Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 20:07, реферат
Актуальность. Занятость населения, формирование и развитие социально-трудовых отношений – это важнейшие условия развития общества и устойчивого развития национальной экономики.
Социально-экономические изменения, вызванные общемировым экономическим кризисом, затронули в первую очередь сферу занятости: наметившаяся тенденция нехватки кадров в некоторых отраслях экономики резко изменилась – серьезной угрозой социальному благополучию населения вновь стала безработица. Такое положение обуславливает актуальность определения особенностей функционирования одного из важнейших механизмов регулирования рынка труда – службы занятости населения.
Государство определяет основные направления политики обеспечения занятости населения, которые реализуются на различных уровнях регулирования. В частности, принято выделять три основных уровня регулирования, опосредуемые политикой обеспечения занятости населения в стране:
1) национальный (или федеральный)
уровень регулирования
2) региональный (областной,
городской или уровень
3) предпринимательский или
внутрифирменный (внутриорганизационный)
уровень регулирования
Г.К. Абдурахманова предлагает рассматривать государственную политику обеспечения занятости населения как инструмент регулирования национальных социально-трудовых отношений в зависимости от используемого типа регулятивных инструментов.
Мы согласны с мнением Г.К. Абдурахмановой, которая указывает, что, несмотря на достаточно большое количество моделей управления занятостью населения, существует два основных типа регулирования отношений занятости: социально-ориентированный и либерально-ориентированный. Очевидно, что социально-ориентированный тип управления занятостью населения в национальной экономике создает не только базовые, но и системные комплексные условия для комфортного развития социально- трудовых отношений, в которых интересы работников первичны, но интересы работодателей вторичны. Напротив, либерально-ориентированная модель предполагает формирование только контурных или рамочных условий формирования рынка труда и социально-трудовых отношений, интересы работников и работодателей регулируются без участия государства, на индивидуальном (частно-предпринимательском уровне) в рамках действующего трудового законодательства и действующих минимальных социальных стандартов. Итак, вышесказанное позволяет нам с полной уверенностью утверждать, что процесс регулирования занятости населения происходит по двум направлениям81:
с одной стороны, механизм регулирования связан с рыночной саморегуляцией, когда создается баланс между потребностью и предложением рабочей силы;
с другой стороны, присутствует государственное регулирование занятости. Эти два механизмы дополняют друг друга за счет различий в основе действия. Рыночный механизм является достаточно эффективным средством воздействия на спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. Исключениями в данной ситуации являются явления кризиса, когда искажается структура спроса на сотрудников.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающей безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсо- обеспеченностью и т.д.
Можно выделить следующие основные направления государственного регулирования рынка труда и занятости населения с учетом интеграции либерально-ориентированного и социально-ориентированного типа управления рассматриваемыми общественно-экономическими процессами:
- программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;
- программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы. - программы содействия найму рабочей силы;
- программы по социальному страхованию безработицы.
Целевые ориентиры регулирования государственного (национального и регионального) занятости населения в экономике в целом и регулирования национального рынка труда и рынка профессий в частности, можно определить следующим образом:
- обеспечение оптимальной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы»82, определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
- создание «гибкого нового рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность.
Эта «гибкость нового рынка труда»83, по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям. Следуя далее, стоит отметить, что государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах: - активной форме, что предполагает создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников; - пассивной форме, что в свою очередь означает поддержку безработных путем выплаты пособий. Проведение активной политики, нацеленной на достижение оптимальной занятости (в отдельных источниках встречается цель – достижение полной занятости, что в целом невозможно, поэтому более правильным будет употребление термина оптимальная занятость, которая допускает естественную безработицу), является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда.
Одной из форм государственной поддержки и обеспечения занятости населения и соответственно одной из форм государственной политики в области занятости, является пассивная форма. Она предполагает социальную защиту безработных граждан, проявляющуюся в виде выплаты ежемесячных пособий по безработице, в виде медицинского обслуживания, материальной помощи. Стоит отметить, что система государственного регулирования сопровождается деятельностью бирж труда. Таковыми могут быть Центры занятости, службы содействия найму. Центр занятости населения – это учреждение, которое проводит государственную политику в отношении занятости населения, обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие работодателей и соискателей. Как правило биржи труда подотчетны министерствам труда или иным органам, имеющим подобные функции. Согласно действующему законодательству разрешена деятельность и коммерческих структур, обеспечивающих занятость населения посредством подбора кадров на платной основе для предприятий. Основными сферами контроля центров занятости являются следующие: - внесение сведений о безработных в соответствующие реестры; - создание баз данных о вакансиях; - помощь в трудоустройстве нуждающимся; - рыночные исследования, анализ полученных сведений, прогнозирование развития рынка труда и рыночного спроса; - проведение тестирования и аттестаций безработных, профориентация; - оформление и выплата пособий по безработице. По мнению экспертов, регулирование занятости должно проходить с использованием таких методов, как изменение рабочего графика сотрудников, внедрение системы обучения и переподготовки специалистов84. Таким образом, государственное регулирование занятости населения включает как меры прямого, так и косвенного влияния на проблему занятости населения. Государственное регулирование занятости населения осуществляется на всех уровнях управления: федеральный, региональный (муниципальный) и внутрифирменный (частно-предпринимательский) уровень. Государственное регулирование занятости населения имеет двойственное влияние. С одной стороны, такая помощь гражданам позволяет пройти курсы повышения квалификации или переподготовки. С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает собственную ответственность граждан за трудоустройство. Чтобы избежать такой «ловушки», государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени. Реализация государственной политики в сфере занятости населения осуществляется различными организациями. Федеральный уровень представлен Государственным Фондом занятости населения. Региональный уровень имеет региональные фонды и областные службы занятости. На муниципальном уровне действуют городские службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению. Взаимодействие служб занятости с предприятиями - работодателями, работниками или их представителями - строится на принципах социального партнерства. Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств государственного фонда занятости населения, которые являются государственной федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении и распоряжении Федеральной службы государственной статистики, а также его территориальных органов. На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Выше мы рассмотрели основные принципы и подходы к формированию политики обеспечения занятости населения в современных условиях, а также государственные цели и задачи в управлении занятостью населения, регулировании рынка труда и социально-трудовых отношений. Полученные выводы позволяют говорить о том, что в настоящее время в Российской Федерации сформировался социально-ориентированный тип управления занятостью населения, направленный на всемерную поддержку
Выводы по главе:
под государственной политикой занятости принято понимать комплексные программные меры воздействия, которые стимулируют развитие национальных социально-экономических отношений с должным уровнем устойчивости такового развития.
