Рынок ценных бумаг и особенности его формирования в странах с трансформационной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 03:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг, его роли в экономике. Эта является довольно актуальной на сегодняшний день, потому что развитой рыночной экономике ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд предприятий и государства. В переходной экономике, в частности в Беларуси, такая функция ценных бумаг складывается не сразу. При высокой инфляции, свойственной начальным этапам перехода к рынку, доходы на ценные бумаги не компенсируют инфляционных потерь. Деньги инвесторов охотнее вкладываются в операции с иностранной валютой.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………...3
1Содержание и структура рынка ценных бумаг ………………………………..4
2.Ценообразование и доходы на рынке ценных бумаг………………………..18
3. Особенности формирования РЦБ в странах с трансформационной экономикой………………………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………..39
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

Рынок ценных бумаг и особенности его формирования в странах с трансформационной экономикой.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

В целом особенности состояния экономики и определяют уровень развития рынка ГЦБ в каждой отдельной стране.

В Чехии по сравнению с другими странами Центральной и Восточной Европы проблемы бюджетного дефицитами государственного долга не так остро. ГЦБ выпускаются в основном в целях регулирования денежного рынка, рекапитализации банков и переоформления части долгов ряда дарственных предприятий. Рынок государственных облигаций относит невелик. Спрос на них постоянно выше предложения, причем имеет место спрос со стороны иностранных покупателей. Облигации размещаются посредством аукционов и свободно обращаются на фондовых биржах.

В Польше выпускается несколько видов государственных облигаций. Казначейские облигации эмитируются сроком на 1 год и на 3 года, причем последнем случае процентная ставка привязывается к ставке по 3-месячм казначейским векселям США и они доступны иностранным инвесторам. Процентная ставка по облигациям на 1 год привязана к уровню инфляции и превышает его на 5 процентных пунктов. Казначейские облигации обращай как на бирже, так и на внебиржевом рынке. В то же время государственный долг в Польше достигает около 65 % годового ВНП, а расходы по его обслуживанию считаются очень высокими

Значительное развитие получил рынок государственных ценных бумаг в Литве. Доля ГЦБ в обороте Национальной фондовой биржи Литвы в отдельные периоды превышает 60 %. В то же время биржевой рынок этих бумаг нестабилен. Основными покупателями облигаций на аукционах остаются коммерческие банки (40 %). Значительную долю покупателей составляют страховые и иные финансовые компании. В структуре литовского внутреннего долга преобладают краткосрочные (трехмесячные и шестимесячные) облигации. Устойчивый характер носит размещение еврооблигаций. Цитируемые еврооблигации выпускаются в долларах, планируется их выпуск немецких марках и японских йенах.

Рынок ценных бумаг Беларуси относится к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. К таковым относятся рынки стран, где интенсивное развитие механизмов фондового рынка началось по существу с 90-х годов XX столетия и которые осуществляют переход к современным моделям экономического развития с целью ликвидации разрыва между ними и высокораз­витыми странами. Государства, формирующие современную инфраструктуру ры­ночной экономики, в том числе и создание фондового рынка, как правило, стоят перед выбором модели фондового рынка. Различают две основные модели рынка ценных бумаг: североамериканскую (рыночную, спекулятивную) и европейскую (банковскую). В ка­честве характерного примера действия этих моделей называют соот­ветственно США и Германию. К важнейшим характеристикам североамериканской модели относятся: высокая доля акционерного капитала на рынке ценных бумаг; доминирующая роль инвестиционных фондов и других коллективных инвесторов; большой удельный вес коммерческих бумаг; финансирование дефицита бюджета только путем выпуска Ценных бумаг; низкая доля прямого банковского кредита (25 — 30 %) в финансировании экономики страны; низкая доля участия банков в уставных фондах промышленного сектора эко­номики; преобладание на рынке ценных бумаг небанковских ин­вестиционных институтов, тенденция к снижению доли банков в финансовых активах.

К основным характеристикам европейской модели относятся: низкая доля акционерного капитала, высокая доля финансирова­ния за счет выпуска облигационных займов (соотношение облига­ций и акций — 10 : 1); низкая доля инвестиционных фондов; ма­лый удельный вес коммерческих бумаг; традиция прямого креди­тования на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском госу­дарством ценных бумаг; высокая доля прямого банковского кре­дита (50 — 60 %) в финансировании экономики страны, относи­тельно высокая доля участия банков в уставных фондах промыш­ленных компаний, формирование различных видов объединений банков и предприятий; на рынке ценных бумаг преобладание вли­яния банков.

В Беларуси, как впрочем и в странах Центральной и Восточной Европы, складывается смешанная модель фондового рынка, в кото­рой присутствуют черты как североамериканской, так и европей­ской моделей. В качестве основных ее характеристик можно наз­вать значительную роль государства в процессе создания фондово­го рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета на­ряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высо­кую долю ценных бумаг банков и финансовых инструментов на фи­нансовом и фондовом рынках государства.

К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-пра­вовая база фондового рынка. К числу основных законов, в той или иной степени определяющих виды ценных бумаг на рынке Белару­си, положение и взаимоотношения участников рынка ценных бу­маг, получение доходов от владения и распоряжения ценными бу­магами, порядок их выпуска и обращения и т.д., относятся:

• Гражданский кодекс Республики Беларусь;

• Законы Республики Беларусь:

<<О ценных бумагах и фондовых биржах»;

«Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответ­ственностью и обществах с дополнительной ответственностью»;

«О Национальном банке Республики Беларусь»;

«О банках и банковской деятельности в Республике Бела­русь»;

«Об именных приватизационных чеках Республики Бела­русь» ;

«О разгосударствлении и приватизации государственной соб­ственности в Республике Беларусь»;

«О депозитарной деятельности и центральном депозитарии цен­ных бумаг в Республике Беларусь»;

• Законодательные акты Республики Беларусь по проблемам рынка ценных бумаг, которые регламентируются указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Государственного комитета по ценным бума­гам Республики Беларусь, Национального банка Республики Бела­русь, Министерства финансов Республики Беларусь, Мингосиму­щества Республики Беларусь и других министерств и ведомств, имеющих право регламентировать деятельность рынка ценных бу­маг или быть его участниками.

Беларусь характеризуется довольно обширной системой госу­дарственного регулирования рынка ценных бумаг. К числу основ­ных государственных органов, определяющих правила деятельнос­ти на рынке ценных бумаг, относятся:

• Президент, Национальное собрание, Совет Министров, кото­рые формируют фондовый рынок на основе принятия соответству­ющих законов и нормативно-правовых актов, разрабатывают стра­тегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием. При Правительстве Республики Бела­русь создан Совет по ценным бумагам, куда вошли представители Министерства финансов, Национального банка, Мингосимущес­тва, других заинтересованных министерств и ведомств, который ко­ординирует деятельность этих органов;

• Национальный банк и Министерство финансов Республики Беларусь, выполняющие две функции. Первая функция — это соб­ственно регулирование фондового рынка посредством издания за­конодательных актов. Вторая — непосредственное участие на рын­ке ценных бумаг. Национальный банк является агентом прави­тельства по размещению государственных займов, организатором вторичного рынка государственных ценных бумаг и одновременно финансовым посредником на нем по поручению правительства, вы­пускает собственные ценные бумаги, выполняет функции депозита­рия, осуществляет платежи, связанные с обслуживанием внутрен­него государственного долга в форме ценных бумаг. Министерство финансов участвует на рынке ценных бумаг в качестве представите­ля эмитента (государства) для организации выпусков государствен­ных ценных бумаг;

• Государственный комитет по ценным бумагам Республики Бе­ларусь.

• Министерство экономики, Государственный налоговый коми­тет, Государственный таможенный комитет, издающие законода­тельно-нормативные акты, касающиеся функционирования фондо­вого рынка.

В республике создана и инфраструктура рынка ценных бумаг. К ее элементам прежде всего относятся биржи и депозитарием систе­мА. 20 июля 1998 г.  образовалось открытое акционерное общество — единая Белорусская валютно-фондовая биржа. Оно наделено правом торговли финансо­выми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бума­гами (за исключением ИПЧ «Имущество»). На этой бирже активно проводятся торги государственными ценными бумагами и иностран­ными валютами.

В республике создана единая двухуровневая депозитарная сис­тема, в состав которой входят государственное предприятие «Рес­публиканский центральный депозитарий ценных бумаг» и депози­тарии-корреспонденты. Учет прав соб­ственности осуществляется с использованием депозитарных техно­логий вместо принятых ранее записей в реестр акционеров, что по­мимо сохранности ценных бумаг обеспечивает надежность, ско­рость и простоту оформления сделок с ценными бумагами. Появи­лась возможность оперативного анализа состояния фондового рын­ка и эффективного контроля за соблюдением законодательства при заключении сделок. Особое место в депозитарной системе принад­лежит Центральному депозитарию Национального банка Республи­ки Беларусь, который осуществляет функцию депозитария по госу­дарственным ценным бумагам.

Специфический элемент инфраструктуры рынка ценных бу­маг — его профессиональные участники, благодаря деятельности которых осуществляется обращение ценных бумаг. В соответствии с законодательством Беларуси с ценными бумагами могут осущес­твляться следующие виды деятельности:

• посредническая;

• коммерческая;

• деятельность инвестиционного фонда;

• деятельность депозитария;

• доверительная (трастовая) деятельность;

• деятельность специализированного регистратора (независимо­го реестродержателя);

• прочие виды деятельности.

Рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следую­щих основных сегментов:

• корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций);

• государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО);

• муниципальных ценных бумаг (жилищных облигационных займов),

• ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов);

• именных приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество».

Корпоративные ценные бумаги представлены преимущес­твенно акциями предприятий и банков. Акционированные предпри­ятия практически не выпускают облигации. Стоимость акций банков корректируется за счет их индексации в зависимости от темпов инфляции в эконо­мике республики. Вторичного рынка акций, то есть свободной куп­ли-продажи ранее размещенных ценных бумаг, практически нет, поскольку объем биржевых сделок с корпоративными ценными бу­магами очень незначителен. Сделки с акциями преимущественно осуществляются по прямым договорам между эмитентами и инвес­торами. Вследствие названных причин ликвидность рынка корпо­ративных ценных бумаг чрезвычайно мала.

Более развитым сегментом рынка ценных бумаг является рынок государственных ценных бумаг.

Участниками рынка государственных ценных бумаг в Беларуси являются:

1. Министерство финансов — эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь. Этот орган выпускает ценные бумаги и несет от своего имени обязательства по ним перед владель­цами ценных бумаг.

2. Национальный банк Республики Беларусь — экономический советник и финансовый агент Правительства по размещению, обслу­живанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг.

3. Инвесторы — профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе иностранные, владеющие облигациями обладающие избытком финансовых средств, инвестируемыми в ценные бумаги Правительства.

В настоящее время структура рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь представлена следующим образец

• государственные краткосрочные облигации (ГКО);

• долгосрочные государственные облигации (ДГО);

• государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО).

Выпускаются и ценные бумаги Национального банка Республики Беларусь, которые по своей экономической сути близки к государственным ценным бумагам.

Выпуск государственных краткосрочных облигаций  осуществляется с целью привлечения временно свободных среде юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета.

ГКО выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь и размещаются среди инвесторов на добровольной основе.

ГКО являются дисконтными ценными бумагами. Их продажа может осуществляться по стоимости ниже номинальной по предла­гаемым на аукционе ценам, но не ниже цен, установленных Минис­терством финансов в день проведения аукциона с учетом предложе­ний Национального банка. Инвесторы получают доход по этим цен­ным бумагам в виде разницы между ценами реализации (погаше­ния) и ценами приобретения облигаций.

Допускается продажа облигаций по среднесложившимся на аук­ционе ценам, но в этом случае заявленные количества приобретае­мых облигаций могут быть ограничены по каждому выпуску. Нацио­нальный банк осуществляет расчеты с первичными инвесторами по погашению облигаций после поступления средств от Министерства финансов. В такой же срок после поступления средств от Нацио­нального банка первичные инвесторы обязаны рассчитаться с дру­гими инвесторами за погашенные облигации. Погашение облигаций происходит в безналичной форме путем перечисления их номиналь­ной стоимости первичным инвесторам в соответствии с количеством приобретенных на закрытом аукционе облигаций.

В процессе выпуска ГКО рассчитываются доходность и цены ГКО Республики Беларусь на первичном рынке ценных бумаг. Этим занимается Министерство финансов, которое в день проведе­ния аукциона, учитывая рекомендации Национального банка и предлагаемые на аукционе цены, устанавливает минимальную и средневзвешенную цены продажи облигаций.

ДГО выпускаются в целях снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам, в связи с этим порядок их размещения совершенно отличается от ГКО. По законодательству первичными держателями ДГО являются юридические лица Республики Беларусь, определяемые в установленном порядке Министерством финансов по согласованию с отраслевыми министерствами или другими центральными органами управления. Эти юридические лица должны иметь специальные счета, на которые зачисляется определенное количество ДГО.

Информация о работе Рынок ценных бумаг и особенности его формирования в странах с трансформационной экономикой