Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 20:07, реферат
Актуальность. Занятость населения, формирование и развитие социально-трудовых отношений – это важнейшие условия развития общества и устойчивого развития национальной экономики.
Социально-экономические изменения, вызванные общемировым экономическим кризисом, затронули в первую очередь сферу занятости: наметившаяся тенденция нехватки кадров в некоторых отраслях экономики резко изменилась – серьезной угрозой социальному благополучию населения вновь стала безработица. Такое положение обуславливает актуальность определения особенностей функционирования одного из важнейших механизмов регулирования рынка труда – службы занятости населения.
207
возможность переобучиться
и повысить свою квалификацию непосредственно
на производстве.
Заключение
В рамках представленного исследования были рассмотрены, уточнены и дополнены теоретические и методологические положения в области управления занятостью населения в условиях транзитивной экономики и появления новых форм организации социально-трудовых отношений. Глава первая представленного исследования была посвящена вопросам, касающимся теоретической концепции обеспечения занятости населения в современных условиях. В ходе изложения первой главы исследования были получены основные выводы и сформулированы основные определения: - занятость предполагает такую деятельность населения, которая обеспечивает их потребности в труде и получении финансовых и материальных благ, эта деятельность должна осуществляться согласно действующему законодательству. Занятость (населения) инкорпорирует в себе личностный и общественно-экономический аспект исследования. С точки зрения личностного аспекта под занятостью необходимо понимать любую созидательную деятельность человека, которая не противоречит действующему законодательству и осуществляется с целью удовлетворения индивидуальных или общественных потребностей (в основном занятость предполагает труд по найму); - определяя роль государства в сфере занятости и регулирования социально-трудовых отношений, стоит отметить, что с институциональной точки зрения государство создает системные условия, содействуя реализации трудовых прав и обязанностей граждан. Кроме этого государство стимулирует движение тех процессов, которые непосредственно обеспечивают занятость населения в национальной экономике, а также формируют платформу социальных и материальных гарантий в случае возникновения факторов, дерегулирующих нормальное функционирование и развитие национальной системы занятости и социально-трудовых отношений; - роль индивида в обеспечении собственной занятости рассматривается через отношение последнего к труду. Отношение индивида к труду (в том числе к обеспечению собственной занятости или самозанятости) – это сложное социальное явление, и представляет собой единство трех элементов: мотивов и ориентации трудового поведения; реального или фактического трудового поведения;оценку работниками трудовой ситуации. Труд является экономическим и фундаментальным социальным фактором, определяющим все жизненные устремления современного общества. Материальный и духовный стимулы формируют у индивида устойчивые стремления к труду, желание же планомерно и целенаправленно осуществлять трудовую деятельность зависит от уровня и качества государственного участия в формировании условий организации занятости и самозанятости в национальной социально-экономической системе; - выделено две основных формы занятости населения: традиционная форма и новационная форма. Различие между традиционной и новационной формами занятости населения в экономике (национальной или региональной) состоит в уровне социальных и прочих рисков. Локализованное во времени и пространстве рабочее место, что означает четкое соподчинение и иерархию, позволяет работнику быть более уверенным в том, что его труд будет иметь вознаграждение в точно оговоренном объеме и в точно оговорённые сроки. При этом информация об изменении любых организационных моментов в деятельности в рамках традиционной занятости более доступна для работника, нежели в рамках новационных форм занятости; - уточненная классификация форм и видов занятости населения в национальной экономике в качестве основы использует базовый критерий видов занятости в зависимости от специфики экономической активности индивидов (занятость по найму, либо самозанятость). При этом в качестве дифференциации форм занятости населения в национальной экономике используется современное понимание специфики организации трудовой деятельности (новационная и традиционная форма). Каждая из форм содержит перечень ключевых различий, но наиболее существенным основанием для дифференциации форм занятости населения в национальной экономике является уровень социальных (и прочих взаимосвязанных) рисков. В главе второй представленного исследования были изложены основные методологические аспекты управления