Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 20:07, реферат
Актуальность. Занятость населения, формирование и развитие социально-трудовых отношений – это важнейшие условия развития общества и устойчивого развития национальной экономики.
Социально-экономические изменения, вызванные общемировым экономическим кризисом, затронули в первую очередь сферу занятости: наметившаяся тенденция нехватки кадров в некоторых отраслях экономики резко изменилась – серьезной угрозой социальному благополучию населения вновь стала безработица. Такое положение обуславливает актуальность определения особенностей функционирования одного из важнейших механизмов регулирования рынка труда – службы занятости населения.
Социальная и материальная поддержка: практические меры, направленные: * на социальную и материальную защиту временно (вынужденно) нетрудоспособных граждан; * на гарантии должного уровня и качества жизни гражданам с ограниченными возможностями здоровья к ведению трудовой деятельности; * на социальные гарантии гражданам, утратившим способность к труду при выполнении служебных (трудовых) обязанностей
Рисунок 1.5. – Взаимосвязь понятий, конституирующих роль государства в формировании условий занятости населения в национальной экономике33
Итак, по нашему мнению, основополагающим понятием (при определении роли государства в формировании условий занятости населения в национальной экономике) является понятие содействие занятости.
Во-первых, данное понятие закреплено законодательно на всех уровнях иерархии правовых актов в Российской Федерации (от Конституции до региональных и муниципальных постановлений относительно регулирования рынка труда, социально-трудовых отношений и занятости / самозанятости населения в экономике). Следовательно, содействие занятости необходимо рассматривать как комплекс национальных нормативно-законодательных, организационно-правовых, социально-экономических мер, направленных на формирование системных условий, в которых реализуется право гражданина на труд и вознаграждение, а также стремление населения к удовлетворению совокупности своих потребностей. Вторым важнейшим понятием, определяющим роль государства в регулировании занятости населения в национальной экономике, является понятие «обеспечение занятости». Данное понятие можно встретить в подзаконных нормативных актах, а также в деловом и юридическом обороте, в рамках деятельности исполнительных органов власти. Соответственно обеспечение занятости есть практические меры, направленные: - на регулирование национального рынка труда; - на регулирование и формализацию социально-трудовых отношений; - на формирование условий по снижению социальных рисков и социальной напряженности в период экономической нестабильности. Третье немаловажное понятие (в контексте исследования роли государства в формировании условий занятости населения в национальной экономике) – это сохранение (и соответственно увеличение уровня) занятости. В данном случае стоит понимать, что это практические меры, направленные: - на сохранение и модернизацию уже созданных рабочих мест в национальной экономике; - на использование инструментов защиты национальных интересов на рынке труда (квотирование рабочих мест, регулирование трудовой миграции);
- на стимулирование работодателей к созданию новых рабочих мест, стимулирование самозанятости населения. Четвертое понятие есть логическое продолжение трех первых, определяющих роль государства в формировании занятости населения в национальной экономике. И это понятие стоит рассматривать как социальную и материальную поддержку, то есть практические меры, направленные: - на социальную и материальную защиту временно (вынужденно) нетрудоспособных граждан; - на гарантии должного уровня и качества жизни гражданам с ограниченными возможностями здоровья к ведению трудовой деятельности; - на социальные гарантии гражданам, утратившим способность к труду при выполнении служебных (трудовых) обязанностей. Таким образом, определяя роль государства в сфере занятости и регулирования социально-трудовых отношений, стоит отметить, что с институциональной точки зрения государство создает системные условия, содействуя реализации трудовых прав и обязанностей граждан. Кроме этого государство стимулирует движение тех процессов, которые непосредственно обеспечивают занятость населения в национальной экономике, а также формируют платформу социальных и материальных гарантий в случае возникновения факторов, дерегулирующих нормальное функционирование и развитие национальной системы занятости и социально-трудовых отношений. Поэтому далее мы будем рассматривать роль государства в сфере занятости населения в национальной экономике с обеспечительных позиций первого. Отсюда можно заключить, что государство в сфере занятости, и в частности, в сфере регулирования социально-трудовых отношений, является гарантом. Как отмечает Л.В. Серегина, гарантии как правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права индивида, в нормативных актах, регулирующих сферу занятости и сферу социально-трудовых отношений в том числе, сформулированы по-разному34: - в виде социальных и экономических прав и правомочий, направленных на обеспечение наиболее общего (конституционного) права – в данном случае право на труд; - в виде определенных льгот и преимуществ, дополнительных прав, предоставленных отдельным категориям граждан (в данном случае гражданам с ограниченными возможностями здоровья, гражданам, имеющим особые заслуги и т.д., социально незащищенным категориям населения); - в виде мер социальной и экономической поддержки, перечень которых определен законом (а также совокупностью подзаконных актов) по конкретным категориям получателей; - в виде обязанностей государства и его субъектов, призванных обеспечить возможность реализации права (в данном случае права на труд) посредством создания условий и совершения определенных действий в целях предоставления мер поддержки, включающих оказание специальных услуг, осуществление специальных выплат. Особенности социальных гарантий в сфере занятости населения в национальной или региональной экономике обусловлены в первую очередь тем, что они тесным образом касаются сферы труда. С одной стороны, эти гарантии играют важную роль в функционировании рынка труда и в этом аспекте характеризуются как экономические, с другой стороны гарантии выступают проявлением заботы со стороны государства, выражающейся в оказании содействия гражданину в трудоустройстве, что, в свою очередь, отражает их социальную направленность. Система государственных гарантий в сфере занятости постоянно развивается, и это не только тенденция стран, чья экономика характеризуется уже как постиндустриальная.
