Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 14:03, курсовая работа
Целью данной работы является исследование рынков труда Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения. Работа написана с помощью материалов, научных трудов и журнальных статей ученых специалистов, изучающих проблемы рынка труда.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы исследования рынка рабочей силы
1.1. Специфика товара «рабочая сила», спрос и предложение рабочей силы………………………………………………………………………………..3
1.2. Занятость и безработица: виды и формы проявления………………7
1.3. Государственная политика занятости………………………………17
2. Роль и место государства на рынке рабочей силы
2.1. Цели, направления, методы и формы государственного регулирования рынка рабочей силы……………………………………………20
2.2. Зарубежный опыт регулирования трудовых отношений и процессов государством……………………………………………………………………..29
2.3. Российский рынок рабочей силы и специфика его государственного регулирования……………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………………………
Расходы на развитие трудовых ресурсов, поступающие из государственного бюджета, непосредственно от фирм, корпораций и отдельных предпринимателей, не облагаются налогами, не имеют особых экономических, производственных оценок и не ставят трудящихся в связи с этим в юридическую или фактическую зависимость от предпринимателей, государства, общества в целом. Ни государство, ни частный капитал не предъявляют в какой бы то ни было форме трудящимся счета за вложенные ими в трудовые ресурсы средства, не требующих компенсации.
Осуществляется, таким образом, своего рода безвозмездное субсидирование, и что еще важнее, фактическое развитие и подготовка к использованию рабочей силы как элемента национальных производительных сил будущими покупателями ее рабочего времени. Ни капитал, ни государство при этом не являются ни изначальными владельцами трудовых ресурсов, ни полными или частичными собственниками созданного ими по существу товарного потенциала рынка труда. Не ставится никаких политических условий, закрепляющих подготовленную рабочую силу за национальным рынком труда. Она имеет практически неограниченные возможности международного трудоустройства в интересах наилучшей для себя реализации профессиональных знаний, ибо национальный рынок труда является неотделимой частью мирового рынка и подчиняется общим законам международного разделения труда.
Осознанная еще в 60-е годы важность человеческого капитала обусловила широкое распространение инвестиционных программ по его ускоренному формированию. По мере того как в развитых странах наука и образование становились одним из принципов долгосрочной государственной политики, соответствующие затраты включались в производство.
Весьма нелегко оценить потенциал человека на рынке труда. Это связано с тем, что в процессе труда основной вклад достигается путём не индивидуальных, а коллективных усилий. Таким образом, рабочая сила как товар по многим принципам своего функционирования представляет собой нечто специфическое, имеющий ряд существенных отличий. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы – заработной плате. В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов. Так, предложение рабочей силы определяется, в первую очередь, факторами демографическими – уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. В США, например, среднегодовые темпы прироста населения в период 1950-1990 гг. сократились с 1,8 до 1%. Это заметно повлияло на динамику предложения на рынке труда.
В России среднегодовые темпы прироста численности населения также резко сократились с уровня примерно 1% в 70-80 гг. до отрицательных значений в 90-е гг. Помимо демографического, важным фактором является степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения.
Например, доля экономического участия женщин в рабочей силе США возросла с 34% в 1950г. до почти 60% в 1994. В России, напротив, за период реформ 1993-1995 гг. уровень экономической активности женщин снизился во всех возрастных группах, в том числе в группе 25-49 лет – с 90 до 84%. Серьёзное влияние оказала и продолжает оказывать иммиграция. Так, в США она составляет в среднем 20% прироста населения страны.
Заключение
Современный рынок труда в России, и в нашей республике обладает рядом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. Он все еще дифференцирован, поскольку функционирует под воздействием экономического спада и структурной перестройки хронического бюджетного дефицита, в условиях только зарождающейся многоукладной экономики, господства монополизма, неразвитости рынков инвестиции, информации, которую сдерживает перелив капитала и труда между отраслями и регионами страны, усиливая разбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочую силу.
Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденные отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобождение работников. Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников учебных заведений.
В результате спада производства, порождаемого разрывом экономических связей, ухудшается экономическая конъюнктура, происходит накопление потенциала безработицы.
Выделяются целые "очаговые" территории многократно превышающие средние показатели уровней безработицы по стране и по региону.
Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы. В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.
Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.
Список литературы.
Информация о работе Роль и место государства на рынке рабочей силы