занятостью населения и трудовыми отношениями в условиях транзитивной экономики. В ходе изложения второй главы исследования были получены основные выводы и сформулированы основные определения: - под государственной политикой занятости принято понимать комплексные программные меры воздействия, которые стимулируют развитие национальных социально-экономических отношений с должным уровнем устойчивости такового развития. Как правило, государство участвует в социально-трудовых отношениях, в регулировании рынка труда и занятости через представительство иерархии исполнительных органов. Поэтому в Российской Федерации, в частности, государственная политика обеспечения занятости (и соответственно самозанятости) населения структурирована по трем основным уровням: федеральный, региональный, локальный (городской или уровень поселения); - практика регулирования трудовых отношений в зарубежных странах основана на приоритетном положении трудового договора, как системообразующего акта, определяющего не только взаимодействие работников и работодателей, но и отражающего специфику и степень развития социально-трудовых отношений в национальной экономике. Не все зарубежные страны имеют федеральное законодательство, последовательно освещающее вопросы трудовых отношений, регулирования рынка труда и занятости населения. В ряде стран данные вопросы регламентированы региональным законодательством и совокупностью подзаконных актов. Инструментарий содействия (обеспечения) занятости населения в развитых зарубежных странах, как правило, аналогичен инструментам, используемым для обеспечения занятости в странах с транзитивной экономикой; - предложена методика оценки уровня неформальной занятости населения в экономике. Предлагаемая нами методика оценки неформальной занятости представляет собой итерационно- структурную аналитическо-оценочную процедуру, позволяющую определить уровень фактической нагрузки неформальной занятости на экономику. Полученные оценочные результаты могут быть дополнены расчетом прямого или косвенного ущерба путем дальнейших экономико-математических сопоставлений и корреляций между фактическим уровнем неформальной занятости населения и важнейшими социально-экономическими показателями развития экономики. Полученные результаты расчетов могут быть использованы не только для коррекции политики в области обеспечения занятости, но и для корректировки иных социально и экономико-ориентированных политик; - предложена методика оценки эффективности и рациональности реализации политики обеспечения занятости населения, которая представляет собой логически выстроенный комплекс социально- экономических показателей, которые отражают изменения ключевых тенденций в сфере занятости экономики региона с учетом динамики и скорости развития традиционных и новационных форм. При этом методика оценки характеризуется унификацией показателей и универсализмом их оценочной интерпретации на национальном или региональном уровне. Универсализм интерпретации оценочных показателей эффективности и рациональности политики обеспечения занятости населения достигается за счет использования коэффициентов ранговой корреляции, системно отражающих трансформации и их направления в сфере традиционной и новационной занятости населения. В третьей главе представленного исследования была проведена разработка региональной модели обеспечения оптимальной занятости населения на основе интеграции традиционных и новационных форм трудовых отношений, развивающихся в новых экономических условиях. В том числе был разработан базисный организационно-экономический механизм содействия занятости населения, предложено методическое сопровождение разработанных решений с использованием в качестве практического примера показателей социально-экономического развития городского округа Коломна. В ходе изложения третьей главы исследования были получены основные выводы и сформулированы основные определения: - обеспечение занятости населения в городском округе Коломна с использованием новационных и традиционных форм организации труда является нерациональной. На это указывает дисбаланс ключевых социально-экономических показателей эффективности, что в свою очередь говорит о том, что предпринимаемые на муниципальном уровне меры содействия занятости населения в городском округе Коломна не способствуют устойчивости развития региона. Политика обеспечения занятости населения в городском округе Коломна требует разработки новых организационно- экономических основ её реализации (на базе соответствующего механизма содействия занятости и на базе соответствующей модели обеспечения занятости с использованием традиционных и новационных форм организации труда);
