Роль федеральной службы занятости населения в регулировании рынка труда в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 20:07, реферат

Краткое описание

Актуальность. Занятость населения, формирование и развитие социально-трудовых отношений – это важнейшие условия развития общества и устойчивого развития национальной экономики.
Социально-экономические изменения, вызванные общемировым экономическим кризисом, затронули в первую очередь сферу занятости: наметившаяся тенденция нехватки кадров в некоторых отраслях экономики резко изменилась – серьезной угрозой социальному благополучию населения вновь стала безработица. Такое положение обуславливает актуальность определения особенностей функционирования одного из важнейших механизмов регулирования рынка труда – службы занятости населения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 62.74 Кб (Скачать)

Роль федеральной службы занятости населения в регулировании рынка труда в современной России

Введение

Актуальность. Занятость населения, формирование и развитие социально-трудовых отношений – это важнейшие условия развития общества и устойчивого развития национальной экономики.

Социально-экономические изменения, вызванные общемировым экономическим кризисом, затронули в первую очередь сферу занятости: наметившаяся тенденция нехватки кадров в некоторых отраслях экономики резко изменилась – серьезной угрозой социальному благополучию населения вновь стала безработица. Такое положение обуславливает актуальность определения особенностей функционирования одного из важнейших механизмов регулирования рынка труда – службы занятости населения. 

Следует упомянуть, что за годы своего развития данная структура накопила достаточный опыт решения проблем подобного рода, наработаны формы решения различных проблем рынка труда, некоторые из которых со временем ушли из практики осуществления государственной политики занятости, однако в современных условиях могут рассматриваться как оптимальные пути решения проблем безработицы.

Цель работы состоит в изучении роли органов государственной службы занятости в регулировании рынка труда на примере Государственного учреждения Агентства труда и занятости населения Красноярского края.

Для достижения указанной цели исследования были поставлены следующие задачи:

- изучить  теоретические основы проблемы  регулирования рынка труда государственной  службой занятости,

- проанализировать  практику работы по регулированию  рынка труда на примере государственного учреждения Агентства труда и занятости населения Красноярского края.

Предметом исследования выступает государственная служба занятости в системе регулирования занятости населения.

Объектом исследования является Агентство труда и занятости населения Красноярского края.

В работе были использованы статистические материалы, статьи из периодических журналов, работы отечественных исследователей, нормативное законодательство.

 

 

   

Глава 1. Теоретическая концепция обеспечения занятости населения в современных условиях 

1.1. Занятость –  понятие, факторы, оказывающие влияние на занятость населения  

Труд и занятость населения два неразрывно связанных понятия. Вопросы обеспечения оптимальной занятости населения сопровождали всю историю современного человечества. Кроме того, существует множество исследований и научных работ по экономике труда, в рамках которых раскрываются не только вопросы стимулирования и мотивации трудовой активности индивидов, но и вопросы организации трудовой деятельности, регламентации социально-трудовых отношений. Вопросы качественного и количественного обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами раскрываются в исследованиях по управлению занятостью населения на федеральном и региональном уровне. Такой интерес к труду и занятости населения очевиден и понятен – такие показатели как организация труда граждан, его производительность определяют темпы национального экономического роста, а также устойчивости развития национальной социально-экономической системы в долгосрочной перспективе.

Согласно Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации»: «…занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок)…»

Этим же законом устанавливается право граждан на выбор вида занятости, а также права на отсутствие занятости. Также законом определяется понятие «занятый гражданин». Занятыми (согласно вышеуказанному закону) считаются граждане:

- выполняющие оплачиваемую работу по трудовому договору, по договорам гражданско-правового вида;

- индивидуальные предприниматели;

- имеющие подсобное хозяйство или крестьянское хозяйство и продающие свою продукцию по договорам продажи;

- находящиеся на муниципальной, гражданской или военной службе;

- студенты очных отделений ВУЗов;

- трудоустроенные с оформлением трудовой книжки, но отсутствующие на рабочем месте по причине, установленной законодательством;

- граждане, являющиеся учредителями коммерческих организаций.

