Российская антимонопольная политика: влияние на бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:27, контрольная работа

Краткое описание

Антимонопольная политика - комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции. А также на устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке и т.п.
В связи с этим государство обязано предпринять меры для обеспечения конкурентоспособности российской экономики.
Однако на пути к достижению условий конкуренции и эффективной политики в России встает много проблем.

Файлы: 1 файл

Российская антимонопольная политика.docx

— 19.21 Кб (Скачать)

Российская антимонопольная  политика: влияние на бизнес

Государство в  рамках проведения антимонопольной  политики обязано выполнять экономические, координирующие, информационные функции  для обеспечения рыночных условий  предпринимательской деятельности, развития частного сектора

18.03.2011 
«Бухгалтерия.ru»

Автор: Ирина Медведская, руководителя корпоративной практики компании «Доверенный  СоветникЪ»

Антимонопольная политика - комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции. А также на устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке и т.п.

В связи с этим государство  обязано предпринять меры для  обеспечения конкурентоспособности  российской экономики.

Однако на пути к достижению условий конкуренции и эффективной  политики в России встает много проблем.

Высокая степень административного  монополизма. В первую очередь, монополизма  центральных государственных органов.

В России административный монополизм проявляется в виде:

· сохранения высокой доли государственного сектора в ведущих  отраслях индустрии;

· сохранения за государством контрольного пакета акций в значительной части приватизированных предприятий;

· сохранения возможностей для  значительной части государственных  предприятий получения существенной финансово-кредитной поддержки от государства вне прямой зависимости  от результатов их производственной деятельности;

· воздействия на предприятия  при помощи государственного административного  контроля;

· объединения предприятий  в различного рода ассоциации и холдинги;

· антиконкурентная политика государства по отношению к естественным монополиям.

Особое внимание необходимо обратить на такой фактор, затрудняющий создание конкурентной среды в России, как сохранение отечественных производственных монополий в таких различных  секторах экономики. Аграрном, нефтегазовом, топливо-энергетическом, экономика  деревообрабатывающей промышленности и др.

Наличие указанных монопольных  структур тормозит как развитие определенной отрасли, так и экономики России в целом. Это, прежде всего, связано  с агрессивной направленностью  деятельности предприятий-монополистов по отношению к предприятиям среднего бизнеса, пытающимся вести производственную деятельность в указанных секторах.

Методы государства

Реализуя антимонопольную  политику, государство пытается решить вопрос о сдерживании или стимулировании отечественных производственных монополий. С одной стороны, подавлением  безудержных стремлений предприятий-монополистов к установлению высоких цен на свою продукцию. А это один из факторов усиления инфляции.

С другой стороны, учитывая кризисное  состояние экономики России и  возможность крупных предприятий  к увеличению объема выпуска продукции, снижению издержек, проведению научно-исследовательских  работ и освоению новых видов  продукции, - разумной государственной  поддержкой, не ограничивающей средний  бизнес.

Одним из способов сдерживания  предприятий-монополистов является государственное  ценообразование.

Однако на практике монополисты  зачастую обходят установленные  государством ограничения на максимально  возможную цену на товар и устанавливают  монопольно высокие цены, пользуясь  своим доминирующим положением.

Кому досталось

В качестве примеров привлечения  предприятий – монополистов ФАС  России к ответственности за нарушение  антимонопольного законодательства можно  привести следующие: ОАО «ТНК-BP Холдинг» (Постановление Президиума ВАС РФ от 25 мая 2010 г. N 16678/09), ООО « ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» (Постановление ФАС ВВО от 25.06.2010 по делу № А79-8795/2009). ОАО «Газпромнефть-Омск» (Постановление ФАС ЗСО от 17.06.2010 по делу № А46-18174/2009), ОАО «МГТС» (Постановление  ФАС МО от 24.01.2008 № КА-А40/14610-07). ООО  «Башкирская генерирующая компания» (Постановление УО от 13.10.2010 № Ф09-8250/10-С1). МУП «Электротеплосеть» (Постановление  ЦО от 22.10.2009 по делу № А35-7959/08-С20).

На сегодняшний день средний  бизнес оказался под ударом действующей  антимонопольной политики. Число  контролируемых ФАС сделок сократилось  вдвое. Основная часть возбуждаемых ФАС России дел по признакам нарушений  антимонопольного законодательства - в отношении среднего бизнеса. Что  касается монополий, то количество таких  дел – единицы.

Помимо этого на настоящий  момент в России отсутствует должный  уровень законодательной проработки вопроса о мерах государственной  поддержки среднего и малого бизнеса, о системе гарантий и стимулированию его развития.

