Роль и влияние аутсорсинга на развитие белорусской ИТ-отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить роль и влияние аутсорсинга на развитие белорусской ИТ-отрасли.
Для достижения поставленной нами цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы аутсорсинга;
- провести анализ применения аутсорсинга на предприятиях в Республике Беларусь;
- разработать направления развития в Беларуси.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ4
1. Теоретические основы аутсорсинга 6
1.1 Сущность, виды и формы аутсорсинга 6
1.2 Преимущества и недостатки аутсорсинга 13
2. Роль и влияние аутсорсинга на развитие белорусской ИТ-отрасли 16
2.1 Оффшорное программирование (ИТ-аутсорсинг) 16
2.2 Анализ использования аутсорсинга на примерах ассоциации «ИНФОПАРК» и «ПАРК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ» 20
2.3 Перспективы развития аутсорсинга в Беларуси 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

научная работа.docx

— 139.30 Кб (Скачать)

    1. Полный аутсорсинг

    Фирма обеспечивает компанию-партнера необходимой  документацией для проведения конкретных курсов обучения. Компания-партнер  со своей стороны качественно  выполняет всю администраторскую  работу, обеспечивает обслуживание именно каждого клиента, тиражирует и распространяет необходимую для обучения литературу, выставляет обязательные счета за обучение и точно управляет всем процессом  платного обучения.

    Совместно с процессом обучения ВРО применяется  и для традиционных видов деловой  активности, а именно для управления финансами, недвижимостью, кадровым набором  сотрудников, административными функциями  и документооборотом.

    2. Частичный аутсорсинг 

    Данная  форма аутсорсинга может проявляться  только при изготовлении различной  дорогостоящей продукции (например, бытовая техника).

    Кроме того, частичный аутсорсинг может  включать в себя переадресацию конкретного  пакета функций другой фирме или  созданной для этой цели дочерней компании, поскольку опыт, который  накопился ими в определенных областях производства, позволяет получить из этого какую-либо выгоду.

    Использование возможностей аутсорсинга позволяет  фирмам устранить традиционную рыночную конкуренцию, в частности ценовую, а также потенциальную угрозу инноваций и других форм конкуренции  со стороны третьих фирм.

    3. Усовершенствованный аутсорсинг

    Данная  форма аутсорсинга представляет собой совершенно новое его направление. Компании, занимающиеся аутсорсингом, постоянно вкладывают средства в  инновационные технологии и работают над совершенствованием методологии. Кроме того, работая с большим  количеством клиентов, они сталкиваются с аналогичными проблемами, тем самым приобретая огромный опыт. Решение о том, куда инвестировать средства, - одно из важнейших и принимается на самом высшем уровне управления. [7]

    Также в зависимости от цели использования  аутсорсинга можно выделить:

  • традиционный аутсорсинг, состоящий в передаче функций организации на выполнение специализированной компании на долгосрочной основе для достижения конкурентных преимуществ;
  • трансформационный аутсорсинг, в рамках которого в полномочия аутсорсера входит осуществление функций подразделения, а так же разработка и внедрение проектов по его преобразованию для наиболее полного соответствия требованиям рынка с последующим возвратом обновленного подразделения заказчику;
  • промежуточный аутсорсинг, подразумевающий привлечение аутсорсера к выполнению функций организации на период самостоятельной разработки сотрудниками заказчика новых методик осуществления временно порученных аутсорсеру задач.

    По  количеству исполнителей аутсорсинг-заказа выделяются:

  • аутсорсинг с привлечение одного поставщика услуг;
  • совместный аутсорсинг, при осуществлении которого к выполнению определенного вида деятельности компании привлекаются несколько аутсорсеров. При этом заказчик может использовать преимущества каждого поставщика, а доля риска отдельного аутсорсера снижается за счет перераспределения затрат между несколькими исполнителями, что особенно актуально при выполнении дорогостоящих заказов. [16]

    В общем классификацию форм и видов аутсорсинга можно представить в следующем виде:

Таблица 1.1 - Классификация форм аутсорсинга

    

    Источник: разработка автора. 

    Аутсорсинг  снижает необходимость инвестирования средств в развитие основных фондов, связанных с второстепенными и непрофильными функциями. Кроме того, он может улучшить определенные финансовые показатели компании, так как отпадает необходимость показывать отдачу от вложения капитала в отдельные виды деятельности.

