Роль и место государства на рынке рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование рынков труда Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения. Работа написана с помощью материалов, научных трудов и журнальных статей ученых специалистов, изучающих проблемы рынка труда.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы исследования рынка рабочей силы
1.1. Специфика товара «рабочая сила», спрос и предложение рабочей силы………………………………………………………………………………..3
1.2. Занятость и безработица: виды и формы проявления………………7
1.3. Государственная политика занятости………………………………17
2. Роль и место государства на рынке рабочей силы
2.1. Цели, направления, методы и формы государственного регулирования рынка рабочей силы……………………………………………20
2.2. Зарубежный опыт регулирования трудовых отношений и процессов государством……………………………………………………………………..29
2.3. Российский рынок рабочей силы и специфика его государственного регулирования……………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ!!!!.doc

— 473.50 Кб (Скачать)

  Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

  1. Развитие людских ресурсов для труда;
  2. обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от факторов (пол, возраст и т. д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  3. Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  4. Поддержку трудовой и предпринимательских инициатив граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию способностей к производительному, творческому труду;
  5. Обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  6. Предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;
  7. Поощрения работодателей, сохраняющих действующие и создающие новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  8. Сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;
  9. Координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
  10. Координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

Проведение активной политики государства в области занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.

2.Роль и место государства  на рынке рабочей силы

      1. Цели, направления, методы и формы государственного регулирования рынка рабочей силы

 

Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда на лицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы.  
  Возрастание роли человеческого фактора в производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих американских ученых. Начиная с 1929 года главным источником роста производительности труда и национального дохода США в триаде «труд - земля – капитал» является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы.

Не случайно прямые затраты частного бизнеса в США на все виды обучения возросли уже к началу 80-х годов до 30 млрд. долларов, а полные частные и государственные затраты с учетом выплат компенсаций за время обучения достигли 100 млрд. долларов. 
   Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания. 
   В новых, более эффективных организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно-производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п. Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения.

          Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения. 
   Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно - управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий отряд национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах от 40 до 50 % занятых в народном хозяйстве.Государственное регулирование рынка представляет собой активное вмешательство государственных органов в структуру функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно нужном направлении, а также для решения возникающих социальных проблем. Необходимость данного момента возникает при несовершенстве отдельных рынков, которое проявляется в нестабильности, частичном учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще одной немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность в решении макроэкономических задач. К ним относятся:

- Обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

- Борьба с инфляцией;

- Объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие.

 

   Государственное регулирование рынка ставит перед собой следующие цели: Стабилизация рыночных отношений, установление их равновесия или сдвиг, направленный на их равновесие или отклонение.

Методы государственного регулирования, с помощью которых достигаются вышеуказанные цели:

- Путем контроля за объемами производства и уровнем цен – в этом случае государством устанавливаются конкретные цены или вводятся рыночные квоты;

- Путем применения государственных финансовых инструментов – выражается в введении налогов и дотаций на определенные сферы деятельности;

- Путем установления фиксированных цен.

   Введение налога на конкретную сферу производственной деятельности вызывает активный рост предложений, где стоимость налога вносится в государственный бюджет продавцами из средств покупателей, приобретающих товар. Дотация представляет обратную сторону налога, устанавливающаяся в определенном проценте к стоимости товара или в сумме (рассчитанной в рублях) на единицу товара. Дотации получают чаще всего производители, хотя существует реальная возможность получения и частному лицу. Фиксированные цены устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию, превышая уровень цен равновесия. Таким образом, методы позволяют регулировать цены на рынках государством.

   Государственное регулирование рынка труда является особой сферой деятельности государственного вмешательства в социально-экономические процессы многогранными подходами и средствами. Оно направлено на получение рациональных результатов в социально-экономических условиях относительно уровня занятости работоспособного населения, соответствия профессионального уровня занимаемых рабочих мест, а также решение проблем безработицы.

