Рынки электроэнергии и регулирование: Анализ подходов к организации электроснабжения, структура рынка и т.д

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 20:38, реферат

Краткое описание

В условиях как никогда сильной глобализации и автоматизации экономики электроэнергия становится все более важным фактором экономического процветания. Надежное и доступное электроснабжение является необходимым условием конкурентности мировых рынков промышленной продукции и неотъемлемой частью повседневной жизни современного общества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1.Специфика электроэнергии как товара................................................5-6
Глава 2.Развитие рынка электроэнергии.........................................................7
2.1 Основные этапы развития рынка электроэнергии………………………….7-12
2.2 Недостатки и достоинства регулирования……………………………..….13-15
Глава 3.Регулирование оптового рынка электроэнергии и мощности…...….16-18
Глава 4.Организация мировых энергетических рынков и их регулировани..19-24
Глава 5.Розничные рынки электроэнергии........................................................25-27
Заключение.................................................................................................................28
Список литературы....................................................................................................29

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 47.27 Кб (Скачать)

 

Все эти процессы и соображения, а также замедление роста положительного эффекта масштаба в отрасли и, в первую очередь, в генерации, поставили в повестку дня вопрос об отказе от монополии и переходе к дерегулированию и конкуренции в тех сферах деятельности, где это было целесообразно сделать. Таковыми в электроэнергетике являются производство электроэнергии и ее поставка, в то время как передача и распределение, по очевидным причинам, в любом случае являются естественными монополиями.

Дополнительным обстоятельством, позволившим либерализовать отношения на рынке электроэнергии, стал достигнутый к этому времени качественно новый уровень информационных технологий и средств измерения и связи, необходимый для передачи и обработки увеличенного объема информации, вызываемого усложнением отношений участников рынка.

В связи со сказанным выше, в начале 90-х годов прошлого столетия в ряде стран (Великобритания, отдельные штаты США, страны Скандинавии и некоторые другие) были проведены реформирование и реструктуризация электроэнергетики, предусматривающих дерегулирование отрасли и переход к конкуренции.

Дополнительным импульсом к дерегулированию электроэнергетики в странах Евросоюза стали директива Европарламента, принятая в 1998 году и направленная на создание единого, как и в отношении других товаров, рынка электроэнергии и проведенная в ряде стран (Великобритания, Чили) приватизация основных объектов электроэнергетики.

В итоге, в настоящее время уже несколько десятков стран перешли или переходят к дерегулированию и конкуренции на рынке электроэнергии. Начался этот процесс и в республиках бывшего СССР.

2.2 Недостатки и достоинства  регулирования

Регулирование является альтернативой конкурентному ценообразованию и, в идеале, на регулируемом рынке цены должны быть равны предельным издержкам производителей в долговременном периоде и  производители должны иметь стимулы для снижения своих издержек. Однако ни один из методов ценообразования, разработанных и опробованных на практике за многолетнюю историю регулирования рынков, не позволяет одновременно достичь обеих вышеуказанных целей. Объясняется это прежде всего тем, что установление цен (тарифов) регулятором является бюрократическим и трудоемким процессом, требующим получения и анализа большого объема объективной информации о рынке и издержках производителей, в связи с чем пересмотр цен (тарифов) не может происходить часто.

Поэтому регуляторы вынуждены устанавливать цены (тарифы) неизменными на какой-либо достаточно длительный период времени. При этом, если цены (тарифы) установлены на основе издержек производителя, обычно исторических, то с той или иной степенью точности производитель компенсирует все свои издержки долговременного периода, включая доход на инвестированный капитал и прибыль. Но при этом стимулы минимизировать свои издержки, например, за счет совершенствования технологии, у производителя отсутствуют, так как в следующем периоде это неизбежно приведет к снижению цены (тарифа) на его продукцию. Минимизация издержек не принесет ему ожидаемой прибыли (как это было бы на конкурентном рынке), а только удешевит его продукцию для потребителей. Следовательно, производитель не заинтересован в инновациях, и отрасль будет развиваться не так динамично, как она могла бы.

В этом смысле более приемлемым является установление цен (тарифов) в виде ценового потолка, обычно на основе какой-либо формулы, учитывающей инфляцию и научно-технические прогнозы. В этом случае у производителя появляется стимул минимизировать свои издержки, так как в течение периода действия тарифа вся экономия от снижения издержек будет принадлежать ему. Но для того, чтобы производитель успел воспользоваться плодами своих инноваций, срок действия должен быть достаточно длительным - 5 лет и более. Другим условием ценообразования на основе ценового потолка  является установление цены (тарифа) на таком уровне, чтобы добросовестный и инициативный производитель не обанкротился.