 

    

    1. Преимущества  и недостатки аутсорсинга
 

    К числу преимуществ, получаемых от аутсорсинга, можно отнести снижение себестоимости  функций, передаваемых аутсорсеру. Последний, как правило, осуществляет выполнение порученных ему функций дешевле вследствие специализации в узкой предметной области и благодаря эффекту масштаба, достигаемого при выполнении однотипных операций одновременно для множества клиентов. Еще одним позитивным следствием специализации является повышение качества и надежности выполнения переданных на аутсорсинг функций, так как при решении сходных задач компании-аутсорсеры уже накопили большой опыт и могут использовать новейшие технологии и высококвалифицированный персонал. Аутсорсинг дает также возможность привлечь сотрудников заказчика, обслуживавших ранее выполнение делегированной аутсорсеру функции, т.к. они хорошо знают специфику своей компании. [1]

    Кроме того, чрезвычайно важно усиление концентрации внутрикорпоративного внимания на основных целях компании путем делегирования второстепенных функций аутсорсерам, что дает самой компании возможность сфокусироваться на удовлетворении потребностей клиентов и развитии технологий. Концентрация на основных функциях к тому же позволяет проводить оптимальный реинжиниринг, повышая эффективность работы компании постоянным улучшением таких показателей, как стоимость, качество, сервис и временные затраты. Аутсорсинг может позволить компании воспользоваться ресурсами, доступ к которым в противном случае был бы невозможен, например, при расширении географии деятельности фирмы или при создании новой компании. Аутсорсинг снижает риски благодаря тому, что аутсорсеры инвестируют средства одновременно в большое количество компаний-клиентов. Компания-заказчик же на развитом рынке аутсорсинга имеет возможность выбрать именно тех аутсорсеров, которые обладают наибольшим опытом в данной области. И, наконец, компания-заказчик может улучшить репутацию и увеличить стоимость брэнда в результате более качественного обслуживания ее клиентов сторонней специализированной компанией. [24]

Таблица 1.2 – Структура основных преимуществ аутсорсинга

    

    Источник: разработка автора.  

    Однако  нужно учитывать, что при передаче на аутсорсинг сразу нескольких важных функций возникает реальный риск утечки информации и появления нового конкурента, использующего опыт и знания компании, заказывавшей аутсорсинг. Снизить этот риск можно, заказав аутсорсинг различных аспектов бизнеса разным аутсорсерам, хотя это и увеличивает издержки. Кроме того, первостепенное значение имеет нахождение добросовестных партнеров, отлично зарекомендовавших себя на рынке услуг, и грамотное заключение с ними контрактов с фиксацией всех необходимых условий. Другой опасностью является потеря контроля над собственными ресурсами, отрыв руководства от части деятельности компании, вследствие чего оно может принимать неадекватные решения. При работе с аутсорсерами может упасть производительность собственных сотрудников, так как они могут расценить аутсорсинг, сопровождающийся передачей части персонала сторонней компании и увольнениями, как измену. Компания в случае неожиданного отказа от услуг аутсорсера или его банкротства, риск которого всегда существует, может столкнуться еще с одной неприятностью - необходимостью срочно искать новых партнеров или начать самостоятельно выполнять функции, ранее бывшие на аутсорсинге, в отсутствие необходимых знаний и опыта из-за длительного пользования услугами чужих специалистов вместо обучения своих. Помимо перечисленных недостатков возможно и увеличение издержек при передаче второстепенных функций как расплата за стремление сосредоточиться на основной деятельности, и даже снижение качества при недобросовестности аутсорсера. Эти проблемы особенно остро стоят на неразвитых рынках, в условиях недостаточно сильной конкуренции, когда аутсорсер, заключив контракт, будет "накручивать" цены и не очень тщательно следить за качеством выполнения работы, понимая, что клиент не сможет найти другого поставщика услуг, т.е. когда аутсорсер будет фактически монополистом на рынке.

 

    

  1. РОЛЬ  И ВЛИЯНИЕ АУТСОРСИНГА  НА РАЗВИТИЕ БЕЛОРУССКОЙ ИТ-ОТРАСЛИ
 
    
    1. Оффшорное программирование (ИТ-аутсорсинг)
 

    Как отмечалось ранее, аутсорсинг может приносить компании значительные и многочисленные преимущества:

  • сокращение объемов инвестиций в не основные фонды;
  • сосредоточение на основной деятельности;
  • снижение расходов на создание и поддержку рабочих мест;
  • отсутствие зависимости от болезней или увольнения работников;
  • использование высококвалифицированных специалистов с обширным опытом работы, наем которых был бы слишком дорогим или не рациональным;
  • использование богатого опыта компании, предоставляющей услуги в области работ для других компаний, то есть возможность организации обучения у поставщика услуг;
  • гибкая реакция на изменения на рынке и внутри компании (реорганизации, реструктуризации, слияния, поглощения);
  • повышение прибыльности бизнеса, так как аутсорсинг снижает издержки обслуживания бизнес-процессов;
  • внедрение передовых технологий через специализированную аутсорсинговую компанию;
  • повышение конкурентоспособности компании, пользующейся услугами аутсорсера.

