Особенности вторичного рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:51, курс лекций

Краткое описание

Цель лекции: дать общую характеристику вторичного рынка ценных бумаг, определиться с формами размещения ценных бумаг.

Файлы: 1 файл

Втор.рынокЦ.Б..doc

— 116.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                  ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ

                                             Кафедра гражданско-правовых дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

гражданско-правовых дисциплин

СБ. Цветков

"      " мая 2007 г.

 

           ОСОБЕННОСТИ ВТОРИЧНОГО РЫНКА ЦЕННЫХ    БУМАГ

 

 

 

 

                                                 

 

  Л е к ц и я по правовому регулированию рынка ценных бумаг

подготовлена доцентом кафедры кандидатом юридических наук,

Бутенко А.А.

 

Рецензенты:

ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института современного права Волгоградской академии государственной службы, доктор юридических наук А. П. Анисимов; начальник кафедры уголовного процесса Волгоградской академии МВД России кандидат юридических наук, до­цент В. Г. Глебов

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин 16 мая 2007 г., протокол № 10

                                                 

Волгоград - 2007

 

ОСОБЕННОСТИ ВТОРИЧНОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Цель лекции: дать общую характеристику вторичного рынка ценных бумаг, определиться с формами размещения ценных бумаг.

План лекции

         Вопросы:

1.          Цель, задачи и особенности вторичного рынка.

2.          Общая характеристика вторичного рынка.

3.          Законодательные основы организации деятельности вторичного рынка.

4.          Проблемы развития вторичного рынка ценных бумаг в России.

5.          Траст и клиринг как перспективные операции вторичного рынка.

                

                 Вопрос 1. Цель, задачи и особенности вторичного рынка

Вторичный рынок ценных бумаг — это наиболее активная часть фондового рынка, где осуществляется большинство операций с ценны­ми бумагами за исключением первичной эмиссии и первичного разме­щения. Цель вторичного рынка — обеспечить реальные условия для покупки, продажи и проведения других операций с ценными бу­магами после их первичного размещения. Задачами развития вто­ричного рынка ценных бумаг в России являются:

•                 повышение финансовой активности хозяйствующих субъек­тов и физических лиц;

•                 развитие новых форм финансовой практики;

•                 совершенствование нормативно-правовой базы;

•                 развитие инфраструктуры рынка;

•                 соблюдение принятых правил и стандартов;

К особенностям российского вторичного рынка относятся:

• специфика становления рынка ценных бумаг;

•                  неравноценность ценных бумаг, обращающихся на вторич­ном рынке по их инвестиционным возможностям, качеству и ха­рактеристикам;

•                  отсутствие устоявшихся канонов и единых правил поведения на рынке.

 

Долгое время фондовый рынок России существовал как бы от­дельно от реальной экономики. Ценные бумаги предприятий поку­пали, потому что считали их дешевыми. Но нельзя построить фон-

довый рынок на неработающих активах. Пять последних лет курс акций предприятий рос или падал чаще всего без всякой "оглядки" на изменения финансово-экономической ситуации. На рынке корпоративных ценных бумаг произошло четкое разделение. С од­ной стороны, в течение ряда лет остается стабильным список из нескольких десятков предприятий, акции которых обладают высо­кой ликвидностью и являются предметом активных фондовых опе­раций. С другой стороны, акции большинства предприятий активно не обращаются. В целом следует констатировать, что вторичный рынок ценных бумаг не выполняет своей главной задачи — пере­распределение капиталов в наиболее эффективные производства и привлечение инвестиций для развития предприятий.

    Вопрос 2. Общая характеристика вторичного рынка

Вторичный рынок ценных бумаг включает организованный и неорганизованный (внебиржевой) рынок. Основными участника­ми вторичного рынка являются государство, акционерные обще­ства, специалисты — профессионалы рынка ценных бумаг, инвес­тиционные фонды и компании, коммерческие банки, фондовые центры и магазины, прочие хозяйствующие субъекты и граждане.

К операциям организованного вторичного рынка относятся клас­сические биржевые операции, подробно уже рассмотренные. К операциям внебиржевого рынка относятся купля-продажа, хра­нение ценных бумаг, формирование портфеля ценных бумаг и уп­равление им, определение рыночной стоимости ценных бумаг, мар­кетинговые исследования, ценообразование, оценка инвестицион­ного риска. Внебиржевой оборот характеризуется меньшей органи­зованностью и меньшей зарегулированностью по сравнению с бир­жевым оборотом. Обращение ценных бумаг на вторичном рынке — это в основном их перепродажа. Большая часть сделок купли-про­дажи производится через посредников-брокеров, инвестиционных дилеров, трейдеров (представителей фирм в торговой зоне биржи) по рыночной цене (курсу).

