Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 00:12, доклад
Современная Россия начала самостоятельно взаимодействовать с внешним миром после семи с лишним десятилетий замкнутости. В наследство от СССР она получила деформированную структуру народного хозяйства, в которой доминировали отрасли оборонной промышленности и монопольные поставщики гражданской продукции производственного назначения. Страна не имела развернутого законодательства, регулирующего хозяйственную, в том числе внешнеэкономическую, деятельность, которое было бы сопоставимо с нормами хозяйственного права в развитых государствах Запада.
Высокие
приросты физических объемов экспорта
продукции металлургической и химической
промышленности, составлявшие 7-13% в последние
четыре года прошлого века и неполная
загрузка имеющихся в них мощностей, казалось
бы, позволяют рассчитывать на дальнейшее
ус-
МИРОВАЯ
ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ
РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ
РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА
81
коренное увеличение поставок указанных видов готовой продукции на внешние рынки. Однако рост экспорта данных товаров будет затруднен по ряду причин. Стимулировавший вывоз за границу эффект девальвации рубля, который существенно повысил рентабельность экспорта в металлургии и химии, почти исчерпан. Значительный уровень износа основных фондов ставит под вопрос сохранение достигнутых объемов экспорта в условиях ожидаемого увеличения внутреннего потребления их продукции. Из-за ухудшения мировой конъюнктуры и ограничений в отдельных странах на импорт из России российские экспортеры, в частности, производители цветных и отдельных видов проката черных металлов, уже в начале нового века столкнулись с серьезными трудностями в реализации своей продукции на внешних рынках. Поэтому в рассматриваемой перспективе можно ожидать более умеренных, чем в конце прошлого века, приростов экспорта данных видов готовой продукции.
Важный вклад в обновление внешнеэкономической специализации страны может внести научно-техническая сфера, которая располагает высокими технологиями в оборонных и некоторых других отраслях промышленности, опирается на достаточно широкую сеть организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования. В настоящее время доля России на рынке высоких технологий ничтожна мала - около 0.3%. По объему экспорта высокотехнологичной продукции Россия многократно уступает не только развитым, но и отдельным новым индустриальным странам, Китаю и Венгрии. Ее выручка от экспорта лицензий не идет ни в какое сравнение с выручкой любой из стран "семерки", за исключением Канады, уступая, например, выручке Италии в 6 раз. Наши предприятия являются конкурентами других производителей главным образом на рынках ядерных технологий, космической техники и услуг, боевой авиации и некоторых видов продукции электронной промышленности. По имеющимся оценкам, удельный вес российских производителей на мировых рынках составляет (%): по оборудованию и услугам для строительства АЭС - 11, переработке ядерных отходов - 8-9, коммерческим космическим запускам — 11, продаже космических аппаратов - 2, наземного оборудования космических систем - 1. Отечественная электронная промышленность за последнее десятилетие прошлого века смогла увеличить экспортные поставки в 1.5 раза. Примерно 100 предприятий отрасли экспортируют свою продукцию в более чем 40 стран.
Усиление
экспортной ориентации перечисленных
секторов промышленности при низком платежеспособном
спросе на их продукцию и услуги внутри
страны видится одним из важнейших импульсов
их развития в ближайшей перспективе.
Отстоять или увеличить долю на внешних рынках они, разумеется, будут способны при условии сохранения уровня своей конкурентоспособности в динамике и активной дипломатической и экономической поддержки государства. Более интенсивное использование возможностей научно-технической сферы позволит расширить пока весьма скромные позиции в мировом экспорте продукции и услуг, в производстве которых заметная доля добавленной стоимости создается интеллектуальным капиталом.
Неоспоримо, что "для благополучия России в XXI веке ее экономика должна научиться производить и продавать на мировых рынках товары и услуги, отвечающие требованиям постиндустриального общества, то есть такие, которые воплощают инновации и высокопрофессиональное умение, которые делают страну участником мирового технологического и экономического прогресса. Такие продукты должны занимать в нашем экспорте не менее 10-15%"13. Однако в ближайшие годы такое увеличение высокотехнологичного экспорта при отсутствии соответствующего финансирования ИР и недостаточной инновационной активности предпринимательского сектора, а также утраты части научно-технического потенциала маловероятно. Скорее всего, к середине века Россия окажется в состоянии контролировать около 1% рынка высоких технологий и зарабатывать на нем 40-50 млрд. долл. ежегодно, то есть примерно столько же, сколько она получает ныне за половину всего своего экспорта.