    Фактором  привлекательности аутсорсинга  является то, что внешний поставщик  услуг способен обеспечить экономию затрат, более высокий уровень  услуг за счет специализации, более  дешевой рабочей силы или эффекта  масштаба. Однако, аутсорсинг – это  значительно больше, чем еще один способ сокращения затрат и повышения  эффективности производства. Используя  услуги фирм-профессионалов, компании могут направить свои собственные ресурсы в наиболее доходные направления деятельности. [13]

    Исторически аутсорсинг развился именно внутри США  и под этим понятием понимают там чаще всего передачу функций управления информационной инфраструктурой предприятия сторонней организации, которая специализируется на данной области технологий. Главным образом ИТ-аутсорсинг охватывает сферу обслуживания сетевой инфраструктуры предприятия, проектирования и планирования автоматизированных систем обработки информации, а также сферу разработки, развития и сопровождения информационных продуктов. Также ИТ-аутсорсинг проникает в сферу системной интеграции и оффшорного программирования. [15]

    Аутсорсинг  в области разработки и внедрения  программного обеспечения (особенно международный) - явление относительно молодое. Если не считать отдельных исключений, то ему менее тридцати лет, а расцвет пришелся на последние 10 или даже 5-7 лет.

    Лидером оффшорной разработки ПО признана в мире Индия. Не так давно были опубликованы цифры по объемам ПО, сделанного на заказ в этой стране - более 6 млрд. долл. за 2008 год. За Индией тянутся другие развивающиеся страны - Тайвань, Филиппины, Индонезия, Китай. Любопытно, что в эту группу в последнее время пытается войти и Вьетнам. Вьетнамские компании много работают на Австралию, используя предоставленные правительством льготы и подготовленных в СССР специалистов.

    Традиционно сильные аутсорсеры - Израиль и Чехия. Кстати, там многие - в недавнем прошлом - небольшие компании уже превратились в фирмы, известные на мировом рынке. В СНГ известны оффшорные компании в России, Украине, Беларуси, Казахстане и Армении.

    Как правило, оффшоры  разрабатывают не продукты целиком, а их части. Разрабатываются самые разные вещи; например, повторно используемые Java2EE-компоненты. Конечно, в основном разрабатывают ПО для персональных компьютеров с Intel-архитектурой под Windows и Linux.

    Среди основных игроков на рынке аутсорсинга  можно выделить  Vested Development. Это пример компании, которая одновременно работает на многих клиентов-разработчиков ПО, и поставляет им решения, которые затем включается в состав продуктов этих компаний. [17]

    Вероятно, самая большая, реально функционирующая оффшорная софтверная компания, частично принадлежащая IBM - это IBA. Она является признанным игроком на мировом рынке JavaBeans. [6]

    Пример, присутствующий во всех публикациях - Luxoft. Эта компания входит в группу IBS, и уже это является серьезной гарантией качества и стабильности. У них есть интересные клиенты. Например, Boeing.

    В числе первых возникла компания EPAm. Сейчас ее клиенты - SAP, Samsung, Halliburton, Colgate и многие другие. В ее офисах в Принстоне, Москве и Минске работает более 400 человек.

    В большей или меньшей степени  работать с оффшорными разработчиками пробуют все - от аэрокосмических  фирм до производителей микросхем и  оборудования (Intel, Motorola, Sun, NEC, FujИТsu, Samsung, Silicon Graphics).

    Для белорусских компаний, выходящих  на западный рынок, основная проблема состоит в том, что для получения  заказа нужно иметь приличную  репутацию на Западе. А для того, чтобы обзавестись такой репутацией, нужно успешно выполнить какие-то заказы. Замкнутый круг. В результате - большинство оффшорных фирм возникло просто на личных контактах с иностранцами. Надо обязательно уделять много  внимания управлению и маркетингу. Если вы не являетесь непосредственно  филиалом западной компании (в этом случае у вас в штате могут  быть практически одни разработчики) - то вам придется немало потрудиться, чтобы заслужить доверие западных партнеров. И, в частности, нанять высококвалифицированных и дорогостоящих менеджеров по сбыту.

Информация о работе Роль и влияние аутсорсинга на развитие белорусской ИТ-отрасли