Анализ динамики и структуры доходов и расходов ФСС

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Управление профессиональными рисками в рамках социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включает в себя в частности проведение профилактики случаев профессиональных поражений. Отказ от проведения профилактики сделает систему социальной защиты от профессиональных рисков неоправданно дорогой и неэффективной.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ[1].doc

— 308.00 Кб (Скачать)

   На  основе опыта коммерческого страхования, при высокой убыточности определенного вида страхования и заинтересованности страховщика в снижении страхового риска, страховщик может использовать средства из резерва предупредительных мероприятий на снижение риска. Превентивная форма страховой защиты связана с профилактикой, предупреждением причин, вызывающих страховые случаи или увеличивающих их частоту по сравнению со среднестатистической, заложенной в тарифную ставку. За счет резерва предупредительных мероприятий страховая фирма может организовать проведение различных инженерно-технических и других мероприятий, позволяющих снизить не только частоту и тяжесть страховых случаев, но и выплаты по ним. Оценка уровня страхового риска за счет резерва предупредительных мероприятий не осуществляется, так как не приводит к снижению количества и тяжести страховых случаев и объема страховых выплат.

   Изменение перечня мероприятий по охране труда  позволит сократить расходы ФСС  РФ, но необязательно эта мера скажется на проведении других видов предупредительных мероприятий. Проведение превентивных и оздоровительных мероприятий невозможно без предварительных оценочных мероприятий. Например, для приобретения средств индивидуальной защиты и приобретения, реконструкции и модернизации средств коллективной защиты работников необходима предварительная оценка потребности в этих мерах, что возможно только при проведении необходимых замеров с помощью приборов контроля за состоянием условий труда, проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Для обоснованного проведения профилактического лечения работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, необходимо предварительно выявить круг лиц, нуждающихся в таком лечении и применительно к которым данное лечение даст положительный эффект. Это невозможно без предварительного проведения обязательных периодических и углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Если проведение указанных оценочных мероприятий ФСС РФ сделает необходимым условием для получения разрешения на финансирование в счет уплаты страховых взносов, страхователи будут вынуждены проводить данные мероприятия по охране труда за свой счет. Кроме того, проведение обязательных периодических медицинских осмотров и аттестации рабочих мест — необходимое условие для получения скидки к страховому тарифу. Получается, что ФСС РФ, вкладывая свои средства в данные предупредительные мероприятия, в частности в аттестацию рабочих мест, сам же заинтересован в уменьшении своих будущих доходов. Поскольку в снижении страхового тарифа должен быть заинтересован страхователь, то только он обязан осуществлять действия, на это направленные. Таким образом, и без финансирования оценочных мероприятий в счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний они будут проводиться в достаточном объеме, поскольку финансовые стимулы для их проведения у работодателей останутся.

   В настоящее время у ФСС РФ нет единого подхода к финансированию мероприятий по охране труда. В 2009 г. действуют три независимые программы: финансирование мероприятий, связанных с обучением по вопросам охраны труда отдельных 
категорий застрахованных; финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; финансирование углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. 

   Первые  две программы направлены на снижение профессионального риска у конкретных работодателей, однако способы их финансирования различны. Третья программа на уровень профессионального риска непосредственного влияния не оказывает;

