Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 20:38, реферат
В условиях как никогда сильной глобализации и автоматизации экономики электроэнергия становится все более важным фактором экономического процветания. Надежное и доступное электроснабжение является необходимым условием конкурентности мировых рынков промышленной продукции и неотъемлемой частью повседневной жизни современного общества.
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1.Специфика электроэнергии как товара................................................5-6
Глава 2.Развитие рынка электроэнергии.........................................................7
2.1 Основные этапы развития рынка электроэнергии………………………….7-12
2.2 Недостатки и достоинства регулирования……………………………..….13-15
Глава 3.Регулирование оптового рынка электроэнергии и мощности…...….16-18
Глава 4.Организация мировых энергетических рынков и их регулировани..19-24
Глава 5.Розничные рынки электроэнергии........................................................25-27
Заключение.................................................................................................................28
Список литературы....................................................................................................29
Поэтому мероприятия по надзору за рынком имеют важное значение. Предотвращение злоупотреблений участниками рынка достигается через оперативную деятельность по контролю над поведением "генераторов";
через деятельность Наблюдательного совета;
через принятие и совершенствование правил рынка;
путем регулирования тарифов на передачу и платы за подключение к сети;
путем снижения концентрации поставщиков на рынке;
путем выдачи разрешения на слияние или приобретение компаний.
При создании Наблюдательного совета имеются два альтернативных варианта : формирование из участников рынка или независимый состав Наблюдательного совета.
Способствовать соблюдению правил конкуренции могут антимонопольные и другие уполномоченные организации. Обычно они накладывают ограничения на объемы рынка, контролируемые отдельными компаниями. Так, при организации рынка в Пи-Джей-Эм власти не требовали разделения компаний, однако, часть из них была выделена в отдельные дочерние предприятия. Несмотря на достаточно мягкий вариант реструктуризации, концентрация фирм уменьшилась, так как на некоторых предприятиях внешние акционеры получили значительную долю акций.
В Аргентине правилами рынка были наложены условия, чтобы ни один из "генераторов" не имел более 10% доли участия на рынке (они также не могут иметь в собственности сетевые предприятия). В Техасе правилами рынка предусмотрено, что ни одна генерирующая компания не может иметь более 20% генерирующих мощностей данного региона. В Испании в 2000г., антимонопольные органы не позволили компании Юнион Феноза - крупнейшему производителю приобрести одну из четырех вертикально-интегрированных компаний, чтобы не ослаблять конкуренцию на рынке.
Регулируют международные отношения в области энергетики также некоторые международные организации.
Международное энергетическое агентство (МЭА; англ. International Energy Agency, IEA) - автономный международный орган в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Широкую популярность имеют ежегодные общеэнергетические и отраслевые отчеты МЭА. Международное энергетическое агентство (МЭА) было создано в 1974 году после нефтяного кризиса 1973-1974 годов. Идея создания МЭА принадлежит США. МЭА является автономным органом в структуре Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В настоящее время членами МЭА, являются 26 стран-членов ОЭСР: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания и США . Главная цель МЭА была определена при создании организации в 1974 году - это создание системы коллективной энергетической безопасности. Основным принципом системы является перераспределение между участниками организации имеющиеся запасы нефти при возникновении сильных перебоев с поставками. Страны-участницы МЭА также договорились координировать и другие аспекты энергетической политики. Основные цели и задачи МЭА сформулированы в Международной энергетической программе, в Программе долгосрочного сотрудничества, а также в документе "Общие цели", одобренном на встрече министров энергетики стран-членов МЭА в 1993 г.
К компетенции МЭА относятся:
совершенствование мировой структуры спроса и предложения в области энергетики путем содействия разработке альтернативных источников энергии и повышения эффективности ее использования;
укрепление и совершенствование системы борьбы с перебоями в снабжении энергией; - обработка текущей информации, касающейся состояния международного нефтяного рынка и источников энергии;
содействие сочетанию экологической и энергетической политики;
рассмотрение энергетических проблем в глобальном контексте через сотрудничество со странами, не входящими в Агентство, и с международными организациями.
5.Розничные рынки электроэнергии
Розничные рынки электроэнергии функционируют вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии. В границах каждого субъекта Российской Федерации существует собственный розничный рынок электроэнергии.
Субъектами розничных рынков являются:
а) потребители электрической энергии (далее - потребители);
б) гарантирующие поставщики;
в) энергосбытовые организации;
г) энергоснабжающие организации, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещающие эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии (далее - энергоснабжающие организации);
д) исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг;
е) сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства;
ж) производители (поставщики) электрической энергии, продажа которой не осуществляется на оптовом рынке;
з) системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.