В частности, предусмотренные  нормами действующего законодательства РФ преференции, предоставляемые предприятиям малого бизнеса не имеют действенного механизма обеспечения реализации намеченных актуальных мероприятий. Во многих странах именно средний и  малый бизнес являются основой для  создания и последующего стабильного  развития конкурентной среды.

Так, у малого бизнеса больше возможностей маневрировать капиталом, ниже операционные расходы, у топ-менеджмента  больше степень заинтересованности в реализации того или иного проекта.

«Вертикальные»  соглашения

«Вертикальные» соглашения – соглашения, заключаемые между  не конкурирующими субъектами, когда  один из субъектов является поставщиком  или покупателем товаров другого. Например, соглашения между производителем и дистрибьютором.

Их характерная особенность  заключается в том, что покупателю (дистрибьютору) наряду с товаром, как  правило, предоставляется определенный комплекс исключительных прав.

Учитывая специфику подобных прав, позволяющих дистрибьютору  фактически выступать единственным поставщиком продукции на определенной территории, в договорах на дистрибьютора  нередко возлагаются и довольно серьезные обязанности.. Они влекут за собой нарушение антимонопольного законодательства РФ. Так обязанность  письменно согласовывать с поставщиком  цены, приобретать продукцию во всем предлагаемом поставщиком ассортименте и объеме, запрет на продажу продукции  вне оговоренной территории, заключение договора на обслуживание только с  указанным поставщиком лицом  и т. д.

Согласованные действия

Как правило, наиболее распространенными  являются согласованные действия хозяйствующих  субъектов по поддержанию цен  на товары при наличии на них потребительского спроса, по вытеснению с рынка (создание препятствий доступу на рынок) конкурирующих  хозяйствующих субъектов.

Положительная судебная практика по данной категории дел пока немногочисленна  и находится скорее в стадии формирования. Это объясняется сложностью доказывания  факта, что хозяйствующие субъекты действовали скоординировано и сознательно ставили свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, т.к. согласованные действия, не имеют какого-либо оформления в виде соглашений или достижения каких-либо иных формальных договоренностей.

Ценообразование

Одной из наиболее распространенных форм ограничения конкуренции на рынке считается монополистическое  ценообразование.

Такая цена определяется путем  сравнения с конкурентной ценой, она может быть выше или ниже ее. Соответственно, различают монопольно высокую и монопольно низкую цену.

Высокая цена достигается  за счет преднамеренного создания предприятиями-монополистами  зоны дефицита товара путем сокращения объёмов производства и искусственно повышенного покупательского спроса.

Низкая цена устанавливается  за счет преднамеренного уменьшения предприятиями-монополистами закупки  товаров, из-за чего их предложение  превышает монополистический спрос.

Также предприятия могут  устанавливать так называемые «ножницы цен». Речь идёт о монопольно высоких  и монопольно низких ценах, уровни которых  удаляются друг от друга подобно  расходящимся лезвиям ножниц. Такое  движение основывается на расширении зон дефицита и избытка товаров. Оно характерно для многих предприятий  обрабатывающей промышленности, которые  в условиях инфляции повышают цены на свои готовые изделия в несколько  раз больше, чем увеличиваются  цены в отраслях добывающей промышленности.

Выход рядом

В заключении хотелось бы отметить, что на сегодняшний день антимонопольная  политика в России должна осуществляться в соответствии с «Государственной программой демонополизации экономики  и развития конкуренции», основными  задачами которой являются:

1) совершенствование антимонопольной политики, в частности: подготовки обзора правоприменительной практики по ряду ключевых вопросов антимонопольной политики и выбрать на его основе предложения по внесению поправок в антимонопольное законодательство РФ;

2) ввода запрета на достижение вертикальных соглашений и осуществление согласованных действий, в результате которых происходит ограничение конкуренции;

3) государственная поддержка развития среднего и малого бизнеса, включая: доступные кредиты и льготное налогообложение, создание бизнесинкубаторов, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, международных программ сотрудничества;

4) развитие экстратерриториального применения антимонопольного законодательства РФ, развивать сотрудничество ФАС России с антимонопольными органами других стран для достижения скоординированного подхода к регулированию соглашений и действий, включая обмен информацией и привлечение к ответственности.

5) снижение уровня монополизации и развитие конкуренции на рынке;

6) защита интересов предпринимателей и потребителей от монопольной деятельности;

7) создание структуры горизонтальных связей между предприятиями для обеспечения саморегулирующих механизмов развития экономики;

8) уменьшение зависимости предприятий от государственных управленческих структур и др.

 

 

 

 

 


Информация о работе Российская антимонопольная политика: влияние на бизнес