По нашему мнению, перспективы отечественного экспорта высоких технологий во многом будут зависеть от успешности проведения государством научно-технической политики, обеспечивающей непрерывный рост вложений в фундаментальные и прикладные исследования и разработки на приоритетных направлениях. Они также будут приобретать все более реальные очертания по мере становления в стране инновационной системы рыночного типа, в которой важную роль играет научная активность предпринимательского сектора, и по мере укрепления необходимых для ее развития институтов - банковской сферы, финансовых рынков, налоговой системы, организаций в области патентования и страхования, стимулирования экспорта и т.д.
Положение, сложившееся в машиностроении, не дает оснований рассчитывать в ближайшие годы на ускоренное увеличение экспорта машин, оборудования и транспортных средств. Незначительные и прежде возможности российских машиностроителей производить продукцию, удовлетворяющую требованиям мировых рынков по
13Ясин Е.
Модернизация экономики и система ценностей
// Вопросы экономики. 2003. № 4. С. 35.
6 МИРОВАЯ
ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ
82
ОБОЛЕНСКИЙ
потребительским свойствам и качеству, за последние годы сузились в результате усиливающегося отставания отечественного производства от мирового технологического уровня. Некоторые аналитики считают, что отечественные машины и оборудование гражданского назначения вообще не могут стать серьезной альтернативой вывозу сырья. Во многом они, конечно, правы. Однако не стоит безоговорочно сбрасывать со счетом экспортный потенциал некоторых отраслей, например, машиностроения для энергетики и металлургии, в осуществлении поставок за рубеж комплектного оборудования. Некоторого увеличения темпов прироста экспорта машин и оборудования гражданского назначения можно ожидать только к концу десятилетия при условии технической модернизации отдельных отраслей машиностроения. Возможности увеличения Россией экспорта машин и оборудования будут в значительной степени определяться военно-политической ситуацией в мире и спросом на вооружения и военную технику развивающихся стран (на них приходится до половины отечественного ма-шинотехнического экспорта).
Наши расчеты показывают, что в течение нынешнего десятилетия возможно некоторое улучшение структуры отечественного экспорта. В нем на 9-10% может сократиться удельный вес топливно-сырьевых товаров и увеличиться доля готовой продукции. Вместе с тем доля машин и оборудования в экспорте останется практически на прежнем уровне. Даже при среднегодовых темпах прироста поставок машиностроительной продукции на уровне 6% в год ее доля в экспорте вырастет примерно до 12%. Структура импорта в предстоящем десятилетии серьезных изменений не претерпит. В нем на 2% может уменьшиться доля продовольствия и примерно на столько же вырасти удельный вес готовой продукции, главным образом машин и оборудования. В итоге удельные веса готовой продукции в экспорте и импорте, машин и оборудования в импорте у России будут примерно такими же, какие имели развивающиеся страны в начале 90-х годов прошлого века. По величине доли машин и оборудования в экспорте она будет отставать от соответствующего показателя этих стран примерно вдвое.
Состояние
факторов производства, таким образом,
свидетельствует о наличии возможностей
изменить характер участия России в системе
мирохозяйственных связей. В ближайшее
время наиболее реальным путем к этому
может стать диверсификация внешнеэкономической
специализации страны, в результате чего
снизится ее значение как мировой кладовой
энергетических ресурсов. Возможности
дальнейшего обновления специализации
будут расширяться в случае реализации
экономической политики, стимулирующей
преимущественное развитие обрабатываю-
щих отраслей. С учетом всего этого стратегия дальнейшего включения России в систему мирохозяйственных связей, очевидно, должна базироваться на расширении ее международной специализации на основе всемерного использования природно-ресурсного и научно-технологического
потенциалов14.