Глава 2
Важнейшим направлением деятельности государства на рынке труда является разработка и проведение мер, направленных на обеспечение занятости. Эти меры заключаются в содействии в трудоустройстве лиц, потерявших работу, и в виде материальной помощи безработным. Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации в 1991 году была создана государственная служба занятости населения. Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Служба занятости действует как организация публичной власти в силу прямого указания закона, и рассматривается как универсальный поставщик государственных услуг соискателям работы. За 9 лет существования в службу занятости Нижегородской области обратилось почти 1 млн. граждан. В период с 1991 по 1999 годы при содействии службы занятости нашли постоянное место работы около 570 тыс. человек. За этот же период служба занятости направила на профессиональное обучение более 66 тысяч безработных граждан. Особое место в деятельности Нижегородской службы занятости занимает работа со слабозащищенными категориями населения на рынке труда: инвалидами, молодежью, одинокими и многодетными безработными родителями, лицами предпенсионного возраста, гражданами, длительное время не имеющими работы. Для представителей этих социальных групп служба занятости разрабатывает и реализует специальные программы. Так, например, реализация запланированных мероприятий способствовала организации занятости в 2000 году 41 тыс. человек в возрасте 16-29 лет (81% от общего числа обратившейся молодежи). На условиях временной занятости по итогам 2000 года трудоустроено 25,7 тыс. несовершеннолетних из числа особо нуждающихся в социальной защите и «трудных» подростков. Большое внимание Нижегородской службой занятости уделяется работе с инвалидами, составлению индивидуальных программ профессиональной реабилитации, трудоустройству с учетом имеющихся медицинских противопоказаний. В 2000 году из 1965 инвалидов, обратившихся за содействием в службу занятости трудоустроено ( без учета прошедших профессиональное обучение) 1485 человек, или 75,6 %. Основной формой их трудоустройства является квотирование рабочих мест. 89, 2 % трудоустроены в счет квоты. Кроме того, 187 инвалида по направлению службы занятости прошли профессиональное обучение с дальнейшим трудоустройством под конкретное рабочее место. Одной из форм социальной поддержки безработных граждан, гарантируемой государством, является выплата пособий по безработице. Пособия по безработице и иная материальная поддержка безработных – это основной
206
источник средств существования для лиц, потерявших работу. Ситуация с выплатой пособий по безработице в Нижегородской области, по данным Департамента государственной службы занятости, является стабильной. Устойчивое функционирование системы выплаты пособий обеспечивалось наличием достаточных финансовых средств в региональном фонде занятости, что позволило выплачивать пособия в полном размере и своевременно, начиная с 1 декабря 1999 года. По нашему мнению, при всей важности работы по оказанию материальной поддержки безработным и их трудоустройству наиболее действенная мера, направленная на предупреждение и смягчение последствий безработицы – профессиональная подготовка и переподготовка, переобучение безработных. Согласно данным Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области численность граждан, прошедших профессиональное обучение выросло с 2 350 человек в 1993 году до 11 621 в 1998 году, в 1999 году численность таких граждан была меньше по сравнению с 1998 годом – 11 464 человека. Деятельность службы занятости по профессиональному обучению в 2000 году осуществлялась в рамках программы «Содействия занятости населения Нижегородской области в 2000 году». За этот период направлено на профессиональное обучение 11 194 человека. Расширение переподготовки безработных, как одно из важнейших направлений активной государственной политики занятости, должно сопровождаться их ориентацией на обучение только по перспективным специальностям в соответствии с приоритетами развития национальной экономики. В 2000 году обучение безработных граждан в Нижегородской области осуществлялось по 183 профессиям и специальностям, что составляет 58,1 % от общего количества профессий и специальностей, по которым возможно обучение в учебных заведениях Нижегородской области. Освоено 33 новых профессии и специальности, востребованных на рынке труда области. Объем подготовки граждан по курсу «Основы предпринимательства» составил 635 человек, из которых 40% открыли собственное дело, остальные трудоустроились в коммерческие структуры. Регулирующая функция государства на рынке труда не может ограничиваться содействием трудоустройству незанятого населения, а охватывает и сферу «занятого» наемного труда. Политику занятости нельзя сводить лишь к помощи безработным, так как пространство рынка труда это еще и вся совокупность отношений в сфере занятости. «Тот факт, что рынок труда не сводится к отношению безработные – вакансии, а охватывает всю сферу наемного труда, имеет сугубо практическое значение. Из этого следует, что объектом политики рынка труда и занятости должен быть широкий спектр трудовых отношений и вовлеченных в него лиц».1 Политика же помощи безработным должна являться лишь ограниченной частью общей стратегии политики государства на рынке труда. Политика занятости призвана задействовать весь круг факторов, определяющих успех трудовой деятельности человека, критериями которого служат размер заработков, стабильность занятости, продвижение по службе,