Роль мелкого бизнеса в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Малое предпринимательство представляет собой реалию экономической жизни
государства, которая в значительной мере определяет макроэкономическую
ситуацию в стране и имеет значительных потенциал влияние на социальную
картину в стране. Поэтому необходимо ясное представления о том, какое место
малое предпринимательство занимает в национальной экономике и каковы его
отличительные особенности.

Оглавление

1. Введение 2
2. Место и роль малого предпринимательства в процессе формирования
рыночных структур. 4
2.1. Определение малого предприятия и его специфика. 4
2.2. Экономическая и социальная роль малых предприятий. 9
2.3. Мелкий бизнес - основа современной рыночной инфраструктуры: 11
3. Государственное регулирование малого предпринимательства в России
13
3.1. Система государственной поддержки малого бизнеса: цели, элементы,
результаты. 13
3.2. Фонды поддержки малого предпринимательства - основные направления
деятельности. 18
4. Заключение 20

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.09 Кб (Скачать)

|                       |межрегиональный, |             |              |

|                       |международный    |             |              |

|Разработка             |Местный,         |Х            |Х             |

|государственных        |региональный,    |             |              |

|программ  поддержки     |федеральный,     |             |              |

|малых  предприятий:     |межгосударственны|             |              |

|                       |й                |             |              |

|Налогообложение:       |Местный          |Х            |              |

|                       |федеральный      |             |              |

|Образование:           |Бизнес-образовани|Х            |Х             |

|                       |е                |             |              |

|                       |Экономическое    |             |              |

|                       |образование      |             |              |

|Исследования:          |Микроуровень     |Х            |Х             |

|                       |Макроуровень     |             |              | 

В целом  можно охарактеризовать современный  российский подход к определению

малых предприятий в части мер государственного регулирования деятельности

субъектов малого предпринимательства как  попытку реализации

протекционистской модели государственной поддержки  предпринимательства.

Однако, важно принимать во внимание значительно  более широкий спектр задач,

вызывающих  необходимость использования формальных или неформальных

определений малого бизнеса, а также более  широкие возможности подходов к  их

решению.

Следующие три вопроса составляют суть проблемы определения размера

предприятия: что есть размер предприятия (организации), как следует

«измерять»  этот размер, и где проходит «разделяющая линия» между малым,

средним и крупным предприятием (организацией)?

Что есть размер предприятия? В разное время  разными авторами предлагались

такие варианты раскрытия понятия размера  предприятия (организации), как,

например, «масштабность операций» («the scale of operations» – Aldrich,

1972), или «масштаб организации и  ее ответственности/задач» («the scope of

an organisation and its responsibilities» – Blau, 1972).Наиболее часто в

исследовательских целях использовали критерии «число занятых», «стоимость

активов»  или «годовой оборот/ объем продаж»  и др. Вследствие такого

разнообразия  подходов участвующие в обсуждении проблем далеко не всегда

имеют в виду одно и то же, употребляя понятия  малого и среднего бизнеса.

Как следует измерять размер предприятия? Даже если в качестве ответа на

вопрос  «что есть размер предприятия?» просто выбираются те или иные

критерии  измерения размера (что вряд ли является действительно ответом на

поставленный  вопрос), то использование различных  численных параметров в

качестве  границ изменения выбранных критериев  неизбежно ведет к проблеме

проведения  сопоставлений на различных уровнях  анализа. Единственно в

зависимости от выбранной меры критерия одна и  та же компания может быть

одновременно  отнесена к крупным, средним или  малым предприятиям. То, что

может считаться «средним» для одной  отрасли или одного сегмента рынка,

может быть отнесено к «малому» или «крупному» – в другом контексте.

Сравним, к примеру, оборот фирм в музыкальной  индустрии, бизнес-образовании

и в  промышленности, строительстве, или  понятия «масштабности операций»  для

России  и для Люксембурга.

Где проходит линия раздела? Даже после  решения вопросов «что есть размер?»

и «как его следует измерять» все  еще будет оставаться вопрос «где проходит

линия, разделяющая малые, средние и  крупные фирмы?» Один из исследователей

делает  такой вывод по этому поводу: «Никакое универсальное определение

малого  предприятия не сможет быть достаточным  для всех задач. Мойщик окон,

независимый магазин с двумя работниками, фермер с 300 акрами земли, одним

наемным рабочим и трактором или каким-нибудь другим оборудованием, швейная

фабрика с 50 сотрудниками – все они сталкиваются с общими проблемами,

отличными от проблем транснациональных корпораций. Не столько важно иметь

универсальное определение, точно отделяющее малое  предприятие от крупного,

сколько сделать полезные обобщения о  предприятиях малого и крупного

размера». 

В отечественной  практике определение малого предприятия  дано в Федеральном

Законе  о государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской

Федерации: 

      «Под субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие

      организации, в уставном капитале  которых доля участия Российской

      Федерации, субъектов Российской  Федерации, общественных и религиозных

      организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов не

      превышает 25 процентов, доля, принадлежащая  одному или нескольким

      юридическим лицам, не являющимся  субъектами малого

      предпринимательства, не превышает  25 процентов и в которых средняя

      численность работников за отчетный  период не превышает следующих

      предельных уровней (малые предприятия):

           в промышленности - 100 человек;

           в строительстве - 100 человек;

           на транспорте - 100 человек;

           в сельском хозяйстве - 60 человек;

           в научно - технической сфере - 60 человек;

           в оптовой торговле - 50 человек;

           в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения - 30

           человек;

           в остальных отраслях и при  осуществлении других видов

           деятельности - 50 человек.

      Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические

      лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования

      юридического лица.

      Малые предприятия, осуществляющие  несколько видов деятельности

      (многопрофильные), относятся к таковым  по критериям того вида

      деятельности, доля которого является  наибольшей в годовом объеме

      оборота или годовом объеме  прибыли.» 

Таким образом, в основу определения малого предприятия в Российском

законодательстве  положен количественный признак  – число работающих.

Следует отметить, что около 8.5 миллионов  человек занятых в сфере малого

предпринимательства, установленные Федеральной Программой государственной

поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001

годы  в качестве целевого показателя на 2001 год составляют около 10%

населения в трудоспособном возрасте. Для сравнения, численность занятых на

предприятия с числом работников менее 10 человек  в Германии в 1993 году

составила 17% от общего числа занятых, будучи самым  низким показателем в

ЕС, а численность занятых на предприятиях с числом работающих менее 100

человек во всех странах ЕС превышает 40% от общего числа занятых.

Специфика субъектов малого предпринимательства  в значительной степени

определяется  их размерами. В то же время в ряде случаев можно сказать, что

именно  эта специфика является причиной невозможности роста малого

предприятия.

|Качественные  характеристики размера фирмы                                  |

|        |Малый бизнес   |Малый-средний  |Средний-крупный|Крупный бизнес |

|        |               |бизнес         |бизнес         |               |

|Цели    |Определяются   |Корректируются |Корректируются |Доминирование  |

|        |рынком,        |рынком  и       |рынком и       |на рынке,      |

|        |интуитивно, с  |стратегией,    |стратегией,    |систематически |

|        |импровизациями |интуитивно     |изобретательно |и стратегически|

|Менедж-м|Личный,        |Личный,        |Личный,        |Командный,     |

|ент     |авторитарный,  |консультации с  |небольшая      |большая  команда|

|        |прямой         |ключевыми      |команда        |специалистов,  |

|        |               |партнерами,    |специалистов,  |функциональная |

|        |               |специалистами  |использование  |оргструктура,  |

|        |               |               |внешних        |консультационна|

|        |               |               |экспертов      |я структура    |

|Продукт  |Нет            |Краткосрочное  |Краткосрочное и|Долгосрочное   |

|        |планирования,  |планирование   |нерегулярное   |планирование,  |

|        |Нет            |без            |долгосрочное   |регулярные     |

Информация о работе Роль мелкого бизнеса в экономике