Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 00:12, доклад
Современная Россия начала самостоятельно взаимодействовать с внешним миром после семи с лишним десятилетий замкнутости. В наследство от СССР она получила деформированную структуру народного хозяйства, в которой доминировали отрасли оборонной промышленности и монопольные поставщики гражданской продукции производственного назначения. Страна не имела развернутого законодательства, регулирующего хозяйственную, в том числе внешнеэкономическую, деятельность, которое было бы сопоставимо с нормами хозяйственного права в развитых государствах Запада.
Фактически
в отношении оттока капиталов
перед российским правительством встает
сегодня вопрос практического выбора:
допустить ли приемлемый уровень утечки,
пойдя на определенные
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ № 6 2004
КАК РОССИЯ
ВСТРАИВАЕТСЯ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩУЮСЯ
... СИСТЕМУ
117
издержки и стремясь при этом репатриировать капиталы, находящиеся в мобильной форме, либо максимально перекрыть отток, пытаясь затем справиться с растущей долларизацией и задачей извлечения капиталов из тени (в том числе из криминального бизнеса). В более общем плане речь идет о выборе ориентиров экономической политики. В одном случае это пожарные меры перекрытия каналов утечки, нацеленные на быстрое пополнение казны и золотовалютных резервов, в другом - долгосрочная стратегия в области регулирования капиталопотоков, нацеленная на обеспечение инвестиционного подъема (с. 97-101).
В гл. 5 и 6 рассматриваются вопросы как внешней задолженности России, так и задолженности ей иностранных государств. Ценно, что авторы пытаются классифицировать долги.
В частности, нынешние российские долги можно разделить на группы в зависимости от кредиторов. Первая и самая большая - задолженность перед официальными кредиторами, то есть перед коммерческими банками западных стран, предоставляющих средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование подобной задолженности входит в компетенцию Парижского клуба, объединяющего страны-кредиторы. Вторая группа - займы, предоставленные западными коммерческими банками. Задолженность по таким кредитам регулируется Лондонским клубом, объединяющим частные коммерческие банки. Третью группу образуют долги государствам, не входящим в Парижский клуб: Республике Корея, Турции, странам-членам бывшего СЭВ. Четвертая группа -задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставками товаров и оказанием услуг. Пятая - долги международным валютно-кредитным организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР). Наконец, шестая группа - важная составляющая внешнего долга, образовавшаяся в конце 1996 г., - еврооб-лигационные займы и субфедеральные внешние займы и кредиты. В монографии поднимаются вопросы, с какими проблемами столкнулось наше государство, став правопреемником СССР по внешнему долгу и проводя политику его реструктуризации, какова долговая нагрузка РФ, пути и средства урегулирования долга.
Отдельная
глава посвящается проблемам задолженности
иностранных государств России, факторам,
препятствующим ее погашению, новым явлениям
в процессе урегулирования внешних долгов.
В книге правомерно подчеркивается, что
в России этот вид возврата долга используется
крайне редко и довольно неэффективно,
несмотря на то, что нашими должниками
часто являются страны, обладающие большими
запасами
полезных ископаемых. Это прежде всего связано с отсутствием четкого распределения управленческих функций между органами исполнительной власти, с фактической монополией Минфина РФ на проведение решающей части работы с долговыми активами, что не обеспечивает эффективность процесса возврата долгов нашей стране.
Показательна ситуация с Никарагуа, где реализация приоритетного лозунга "Валюта сегодня, и любой ценой" поставила Россию в невыгодное положение. При этом ссылки на жесткую политику Правительства Никарагуа, которое в процессе переговоров с российской стороной отстаивало нулевой вариант долга, по мнению автора, не могут быть в полной мере признаны достаточно убедительными, особенно учитывая тот факт, что делегация РФ простила Никарагуа большую часть долга, не сумев договориться даже о приобретении в счет его частичного погашения арендуемого здания посольства России в Манагуа. Для сравнения приводятся результаты урегулирования никарагуанского долга перед Мексикой. В соответствии с договоренностью двух стран половина задолженности Никарагуа Мексике в 1 млрд. долл. будет погашена за счет приобретения акций никарагуанских компаний, другие 50% - конвертируемы в облигации с нулевым купоном (с. 144).
