Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:51, курс лекций
Цель лекции: дать общую характеристику вторичного рынка ценных бумаг, определиться с формами размещения ценных бумаг.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры
гражданско-правовых дисциплин
СБ. Цветков
" " мая 2007 г.
ОСОБЕННОСТИ ВТОРИЧНОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Л е к ц и я по правовому регулированию рынка ценных бумаг
подготовлена доцентом кафедры кандидатом юридических наук,
Бутенко А.А.
Рецензенты:
ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института современного права Волгоградской академии государственной службы, доктор юридических наук А. П. Анисимов; начальник кафедры уголовного процесса Волгоградской академии МВД России кандидат юридических наук, доцент В. Г. Глебов
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин 16 мая 2007 г., протокол № 10
Волгоград - 2007
ОСОБЕННОСТИ ВТОРИЧНОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Цель лекции: дать общую характеристику вторичного рынка ценных бумаг, определиться с формами размещения ценных бумаг.
План лекции
Вопросы:
1. Цель, задачи и особенности вторичного рынка.
2. Общая характеристика вторичного рынка.
3. Законодательные основы организации деятельности вторичного рынка.
4. Проблемы развития вторичного рынка ценных бумаг в России.
5. Траст и клиринг как перспективные операции вторичного рынка.
Вопрос 1. Цель, задачи и особенности вторичного рынка
Вторичный рынок ценных бумаг — это наиболее активная часть фондового рынка, где осуществляется большинство операций с ценными бумагами за исключением первичной эмиссии и первичного размещения. Цель вторичного рынка — обеспечить реальные условия для покупки, продажи и проведения других операций с ценными бумагами после их первичного размещения. Задачами развития вторичного рынка ценных бумаг в России являются:
• повышение финансовой активности хозяйствующих субъектов и физических лиц;
• развитие новых форм финансовой практики;
• совершенствование нормативно-правовой базы;
• развитие инфраструктуры рынка;
• соблюдение принятых правил и стандартов;
К особенностям российского вторичного рынка относятся:
• специфика становления рынка ценных бумаг;
• неравноценность ценных бумаг, обращающихся на вторичном рынке по их инвестиционным возможностям, качеству и характеристикам;
• отсутствие устоявшихся канонов и единых правил поведения на рынке.
Долгое время фондовый рынок России существовал как бы отдельно от реальной экономики. Ценные бумаги предприятий покупали, потому что считали их дешевыми. Но нельзя построить фон-
довый рынок на неработающих активах. Пять последних лет курс акций предприятий рос или падал чаще всего без всякой "оглядки" на изменения финансово-экономической ситуации. На рынке корпоративных ценных бумаг произошло четкое разделение. С одной стороны, в течение ряда лет остается стабильным список из нескольких десятков предприятий, акции которых обладают высокой ликвидностью и являются предметом активных фондовых операций. С другой стороны, акции большинства предприятий активно не обращаются. В целом следует констатировать, что вторичный рынок ценных бумаг не выполняет своей главной задачи — перераспределение капиталов в наиболее эффективные производства и привлечение инвестиций для развития предприятий.
Вопрос 2. Общая характеристика вторичного рынка
Вторичный рынок ценных бумаг включает организованный и неорганизованный (внебиржевой) рынок. Основными участниками вторичного рынка являются государство, акционерные общества, специалисты — профессионалы рынка ценных бумаг, инвестиционные фонды и компании, коммерческие банки, фондовые центры и магазины, прочие хозяйствующие субъекты и граждане.
К операциям организованного вторичного рынка относятся классические биржевые операции, подробно уже рассмотренные. К операциям внебиржевого рынка относятся купля-продажа, хранение ценных бумаг, формирование портфеля ценных бумаг и управление им, определение рыночной стоимости ценных бумаг, маркетинговые исследования, ценообразование, оценка инвестиционного риска. Внебиржевой оборот характеризуется меньшей организованностью и меньшей зарегулированностью по сравнению с биржевым оборотом. Обращение ценных бумаг на вторичном рынке — это в основном их перепродажа. Большая часть сделок купли-продажи производится через посредников-брокеров, инвестиционных дилеров, трейдеров (представителей фирм в торговой зоне биржи) по рыночной цене (курсу).
