касающиеся функционирования фондового рынка.
В республике создана и инфраструктура рынка ценных бумаг. К ее элементам прежде всего относятся биржи и депозитарием системА. 20 июля 1998 г. образовалось открытое акционерное общество — единая Белорусская валютно-фондовая биржа. Оно наделено правом торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами (за исключением ИПЧ «Имущество»). На этой бирже активно проводятся торги государственными ценными бумагами и иностранными валютами.
В республике создана единая двухуровневая депозитарная система, в состав которой входят государственное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» и депозитарии-корреспонденты. Учет прав собственности осуществляется с использованием депозитарных технологий вместо принятых ранее записей в реестр акционеров, что помимо сохранности ценных бумаг обеспечивает надежность, скорость и простоту оформления сделок с ценными бумагами. Появилась возможность оперативного анализа состояния фондового рынка и эффективного контроля за соблюдением законодательства при заключении сделок. Особое место в депозитарной системе принадлежит Центральному депозитарию Национального банка Республики Беларусь, который осуществляет функцию депозитария по государственным ценным бумагам.
Специфический элемент инфраструктуры рынка ценных бумаг — его профессиональные участники, благодаря деятельности которых осуществляется обращение ценных бумаг. В соответствии с законодательством Беларуси с ценными бумагами могут осуществляться следующие виды деятельности:
• посредническая;
• коммерческая;
• деятельность инвестиционного фонда;
• деятельность депозитария;
• доверительная (трастовая) деятельность;
• деятельность специализированного регистратора (независимого реестродержателя);
• прочие виды деятельности.
Рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следующих основных сегментов:
• корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций);
• государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО);
• муниципальных ценных бумаг (жилищных облигационных займов),
• ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов);
• именных приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество».
Корпоративные ценные бумаги представлены преимущественно акциями предприятий и банков. Акционированные предприятия практически не выпускают облигации. Стоимость акций банков корректируется за счет их индексации в зависимости от темпов инфляции в экономике республики. Вторичного рынка акций, то есть свободной купли-продажи ранее размещенных ценных бумаг, практически нет, поскольку объем биржевых сделок с корпоративными ценными бумагами очень незначителен. Сделки с акциями преимущественно осуществляются по прямым договорам между эмитентами и инвесторами. Вследствие названных причин ликвидность рынка корпоративных ценных бумаг чрезвычайно мала.
Более развитым сегментом рынка ценных бумаг является рынок государственных ценных бумаг.
Участниками рынка государственных ценных бумаг в Беларуси являются:
1. Министерство финансов — эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь. Этот орган выпускает ценные бумаги и несет от своего имени обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг.
2. Национальный банк Республики Беларусь — экономический советник и финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг.
3. Инвесторы — профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе иностранные, владеющие облигациями обладающие избытком финансовых средств, инвестируемыми в ценные бумаги Правительства.
В настоящее время структура рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь представлена следующим образец
• государственные краткосрочные облигации (ГКО);
• долгосрочные государственные облигации (ДГО);
• государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО).
Выпускаются и ценные бумаги Национального банка Республики Беларусь, которые по своей экономической сути близки к государственным ценным бумагам.
Выпуск государственных краткосрочных облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных среде юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета.
ГКО выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь и размещаются среди инвесторов на добровольной основе.
ГКО являются дисконтными ценными бумагами. Их продажа может осуществляться по стоимости ниже номинальной по предлагаемым на аукционе ценам, но не ниже цен, установленных Министерством финансов в день проведения аукциона с учетом предложений Национального банка. Инвесторы получают доход по этим ценным бумагам в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций.
Допускается продажа облигаций по среднесложившимся на аукционе ценам, но в этом случае заявленные количества приобретаемых облигаций могут быть ограничены по каждому выпуску. Национальный банк осуществляет расчеты с первичными инвесторами по погашению облигаций после поступления средств от Министерства финансов. В такой же срок после поступления средств от Национального банка первичные инвесторы обязаны рассчитаться с другими инвесторами за погашенные облигации. Погашение облигаций происходит в безналичной форме путем перечисления их номинальной стоимости первичным инвесторам в соответствии с количеством приобретенных на закрытом аукционе облигаций.
В процессе выпуска ГКО рассчитываются доходность и цены ГКО Республики Беларусь на первичном рынке ценных бумаг. Этим занимается Министерство финансов, которое в день проведения аукциона, учитывая рекомендации Национального банка и предлагаемые на аукционе цены, устанавливает минимальную и средневзвешенную цены продажи облигаций.
ДГО выпускаются в целях снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам, в связи с этим порядок их размещения совершенно отличается от ГКО. По законодательству первичными держателями ДГО являются юридические лица Республики Беларусь, определяемые в установленном порядке Министерством финансов по согласованию с отраслевыми министерствами или другими центральными органами управления. Эти юридические лица должны иметь специальные счета, на которые зачисляется определенное количество ДГО.