Роль мелкого бизнеса в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Малое предпринимательство представляет собой реалию экономической жизни
государства, которая в значительной мере определяет макроэкономическую
ситуацию в стране и имеет значительных потенциал влияние на социальную
картину в стране. Поэтому необходимо ясное представления о том, какое место
малое предпринимательство занимает в национальной экономике и каковы его
отличительные особенности.

Оглавление

1. Введение 2
2. Место и роль малого предпринимательства в процессе формирования
рыночных структур. 4
2.1. Определение малого предприятия и его специфика. 4
2.2. Экономическая и социальная роль малых предприятий. 9
2.3. Мелкий бизнес - основа современной рыночной инфраструктуры: 11
3. Государственное регулирование малого предпринимательства в России
13
3.1. Система государственной поддержки малого бизнеса: цели, элементы,
результаты. 13
3.2. Фонды поддержки малого предпринимательства - основные направления
деятельности. 18
4. Заключение 20

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.09 Кб (Скачать)

привычек  и других характеристик местного рынка, и может максимально

удовлетворить потребности этого рынка.

- поддержание  занятости и создание новых  рабочих мест. Эта проблема

чрезвычайно актуальна для нашей страны, поскольку  продолжающиеся (не всегда

позитивные) изменения экономики по-прежнему высвобождают людские ресурсы с

нежизнеспособных  предприятий. Ориентируясь на показатели занятости в малом

бизнесе в странах Европы (по данным ЕС 1993 года, не менее 40% экономически

активного населения занято на предприятиях с  числом работающих менее 100

человек), следует признать, что в России потенциал занятости в малых

предприятиях  еще далеко не реализован.

- выполнение  вспомогательных функций по отношению  к крупным производителям.

Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы

малым предприятиям-субкооператорам. Кроме  того, некоторые функции крупных

предприятий обладают спецификой, затрудняющей их выполнение силами тех же

или иных крупных фирм (например, эпизодическая  рассылка рекламно-

информационных  материалов от производителя потенциальным  или действующим

его клиентам). Эта область деятельности также принадлежит малым

предприятиям

- небольшой  первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие

сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле

перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию  производства,

достигать оптимального сочетания машинного  и ручного труда. Ряд областей

деятельности (как правило, в сфере услуг) характеризуется  практически

нулевой капиталоемкостью.

- инновационный  характер малых предприятий. Многие  экономисты отстаивают

идею  об исключительной роли малого бизнеса  в развертывании НТР.

Наиболее  значительную активность в области  нововведений проявляют венчурные

фирмы. Они успешно конкурируют с  крупными, добиваясь более быстрых  темпов

внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие

исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки,

проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют

исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные  кадры, тем самым

вносят  весомый вклад в инновационный  процесс, технологическое обновление

производства. Мелкие инновационные фирмы с  их мобильностью в условиях

конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы

обновления  ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе

хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя

крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного  развертывания новых

производств. Достижения научно-технического прогресса  позволяют им быстро

подключиться  к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим

капиталом.

Мелкие  фирмы действуют в условиях жесткой  рыночной конкуренции, которую не

все способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых предприятий

сопровождается  в то же время разорением многих из них.

В США  регулярно проводятся опросы, где  главными причинами неудач чаще всего

называются:

- некомпетентность, несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но

неопытный коммерсант), нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках,

производстве  и управлении;

2) незначительные  объемы продаж

3) конкуренция

4) слишком  большие эксплуатационные расходы.

Однако  чаще всего компании умирают от нерешенных управленческих проблем,

нежели  от нехватки капитала или инвестиций: причиной банкротства является

потеря  контроля за состоянием дел и не отвечающая потребностям производства

система управления. Собственники и сотрудники прекративших свое

существование малых предприятий составляют лабильный  резерв трудовых

ресурсов  и основу для появления новых  субъектов малого бизнеса. 

   Государственное регулирование  малого предпринимательства в  России 
 

1 Система  государственной поддержки малого  бизнеса: цели, элементы,

      результаты. 

Проблема  государственной поддержки малого предпринимательства представляет

собой двойственную картину. 

С одной  стороны, в России действует Закон  о государственной поддержке

малого  предпринимательства, в котором  указано определение малого

предприятия, определен порядок регистрации  и отчетности, описана система

государственной поддержки малых предприятиях на общефедеральном и местном

уровнях, сформулированы основные положения  Государственной программы

поддержки малого предпринимательства, регламентирована деятельность

Федерального  и местных Фондов по поддержке  предпринимательства, закреплены

предоставляемые малым предприятиям льготы по налогообложению, амортизации,

кредитованию  и страхованию, и т.п. 

Федеральная Программа государственной поддержки  малого предпринимательства,

в свою очередь, имеет целью: 

    - обеспечение благоприятных условий  для развития малого

      предпринимательства на основе  повыше

Информация о работе Роль мелкого бизнеса в экономике