Современная активизация вторичного рынка ценных бумаг, преж­де всего, связана с проведением дополнительных эмиссий как од­ним из способов привлечения инвестиционных ресурсов для разви­тия предприятий. Наряду с акциями для пополнения своих инвес­тиционных возможностей акционерные общества могут продавать выпущенные ими облигации, именуемые облигациями корпора­ций. По таким облигациям предприятие обязано выплачивать про­центы. Практика использования этого источника привлечения ин­вестиций характеризуется сложностью размещения облигаций в

периоды спада экономики. Выпуск облигаций доступен только круп­ным компаниям.

Среди большого количества операций на вторичном рынке цен­ных бумаг чисто спекулятивный характер имеют договоры об обрат­ной покупке (репо). Репо содержит сразу два противоположных обя­зательства для каждого из участников: обязательство продажи и обя­зательство покупки. Обратная покупка производится по цене, пре­вышающей первоначальную продажу. Ставкой репо является раз­ница между ценами, отражающая доходность этих операций, кото­рая выражается в процентах годовых. Одна сторона сделки получает в свое распоряжение необходимые денежные средства, а другая — покрывает временный недостаток в ценных бумагах. В качестве обес­печения возврата денег используются ценные бумаги. Договор репо часто рассматривают как кредиттюд залог. Сторона, первоначально продающая ценные бумаги, выступает в роли заемщика, а сторо­на, принимающая ценные бумаги, становится кредитором. Для за­емщика средств большое значение имеет подход к определению оценки предлагаемого им залога, т.е. вопрос оценки рыночной сто­имости ценных бумаг.

Эффективность договоров об обратной покупке обеспечивается точным выполнением участниками репо взятых на себя обязательств продажи ценных бумаг с их последующей покупкой. Точное выпол­нение обязательств возможно при включении в договорные отно­шения третьей стороны — посредника, который берет на себя обя­зательство своевременно перечислять денежные средства и постав­лять ценные бумаги. Третьей стороной может быть банк или дилер. Посредник получает вознаграждение в процентах от основной сум­мы репо, выплачиваемое заемщиком основных средств, и несет ответственность за надлежащее выполнение заключенного догово­ра. В результате трехстороннее репо становится менее рискованным.

Вторичный рынок выполняет две функции: 1) сводит друг с другом продавцов и покупателей (обеспечивает ликвидность цен­ных бумаг); 2) способствует выравниванию спроса и предложения. Объем сделок на вторичном рынке в индустриально развитых стра­нах существенно выше, чем на первичном. Например, в США он составляет примерно 60—70% общего объема операций с ценными бумагами. Российский вторичный рынок находится в стадии ста­новления. Особое место на вторичном рынке занимают регионы. Развитие региональных рынков ценных бумаг является одним из важных условий роста экономики многих областей.

По мнению экспертов, в настоящее время наиболее привлека­тельными для потенциальных инвесторов являются Тюменская, Самарская, Пермская, Саратовская области, а также Нижний Нов­город. Лидирующее место по темпам развития вторичного рынка

занимают Тюмень, Москва и Санкт-Петербург. Вместе с тем отно­сительная неразвитость вторичного рынка в большинстве регионов во многом объясняется недостаточной изученностью инвестици­онного потенциала и отсутствием необходимой информации о пер­спективных эмитентах и их инвестиционных проектах. Операциями на корпоративном рынке ценных бумаг регионов до недавнего вре­мени занимались в основном крупные инвестиционные компании, которые скупали акции наиболее перспективных местных предпри­ятий с целью их последующей перепродажи по более высоким це­нам. Такого рода операции не приводят к расширению рынка кор­поративных ценных бумаг.

Основу фондовых рынков в регионах в настоящее время состав­ляют ценные бумаги, выпускаемые местными органами власти. Уве­личивается количество субфедеральных облигаций, т.е. облигаций субъектов Федерации. Общий объем эмиссии этих облигаций в конце 1997 г. достиг более 30 трлн. руб. Число субъектов Федерации, выс­тупающих в качестве эмитентов, составляет более 60.

