Роль малого предпринимательства в рыночной экономике Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 21:14, реферат

Краткое описание

С первых дней существования молодого независимого Казахстана малому бизнесу отводится одна из ведущих ролей в формировании его рыночной экономики, а поддержка и развитие малого предпринимательства законодательно признаны приоритетной сферой государственной экономической политики. И хотя в Казахстане влияние этого сектора на социальное и экономическое развитие общества не столь существенно, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится более половины валового внутреннего продукта, малое предпринимательство в нашей стране стало массовой, динамично развивающейся частью деловой жизни.

Оглавление

1.Введение.
2.Понятие малого бизнеса.
3.Государственные программы развития и поддержки малого предпринимательства.
4.Современное состояние малого бизнеса в цифрах.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 58.00 Кб (Скачать)
 
 
 

                                                             Кафедра «Экономики  и общеобразовательных  дисциплин»                                                          

                                                           

РЕФЕРАТ 

По  дисциплине «Микроэкономика» 
 

На  тему «Роль малого предпринимательства в рыночной экономике Казахстана» 
 
 
 
 

студент ___________________

                                                                                                                                         (Ф.И.О.)

                                                                               группа _________________

                                                                       Научный руководитель  

                                                                               __________________________  

                                                                                                                                                  (Ф.И.О.)                

Дата  сдачи реферата: 

Дата  защиты реферата: 
 
 
 
 
 
 

2007 
 
 
 
 

1.Введение.

С первых дней существования молодого независимого Казахстана малому бизнесу отводится одна из ведущих ролей в формировании его рыночной экономики, а поддержка и развитие малого предпринимательства законодательно признаны приоритетной сферой государственной экономической политики. И хотя в Казахстане влияние этого сектора на социальное и экономическое развитие общества не столь существенно, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится более половины валового внутреннего продукта, малое предпринимательство в нашей стране стало массовой, динамично развивающейся частью деловой жизни.

2.Понятие малого бизнеса.

Малый бизнес является составляющей казахстанской системы частного предпринимательства. В соответствии с Законом от 19 июня 1997 года «О государственной поддержке малого предпринимательства» к субъектам малого бизнеса относятся физические лица без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше шестидесяти тысячекратного месячного расчетного показателя (что на сегодня составляет чуть больше 55 миллионов тенге или 400 тысяч долларов США). Вместе с тем, в составе малого предпринимательства законодательством выделяется также микробизнес, субъектами которого являются индивидуальные предприниматели и юридические лица со среднегодовой численностью работников до 10 человек.

3.Государственные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Обращаясь к истории рассматриваемого вопроса, следует отметить, что первые шаги по пути развития и поддержки малого предпринимательства в Казахстане были сделаны еще в 1997 году, когда Президентом были приняты Указы «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» и «О приоритетах и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан». В данных нормативных актах были намечены основные направления государственной политики в этой сфере и первоочередные мероприятия для ее осуществления. Координация действий центральных и местных исполнительных органов по поддержке малого предпринимательства, а также взаимодействие с международными финансовыми институтами в вопросах оказания финансовой и технической помощи малому предпринимательству были поручены специально созданному в этих целях государственному органу — Агентству по поддержке малого предпринимательства в составе Министерства экономики и торговли Республики Казахстан. В настоящее время функции и полномочия в области поддержки малого бизнеса переданы Министерству индустрии и торговли Республики Казахстан.

В качестве первых приоритетов развития малого предпринимательства были обозначены:

  • создание новых и развитие действующих производств товаров народного потребления, замещающих импорт, строительных материалов, малых видов оборудования;
  • развитие сферы услуг, в первую очередь оказываемых кооперативам собственников квартир;
  • развитие производств по дальнейшей переработке продукции аграрного комплекса.

Дальнейшее  участие государства в судьбе малого бизнеса нашло свое отражение в разработке и поэтапном принятии нескольких годовых программ развития и поддержки малого предпринимательства. Проводя сравнительный анализ названных программ, можно отметить, что все они были направлены, прежде всего, на увеличение доли малого бизнеса в приоритетных отраслях экономики, особенно в производственной сфере, развитие системы информационного обеспечения, обеспечение занятости населения, совершенствование финансово-кредитной и инвестиционной политики, а также создание нормативно-правовой базы в этой сфере.

Более подробно остановимся на действующей в настоящее время Государственной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2004—2006 годы (далее — Программа), которая разработана в целях реализации Стратегии развития Республики Казахстан на период до 2030 года, Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003—2015 годы, поручений Президента Республики Казахстан, данных на 11-ом Форуме предпринимателей Казахстана 31 октября 2003 года.

В дополнение к вышеперечисленным направлениям развития малого бизнеса современное общество ставит перед государством в этой сфере следующие задачи:

  • совершенствование системы налогового администрирования малого предпринимательства;
  • облегчение доступа малого предпринимательства к кредитным ресурсам;
  • повышение эффективности государственных и негосударственных институтов поддержки малого предпринимательства;
  • оптимизация государственного регулирования предпринимательства;
  • создание единой образовательной и информационно-методической системы поддержки малого предпринимательства;
  • совершенствование нормативной правовой базы по вопросам предпринимательства.

4.Современное состояние малого бизнеса в цифрах.

Состояние малого бизнеса в Казахстане сегодня лучше всего можно продемонстрировать с помощью цифр. По данным официальной статистики, в республике по состоянию на 1 января 2003 года насчитывалось 442,3 тысячи субъектов малого предпринимательства, где занято около 1,2 млн. человек. Удельный вес занятых в малом предпринимательстве составил 17,6%.  
Однако количество малых предприятий постоянно растет, так в республике только за второй квартал 2004 года было зарегистрировано 135 тысяч субъектов малого бизнеса. Обращаясь к сферам деятельности малых предприятий, можно отметить, что большинство из них (39%) специализируются на торговле, ремонте автомобилей и изделий домашнего пользования. Значительно меньшее количество малых предприятий занимается промышленной деятельностью, но и здесь наблюдается увеличение их числа: если во втором квартале 2003 года действовало 7,9 тысяч промышленных малых предприятий, то во втором квартале 2004 года их количество увеличилось до 8,1 тысячи.

В результате финансово-хозяйственной деятельности во втором квартале 2004 года субъектами малого бизнеса получен доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в сумме 757,6 млрд. тенге, что в 1,4 раза больше, чем в 2003 году. При этом более половины общей суммы дохода обеспечили предприятия торговой сферы. Если анализировать доход, полученный от реализации продукции малых предприятий, по регионам, то ведущую роль играет Алматы (44 % от общей суммы дохода) и Астана (13,7 %), за ними следует Карагандинская область (5,7 %).

Вместе  с тем, за счет осуществления Государственной программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2004—2006 годы, прогнозируются доведение:

  • количества субъектов малого предпринимательства в 2004 году — до 510 тысяч, в 2005 году — до 530 тысяч, в 2006 году — до 550 тысяч;
  • численности занятых в малом предпринимательстве в 2004 году — до 1,4 млн. человек, в 2005 году — до 1,5 млн. человек, в 2006 году — до 1,6 млн. человек;
  • доли малого предпринимательства в структуре ВВП в 2004 году до 20 %, в 2005 году до 22 %, в 2006 году до 25 %.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание.

1.Введение.

2.Понятие  малого бизнеса.

3.Государственные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

4.Современное состояние малого бизнеса в цифрах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Роль малого предпринимательства в рыночной экономике Казахстана