Определяющим фактором социально-экономического развития становится способность динамично генерировать и осваивать инновации, опираясь на интеллектуальные активы, человеческий фактор, творческий потенциал работников, высокоразвитый научно-образовательный комплекс. Накапливается "кумулятивный резервуар знаний" (общепланетарный интеллект), который, в свою очередь, служит катализатором новых инновационных достижений. В современных условиях технологический потенциал, а также доступ к "мировой копилке" знаний являются критическим элементом как национальной конкурентоспособности, так и национальной безопасности. Поэтому гл. 7, посвященная состоянию и перспективам международного научно-технического сотрудничества, вызывает особый интерес. Автор поднимает много проблем. Правомерен его вывод о том, что переход к инновационному пути развития в российской экономике (лучше бы сказать "необходимость перехода") определяет необходимость форсированной переориентации международных научно-технических связей на развертывание инновационного взаимодействия.
Отвлекаясь
от последовательности изложения, хотелось
бы отметить, что во всех главах авторы,
затрагивая огромное количество проблем,
пытаются дать свое видение их возникновения
и решения. Не всегда можно согласиться
с тем или
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ № 6 2004
118
КИРИЧЕНКО
иным подходом. Например, нельзя полностью разделить тезис, что "одной из важных задач является нормативное регулирование экспорта результатов НИОКР гражданского назначения и более строгий контроль за передачей результатов НИОКР технологий двойного применения при обеспечении равноправного участия российских субъектов в международной научно-технической кооперации" (с. 161). Ужесточение регулирования контроля внешнеэкономических операций - это "палка о двух концах". В России уже существует достаточно действенная система экспортного контроля, причем государство ввело односторонний контроль за товарами и технологиями двойного назначения в интересах национальной безопасности (то есть в РФ список контролируемых товаров двойного назначения шире, чем международный список, который страна обязалась ввести в рамках Вассенаарских договоренностей). Что для России критически важно, - это укрепить правовую базу по охране интеллектуальной собственности и поднять эффективность судебной системы, чтобы законы выполнялись.
В книге также затронута тема свободных экономических зон в России. Относясь скептически к опыту РФ в этой области, тем не менее следует подчеркнуть, что автор показал основные проблемы СЭЗ. В главе также проанализирован мировой опыт создания и функционирования таких зон.
Гл. 9, 10, 11, 12, хотя и не выделены в особый раздел, посвящены региональным аспектам торгово-экономических отношений России. Существенное внимание уделяется формам экономической интеграции на пространстве СНГ. Глава, посвященная мирохозяйственным связям с развитыми державами, включает три параграфа: Россия-ЕС, Россия-США, Россия-Япония. Кроме того, описывается сотрудничество РФ со странами Центральной и Восточной Европы и особо - с Китаем. Состояние, проблемы и перспективы отношений с развивающимися странами рассматриваются в особой главе. Каждая из глав спокойно может стать темой для отдельной монографии. В целом, они дают для слушателей школ бизнеса и студентов представление о динамике и проблемах развития торгово-экономических отношений Российской Федерации с основными группами макросубъектов мирового хозяйства.
Все
государства придают огромное значение
формированию благоприятного для своего
дело-
вого сообщества международного правового поля и соответствующих институциональных условий. Поэтому последний условный раздел книги, посвященный рассмотрению участия России в международных организациях, играет важную роль в понимании мировых тенденций. Он "объединяет" три главы.
Во-первых,
описывается экономическое
Во-вторых,
поднимаются вопросы
В-третьих, рассматривается проблема вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В книге даются характеристики Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и ВТО, их правовой и организационной структур. Автор на высоком профессиональном уровне анализирует приобретения и проблемы на пути вступления нашей страны в ВТО, а также главные задачи и цели переговорного процесса. Очень жаль, что на все эти сюжеты в книге выделено мало места.
Жанр учебника предопределил границы данного исследования. Комплексный анализ и огромный охват материала имеют свои сильные и слабые стороны. О достоинствах работы сказано выше. Вместе с тем, перед ее участниками стоял нелегкий выбор: в рамках учебника не упустить важные аспекты, уплотняя текст. Поэтому ряд глав грешит скороговоркой. Иногда авторы, не имея возможности опубликовать таблицы или графики, увлекаются цифрами, которые только затрудняют видение тенденций. Однако в целом это нужный учебник на очень актуальную тематику. Огромным плюсом является приложенный глоссарий. Естественно, жизнь обгоняет исследовательские разработки. Сейчас уже нужно думать о публикации следующего дополненного издания.
Э. КИРИЧЕНКО
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ № 6 2004
Информация о работе Россия в международном разделении труда: вечный поставщик энергоресурсов