Анализ динамики и структуры доходов и расходов ФСС

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Управление профессиональными рисками в рамках социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включает в себя в частности проведение профилактики случаев профессиональных поражений. Отказ от проведения профилактики сделает систему социальной защиты от профессиональных рисков неоправданно дорогой и неэффективной.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ[1].doc

— 308.00 Кб (Скачать)

Глава 2  Анализ динамики и структуры доходов и расходов ФСС (2007,2008,2009 год) 

Управление  профессиональными рисками в  рамках социального страхования  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включает в себя в частности проведение профилактики случаев профессиональных поражений. Отказ от проведения профилактики сделает систему социальной защиты от профессиональных рисков неоправданно дорогой и неэффективной. Финансирование проведения соответствующих предупредительных мероприятий может быть эффективно, только если будет носить массовый и сбалансированный характер.

     Ключевые  слова: охрана труда, обязательное социальное страхование, страховые взносы, объем страховой ответственности, страховщик, страхователь, застрахованный, работодатель.

     Управление  профессиональными рисками в  рамках социального страхования  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  включает в себя управление затратами, связанными с возмещением причиненного вреда застрахованным, и применение методов экономического стимулирования работодателей в улучшении условий труда. Применение таких методов позволяет уменьшить уровень профессионального риска и сократить расходы на страховое обеспечение, что выгодно как самому страховщику, так и обществу в целом, заинтересованному в обеспечении жизни, здоровья и безопасности своих членов, в сбережении трудовых ресурсов. Кроме того, система защиты от профессиональных рисков, деятельность которой сводилась бы только к предоставлению компенсаций без профилактики, будет неэффективной и чрезвычайно дорогостоящей. В этих целях Фонд социального страхования РФ (далее - ФСС РФ) в 2009г. финансирует три программы, связанные с охраной труда:

     1) финансирование предупредительных  мер по сокращению производственного  травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых

на работах  с вредными и (или) опасными производственными факторами (табл. 1); 

Таблица 1

Финансирование  предупредительных  мер, направленных на снижение производственного травматизма и проф. заболеваемости в 2006—2008 гг. в Нижегородской области, тыс. руб. 

          Показатель
2006 2007 2008
Сумма средств, направленных на финансирование предупредительных мероприятий  Из них: 72 185,7 79 817,9 92 747,5
на  профилактическое лечение (в % к сумме средств, направленных на финансирование) 24 783,8 (34,3) 28 572,2 (35,8) 40 838,8 (44)
на  аттестацию рабочих мест (в% к сумме средств, направленных на финансирование) 12551,3 (17,4) 16 694,7 (20,9) 21432,9 (23,1)
на  приобретение средств индивидуальной защиты (в% к сумме средств, направленных на финансирование) 34 820,1 (48,2) 33 991,4 (42,6) 28 157,6 (30,4)
на  проведение работ по нормализации уровней  запыленности, загазованности воздуха, уровней шума, вибрации и излучений  (в% к сумме средств, направленных на финансирование) 30,5 0,04) 559,6 (0,7) 2318,3 (2,5)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
  1. финансирование  углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с 
    вредными и (или) опасными производственными факторами (табл. 2);
 

Таблица 2

Финансирование  углубленных медицинских  осмотров работников, занятых на работах  с вредными и (или) опасными производственными  факторами в 2007—2009 гг. 

 
Показатель
Российская  Федерация
Приволжский федеральный округ Нижегородская область
 
2007
2008 2009 (план) 2007 2008 2009 (план) 2007 2008 2009 (план)
Выделено  ассигнований, млн руб. 2 000 2 000 2 000 498,6 503,1 502,9 51,5 50,8 50,5
Прошли  углубленные медосмотры, тыс. чел. 3 439,8 3215,1 3 030,3 859,5 811,3 762,0 88,8 82,0 76,5
 
   
  1. финансирование  мероприятий, связанных с обучением по вопросам охраны труда отдельных 
    категорий застрахованных (табл. 3).

Таблица 3

Обучение  отдельных категорий  застрахованных по охране труда в 2008—2009 гг. 

    Показатель  для сравнения
Российская  Федерация
Приволжский федеральный округ Нижегородская область
 
2008
2009 2008 2009 2008 2009
Количество  застрахованных,тыс. чел. 62 924,1 57 094,0 (на 01.04.2009) 12 869,5 11755,3 (на 01.04.2009) 1611,4 1 460,3 (на 01.04.2009)
Количество  работников, обучение по охране труда которых финансировалось за счет средств ФСС РФ, чел. (в % к количеству застрахованных) 291052 (0,46) 238 449 (план)

(0,42)

60 332 (0,47) 46 593 (план)

(0,40)

7511 (0,47) 5 727 (план)

(0,39)

Сумма средств, предоставленных ФСС РФ для обучения застрахованных, тыс. руб. 535 841,2 479 354,1 (план) 108 472,6 92 363,2 (план) 12 768,7 10 995,8 (план)
 

     Указанные мероприятия имеют различный  порядок и источник финансирования, преследуют разные цели, и не всегда эти цели имеют страховую природу.

     Согласно  опубликованному на официальном сайте Минздравсоцразвития России проекту «Правил финансирования в 2009 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (далее -проект Правил) в текущем году планируется финансирование следующих мероприятий: оплата профилактического лечения, в том числе стоимости путевок на профилактическое санаторно-курортное оздоровление работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; оплата расходов на приобретение работни кам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, сертифицированных средств индивидуальной защиты по установленным нормам;

   4) приведение запланированных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также приведение уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

   5) обеспечение лечебно-профилактическим питанием и витаминными препаратами работников, для которых указанное питание и витаминные препараты предусмотрены, и доброкачественной питьевой водой, отвечающей требованиям действующих санитарных правил и нормативов с учетом питьевого режима работников (в 2009г. такое предупредительное мероприятие впервые предусмотрено проектом Правил).

   Серьезной проблемой организации финансирования предупредительных мер по охране труда в 2009 г. является отсутствие своевременного нормативного регулирования. Если в 2008 г. приказ, регламентирующий порядок финансирования предупредительных мер, был принят 30.01.2008, что позволило страхователям в течение всего года проводить намеченные работы по охране труда, выбирая мероприятия, требующие для реализации длительного времени, например проведение работ по снижению запыленности, загазованности, шума, вибрации и излучений на рабочих местах, то в 2009 г. соответствующий приказ не был принят ни в I, ни во II кварталах, что приведет к отказу страхователей не только от вышеуказанного мероприятия, но и от санаторно-курортного лечения (закончатся ежегодные отпуска у застрахованных) и аттестации рабочих мест (будет недостаточно времени для проведения).

   Финансирование  углубленных медицинских осмотров проводится на основании «Правил финансирования в 2008—2010 годах проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2007 № 813. Углубленные медосмотры работников направлены на раннее выявление и профилактику общих заболеваний, в том числе сахарного диабета, онкологических заболеваний, туберкулеза, сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата, и проводятся медицинскими учреждениями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, в соответствии с планом-графиком, сформированным с учетом поименных списков работников страхователя, подлежащих обязательным периодическим медицинским осмотрам.        

   На  основании подп. 12 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ) за счет средств ФСС РФ осуществляется обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных. К ним, согласно «Положению об организации обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных в 2009 году», утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 28.05.2003 № 284, относятся: специалисты и руководители служб охраны труда организаций, члены комитетов и комиссий по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, руководители бюджетных организаций, руководители организаций малого предпринимательства, работники организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 чел.), на которых возложены обязанности специалиста по охране труда, руководители структурных подразделений бюджетных учреждений. Обучение проводится согласно Трудовому кодексу РФ, «Порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденному постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, соответствующими приказами Минздравсоцразвития России. Фонд социального страхования РФ финансирует мероприятия по обучению (в соответствии с подп. 5 п. 2ст. 18 Закона № 125-ФЗ), которые осуществляются Минздравсоцразвития России, а также участвует в контроле за использованием выделенных средств.

   Обучение  по охране труда работников относится к числу важнейших профилактических мер по предупреждению трудовых увечий. Работа на предприятии в этом направлении предусматривает совместные действия руководства, работников, профсоюзных или иных уполномоченных работниками органов, поэтому наряду с руководителями и специалистами обучение по охране труда проходят и представители общественности. Серьезной проблемой при организации обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных остается отсутствие своевременного нормативного регулирования и единой базы данных по численности обученных застрахованных (по страхователям, регионам и видам деятельности), учета периодичности их обучения, что не позволяет объективно оценить потребность в обучении на следующий год. Кроме того, не имея соответствующей статистики, сложно оценить эффективность проведенного обучения.

   Очевидно, что разные мероприятия по охране труда в разной степени оказывают влияние на уровень профессионального риска страхователя. Поэтому для оптимизации расходов ФСС РФ в этом направлении перед включением того или иного мероприятия в перечень предупредительных мер, проводимых в счет уплаты страховых взносов, необходимо оценить его эффективность с точки зрения снижения профессионального риска. Выявив наиболее эффективные предупредительные мероприятия, следует осуществлять их приоритетное финансирование. Остальные мероприятия должны осуществляться за счет работодателя при нематериальном стимулировании их проведения со стороны ФСС РФ.

   Проанализируем  мероприятия, предлагаемые к финансированию в 2009г. Только превентивные мероприятия (внедрение индивидуальных, коллективных средств защиты, обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных) непосредственно приводят к снижению профессионального риска. Оздоровительные мероприятия (санаторно-курортное лечение и лечебно-профилактическое питание) позволяют уменьшить влияние неблагоприятных производственных факторов на здоровье застрахованных, не снижая при этом уровня профессионального риска. Оценочные мероприятия (аттестация рабочих мест по охране труда) позволяют только оценить текущее состояние профессионального риска, их проведение не влечет за собой ни снижения вероятности наступления страхового события, ни предотвращения и уменьшения последствий воздействия рисков. При всей своей высокой социальной значимости углубленные медицинские осмотры не влияют ни на величину профессионального риска, ни на определение его уровня, поэтому не могут быть отнесены ни к одной из указанных групп.

   Исходя  из указанного, интересы ФСС РФ должны быть сосредоточены в первую очередь на финансировании превентивных мероприятий. Также ФСС РФ заинтересован в осуществлении оздоровительных мероприятий — профилактическом лечении работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, но только при условии их обоснованности — оздоровление застрахованных должно проводиться на основании медицинских заключений и на том этапе, когда еще есть возможность нивелировать влияние вредных и (или) опасных производственных факторов, не доводя до установления диагноза «профессиональное заболевание». От финансирования оценочных мероприятий — аттестации рабочих мест, а также от проведения углубленных (дополнительных) медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, финансируемых сверх 20% страховых взносов, — ФСС РФ следует отказаться.

Информация о работе Анализ динамики и структуры доходов и расходов ФСС