В 2011 г. доля объема электроэнергии, реализуемой по нерегулируемым ценам, составила 82%, а в 2010 г. — 54%. В соответствии с предварительными данными формы статистической отчетности 46-ЭЭ средняя цена на электроэнергию для конечных потребителей в 2011 г. равнялась 229,0 коп./кВт∙ч и выросла к уровню 2010 г. на 11,2% , что не превышает прогноз социально-экономического развития России, одобренный Правительством РФ на 2011 г.
Средний уровень регулируемых цен на электроэнергию в РФ в 2011 г. составил 207 коп./кВт∙ч (прирост к уровню 2010 г. — 11,9%), а нерегулируемых —237 коп./кВт∙ч (прирост 8,2%). Рост цены в нерегулируемом секторе зависел от темпа роста цен на газ (115%).
Самый высокий темп прироста среднеотпускных цен на электроэнергию на розничном рынке наблюдался в Сибирском и Северо-Западном федеральных округах — 16,7 и 15,1% соответственно. Наименьший прирост среднеотпускной цены был в Северо-Кавказском федеральном округе — 3,8%, в Южном федеральном округе было зафиксировано снижение среднеотпускной цены на 0,3%
В 2011 г. наиболее высокий темп прироста средних цен наблюдался для сельскохозяйственных товаропроизводителей и городского транспорта —14,1 и 13,9% соответственно, наименьший — для промышленных потребителей (7,0%).В 2011 г. фактическая среднеотпускная цена на электроэнергию для населения в 2011 г. составила1 179,5 коп./кВт·ч (прирост 10,8% относительно 2010 г.).
По результатам мониторинга решений, принятых региональными органами исполнительной власти, утвержденный тариф на электроэнергию для населения на 2011 г. в среднем по Российской Федерации вырос на 9,8% относительно 2010 г. и составил 256,3 коп./кВт·ч (с НДС). Темп роста утвержденных тарифов для населения в среднем по стране соответствует заданным Правительством РФ ограничениям по темпам роста цен на электроэнергию для населения в 2011 г.
Прирост среднего утвержденного региональными органами регулирования тарифа для населения в 2011 г. по федеральным округам изменялся от 8,2% (в Дальневосточном федеральном округе) до 10,2% (в Северо-Западном федеральном округе).
Беспрецедентным событием 2011 г. стали принятие и реализация решений. Правительства РФ по сдерживанию темпов роста цен на электроэнергию для конечных потребителей. В результате в апреле — мае 2011 г. наблюдалась стабилизация роста цен на электроэнергию, а в июне 2011 г. — существенное снижение цен для конечных потребителей в большинстве субъектов Российской Федерации (для сравнения: темп роста цен на электроэнергию на розничных рынках в январе — феврале 2011 г. в целом по РФ составил 117,5%, а в некоторых субъектах РФ превысил 135%).
В целом за 2011 г. рост цены на электроэнергию для конечных потребителей (с учетом принятых мер по сдерживанию цен на электроэнергию) составил 111,2%, что не превысило предельный уровень, установленный Правительством РФ (113—115%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для полноценного развития рыночной экономики в России возникла необходимость реформирования электроэнергетики, что привело к образованию рынка электроэнергии. По своей структуре этот рынок во многом схож с остальными рынками товаров, но присущие специфические особенности электроэнергии, как товара, такие как невозможность накопления и длительного хранения больших объемов электроэнергии, а так же то, что вся произведенная на оптовом рынке электроэнергия должна быть в это же время потреблена, привело к образованию сложных взаимоотношений между производителями и оптовыми потребителями электрической энергии. Рынок электроэнергии сложен по своей структуре и включает в себя не только производителей и покупателей, но и сложную инфраструктуру позволяющую учесть все особенности электроэнергии как товара и позволить рынку нормально функционировать. Все это позволяет выделить его как отдельный вид рынка.
На данный момент рынок электроэнергии не закончил своего развития. По сравнению с западным или американским, Российскому рынку электроэнергии еще предстоит длительное развитие и реформирование для обретения всех инструментов рыночной экономики.
Список литературы:
1. Марголии A.M., Сииютии П.А. Возможные направления совершенствования государственного регулирования на потребительском рынке. Экономика энергетики. Часть 2 , М., 1998 г.
2.Рябов С.С. Правила функционирования
розничных рынков
3.Кудрин Б. И. О государственном плане рыночной электрификации России, 2005 г.
4.С.Л.Прузнер. Экономика, организация
и планирование
5. Мелентьев JI.A. Системные исследования в энергетике. М., Наука., 1983 г.
6.Интернет ресурсы