Совершенствование государственных гарантий в сфере занятости населения также происходит в странах с транзитивной экономикой (например, в Российской Федерации), и в странах с еще только развивающейся рыночной экономикой. В известной мере необходимость совершенствования государственных гарантий в сфере социально-трудовых отношений объясняется тем, что законодательство о занятости в Российской Федерации существует сравнительно недавно. Необходимо подчеркнуть, что дальнейшее совершенствование системы государственных гарантий в сфере занятости населения представляется крайне необходимым. Это, несомненно, будет способствовать повышению ее действенности в реализации права граждан на защиту от безработицы. Рассмотрев роль государства как гаранта и регулятора сферы занятости и самозанятости населения в национальной экономике и, в частности, социально-трудовых отношений, далее необходимо обратиться к роли индивида в обеспечении собственной занятости и самозанятости в современных условиях. С давних времен всем известно, что труд - главное условие и основа жизнедеятельности человечества. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают все условия для развития и прогресса общества. Однако, с тех времен изменилось отношение к труду. В настоящее время, его роль (роль труда)заключается в развитии человека и общества, которое состоит в том, что в процессе его осуществления создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами «работники», которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Таким образом, труд выступает не только экономическим, но и фундаментальным социальным фактором, определяющим все жизненные устремления современного общества и человека отдельно взятого. Несомненно, современный труд хорошо обжился в социальной структуре, контролируя и влияя на культуру общества, образ жизни людей и уровень их благополучия. Индивиды (группы индивидов и в целом – широкие слои населения), взаимодействуя между собой в процессе труда, вступили в широкую сеть социально-трудовых отношений, где главенствующие место занимает именно самовыражение и самоутверждение личности, но никак не создание общественного богатства. Теперь важнейшая задача современности заключается в изучении специфики трансформации такого сложного социально-трудового явления как отношение индивида к труду. Представляется необходимым в свете исследуемой тематики в данной работе поговорить об изменениях в развитии человечества, а именно одоминировании не инструментальной ценности, но ценности саморазвития личности (трудовой потенциал, квалификация, профессионализм личности, ее мастерство, мотивация, жизненные ценности).Сейчас актуальными стали исследования социальных аспектов, взаимоотношение культуры и общественных реформ, воздействия новых социальных ценностей на духовную культуру общества, а в свою очередь указанные аспекты стимулируют индивидов к трудовой активности. Далее нами для лучшего понимания сущности стремления индивида к занятости и роли индивида в обеспечении своей занятости будут рассмотрены модели социальной и профессиональной структур общества, определяющие стремление индивида изменить свое положение. Современное общество с точки зрения систем, системного анализа и синергетики можно рассмотреть как саморегулирующиеся и саморазвивающиеся системы и подсистемы35, в которых индивид(человек) - субъект.Индивид или человек – это субъект практически любого социального действия, но его субъективность зависит от степени активности, скорее даже осознанности целей этой активности. Поэтому любые общественно- экономические отношения или социально-экономические системы (как малые, так и большие) не могут развиваться феноменально (т.е. непознаваемо и непредсказуемо), но напротив будут развиваться, и функционировать пропорционально обладанию человеческими ресурсами, которые в свою очередь (как и любые иные ресурсы) характеризуются качеством и количеством. Человек с точки зрения антропологии – это изначально существо творящее и творческое, способное не только реагировать на изменения социокультурной среды, но и управлять ими.Однако индивиды не всегда проявляют любопытство к тому, что ихинтересует, рациональность поведения индивида в обществе и в экономике – есть теоретические постулаты, которые на практике слабо реализуемые. Для рационализма в поведении индивида необходимо развитое самосознание, во всех остальных случаях лишьинкорпорирование в общественную практику и предоставление контроля над результатами труда, способно создать эффективную, профессиональную, но отнюдь не беспроблемную, социальную организацию общественно-экономического взаимодействия индивидов36. Стимулы и мотивы индивида к осуществлению трудовой деятельности в новом обществе будут меняться. Следовательно, мотивация и мотивы трудовой деятельности точно так же приобретают свою специфическую мобильность в зависимости от общественных условий жизни. Человек стремится