Индивид считается занятым, как в случае выполнения работ по найму, по договору, так и имеющий самостоятельно найденный вид занятий, то есть к понятию «занятость» и «занятый» относятся те граждане, которые работают у работодателей или в собственном индивидуальном предпринимательстве (собственной учрежденной коммерческой или некоммерческой фирме). Причем условия работы у работодателей также могут быть различны: это может быть основная работа, по совместительству, дополнительная. Как правило, основной работой считается та, на которой оформлена трудовая книжка сотрудника. Возможны случаи отсутствия трудовой книжки. В таком случае основной будет та, где сотрудник отрабатывает больше времени.

Занятым может быть только лицо, достигшее 16 лет. Возможна занятость граждан и более младшего возраста (Трудовой кодекс Российской Федерации допускает прием на работу подростков, достигших 14 лет). При этом различий по полу национальным законодательством не предусмотрено. Занятость предполагает такую деятельность населения, которая обеспечивает их потребности в труде и получении финансовых и материальных благ, при этом таковая деятельность населения (и отдельно взятого индивида) должна осуществляться согласно действующему законодательству.

Согласно определению Пузыревского С.А., занятость определяет состояние гражданина, который становится участником общественно полезного производственного процесса [8]. Таким образом, общественно полезное производство, вернее его эффективность и слаженность, напрямую зависят от уровня участия граждан (их заинтересованности в социально-трудовых отношениях). В то же время обратная зависимость, которая выражается удовлетворенностью гражданина от участия в процессе общественного воспроизводства, далеко не так однозначна и одномерна [9]. В целом система занятости населения включает в себя такие понятия, как определение субъектов регулирования занятости, выявление целей регулирования занятости, формирование экономического механизма регулирования занятости населения.

С учетом действующего в Российской Федерации трудового, социального и прочего законодательства, можно выделить как рыночные, так и государственные способы регулирования занятости. В зависимости от этапа создания и развития трудовых ресурсов выделяются различные цели по регулированию занятости.   

На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах этот процесс может протекать по-разному. Также стоит отметить, что в систему государственного регулирования занятости входит и формирование стимулов для создания новых рабочих мест в коммерческом секторе и стремление самого государства к созданию рабочих мест в государственном секторе.     

Е.В. Васина, проведя системный анализ теоретики занятости и практики её регулирования, отмечает в своих трудах, что в целом все подходы к интерпретации понятия занятость можно объединить в две ключевые группы [5].

Е.В. Васина считает, что занятость является системой общественных отношений, прежде всего экономических и правовых, по поводу включения работника в заданную кооперацию труда на конкретном рабочем месте. Для работника эти отношения имеют непрерывный характер, поэтому термин «занятость» является функциональной характеристикой трудоспособного члена общества, включенного в конкретный хозяйственный процесс. В частности, данной концепции занятости придерживается В.Д. Бреев. По его мнению, занятость - это особые социально-экономические отношения, направленные не только на обеспечение население рабочими местами, но и на обеспечение населения необходимыми и достаточными средствами к существованию. Фактически Б.Д. Бреев считает, что создание рабочих мест - это область производства и накопления ресурсов, а формирование совокупности средств к существованию - это использование фонда потребления, созданного за счет производства и накопления [14].