   Финансирование  углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, осуществляется региональными отделениями в пределах средств, выделенных из бюджета ФСС РФ на 2009 г. — в сумме 2 млрд руб. (3,52 % плановых страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2009г.). Региональные отделения ФСС РФ дают страхователям разрешения направить часть страховых взносов на оплату углубленных медицинских осмотров работников в соответствии с договорами, заключаемыми между страхователями и медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности. Цель данного мероприятия не связана с уровнем и снижением профессионального риска. Поэтому, несмотря на высокое социальное значение данного мероприятия, возникает вопрос о соответствии поставленной цели выбранному источнику финансирования — средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Связь между возникновением общих заболеваний и условиями труда на предприятиях той или иной отрасли не установлена, так как в противном случае такое заболевание должно быть признано профессиональным. Но, поскольку страховой тариф в данном виде социального страхования дифференцирован, то участие в формировании резерва для финансирования углубленных медицинских осмотров также будет зависеть от класса профессионального риска страхователя: страхователи, отнесенные к более высокому классу профессионального риска и уплачивающие страховые взносы исходя из большего страхового тарифа, будут участвовать в формировании резерва дополнительных медицинских осмотров в большей сумме (с рубля фонда оплаты труда), чем организации, имеющие более низкий класс профессионального риска и более низкий страховой тариф. Страховой тариф за счет формирования данного резерва увеличивается тем больше, чем выше класс профессионального риска. Подлежат дополнительным медицинским осмотрам только работники, занятые во вредных и (или) опасных условиях труда, несмотря на то, что в формировании соответствующего резерва в разной степени участвуют все страхователи, что ставит застрахованных в неравные условия, несмотря на то, что общие заболевания от вредности и опасности условий труда не зависят: с одной стороны, лишаются права на углубленные медосмотры с целью выявления общих заболеваний страхователи, не имеющие вредных и (или) опасных условий труда; с другой стороны, страхователи, имеющие вредные и (или) опасные условия труда и низкий класс профессионального риска, участвуют в формировании соответствующего резерва в меньшей степени, чем страхователи с вредными и (или) опасными условиями труда и высоким классом профессионального риска. Количество углубленных медосмотров, проводимых среди работников данного страхователя, не зависит от величины перечисленных страховых взносов. Сумма финансирования проведенных углубленных медосмотров в конкретной организации могут превышать страховые взносы, т.е. расходы бюджета обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по конкретной организации без учета страховых выплат могут превышать доходы. Исходя из возникших противоречий, остается признать, что бюджет обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве является ненадлежащим источником финансирования дополнительных медицинских осмотров. Поскольку утрата трудоспособности в результате общего заболевания для ФСС РФ социального страхования является страховым случаем и влечет за собой страховые выплаты (выплату пособия по временной нетрудоспособности и обеспечение техническими средствами реабилитации), проведение дополнительных медицинских осмотров, направленных на раннее диагностирование и профилактику общих заболеваний, — важное предупредительное мероприятие. Целесообразно установить источником его финансирование те доходы ФСС РФ, за счет которых формируются резервы для последующих страховых выплат в связи с общими заболеваниями. А именно подлежащие перечислению в ФСС РФ части единого социального налога, налога на совокупный доход, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога.

   Для финансирования обучения по охране труда  отдельных категорий застрахованных ФСС РФ передает в федеральный орган исполнительной власти (в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 18 Закона № 125-ФЗ), осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 479 354,1 тыс. руб. (0,84% от плановых страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2009 г.).

   Решение о финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в отношении того или иного страхователя, принимается региональным отделением ФСС РФ, в котором претендующий на финансирование страхователь состоит на учете. Сумма финансирования не может превышать 20 % от сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предыдущий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предыдущем году. В 2001—2002 гг. финансирование предупредительных мер осуществлялось за счет префицита бюджета. Чтобы выяснить, за счет чего может образоваться префицит бюджета, обратимся к экономической модели страхового тарифа в РФ согласно методологии, введенной «Правилами формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни», утвержденными постановлением Минфина России от 11.06.2002 №51н (рис. 1). 

    РНП
  РЗНУ РПНЗУ
    СР
  ИР РВД   РПМ П
  Основная  часть Рисковая надбавка      
 
    Нетго-ставка
    Нагрузка  
 
        Брутто-ставка
       

Рис. 1. Экономическая модель страхового тарифа согласно Правилам формирования

страховых резервов по страхованию, иному, чем  страхование жизни:

РНП —  часть тарифа для создания резерва  незаработанной премии; РЗНУ — часть тарифа

для создания резерва заявленных, но неурегулированных  убытков; РПНЗУ — часть тарифа

для создания резерва произошедших, но незаявленных убытков; СР — часть тарифа для

создания  стабилизационного резерва; ИР —  часть тарифа для создания иных резервов;

РВД -часть  тарифа для формирование расходов на ведение дела; РПМ - часть тарифа для