осознать зависимость между причинами и результатами действия, а также, по возможности, корректировать их. Но мотивационные процессы в аспекте рассмотрения отношения индивида к организации собственной занятости или самозанятости (труду по найму или предпринимательство, в том числе апериодическое) не могут существовать только как элемент социо-психологической структуры. Именно имеющее место быть противопоставление мотивов, стимулов и целей порождает отношение индивида к труду и обеспечению собственной занятости (самозанятости). По нашему мнению, в личностной концепции роли индивида в обеспечении собственной занятости (самозанятости) последнее стоит рассматривать именно через призму отношения к труду (осуществлению трудовой деятельности). С теоретической точки зрения отношение индивида к труду (а значит и к обеспечению собственной занятости / самозанятости) рассматривается через некий ментальный конструкт, обеспечивающий духовную связь человека с предметами, средствами труда, а также с производственной средой37. Все факторы, которые влияют или могут влиять на отношение индивида к труду (к стремлению обеспечить собственную занятость или самозанятость за счет использования различных форм и видов социально- трудовых и экономических отношений) можно классифицировать как производственные и непроизводственные, а также как объективные и субъективные38. Среди производственных факторов принято выделять такие факторы как материальное вознаграждение, условия и организация труда, социально- психологический климат в коллективе, возможности карьерного и иного роста. Среди внепроизводственных факторов обычно выделяют образовательный уровень, качество жизни, развитость (наличие) социальной инфраструктуры. Объективные и субъективные факторы более трудно интерпретируемы, поскольку в основном представляют собой нематериально-ментальные конструкты и моральные основы развития личности (ответственность, добросовестность, удовлетворенность качеством своего труда и т.д.). С точки зрения личностного (субъективного) отношения человекатакже можно говорить о том, что егоотношение к труду может быть положительным, отрицательным и индифферентным. Суть отношения индивида к труду (обеспечению занятости или самозанятости) заключается в
потребностей и сформировавшейся заинтересованности.Отношение к труду (отношение к занятости или самознаятости)характеризует индивида через стремление или его отсутствие максимально проявить свои физические и духовные силы, использоватьзнания и опыт, способности для достижения определенных количественных и качественных результатов. Поэтому при рассмотрении данного феноменаещё необходимо учитывать: - отношение к труду (к занятости и самозанятости) вообще; - отношение к профессии; - отношение к работе в данных конкретных производственных условиях. Стремление к труду (к обеспечению собственной занятости или самозанятости) приводит к тому, что человек неосознанно становится частью общественного прогресса, для которого важен труд, как физический, так и умственный. В современном обществе происходят колоссальные изменения, которые приводят как к модификации политических, экономических, так и к модификации социальной структуры общества, взглядов людей, роли и места человека в системе социально-экономического развития. Итак, выше мы установили, что характер и содержание труда (занятости или самозанятости) формируют отношение индивида к нему. Отношение индивидак труду (к обеспечению собственной занятости или самозанятости) в свою очередьесть эмоционально-волевая установка личности на труд, то есть выражение ее позиции. В структуре трудовой деятельности индивида, осуществляемой в сложившихся условиях организации занятости населения, важным компонентом является мотив (побуждение человека к активности, связанное с попыткой удовлетворить определенные потребности). И трудовое поведение человека побуждается не одним, но многими мотивами, из которых одни играют ведущую роль, а другие подчинены им. Механизм мотивации труда сложен и требует всестороннего учета индивидуальных психологических особенностей работников, их потребностей, интересов, направленности, ценностных личностных ориентаций. Совокупность мотивов трудовой деятельности человека образует сложную динамическую систему, в которой личностное и общественное тесным образом переплетены и взаимосвязаны. Это означает, что, будучи относительно устойчивыми в каждом человеке, система мотивов может меняться в зависимости от тех изменений, которые происходят во внутренней структуре личности, а также во внешних условиях его жизнедеятельности. Таким образом, необходимо согласиться с существующей теоретической концепцией, согласно которой, отношение индивида к труду (в том числе к обеспечению собственной занятости или самозанятости) – это сложное социальное явление, и представляет собой единство трех элементов: мотивов и ориентации трудового поведения; реального или