Согласно второй концепции, которая изложена в трудах Е.В. Васиной, занятость представляет собой интеграцию мер по обеспечению занятости и мер по использованию трудовых ресурсов. Здесь особое внимание уделяется использованию трудовых ресурсов. И здесь Е.В. Васина указывает, что трудовая деятельность – это главная сторона занятости, трудовая деятельность представляет собой реализацию мер по обеспечению занятости. Таким образом, по мнению Е.В. Васиной, понятие «занятость» отражает процесс включения работника в хозяйственную и иную не запрещенную законом деятельность и непосредственное его участие в ней [15]. По нашему мнению, объективных существенных отличий между пониманием сущности занятости как системы общественных отношений, которая предполагает включение индивида в трудовую кооперацию при конкретном рабочем месте, и как системы отношений по обеспечению и эффективному использованию рабочей силы (трудовых ресурсов общества), не имеется. Второе является логическим продолжением первого, при этом и то и другое определение непосредственно касается рынка труда, т.е. социально-трудовых отношений. Необходимо отметить, что Е.В. Васина рассматривает рынок труда, в рамках которого непосредственно обеспечивается занятость населения, вне рынка труда, по мнению данного исследователя, обеспечивается самозанятость населения. Мы считаем, что Е.В. Васина, дифференцируя рынок труда по основанию занятости (как наемного труда) и самозанятости (как труда, не предполагающего найм), допускает логическую ошибку. Рынок труда (в широком понимании данного термина с экономико-правовой и общественной точки зрения) – это система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства трудовых ресурсов и их эффективного использования16. Очевидно, что понятие «рынок труда» полностью инкорпорировано в дефиницию занятость и кроме этого, рынок труда (как система отношений) не означает, что на нем, с одной стороны, взаимодействуют работодатели, заинтересованные исключительно в работниках по найму, и работники, заинтересованные исключительно в осуществлении трудовой деятельности на основе найма. Необходимо отметить, что, в частности, В.Р. Ахметшина17 указывает в своих трудах, что занятость населения есть одно из самых необходимых условий, во-первых, общественного воспроизводства, а, во-вторых, воспроизводства рынка труда. Несколько иная интерпретация занятости в широком и узком смысле дается в трудах и исследованиях А. Райковича. А. Райкович, основываясь на  статистических данных середины прошлого века, считает, что занятость в широком смысле можно понимать вообще любое занятие или любой труд, а занятость в узком смысле стоит понимать как работу (труд по найму) в условиях служебного соподчинения индивидов в рамках определенного предприятия или организации, что в полной мере согласуется с основными положениями Конвенции № 122 МОТ «О политике в области занятости» (1964)18. Таким образом, занятость предполагает такую деятельность населения, которая обеспечивает их потребности в труде и получении финансовых и материальных благ. Причем эта деятельность должна осуществляться согласно действующему законодательству. В целом система занятости населения включает в себя такие понятия, как определение субъектов регулирования занятости, выявление целей регулирования занятости, формирование экономического механизма регулирования занятости населения. В связи с неуменьшающейся актуальностью проблемы занятости населения возникают новые ее формы и виды. Эти формы и виды отличаются временем занятости, методом оформления трудовых отношений, наличием сезонности. Данное явление (появление новых форм занятости) позволяет повысить эффективность использования трудовых ресурсов общества, а также повысить уровень занятости населения. Итак, выше сказанное позволяет дать уточнение понятия «занятость».

 

1.2. Роль государства  в обеспечении занятости

Развитие любой национальной социально-экономической системы невозможно без становления и формирования трудовых отношений в производственной, распределительно-сервисной и финансовой сферах. Поэтому любое государство будет заинтересовано в обеспечении занятости населения, и кроме этого будет оказывать содействие занятости. Как отмечает в своих исследованиях Е.Е. Орлова, с конца ХХвека в Российской Федерации стали формироваться и развиваться институты обеспечения занятости и институты содействия занятости, роль государства в обеспечении занятости населения становится все более институализированной [25]. При этом весьма часто на практике происходит смешение понятий институтов обеспечения (содействия) занятости и институтов трудоустройства. Исследуя правовой аспект данного вопроса К.Н. Гусов и В.Н. Толкунова, считают, что институт обеспечения занятости – это, во- первых, институт содействия занятости, а, во-вторых, институт подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации рабочей силы в рамках производства [26]   (трудовых ресурсов). В свою очередь О.М. Медведев считает, что содействие занятости населения (или обеспечение занятости населения) будет состоять либо из всей совокупности экономических, социальных, организационно-правовых и иных   мероприятий,   способствующих   достижению   удовлетворения   потребности трудоспособного населения в сфере общественного труда, а также сохранению и поддержанию уже существующей занятости. Либо содействие занятости (обеспечение занятости населения) будет состоять (в аспекте принимаемых мер) только из некоторых элементов, направленных на достижение, собственно, занятости или использование трудовых  ресурсов27. Е.Е. Орлова не соглашаясь с мнением О.М. Медведева, а также некоторых других исследователей28, указывает, что предложенные концепции содействия занятости населения (обеспечение занятости населения через ряд институциональных мер федерального или регионального характера) вряд ли можно признать удачными. В зависимости от используемой интерпретации дефиниции «занятость» по-прежнему предмет правового регулирования занятости остается неконкретным, расплывчатым, поскольку сохраняется возможность включения в него всех правоотношений, возникающих при осуществлении гражданами разнообразных форм общественно полезной деятельности. С другой стороны, правовое регулирование занятости в узком смысле неоправданно ограничивается исключительно вопросами регламентации трудоустройства, под которым понимается содействие гражданам в подыскании работы и заключении трудового договора. К тому же в предложенных концепциях отношения, возникающие при трудоустройстве, обозначены далеко не полностью. В частности, не учтены правоотношения, возникающие при профессиональной ориентации, профессиональном обучении, проведении общественных работ, отсутствует и такая важная группа отношений, как отношения по поводу назначения и выплаты пособий по безработице и оказанию иных видов социальной поддержки безработным гражданам [29].    