              Вопрос 3. Законодательные основы организации деятельности вторичного  рынка

Порядок выполнения операций с ценными бумагами на вто­ричном рынке регламентируется Инструкцией Министерства фи­нансов РФ "О правилах совершения и регистрации сделок с цен­ными бумагами" от 6 июля 1992 г.; Указом Президента РФ "Основ­ные положения депозитарного договора" от 7 октября 1992 г. (При­ложение № 4), Федеральными законами "О рынке ценных бумаг" и "Об акционерных обществах", Инструкцией Центрального бан­ка РФ "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредит­ными организациями на территории Российской Федерации" от 17 сентября 1996 г., "Положением об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций", утвержденным Приказом Центрального банка РФ от 15 июня 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями), и другими нор­мативно-правовыми актами. По российскому законодательству право объявлять цены покупателя и продавца по определенным бумагам имеют фондовые биржи, фондовые отделы товарных и валютных бирж, инвестиционные компании и банки.

При приобретении крупных пакетов акций должны соблюдать­ся определенные условия. До принятия Федерального закона "О рынке ценных бумаг" при приобретении юридическим лицом либо их группой более 15% акций какого-либо эмитента требова­лось в пятидневный срок после совершения сделки представить уве­домление в Министерство финансов. При приобретении одним ин-

вестором 35% и более акций одного эмитента или пакета, обеспе­чивающего более половины голосов акционеров, необходимо было предварительное согласие Государственного комитета по антимо­нопольной политике и поддержке новых экономических структур и Министерства финансов. Данное условие не распространялось на учреждаемые акционерные общества, если их уставный капитал не превышал 50 млн. руб.

В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бу­маг" информацию по операциям с ценными бумагами должны пред­ставлять в ФКЦБ России или уполномоченный ею государствен­ный орган:

• акционерные общества (эмитенты), представляющие еже­квартальные отчеты по ценным бумагам, которые составляются не позднее 30 дней после окончания квартала и содержат список вла­дельцев акций (акционеров), обладающих 20% и более уставного капитала эмитента, и сообщения о существенных событиях и дей­ствиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эми­тента, сведения о появлении в реестре эмитента лиц, владеющих более чем 25% эмиссионных ценных бумаг одного вида;

• владельцы ценных бумаг, представляющие уведомления в пятидневный срок после вступления во владение 20% или более эмиссионных ценных бумаг любого вида, а также изменения доли владения до уровня, кратного каждым пяти процентам свыше 20% данного вида ценных бумаг;

•              профессиональные участники рынка в случаях проведения в
течение одного квартала операций со 100% ценных бумаг эмитента
или разовой операции с 15% и более от общего количества ценных
бумаг одного вида.

На практике указанные ограничения далеко не всегда выполня­ются. В связи с этим в нормативно-правовых документах предусмат­ривается возможность признания совершаемых сделок недействи­тельными, хотя и отсутствует описание процедурных моментов это­го процесса.

Вопрос 4. Проблемы развития вторичного рынка ценных бумаг в России

Развитие вторичного рынка ценных бумаг в России сдерживает­ся прежде всего неразвитостью законодательной базы, недостаточ­но четко сформулированными правилами его функционирования. Действующие в настоящее время подзаконные акты зачастую не содержат необходимых норм, которые могли бы обеспечить реаль­ную защиту интересов инвесторов. Отсутствуют четкие критерии, которые бы позволили провести границу между ценными бумагами

и их имитацией, не предусмотрены санкции за нарушение правил поведения участников фондового рынка, нередко отсутствуют и сами правила.

Эффективно работающий рынок ценных бумаг предполагает возможность для каждого инвестора проводить куплю-продажу ак­ций любого эмитента, независимо от его местонахождения. Боль­шинство участников вторичного рынка ценных бумаг стали вла­дельцами акций в результате чековой приватизации. При желании продать акции они вынуждены самостоятельно (и не всегда успеш­но) искать покупателей и, как правило, не в состоянии реально определить цену акций. В настоящее время граждане не в полной мере могут реализовать свои права в части распоряжения приобре­тенными акциями. Из-за неразвитости инфраструктуры рынка прак­тически отсутствует возможность продажи акций мелкими инвес­торами. Нужно отметить, что существующие фондовые магазины производят покупку акций, как правило, по заказам, с целью фор­мирования крупных пакетов, т.е. в настоящее время вторичный рынок обслуживает интересы крупных инвесторов, стремящихся к перераспределению собственности.

Информация о работе Особенности вторичного рынка ценных бумаг