Методы государственного регулирования рынка труда представлены в следующем виде:

- Создание новых рабочих мест – это возможно осуществить путем сокращения рабочего времени каждого сотрудника;

- Регулирование режима труда и отдыха – это осуществляется путем установления максимального рабочего времени в течении всей рабочей недели.

   Применять данные методы стоит с особой осторожностью, поскольку они смогут не только снизить уровень безработицы в стране, но и в значительной степени ухудшить эффективность экономики всей страны в общем. Одним из методов государственного регулирования рынка труда является снижение пенсионного возраста. Подобная практика осуществляется странами Швеции, Испании и Германии.

При организации собственного дела службы занятости труда оказывают активное содействие в оказании материальной и консультативной помощи, а также помощи в подготовке или отборе сотрудников для создаваемых фирм. Данная государственная помощь заключается не только в трудоустройстве работоспособного населения, но и в организации собственного бизнеса и организации новых рабочих мест. В основном данная мера позволяет защищать права безработных граждан. Государственное регулирование рынка труда имеет все экономические средства и предложения рабочей силы с помощью налоговых рычагов. Главной экономической мерой регулирования данной структуры является переподготовка работоспособного населения за счет фонда занятости труда. Финансирование системы переподготовки осуществляется из средств юридических лиц. Данная мера носит не только экономический характер, но и является специализированной, позволяя облегчить трудоустройства работоспособного населения, не имеющего постоянного рабочего места.

Таким образом, данные меры регулирования позволяют повысить заработную плату рабочих, создать новые рабочие места, развить предпринимательскую деятельность, организовать процесс переподготовки и выплаты пособий по безработице.

   Ценные бумаги являются главным атрибутом товарного оборота. В связи с эти, государственное регулирование рынка ценных бумаг стало одним из главнейших инструментов государственного регулирования финансового рынка. Главными видами ценных бумаг являются: акции, облигации, лотерейные билеты и векселя.

Государственное регулирование финансового рынка основано на его структуре:

- Денежный рынок – где функции ценных бумаг выполняют наличные денежные средства;

- Рынок краткосрочных и долгосрочных банковских кредитов (или рынок ссудного капитала) – охватывает все финансовые отношения, связанные с предоставлением кредитных ссуд;

- Рынок ценных бумаг – связывает все финансовые и кредитные отношения, поскольку ценные бумаги имеют конкретную собственную стоимость и могут свободно обращаться на рынке.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг позволяет:

- Упорядочить финансовую деятельность и всех участников рынка;

- Создать нормальные финансовые условия функционирования рынка;

- Защитить участников рынка от мошенничества и недобросовестности других участников рынка;

- Формировать новые рынки.

     Высшими целями государственного регулирования являются формирование благоприятных условий для поддержания экономического развития и социальной стабильности общества.

Остальные цели вытекают из этих высших целей. 
  Цели первого порядка (их называют магическим четырехугольником) включают в себя четыре основные цели государственного регулирования: 1) обеспечение роста ВВП; 2) минимизацию безработицы; 3) стабильность уровня цен; 4) внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном платежном балансе. Магическим четырехугольником эти цели называются потому, что они противоречат друг другу. В предыдущих главах мы уже разбирали взаимосвязь инфляции и безработицы, из которой следует, что борьба с одним явлением может вызвать усиление другого. 

Так, стимулирование занятости посредством увеличения государственных  расходов ведет к росту бюджетного дефицита, считающегося одной из важных причин инфляции. Борьба с инфляцией путем «удорожания денег» имеет своим следствием сокращение инвестиций и рост безработицы. Поэтому во всех четырех направлениях следует двигаться равномерно. 
   Цели второго порядка направлены на создание благоприятных законодательных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного экономического роста, внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, сглаживание цикличности экономики, поддержание удовлетворительного состояния окружающей среды и некоторые другие.

   Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных направлений. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические направления, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при "перегреве" экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

К экономическим направлениям, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:1

- операции на открытом рынке, т. е. на рынке правительственных  ценных бумаг;

Информация о работе Роль и место государства на рынке рабочей силы