Современная активизация вторичного рынка ценных бумаг, прежде всего, связана с проведением дополнительных эмиссий как одним из способов привлечения инвестиционных ресурсов для развития предприятий. Наряду с акциями для пополнения своих инвестиционных возможностей акционерные общества могут продавать выпущенные ими облигации, именуемые облигациями корпораций. По таким облигациям предприятие обязано выплачивать проценты. Практика использования этого источника привлечения инвестиций характеризуется сложностью размещения облигаций в
периоды спада экономики. Выпуск облигаций доступен только крупным компаниям.
Среди большого количества операций на вторичном рынке ценных бумаг чисто спекулятивный характер имеют договоры об обратной покупке (репо). Репо содержит сразу два противоположных обязательства для каждого из участников: обязательство продажи и обязательство покупки. Обратная покупка производится по цене, превышающей первоначальную продажу. Ставкой репо является разница между ценами, отражающая доходность этих операций, которая выражается в процентах годовых. Одна сторона сделки получает в свое распоряжение необходимые денежные средства, а другая — покрывает временный недостаток в ценных бумагах. В качестве обеспечения возврата денег используются ценные бумаги. Договор репо часто рассматривают как кредиттюд залог. Сторона, первоначально продающая ценные бумаги, выступает в роли заемщика, а сторона, принимающая ценные бумаги, становится кредитором. Для заемщика средств большое значение имеет подход к определению оценки предлагаемого им залога, т.е. вопрос оценки рыночной стоимости ценных бумаг.
Эффективность договоров об обратной покупке обеспечивается точным выполнением участниками репо взятых на себя обязательств продажи ценных бумаг с их последующей покупкой. Точное выполнение обязательств возможно при включении в договорные отношения третьей стороны — посредника, который берет на себя обязательство своевременно перечислять денежные средства и поставлять ценные бумаги. Третьей стороной может быть банк или дилер. Посредник получает вознаграждение в процентах от основной суммы репо, выплачиваемое заемщиком основных средств, и несет ответственность за надлежащее выполнение заключенного договора. В результате трехстороннее репо становится менее рискованным.
Вторичный рынок выполняет две функции: 1) сводит друг с другом продавцов и покупателей (обеспечивает ликвидность ценных бумаг); 2) способствует выравниванию спроса и предложения. Объем сделок на вторичном рынке в индустриально развитых странах существенно выше, чем на первичном. Например, в США он составляет примерно 60—70% общего объема операций с ценными бумагами. Российский вторичный рынок находится в стадии становления. Особое место на вторичном рынке занимают регионы. Развитие региональных рынков ценных бумаг является одним из важных условий роста экономики многих областей.
По мнению экспертов, в настоящее время наиболее привлекательными для потенциальных инвесторов являются Тюменская, Самарская, Пермская, Саратовская области, а также Нижний Новгород. Лидирующее место по темпам развития вторичного рынка
занимают Тюмень, Москва и Санкт-Петербург. Вместе с тем относительная неразвитость вторичного рынка в большинстве регионов во многом объясняется недостаточной изученностью инвестиционного потенциала и отсутствием необходимой информации о перспективных эмитентах и их инвестиционных проектах. Операциями на корпоративном рынке ценных бумаг регионов до недавнего времени занимались в основном крупные инвестиционные компании, которые скупали акции наиболее перспективных местных предприятий с целью их последующей перепродажи по более высоким ценам. Такого рода операции не приводят к расширению рынка корпоративных ценных бумаг.
Основу фондовых рынков в регионах в настоящее время составляют ценные бумаги, выпускаемые местными органами власти. Увеличивается количество субфедеральных облигаций, т.е. облигаций субъектов Федерации. Общий объем эмиссии этих облигаций в конце 1997 г. достиг более 30 трлн. руб. Число субъектов Федерации, выступающих в качестве эмитентов, составляет более 60.