Вместе с тем, стоит согласиться с Е.Е. Орловой и в таком аспекте как нетождественность понятий «обеспечение занятости» и «содействие занятости», «трудоустройство» не идентичны, но соотносятся как целое и частное. Здесь мы считаем необходимым остановиться на вопросах, конституирующих понятие «обеспечение занятости» и «содействие занятости», «трудоустройство» более подробно, поскольку в дальнейшем эти понятия будут использоваться в изложении исследования регулярно, а значит требуется понять их сущность. Трудоустройство и как организационно-правовая конструкция, и как социально-экономическая отношенческая категория, представляет собой частное от целого. В данном случае целым является содействие занятости (или обеспечение занятости). В свою очередь содействие занятости населения (как в национальной, так и в региональной экономике) или обеспечение занятости населения имеет значительно более широкое содержание. И, как, безусловно, верно отмечает Е.Е. Орлова, включает, помимо трудоустройства, также и такие меры, как осуществление профессиональной ориентации и профессиональной подготовки и переподготовки лиц, ищущих работу, организацию общественных работ, выплату безработным гражданам пособий, досрочных пенсий и иных видов социальной поддержки. Кроме этого Е.Е. Орлова основываясь на изучении нормативно-законодательных и правовых актов [30], регламентирующих в целом сферу занятости (самозанятости) населения в экономике, а также возникающие социально-трудовые отношения, указывает, что понятие «содействие занятости» и понятие «обеспечение занятости» не тождественны и дифференцированные по своему сущностному содержанию [31].        

Основываясь на трудах Е.Е. Орловой, а также ряда других исследователей [32], можно выстроить концепцию соотношения таких понятий как «содействие занятости», «обеспечение занятости», «сохранение занятости», «социальная и материальная поддержка временно (вынужденно) незанятых граждан» (рисунок 1.5).  

Содействие занятости: комплекс национальных нормативно-законодательных, организационно-правовых, социально-экономических мер, направленных на формирование системных условий, в которых реализуется право гражданина на труд и вознаграждение, а также стремление населения к удовлетворению совокупности своих потребностей  

Обеспечение занятости:  практические  меры, направленные: * на регулирование национального рынка труда; * на регулирование и формализацию социально-трудовых отношений; * на формирование условий по снижению социальных рисков и социальной напряженности в период экономической нестабильности  

Сохранение (и увеличение) занятости: практические меры, направленные: * на сохранение и модернизацию уже созданных рабочих мест в национальной экономике; * на использование инструментов защиты национальных интересов на рынке труда (квотирование рабочих мест, регулирование трудовой миграции); * на стимулирование работодателей к созданию новых рабочих мест, стимулирование самозанятости населения  

Информация о работе Роль федеральной службы занятости населения в регулировании рынка труда в современной России