Из мирового опыта известно, что наибольшими способностями к расширению внешнеэкономического обмена обладают высокоразвитые страны, которые интенсивно производят и продают товары и услуги в самом широком диапазоне. Переход на рельсы постиндустриального развития позволил им сориентировать производство на достаточно узкие отрасли и подотрасли, что вызвало быстрый рост потребностей в обмене продукцией все более узко специализирующихся производств как внутри национальных хозяйств, так и между ними. По существу эти страны во все большей мере участвуют во внутриотраслевом международном разделении труда и все меньше -в классическом межотраслевом.
Современная Россия участвует в международном разделении труда в основном на межотраслевом уровне. Она лишь начинает движение к постиндустриализму, к экономике, основанной на знаниях, к освоению пятого технологического уклада, который связан с широким использованием компьютерной техники, обеспечивающей переработку производственной информации и осуществление необходимых регулирующих воздействий на технологические процессы в реальном времени. Очевидно, что возможности интенсификации экономического взаимодействия России с зарубежными странами, весомого фактора дополнительного роста производства и жизненного уровня, будут зависеть главным образом от результатов ее восхождения на более высокие ступени индустриализации, дальнейшей диверсификации отечественного промышленного производства и сферы услуг, внедрения современных технологических укладов.
Такие сдвиги в материально-технической базе производства, как показывает мировой опыт, невозможно обеспечить с помощью одних только рыночных механизмов. Важную роль в повышении уровня технико-экономического развития, и, соответственно, в освоении внутриотраслевой специализации играют разработка и осуществление внятной промышленной политики государства, учитывающей тенденции развития международной торговли. Целью такой политики в России должно стать стимулирование опережающего
14
Вряд
ли можно согласиться с мнением отдельных
специалистов, указывающих, что перспективы
России на мировых рынках связаны исключительно
с добычей природных ресурсов. См.: Брич
А. Путь России к процветанию в постиндустриальном
мире // Вопросы экономики. 2003. № 5.
МИРОВАЯ
ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ
РОССИЯ
В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА
83
развития отраслей, обеспечивающих более глубокую переработку сырья, и высокотехнологичных секторов, потенциально способных к соперничеству на верхних ярусах мирового рынка, где реализуются автоматизированное конторское оборудование, информационная техника, электроника, точные измерительные приборы, электрооборудование и изделия фармацевтической промышленности.
К сожалению, за предшествующие годы удалось сформулировать только некое подобие промышленной политики. В среднесрочной программе правительства ее приоритетами избраны авиационная промышленность и информационные технологии, но ни космическая сфера, ни атомная энергетика, ни электроника, которые в той или иной мере освоили внешний рынок, не отнесены к приоритетным отраслям. Разработчики программы исходили, видимо, из того, что наша страна не может претендовать на роль лидера в производстве всех без исключения товаров, изготавливаемых с применением высоких технологий. Такой подход понятен: наивно рассчитывать, например, на то, что отечественная фармацевтическая промышленность в нынешнем своем виде может серьезно потеснить на мировых рынках признанных поставщиков лекарственных препаратов. Однако не совсем ясно, почему игнорируется потенциал других конкурентоспособных высокотехнологичных отраслей.
Обращает на себя внимание, что отдельные правительственные стратеги вообще не видят смысла в разработке промышленной политики. Они связывают ее проведение с обязательным существенным расширением государственного спроса и использованием его как важнейшего фактора деловой активности, укреплением реального курса рубля в интересах облегчения импорта оборудования и комплектующих, с поддержкой импортзамещающих отраслей при помощи мер тарифной политики. Главные недостатки промышленной политики они видят в принципиальной невозможности выбрать отраслевые приоритеты в условиях постиндустриального общества, в чрезмерно высокой цене ошибок при таком выборе и низкой эффективности государственных инвестиций.
Однако
нет необходимости доказывать, что
в развитых странах формулируется,
регулярно обновляется и последовательно
реализуется государственная промышленная
политика. Во многом благодаря ей эти страны
и сумели подняться на стадию постиндустриального
развития. Очевидно также, что выбор приоритетов
отнюдь не предполагает навязывания бизнесу
сфер деятельности на основе предпочтений
государственных чиновников, которые,
естественно, могут заблуждаться и давать
ошибочные установки. В ус-
Информация о работе Россия в международном разделении труда: вечный поставщик энергоресурсов