Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:08, курсовая работа
Малое предпринимательство представляет собой реалию экономической жизни
государства, которая в значительной мере определяет макроэкономическую
ситуацию в стране и имеет значительных потенциал влияние на социальную
картину в стране. Поэтому необходимо ясное представления о том, какое место
малое предпринимательство занимает в национальной экономике и каковы его
отличительные особенности.
1. Введение 2
2. Место и роль малого предпринимательства в процессе формирования
рыночных структур. 4
2.1. Определение малого предприятия и его специфика. 4
2.2. Экономическая и социальная роль малых предприятий. 9
2.3. Мелкий бизнес - основа современной рыночной инфраструктуры: 11
3. Государственное регулирование малого предпринимательства в России
13
3.1. Система государственной поддержки малого бизнеса: цели, элементы,
результаты. 13
3.2. Фонды поддержки малого предпринимательства - основные направления
деятельности. 18
4. Заключение 20
| |маркетинговых |маркетинговых |планирование, |маркетинговые |
|
|исследований |исследований
|несистематическ|исследования
| | | |ие | |
| | | |маркетинговые | |
| | | |исследования | |
|Персонал|Личные |Личные |Отношения |Строгая |
|
|отношения |отношения
|сотрудничества,|иерархия
|
|«босс-сотрудник|«Наниматель-
| |» по принципу |лектив |«среда», |сотрудничество |
| |«большая |сотрудников», |некоторая |в коллективах, |
| |семья», высокая|некоторая |степень |отсутствие |
| |степень |степень |мотивации, |вовлечен-ности |
| |мотивации и |вовлеченности, |усиление |(только у |
| |вовлеченности, |небольшое |влияния |топ-менеджеров)|
|
|нет профсоюзов,|влияние
| |нет Совета |профсоюзов, нет| |повысить |
| |трудового |СТК | |мотивацию, |
| |коллектива | | |сильные |
| |(СТК) | | |профсоюзы, СТК |
|Финансы |Семья, банк |Семья, банк |Семья, банк, |Банк, акции |
|
|
|
|акции |
|
Основная проблема теорий, описывающих «мир малого бизнеса», заключается в
неконгруэнтности
базовых экономических
товарная цена, и, соответственно, рентабельность), составляющих основу
экономического анализа, для крупных корпораций и малых фирм. Ключевой
особенностью малого бизнеса, функционирующего в официальном секторе,
является
высокая степень его
специфическом характере присущих ему экономических категорий, указанных
выше, частично отражающих качественную природу семейного товарного
хозяйства, а частично – количественную природу корпоративных форм
капиталистического типа. Наиболее ярко эти особенности проявляются в малом
семейном бизнесе.
В качестве сугубо Российской особенности малого бизнеса чаще всего
приводится высокий удельный вес неформального сектора экономики, к которому
относят как теневую деятельность предприятий официального (формального)
сектора, так и неформальные малые предприятия, действующие полностью «в
тени». Эти последние представляют собой незарегистрированные официально
формы
предпринимательской
решение человеком имеющихся у него социально-экономических проблем. Они
характеризуются высокой степенью социализированности и персонализированным
характером экономических отношений, выражающихся в производстве, услугах,
обмене, финансировании и учете.. При этом причинами такой ориентации
считаются как экономические (налогообложение), так и неэкономические
(сложность
регистрации, перерегистрации,
запутанность законодательства, отсутствие у предпринимателей возможностей
реальной защиты от разрушительного для малого предприятия действий
связанных
и несвязанных с государством
структур) факторы.
2 Экономическая
и социальная роль малых
Изменения внутренних и внешних условий хозяйственной деятельности,
происходящие в мире в последние десятилетия (растущая сложность
современного технологического оборудования, необходимость одновременно
повышать эффективность и качество работы в сочетании с умением быстро
реагировать на запросы рынка и последние достижения в науке и технике,
сдвиги в структуре издержек производства и в соотношении факторов
конкурентоспособности предприятий) многократно увеличили нагрузку на всю
систему управления современным производством.
Основываясь на опыте деятельности как западных, так и отечественных
компаний, можно сделать вывод: те компании, которые все еще стремятся
преуспеть в конкурентной борьбе только за счет снижения издержек, не
столько выигрывают, сколько теряют. Возможно, исключением из этого
положения нужно признать период второй половины 1998 – 1999 годов, когда
именно радикальное снижение издержек позволило многим компаниям выжить в
условиях кризиса.
При всем своеобразии отечественной среды функционирования предприятий,
чувствительность к переменам во внешней и внутренней среде предприятия,
готовность гибко и адекватно реагировать на них, инициативность изменения
фирмы в соответствии с потребностями времени являются необходимым условием
(но вовсе не гарантией) успеха предприятия на рынке.
Сегодня на всех уровнях управления нужны автономные, самоуправляемые группы
работников из разных подразделений компании, способные непосредственно
выйти на рынок. В сущности, данные структуры являются логическим следствием
тенденций в развитии формирования организационной структуры управления
корпораций, прослеживающиеся на протяжении последнего полувека. Командные
структуры призваны обеспечить сочетание преимуществ малого бизнеса с
программно-целевым управлением в рамках крупной организации. С мелким
бизнесом командные структуры прежде всего сближает общность организационной
культуры,
системы материального и
уровень самомотивации.
Ставшее уже классическим положение экономической теории утверждает, что при
росте масштабов производства его удельные издержки до определенного предела
снижаются, однако при дальнейшем увеличении масштаба производства начинают
возрастать. Экономисты определили это как положительный и отрицательный
эффект роста масштабов производства или «эффект масштаба». При этом
продолжительность действия положительной фазы эффекта масштаба является
различной в разных отраслях экономики.
Данные рассуждения логически подводят к выводу о том, что положительные и
отрицательные эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими
структуру данной отрасли. Это нужно учитывать экономическими и
государственными структурами при формировании концепции управления малым
бизнесом. Однако это не говорит о предпочтения крупного или мелкого
производства. Их преимущества реализуются лишь в том случае, если правильно
выбрана сфера деятельности и созданы условия для успешного
функционирования. В частности, с трудом можно представить себе деятельность
малых предприятий (в строгом понимании) в тяжелом машиностроении, черной
металлургии, производстве электроэнергии, и т.п. С другой стороны, сфера
услуг, общественного питания, розничной торговли обеспечивают малым
предприятиям
огромный потенциал активной деятельности.
3 Мелкий
бизнес - основа современной рыночной
инфраструктуры:
Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы
экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей
сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной
инфраструктуры.
Именно сфера малого предпринимательства обеспечивает в экономически
развитых странах основную долю занятости населения. Будучи в значительной
степени семейным, малый бизнес обеспечивает высокую устойчивость экономики
среды
благодаря «нерыночному»
предприятиях категории цены, зарплаты, прибыли и рентабельности оказываются
стоящими на лестнице приоритетов ниже места, отведенного им классической
экономической теорией.
В качестве основных преимуществ малого бизнеса можно выделить:
- возможность
более гибких и оперативных
решений. По сравнению с
корпорациями в малом бизнесе значительно упрощена процедура принятия
управленческих решений, это дает возможность быстро и гибко реагировать на
конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капиталом при
переключении с одного вида деятельности на другой. Такие быстрые переливы
ресурсов из одной отрасли экономики в другую также способствуют повышению
устойчивости экономики к неблагоприятному воздействию внешних и внутренних
факторов.
- ориентация
производителей
бизнес идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев,