Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:08, курсовая работа
Малое предпринимательство представляет собой реалию экономической жизни
государства, которая в значительной мере определяет макроэкономическую
ситуацию в стране и имеет значительных потенциал влияние на социальную
картину в стране. Поэтому необходимо ясное представления о том, какое место
малое предпринимательство занимает в национальной экономике и каковы его
отличительные особенности.
1. Введение 2
2. Место и роль малого предпринимательства в процессе формирования
рыночных структур. 4
2.1. Определение малого предприятия и его специфика. 4
2.2. Экономическая и социальная роль малых предприятий. 9
2.3. Мелкий бизнес - основа современной рыночной инфраструктуры: 11
3. Государственное регулирование малого предпринимательства в России
13
3.1. Система государственной поддержки малого бизнеса: цели, элементы,
результаты. 13
3.2. Фонды поддержки малого предпринимательства - основные направления
деятельности. 18
4. Заключение 20
| |межрегиональный, | | |
| |международный | | |
|Разработка |Местный, |Х |Х |
|государственных |региональный, | | |
|программ поддержки |федеральный, | | |
|малых
предприятий: |межгосударственны|
| |й | | |
|Налогообложение: |Местный |Х | |
| |федеральный | | |
|Образование:
|Бизнес-образовани|Х
| |е | | |
| |Экономическое | | |
| |образование | | |
|Исследования: |Микроуровень |Х |Х |
|
|Макроуровень |
|
|
В целом можно охарактеризовать современный российский подход к определению
малых
предприятий в части мер
субъектов малого предпринимательства как попытку реализации
протекционистской модели государственной поддержки предпринимательства.
Однако, важно принимать во внимание значительно более широкий спектр задач,
вызывающих
необходимость использования
определений малого бизнеса, а также более широкие возможности подходов к их
решению.
Следующие три вопроса составляют суть проблемы определения размера
предприятия: что есть размер предприятия (организации), как следует
«измерять» этот размер, и где проходит «разделяющая линия» между малым,
средним и крупным предприятием (организацией)?
Что есть размер предприятия? В разное время разными авторами предлагались
такие варианты раскрытия понятия размера предприятия (организации), как,
например, «масштабность операций» («the scale of operations» – Aldrich,
1972), или «масштаб организации и ее ответственности/задач» («the scope of
an organisation and its responsibilities» – Blau, 1972).Наиболее часто в
исследовательских целях использовали критерии «число занятых», «стоимость
активов» или «годовой оборот/ объем продаж» и др. Вследствие такого
разнообразия подходов участвующие в обсуждении проблем далеко не всегда
имеют в виду одно и то же, употребляя понятия малого и среднего бизнеса.
Как следует измерять размер предприятия? Даже если в качестве ответа на
вопрос «что есть размер предприятия?» просто выбираются те или иные
критерии измерения размера (что вряд ли является действительно ответом на
поставленный вопрос), то использование различных численных параметров в
качестве границ изменения выбранных критериев неизбежно ведет к проблеме
проведения сопоставлений на различных уровнях анализа. Единственно в
зависимости от выбранной меры критерия одна и та же компания может быть
одновременно отнесена к крупным, средним или малым предприятиям. То, что
может считаться «средним» для одной отрасли или одного сегмента рынка,
может быть отнесено к «малому» или «крупному» – в другом контексте.
Сравним, к примеру, оборот фирм в музыкальной индустрии, бизнес-образовании
и в
промышленности, строительстве, или
понятия «масштабности
России и для Люксембурга.
Где проходит линия раздела? Даже после решения вопросов «что есть размер?»
и «как его следует измерять» все еще будет оставаться вопрос «где проходит
линия, разделяющая малые, средние и крупные фирмы?» Один из исследователей
делает такой вывод по этому поводу: «Никакое универсальное определение
малого предприятия не сможет быть достаточным для всех задач. Мойщик окон,
независимый магазин с двумя работниками, фермер с 300 акрами земли, одним
наемным
рабочим и трактором или каким-
фабрика с 50 сотрудниками – все они сталкиваются с общими проблемами,
отличными
от проблем транснациональных
универсальное определение, точно отделяющее малое предприятие от крупного,
сколько сделать полезные обобщения о предприятиях малого и крупного
размера».
В отечественной практике определение малого предприятия дано в Федеральном
Законе
о государственной поддержке
малого предпринимательства в
Федерации:
«Под субъектами малого
организации, в уставном
Федерации, субъектов
организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не
превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким
юридическим лицам, не
предпринимательства, не
численность работников за
предельных уровней (малые
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно - технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и
человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов
деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого
лица, занимающиеся
юридического лица.
Малые предприятия,
(многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида
деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме
оборота или годовом объеме
прибыли.»
Таким образом, в основу определения малого предприятия в Российском
законодательстве положен количественный признак – число работающих.
Следует отметить, что около 8.5 миллионов человек занятых в сфере малого
предпринимательства,
установленные Федеральной
поддержки
малого предпринимательства в
годы в качестве целевого показателя на 2001 год составляют около 10%
населения в трудоспособном возрасте. Для сравнения, численность занятых на
предприятия с числом работников менее 10 человек в Германии в 1993 году
составила 17% от общего числа занятых, будучи самым низким показателем в
ЕС, а численность занятых на предприятиях с числом работающих менее 100
человек во всех странах ЕС превышает 40% от общего числа занятых.
Специфика субъектов малого предпринимательства в значительной степени
определяется их размерами. В то же время в ряде случаев можно сказать, что
именно эта специфика является причиной невозможности роста малого
предприятия.
|Качественные
характеристики размера фирмы
|
|Малый бизнес |Малый-средний
|Средний-крупный|Крупный
| | |бизнес |бизнес | |
|Цели |Определяются |Корректируются |Корректируются |Доминирование |
| |рынком, |рынком и |рынком и |на рынке, |
| |интуитивно, с |стратегией, |стратегией, |систематически |
| |импровизациями |интуитивно |изобретательно |и стратегически|
|Менедж-м|Личный, |Личный, |Личный, |Командный, |
|ент |авторитарный, |консультации с |небольшая |большая команда|
| |прямой |ключевыми |команда |специалистов, |
| | |партнерами, |специалистов, |функциональная |
| | |специалистами |использование |оргструктура, |
| | | |внешних |консультационна|
| | | |экспертов |я структура |
|Продукт
|Нет
|Краткосрочное |Краткосрочное и|Долгосрочное
| |планирования, |планирование |нерегулярное |планирование, |
| |Нет |без |долгосрочное |регулярные |