формирования  расходов (резервов) предупредительных  мероприятий; П — часть тарифа для

формирования  тарифной прибыли — прибыли от страховой деятельности

 

   Резервы РЗНУ, РПНЗУ не могут быть израсходованы в течение календарного года, поскольку являются источником страхового покрытия в периоды времени, выходящие за пределы данного года. Часть резервов СР, ИР также может быть не израсходована в календарном году при условии, что фактическая убыточность ниже средней, заложенной в тариф, поскольку формируются они исходя из условия равномерной амортизации риска. Суммы перечисленных резервов будут перенесены на следующий год, иллюстрируя превышение доходов над расходами в текущем году — профицит бюджета, но они должны быть использованы только на осуществление страхового покрытия, так как являются частями нетто-ставки. Направление этих резервов на финансирование предупредительных мер может привести к недостаточности средств для осуществления страховых выплат, снизить финансовую устойчивость ФСС РФ.

   Увеличить период для обращения за финансированием до полугода, при этом сместить его на более ранние сроки — с 1 января до 30 июня включительно. Это позволит страхователям проводить финансируемые мероприятия в течение всего года и обеспечит выполнение долгосрочных или сезонных мероприятий, таких как приведение уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума, вибрации и излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда и санаторно-курортное лечение. Это возможно только при утверждении постоянно действующего порядка финансирования предупредительных мер за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и внесении изменений в перечень предупредительных мер не чаще, чем раз в три года; для предприятий малого бизнеса разрешить накапливать суммы разрешенного финансирования за несколько лет (например, три года) и использовать их в одном году; упростить процедуру оформления разрешения на финансирование предупредительных мер, сократив перечень документов до заявления страхователя и плана финансирования, обоснованность произведенных расходов проверять в ходе ревизионных проверок работодателей; ввести единый порядок финансирования для всех мероприятий по охране труда, включая обучение отдельных категорий застрахованных по охране труда; включать в перечень мероприятий только те, которые приводят к снижению профессионального риска и (или) страховых выплат, а именно превентивные и оздоровительные мероприятия;оценочные мероприятия как не влияющие на уровень профессионального риска должны осуществляться страхователем за счет собственных средств; в целях стабилизации бюджета ФСС РФ финансирование предупредительных мер по охране следует включить в расходную часть бюджета отдельной строкой и формировать за счет части надбавки к страховому тарифу. 

   Средства, которые могут быть направлены на финансирование предупредительных мероприятий, ограничены величиной префицита — суммой, меньшей, чем 20 % от страховых взносов, перечисленных всеми страхователями. Это может привести к отказам в финансировании страхователям, имеющим на это право.

   Аналогичная ситуация наблюдается и в 2003— 2009 гг., когда средства на финансирование предупредительных мер включены в структуру расходов ФСС РФ в статью «Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших», т.е. финансируются за счет сумм одного из видов страховых выплат — нетто-ставки страхового тарифа. Так же, как и в 2001-2002гг., очевидно использование для финансирования предупредительных мероприятий средств страховых резервов. Существующая экономическая модель страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний представлена на рис. 2. 

    РНП                    РЗНУ
РПНЗУ
    СР
ИР РВД
        Нетто-ставка
Нагрузка
   
    РПМ
 
 
 
   

  Рис. 2. Экономическая модель страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

в 2003-2006 гг.

 

   Некоторые авторы предлагают законодательно установить постоянно действующую норму о направлении 20% страховых взносов страхователя на финансирование предупредительных мер. Это позволит ФСС РФ способствовать снижению профессионального риска на предприятиях-страхователях и обеспечит застрахованным более безопасные условия труда. Но в существующих условиях невозможно финансирование предупредительных мер, превышающее префицит бюджета или неизрасходованные средства одного из видов страховых выплат. Для снятия возникших противоречий целесообразно расходы на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний выделить в бюджете ФСС РФ отдельной строки и относить их не к нетто-ставке, а к нагрузке (рис. 3).

Нетто-ставка

 
   

РНП

Информация о работе Анализ динамики и структуры доходов и расходов ФСС