Вопрос 3. Законодательные основы организации деятельности вторичного рынка
Порядок выполнения операций с ценными бумагами на вторичном рынке регламентируется Инструкцией Министерства финансов РФ "О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами" от 6 июля 1992 г.; Указом Президента РФ "Основные положения депозитарного договора" от 7 октября 1992 г. (Приложение № 4), Федеральными законами "О рынке ценных бумаг" и "Об акционерных обществах", Инструкцией Центрального банка РФ "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации" от 17 сентября 1996 г., "Положением об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций", утвержденным Приказом Центрального банка РФ от 15 июня 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями), и другими нормативно-правовыми актами. По российскому законодательству право объявлять цены покупателя и продавца по определенным бумагам имеют фондовые биржи, фондовые отделы товарных и валютных бирж, инвестиционные компании и банки.
При приобретении крупных пакетов акций должны соблюдаться определенные условия. До принятия Федерального закона "О рынке ценных бумаг" при приобретении юридическим лицом либо их группой более 15% акций какого-либо эмитента требовалось в пятидневный срок после совершения сделки представить уведомление в Министерство финансов. При приобретении одним ин-
вестором 35% и более акций одного эмитента или пакета, обеспечивающего более половины голосов акционеров, необходимо было предварительное согласие Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и Министерства финансов. Данное условие не распространялось на учреждаемые акционерные общества, если их уставный капитал не превышал 50 млн. руб.
В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" информацию по операциям с ценными бумагами должны представлять в ФКЦБ России или уполномоченный ею государственный орган:
• акционерные общества (эмитенты), представляющие ежеквартальные отчеты по ценным бумагам, которые составляются не позднее 30 дней после окончания квартала и содержат список владельцев акций (акционеров), обладающих 20% и более уставного капитала эмитента, и сообщения о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, сведения о появлении в реестре эмитента лиц, владеющих более чем 25% эмиссионных ценных бумаг одного вида;
• владельцы ценных бумаг, представляющие уведомления в пятидневный срок после вступления во владение 20% или более эмиссионных ценных бумаг любого вида, а также изменения доли владения до уровня, кратного каждым пяти процентам свыше 20% данного вида ценных бумаг;
• профессиональные участники рынка в случаях проведения в
течение одного квартала операций со 100% ценных бумаг эмитента
или разовой операции с 15% и более от общего количества ценных
бумаг одного вида.
На практике указанные ограничения далеко не всегда выполняются. В связи с этим в нормативно-правовых документах предусматривается возможность признания совершаемых сделок недействительными, хотя и отсутствует описание процедурных моментов этого процесса.
Вопрос 4. Проблемы развития вторичного рынка ценных бумаг в России
Развитие вторичного рынка ценных бумаг в России сдерживается прежде всего неразвитостью законодательной базы, недостаточно четко сформулированными правилами его функционирования. Действующие в настоящее время подзаконные акты зачастую не содержат необходимых норм, которые могли бы обеспечить реальную защиту интересов инвесторов. Отсутствуют четкие критерии, которые бы позволили провести границу между ценными бумагами
и их имитацией, не предусмотрены санкции за нарушение правил поведения участников фондового рынка, нередко отсутствуют и сами правила.
Эффективно работающий рынок ценных бумаг предполагает возможность для каждого инвестора проводить куплю-продажу акций любого эмитента, независимо от его местонахождения. Большинство участников вторичного рынка ценных бумаг стали владельцами акций в результате чековой приватизации. При желании продать акции они вынуждены самостоятельно (и не всегда успешно) искать покупателей и, как правило, не в состоянии реально определить цену акций. В настоящее время граждане не в полной мере могут реализовать свои права в части распоряжения приобретенными акциями. Из-за неразвитости инфраструктуры рынка практически отсутствует возможность продажи акций мелкими инвесторами. Нужно отметить, что существующие фондовые магазины производят покупку акций, как правило, по заказам, с целью формирования крупных пакетов, т.е. в настоящее время вторичный рынок обслуживает интересы крупных инвесторов, стремящихся к перераспределению собственности.
Информация о работе Особенности вторичного рынка ценных бумаг