Роль и место государства на рынке рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование рынков труда Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения. Работа написана с помощью материалов, научных трудов и журнальных статей ученых специалистов, изучающих проблемы рынка труда.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы исследования рынка рабочей силы
1.1. Специфика товара «рабочая сила», спрос и предложение рабочей силы………………………………………………………………………………..3
1.2. Занятость и безработица: виды и формы проявления………………7
1.3. Государственная политика занятости………………………………17
2. Роль и место государства на рынке рабочей силы
2.1. Цели, направления, методы и формы государственного регулирования рынка рабочей силы……………………………………………20
2.2. Зарубежный опыт регулирования трудовых отношений и процессов государством……………………………………………………………………..29
2.3. Российский рынок рабочей силы и специфика его государственного регулирования……………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ!!!!.doc

— 473.50 Кб (Скачать)

- политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;

- изменение нормы обязательных  резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны  хранить в Центральном банке (без  процентов).

   Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

Некоторые экономисты к экономическим направлениям государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику в целом, так и её отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

- краткосрочные программы, разрабатываемые  на срок от 1 года до 3 лет.

- среднесрочные программы, рассчитанные на 3--5 лет.

- долгосрочные программы, которые  составляются на срок от 5 лет  и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

- общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые  для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

- региональные программы, охватывающие  деятельность отдельных частей  экономики. В некоторых странах  для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;

- целевые программы. Они предусматривают  развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а  также поддержку отдельных групп  населения. Например, в 2004 г. В России  была принята целевая программа по обеспечению жильем военнослужащих;

- отраслевые программы, направленные  на развитие отдельных отраслей;

- чрезвычайные программы, которые  разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в  кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.

   С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.

Наибольшее распространение государственное программирование получило в странах Западной Европы, а также в Японии. В США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики, оно распространено менее. Государственные программы широко применяются и в развивающихся странах.

   Следует отметить, что государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

Прямые (административные) направления

   Как мы уже отметили, наряду с экономическими направлениями государственного регулирования используются также и административные направления.

К административным направлениям регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

   Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.

   Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

   Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

   Административные направления регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.

   Экономические и административные направления находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные направления должны быть экономически обоснованы.

 

      1. Зарубежный опыт регулирования трудовых отношений и процессов государством

 

Правовое регулирование трудовой сферы в развитых странах характеризуется значительной дифференциацией, учитывающей многообразие и специфику труда различных категорий работников, форм занятости. Договор с заемными работниками. Таких работников нанимают специализированные частные агентства, которые периодически дают их "напрокат" на различные сроки фирмам-заказчикам. Работники, нанимаемые агентствами временного труда, имеют двух нанимателей, а возникшее правоотношение носит трехсторонний характер.Трудовой договор с торговыми агентами. Специфика работы коммивояжера, заключающего от имени нанимателя торговые сделки и осуществляющего, по сути, посреднические функции, требует особой правовой регламентации его труда. Трудовой договор с профессиональными спортсменами учитывает специфику профессионального спорта и защищает интересы спортсменов, ограждает их от чрезмерной эксплуатации. Трудовой договор с надомниками. Надомники за вознаграждение выполняют в собственном доме или в любом другом принадлежащем им помещении работу с помощью проживающих с ними членов семьи. Некоторые формы трудового законодательства не распространяются на надомников или применяются к ним с ограничениями. Трудовой договор с домашними работниками. На них не распространяются положения о запрете дискриминации по признаку расы, пола, религиозной принадлежности. Установлены специфические правила режима и оплаты их труда. Договор морского найма. Заключается в обязательной письменной форме. Имеет специфику в отношении условий труда, порядка расторжения, обеспечения дисциплины. Трудовые договоры с работниками религиозных учреждений. Регулируются в определенной мере церковными правилами. На них не распространяется ряд норм, касающихся запрета дискриминации при найме. Трудовой договор с менеджерами заключается на определенный срок обязательно письменно и имеет специфику как по форме, так и по существу, учитывая характер трудовых функций руководящих служащих, особые требования к их профессиональным качествам, подбор, режим работы, характер взаимоотношений менеджеров с их работодателями. Договор с работником-мигрантом. Работодатель вправе заключить трудовой договор с таким работником только с разрешения административного органа, занимающегося трудовой миграцией, и при условии, что предприниматель докажет, что на данное рабочее место нет претендентов из коренного населения. Трудовой договор по совместительству допускается, если иное специально не оговорено сторонами. Работа по совместительству, как считается, не должна осуществляться во время основной работы или в ущерб ей, не должна противоречить интересам основного нанимателя.Договор производственного ученичества содержит основные признаки трудового договора. Его главная специфика - обязанность нанимателя обучить ученика профессии. Этим обусловлена особая правовая регламентация производственного ученичества. 

      1. Российский рынок рабочей силы и специфика его государственного регулирования.