фактического трудового поведения;оценку работниками трудовой ситуации. В то же время необходимо помнить о том, что труд имеет для человека лишь инструментальную ценность: труд и занятость в данном случае выступают средством реализации потребностей, лежащих вне самого труда. А отношение к труду, как к потребности, должно выражаться в том, что труд (занятость и самозанятость) предоставляет человеку широкие возможности для самореализации, творчества и поэтому уже является самодеятельной целью. Труд является экономическим и фундаментальным социальным фактором, определяющим все жизненные устремления современного общества. Материальный и духовный стимулы формируют у индивида устойчивые стремления к труду, желание же планомерно и целенаправленно осуществлять трудовую деятельность зависит от уровня и качества государственного участия в формировании условий организации занятости и самозанятости в национальной социально-экономической системе. В России система управления занятостью до 90-х гг. XX в. формировалась нормативно-позитивистскими принципами. Этот процесс представлял собой систему обеспечения социальных гарантий. Несмотря на то, что некоторые ковенанты занятости имели декларативный характер, социальные гарантии уровня жизни четко и неукоснительно выполнялись.
Еще Дж. Кейнс39 доказал, что способность рынка труда к саморегулированию почти отсутствует, поэтому формирование многих элементов системы занятости, в частности совершенствование качественных характеристик трудовых ресурсов, требует большего внимания при разработке экономической политики государства. Выше мы рассмотрели роль индивида в обеспечении своей занятости или самозанятости, далее предлагается исследовать роль государства в сфере социально-трудовых отношений и обеспечения занятости населения. Как отмечает И. Гелета40, роль государства в обеспечении занятости населения реализуется через разработку и реализацию соответствующей политики, однако же, роль государства в обеспечении занятости не сводима только к этой функции. Соответственно, государство, как уже было показано выше, содействуя обеспечению занятости посредством использования специальных инструментов регулирования (правовых, организационных, социальных, экономических41), осуществляет на макроэкономическом уровне управление занятостью. Мы считаем, что управление занятостью населения в национальной экономике стоит рассматривать также регулирующее воздействие со стороны государства и отдельных субъектов на структуру и динамику общественных отношений. Регулирование занятости осуществляется, с одной стороны, в форме рыночного механизма, а с другой - в форме целенаправленной деятельности государства, общественных объединений, организаций работодателей и работников42. Элементы регулируемой и регулирующей подсистем теснейшим образом связаны и находятся в непрерывном взаимодействии. Одним из важнейших объектов регулирования в системе занятости при возрастании мобильности трудовых ресурсов является процесс формирования предложения трудовых ресурсов, отражающий потребности и интересы работника, руководствующегося главным мотивом – получить работу, устраивающую его по содержанию, условиям труда и оплате. Цель данного регулирования повышение качества трудовых ресурсов с точки зрения профессионально – квалификационного уровня, развития, совершенствования и использования индивидуальных способностей. Еще одним направлением регулирования занятости выступает регулирование продолжительности рабочего времени. Политика сокращения рабочего времени и увеличения досуга должны быть сбалансированы исключительно рынком. Решая вопросы занятости, необходимо помнить о развитии качества персонала. Сегодня гарантия трудоустройства является основным условием, предъявляемым высококвалифицированными рабочими. Крайне незначительна доля тех, кто желает приобрести новую профессию просто для того, чтобы получить какую-либо работу. Сохранение и развитие способности к квалифицированному творческому труду обеспечивались тем фактом, что в России лица с высшим и средним специальным образованием составляют более 20% трудовых ресурсов, а это является высоким, по сравнению с мировыми показателями, стандартами. Сохранение этого потенциала и поддержание его темпов является важнейшей прямой инвестицией в выход экономики на новый качественный уровень43. Рассматривая в ретроспективе развитие социально-трудовых отношений на относительно коротком историческом промежутке (от начала ХХ века до настоящего времени), мы выделили роль государства и роль индивида в обеспечении занятости (и соответственно самозанятости). Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что государство в данном случае представляет собой институциональный регулятор, роль которого состоит в обеспечении прав и свобод населения в области труда и занятости, а также в контроле обязательств акторов (работников и работодателей), действующих на национальном рынке труда в рамках установленного организационно-правового и социально-экономического поля. В свою очередь роль индивида в обеспечении занятости (и соответственно самозанятости) сводится к формированию личностной мотивации к осуществлению труда и прочей общественно полезной деятельности за вознаграждение. Это позволяет индивиду в свою очередь реализовывать собственные стремления к трудовой активности в избранной профессиональной сфере. Этот аспект (через получаемое индивидом вознаграждение за труд и карьерную мотивацию) дает возможность индивиду удовлетворять иные потребности (от физиологических до социальных и высших). Таким образом, и государство и население взаимно заинтересованы в формировании такой системы занятости, при которой, с одной стороны, были бы обеспечены национальные потребности устойчивого социально- экономического развития. А с другой стороны, были бы обеспечены личностные трудовые и прочие потребности отдельно взятых индивидов (граждан), формирующих в совокупности население страны и его экономически активную часть. Перевод национальной социально- экономической системы на инновационный путь дальнейшего развития требует не только формирования новых способностей у населения к осуществлению трудовой деятельности, но и создает условиях для развития форм и видов занятости.
1.1. Политика обеспечения занятости населения и принципы регулирования трудовых отношений
Занятость населения, точнее обеспечение оптимальной занятости населения, требует от государственных органов исполнительной и законодательной власти определенных усилий, которые должны быть выражены через определенный план действий. В данном случае занятость населения и её оптимальное обеспечение реализуется через государственную политику занятости. Стоит отметить, что политика обеспечения занятости населения или содействие занятости населения, интегрирована в стратегию социального развития государства, а также в реализуемую общую социальную политику. Политика обеспечения занятости населения, играя решающую роль в социально-трудовых отношениях, должна быть основана на устойчивом, но в то же время органично изменяемом, нормативно-правовом фундаменте.
М.В. Вартанова указывает, что государство, в первую очередь заинтересованное в обеспечении сбалансированного экономического роста, разрабатывает комплекс мер в целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения. Прежде всего, осуществляется целенаправленная финансово-кредитная, инвестиционная и налоговая политика. Такая политика направлена на рациональное размещение производственных мощностей, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию рабочих мест. Важными составляющими, по мнению М.В. Вартановой, сферы взаимодействия человека с обществом по поводу рабочих мест являются два основных типа рынков: рынок труда (рабочей силы или трудовых ресурсов) и рынок профессий [75]. Управление занятостью, или управление созданием рабочих мест есть, по своей сущности, управление социальное, которое в широком смысле слова есть управление всеми и любыми общественными процессами; в узком смысле управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, средство реализации социальной политики. Чтобы эффективно управлять занятостью, надо четко представлять себе эту систему, ее цели, функции, построение, технологию принятия решений. По своим задачам (целям) система управления занятостью есть совокупность организационных структур и механизмов (методов, средств) управления, обеспечивающая занятость населения. Исходя из этого, структура системы управления занятостью включает службы занятости (органы, подразделения и организации) всех уровней, регулирующие занятость населения и осуществляющие взаимодействие с работодателями, профсоюзными органами и другими субъектами занятости. Поэтому учитывая вышесказанное, мы можем дать следующее уточнение государственной политики занятости (политики обеспечения занятости или управления занятостью населения в национальной или региональной экономике). Под государственной политикой занятости принято понимать комплексные программные меры воздействия, которые стимулируют развитие национальных социально-экономических отношений с должным уровнем устойчивости такового развития. Как правило, государство участвует в социально-трудовых отношениях, в регулировании рынка труда и занятости через представительство иерархии исполнительных органов. Поэтому в Российской Федерации, в частности, государственная политика обеспечения занятости (и соответственно самозанятости) населения структурирована по трем основным уровням: федеральный, региональный, локальный (городской или уровень поселения). В научной и практической литературе принято выделять от трех до пяти национальных моделей обеспечения занятости (и соответственно самозанятости) населения. Мы предлагаем кратко остановиться на трех наиболее популярных моделях государственной политики обеспечения занятости населения.