Однако точно прогнозировать на много лет вперед развитие процессов, влияющих на издержки производителей, дело очень трудное и потому цены (тарифы) при этом подходе часто оказываются завышенными и не отражающими предельные издержки.

Таким образом, ни один из основных подходов регуляторов к ценообразованию не может сравниться по своей эффективности с ценообразованием на конкурентном рынке. В то же время, у регулируемого рынка электроэнергии в виде вертикально - интегрированной монополии есть и ряд преимуществ перед конкурентным рынком.

К ним, прежде всего, следует отнести:

• возможность легко решать такие задачи государственной политики, как субсидирование менее развитых территорий и отраслей экономики, сниженные тарифы для малообеспеченных слоев населения и использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии (в принципе, решение этих задач возможно и на либерализованных рынках, но при этом возникают значительные трудности);

• возможность присутствия на рынке крупных и очень крупных относительно пиковой нагрузки энергосистемы производителей, что на конкурентном рынке неприемлемо из-за их рыночной власти,

• полное использование положительного эффекта масштаба производства;

• возможность привлечения более дешевых кредитов и инвестиций, т.к. риски для инвесторов на монопольном рынке меньше, чем на конкурентном;

• наилучшие возможности для оптимизации режимов электростанций и, соответственно, переменных издержек производства,

• "более высокая надежность энергосистемы из-за централизации вопросов оперативного управления, эксплуатации и развития.

Необходимо также отметить, что преимущества конкурентного ценообразования полностью могут проявиться только на рынках совершенной или абсолютной конкуренции, тогда как на практике большинство рынков, в том числе и рынки электроэнергии, таковыми не являются. Имеющийся на сегодня опыт либерализации рынков электроэнергии в разных странах также неоднозначен - есть успешные примеры, но есть и откровенно неудачные.

Поэтому из сказанного выше можно сделать следующие выводы:

• либерализация может быть эффективна на тех рынках электроэнергии, на которых обеспечен достаточный уровень конкуренции, т.е. имеется много средних и мелких относительно нагрузки энергосистемы производителей и отсутствуют крупные производители, обладающие рыночной властью;

• до перехода к конкуренции необходимо провести тщательный анализ предпосылок и последствий перехода к конкуренции;

3. РЕГУЛИРОВАНИЕ  ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ  И МОЩНОСТИ

 Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ), в соответствии с Федеральным законом №35-ФЗ от 23.03.2003 «Об электроэнергетике», представляет собой сферу обращения особых товаров - электрической энергии и мощности - в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации. В торговле на оптовом рынке электроэнергии принимают участие крупные производители и крупные покупатели электрической энергии и мощности, а также иные лица, получившие статус субъекта оптового рынка и действующие на основе правил оптового рынка, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

 Правовые основы функционирования  оптового рынка устанавливаются  Федеральным законом «Об электроэнергетике», а также правилами оптового  рынка, установленными Правительством  Российской Федерации, нормативными  правовыми актами федеральных  органов исполнительной власти, предусмотренных правилами оптового  рынка.

 Торговля на оптовом  рынке электроэнергии и мощности  осуществляется в соответствии  с договором о присоединении  к торговой системе и регламентами  оптового рынка, разрабатываемых  советом рынка – саморегулируемой  организацией участников оптового  рынка.

 Правилами оптового  рынка регулируются отношения, связанные  с оборотом электрической энергии на оптовом рынке, в части, в которой это предусмотрено Федеральным законом «Об электроэнергетике». Режим экспорта и импорта электрической энергии устанавливается в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

 В случаях и в  порядке, которые определяются Правительством  Российской Федерации, на оптовом  рынке регулируются отношения, связанные  с оборотом особого товара - мощности, иных необходимых для организации  эффективной торговли электрической  энергией товаров и услуг, в  краткосрочной и долгосрочной  перспективе.