- разработан механизм содействия занятости населения (в национальной или региональной экономике), который представляет собой иерархически выстроенную систематизацию современных программно-управленческих методов и инструментов, направленных на формирование оптимального организационно-правового и организационно-экономического пространства, в рамках которого функционирует и развивается рынок труда, а также социально- трудовые отношения. Использование этих методов и инструментов в рамках разработки и реализации программ содействия занятости населения, составляет континуум управленческих действий, предпринимаемых на государственном или региональном уровне, которые направлены на достижение основной цели и получение требуемого результата. Достижение основной цели и требуемого результата можно выразить через показатели оптимальной занятости (и самозанятости), снижение уровня социального иждивенчества, уровня неформальной занятости, а также через способствование реинтеграции в трудовую среду лиц с ограниченными возможностями здоровья; - сформирована региональная модель обеспечения занятости населения на основе интеграции традиционных и новационных форм трудовых отношений, которая представляет собой институализированное пространство, эволюционирование которого происходит под воздействием глобальных неизменных трендов, определяющих решение задач текущего функционирования и долгосрочного устойчивого развития. В рамках этого институализированного пространства происходит оптимизация занятости населения с учетом текущих и долгосрочных потребностей региональной социально- экономической системы в трудовых ресурсах и специфики организации социально-трудовых отношений. Региональная модель обеспечения занятости населения на каждом последующем шаге развития продуцирует условия (за счет сетевого взаимодействия трех ключевых институциональных акторов: государства, бизнеса и науки), в которых имеет место быть пропорциональность между традиционными и новационными формами занятости. Это в свою очередь позволяет решать стратегические задачи обеспечения устойчивого экономического роста и социальной стабильности в регионе; - предложено методическое сопровождение модели. Решение о целесообразности внедрения региональной модели обеспечения оптимальной занятости населения на основе интеграции новационных и традиционных форм трудовых отношений должно основываться на сопоставлении достижимого темпа экономического роста региона (в условиях оптимальной занятости) и прогнозных показателей динамики создаваемого экономического оборота и численности занятых в существующих условиях организации социально-трудовых отношений. Целесообразность разработанной модели будет объективной в том случае, когда прогнозные значения создаваемого экономического оборота и занятости населения с использованием традиционных и новационных форм организации труда будут ниже прогнозного значения достижимого экономического роста региона (в условиях оптимальной занятости). Подводя итоги проведенного исследования, необходимо отметить, что обеспечение занятости населения транзитивной экономике представляет собой сложную и одновременно креативную социально-экономическую задачу, решение которой позволяет формировать условия для сбалансированного экономического роста регионов и условия для сохранения социальной стабильности.
5Васина Е.В. Занятость и рынок труда: взаимосвязь понятий // Журнал правовых и экономических исследований. – 2011. – № 2. – С. 103 – 105.
[1]РФ от 19.04.1991 N 1032-1"О занятости населения в Российской Федерации" (в Закон редакции от 02.07.2013 N 185-ФЗ, с изм. от 05.05.2014г.)
8Пузыревский,
С.А. Отдельные вопросы правового
регулирования занятости
9 Хибовская Е.А. Трудовая мотивация и занятость // Мониторинг общественного мнения:
12 См., например: Скобкарев А.Н. Категория рабочей силы в системе трудовых ресурсов территории // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – №32 (11). – С.201 – 207.; Шевякин А.С. Особенности воспроизводства и использования трудовых ресурсов в условиях нарастания их дифференциации // Современные исследования социальных проблем. – 2012. –№1 (09). – С.22 – 25 13 См., например: Халитова Л.Р. Теоретические основы сущности воспроизводства рабочей силы // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2011. – Т.2. № 30-1. – С. 155 – 158.
16 См., например: Экономика и социология труда (социально-трудовые отношения) / под общей ред. проф. В.А. Гаги. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2008. 17 Ахметшина В.Р. Трудовая занятость населения: понятие, сущность, структура // Научные труды
14 См., например: Бреев Б.Д. Безработица в современной России // РАН; Центр. экон.-мат. ин-т. М.: Наука, 2005. 15 Васина Е.В. Занятость и рынок труда: взаимосвязь понятий // Журнал правовых и экономических исследований. – 2011. – № 2. – С. 103 – 105.
Центра перспективных экономических исследований. – 2011. – № 4. – С. – 145 – 152. 21
27 Медведев
О.М. Некоторые правовые вопросы
обеспечения занятости
25Орлова Е.Е.О соотношении понятий "содействие занятости" и "обеспечение занятости" населения // Публичное и частное право. – 2013. № III. – С. 206 – 212.