 

Рабочая сила представляет собой товар особого  рода,  производственные созидательные   качества   которого   целиком    определяют    эффективность конкурентной экономики, ее  возможности  создания  высокосортных  товаров  и комфортных услуг, масштабы  и  темпы  научно-технических  и  организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок  труда  образованной  и творчески  активной  рабочей  силы,  обеспечение   ее   квалификационной и территориальной мобильности является одной из  первооснов  жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем  более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в  рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых  странах  мира  в эпоху НТР абсолютное  большинство  работодателей  и  государственные  органы стремятся  создать   наилучшие   производственные и жизненные   условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.

       Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в  первую очередь  является,  как  правило,  наиболее  заинтересованной   стороной   в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном  хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.

       Преобладающая  общность  интересов  “товара”   рабочей   силы   и   ее потребителей - экономики и государства  -  является  важнейшей  социально  - экономической чертой рыночной экономики, создающей  прочную  гуманистическую основу развития  народного  хозяйства  и  всего  общества.  Несомненно,  что организованный,  во  многом  управляемый   государством   и   поддерживаемый предприятиями  товарной  экономики,  постоянно  совершенствуемый   по   мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из  ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.

       Конечной  целью  рынка  труда  является,   во-первых,   удовлетворение профессионально - трудовых  и  жизненных  интересов  экономически  активного населения, включая социальную  защиту,  и  обеспечение  народного  хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной  и  минимально прерывной занятости,  с  учетом  потребности  в  частичной  рабочей  неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

       Одной из  принципиальных  особенностей  современного  западного  рынка труда   является  значительная    распространенность    предпринимательской деятельности.  Примерно  каждый   десятый   работающий   в   США,   Франции, Великобритании, каждый седьмой в Японии,  каждый  пятый  в  Италии  является предпринимателем.  Почти  2/3  из   них   возглавляют   средние   и   мелкие предприятия, а каждый четвертый ведет дело, в  котором  занято  20  и  менее

человек.

       Труд  в  условиях  частной  собственности,  когда  она   является   не враждебным и противостоящим  человеку  понятием,  а   полным  или  частичным личным достоянием, формирует особо важные  качества  рабочей  силы,  которые высоко ценятся  на  рынке  труда  и  быстрее  всего  закрепляются  в  людях, облаченных ответственностью предпринимателя. Личное  владение  утверждает  в человеке сознание и чувство ответственности  за  принадлежащую  ему  частицу национального богатства, развивает  в  нем  социальный  инстинкт  сбережения материальных и духовных ценностей, желание их развивать и  укреплять.  Около 80 %  занятых в западных странах в той или иной форме выступают  владельцами или совладельцами семейного дела, мелких,  средних  и  крупных  предприятий, обладателями акций фирм и корпораций.

       Общий  уровень  квалификации  трудовых  ресурсов  сегодня  таков,  что предпринимательством  успешно занимаются  представители  практически   всех профессий, причем рабочие в данном отношении  держат  пальму  первенства.  В 1990 году в США 23 %  предпринимателей  имели  рабочие  профессии,  18  %  - обладали опытом управленческой работы, 18 % - были связаны с  торговлей,  15 % - с услугами, 16%  -  имели  высшее  или  научное  образование  различного профиля, 10 %  - были фермерами.

       Последние годы характеризуются еще одним фактором,  наличествующим  на рынке труда - стремительным увеличением инвестиций  в  человека. Человеческий капитал рос более быстрыми темпами,  чем  физический,  а  в 1990 г. суммарные  расходы  на  образование,  здравоохранение  и  социальное обеспечение в США превышали производственные капиталовложения более чем в  3 раза. Появление теории человеческого капитала отразило возросшую в последние годы  роль  невещественного  накопления   в   развитии   человечества.   Под человеческим  капиталом  понимается   совокупность   всех   производительных качеств работника,  то  есть  это  понятие  включает  приобретенные  знания, навыки,  а  также  мотивацию  и  энергию,  используемые   для   производства экономических  благ.  К  основным  формам  "инвестиций  в  человека"  обычно относят: образование, воспитание, здравоохранение,  а  также  весь  комплекс затрат, связанных с  подготовкой  человека  к  производству  (включая  поиск необходимой информации,  миграцию  в  поисках  занятости  и  т.д.).  Подобно физическому капиталу, его формирование требует как от самого  человека,  так и от общества в целом значительных издержек. Они были  бы  невозможны,  если бы не обеспечивали его обладателю получение  более  высокого  дохода.  Таким образом, человеческий  капитал  рассматривается  как  запас,  который  может накапливаться и быть источником более высокого  дохода  в  будущем.  Поэтому стремительный рост вложений в человека  не  в  последнюю  очередь  связан  с высоким ожидаемым доходом.

Информация о работе Роль и место государства на рынке рабочей силы