Основные принципы организации ОРЭМ:

 Основными принципами  организации оптового рынка являются:

  -свободный недискриминационный  доступ к участию в оптовом  рынке всех продавцов и покупателей  электрической энергии, соблюдающих  правила оптового рынка и удовлетворяющих  требованиям в отношении субъектов  оптового рынка, установленным статьей 35 Федерального закона «Об электроэнергетике»;

  -свободное взаимодействие  субъектов оптового рынка, действующих  по правилам оптового рынка, утверждаемым  Правительством Российской Федерации;

  -свобода выбора субъектами  оптового рынка порядка купли-продажи  электрической энергии посредством  формирования рыночных цен и  отбора ценовых заявок покупателей  и ценовых заявок продавцов  по фактору минимальных цен  на электрическую энергию, складывающихся  в отдельных ценовых зонах  оптового рынка, в соответствии  с правилами оптового рынка  или посредством заключения двусторонних  договоров купли-продажи электрической  энергии;

  -учет особенностей  участия в оптовом рынке отдельных  субъектов, оказывающих услуги по  обеспечению системной надежности  и (или) производящих электрическую энергию на тепловых, атомных или гидравлических электростанциях;

  -взаимодействие субъектов  оптового рынка на основе безусловного  соблюдения договорных обязательств  и финансовой дисциплины;

  -обязательность приобретения  мощности субъектами оптового  рынка в порядке и в случаях, которые установлены Правительством  Российской Федерации;

  -отсутствие дискриминации  в правилах оптового рынка  в отношении субъектов оптового  рынка, владеющих существующими  или новыми объектами электроэнергетики.

 

4.Организация мировых энергетических рынков и их регулирование

Создание мировых энергетических рынков в последние десять лет позволило развить экономические теории до уровня эксперимента. В результате попыток решения острых практических проблем определились наиболее приемлемые модели, формы организации рынка и надзора за ним. Под воздействием кризисных ситуаций некоторые модели уже прошли стадию модификации.

Структура рынка обязательно предусматривает взаимодействие операторов:

технологического (системный оператор), коммерческого (биржа или администратор рынка) и сетевых операторов, оказывающих управляющее воздействие на переключения сети. Соответственно, имеются три формы организации оператора рынка:

Системный оператор (СО) одновременно исполняет функции коммерческого оператора (биржи) в торговле "за сутки вперед".

Системный оператор, интегрированный с системообразующей сетью, выполняет в одном лице три функции: управление рынком "за сутки вперед", диспетчеризация и эксплуатация сети.

Коммерческий и системный операторы функционально разделены и отвечают за разные секторы торговли.

Целью разделения рынка по времени является наиболее точный прогноз графика нагрузки на основе заключенных договоров и конкурентный отбор поставщиков в периоды, непосредственно предшествующие моменту реального времени.

Рынок должен быть секционирован по времени, чтобы иметь не менее двух секторов: один из них, позволяющий фиксировать долгосрочные позиции участников; второй - позволяющий оператору рынка скорректировать график нагрузки и финансовые позиции достаточно близко к моменту реального времени.

Обычно управление рынками электроэнергии происходит в следующем порядке:

на основе двусторонних договоров определяются долгосрочные позиции;

одновременно с процессом формирования графика нагрузки заключаются договоры ""за сутки вперед"" (или "за два дня", или "за неделю"),

непосредственно перед моментом "реального времени", одновременно с корректировкой диспетчерского графика, организуется режим оптовой торговли;

на свободно подаваемых заявках может основываться и процесс в реальном времени.

На некоторых рынках присутствуют все стадии, на остальных - только некоторые. Так, в Пи-Джей-Эм в настоящее время энергоснабжающие организации, обслуживающие конечных потребителей, лишь 10-15% своего потребления покрывают за счет покупки энергии на оптовом рынке. Около 30% поставляется по двусторонним контрактам и 55-60% - за счет собственного производства.

Двусторонние контракты применяются практически на всех созданных рынках, торговля происходит через специальные внебиржевые площадки. В Норвегии двусторонняя торговля заканчивается за 2 часа до реального времени, а в Финляндии - за 90 минут. В Швеции торговля двусторонними контрактами продолжается непосредственно до начала торгового периода. Специфической зоной торговли до недавнего времени был рынок Англии и Уэльса, на котором доля двусторонних контрактов была небольшой. С переходом к новым торговым отношениям (НИТА) в 2001 году доля этого сектора превысила 90%.

Организация новых форм торговли не происходит без потрясений. Установлено, что среди причин кризисов в 2000-2001 гг. в Калифорнии были злоупотребления среди продавцов электрической энергии. Крупные проблемы с энергоснабжением наблюдались летом 1998г. на только что созданном рынке Пи-Джей-Эм. Манипулирование рыночной силой в Англии и Уэльсе послужили причиной радикальных преобразований 2000-2001 гг. Серьезные технические проблемы из-за неверных экономических решений наблюдаются в зонах действия системных операторов штатов Нью-Йорк и Новой Англии.

Информация о работе Рынки электроэнергии и регулирование: Анализ подходов к организации электроснабжения, структура рынка и т.д