26 См., например: Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. – М.: Юристъ, 2007. – С.58
30 Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в редакции от 28.06.2014 N 199-ФЗ); Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1"О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции от 02.07.2013 N 185-ФЗ) 31Орлова Е.Е.О соотношении понятий "содействие занятости" и "обеспечение занятости" населения // Публичное и частное право. – 2013. № III. – С. 206 – 212
реализации его трудового потенциала под воздействием осознанных
32 См., например: Сойфер В. Г. Проблемы развития трудовых правоотношений в условиях рынка труда. – М.: Национальный институт бизнеса, 2005. 33 Разработано автором
34 Серегина Л.В. Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация // Журнал российского права. – 2011. – № 2 (170). – С. 73a – 81.
С.105
35 Волкова В., Денисов А. Теория систем и системный анализ. – М.: Издательство «Юрайт», 2014. –
36 Мисюров Н.Н. Свобода личности и необходимость общественной организации // Вестник Омского университета. – 2012. – № 2 (64). – С. 270 – 274. 36
37 См., например: Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М.: Издательская группа «Норма – Инфра-М», 1999. 38 Гуськова И.В., Краснов М.А. Управление занятостью населения в современной экономике // Вопросы структуризации экономики. – 2008. – №2. – С. 173 – 177.
82 См., например:
Рынок труда и занятости
83Змияк С. Государственная политика на рынке труда: оценка эффективности // Человек и труд. – 2011. – № 11. – С. 15-20.
84Безработица,
структурная перестройка
77 См., например: Локтюхина Н.В. О некоторых научных основаниях теорий рынка труда и занятости // Труд и социальные отношения. – 2009. – № 5. – С. 72 – 77. 78 См., например: Хайек Ф. А. Безработица и денежная политика. Правительство как генератор делового цикла // Экономические науки. – 1991. – № 11. – С. 57–66.
79 Абдурахманова
Г.К. Концептуальные подходы к
формированию и
80 Источник: Абдурахманова
Г.К. Концептуальные подходы к
формированию и
39 См., например: Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Издательство «Гелиос АРВ», 2012. 40 Гелета И.В. Развитие и повышение эффективности государственной политики занятости: федеральный и региональный аспекты // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2012. – № 6. – С. 69 – 73. 41 Серегина Л.В. Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация // Журнал российского права. – 2011. – № 2 (170). – С. 73a – 81. 42 См., например: Грызунова Н.В., Корнейчук О.В., Швейкерт М.И. Регулирование занятости населения при возрастании мобильности трудовых ресурсов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2010. – № 3. – С. 205 – 208.
43 Грызунова Н.В., Корнейчук О.В., Швейкерт М.И. Регулирование занятости населения при возрастании мобильности трудовых ресурсов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2010. – № 3. – С. 205 – 208.
72 Мурзаева Е.С. Государственная политика в области обеспечения занятости молодежи: институциональный аспект // Журнал «Человек. Сообщество. Управление».– 2012. – №2. – С.183 – 185.
73 Ларина Т.В.
Роль государства в развитии
занятости населении в
74 Государственная
политика в отношении трудовой
занятости людей с
75 Вартанова М.Л. Экономические реформы и современное состояние управления занятостью населения в России // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2013. №1. – С. 98 – 110.
76 Адаптировано автором на основе источника: Гелета И.В. Развитие и повышение эффективности государственной политики занятости: федеральный и региональный аспекты // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2012. – № 6. – С. 69 – 73.
81 См., например: Абрамова О.В., Гаврилина А.К. Правовое регулирование трудоустройства. – М.: Юрист, 2008. – С.210
Библиографический список
1. Трудовой кодекс РФ (ТК
РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в редакции от
28.06.2014 N 199-ФЗ) 2. Закон РФ от 19.04.1991
N 1032-1"О занятости населения
в Российской Федерации" (в
редакции от 02.07.2013 N 185-ФЗ, с изм. от
05.05.2014г.) 3. Абдурахманова Г.К. Концептуальные
подходы к формированию и