Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 17:09, дипломная работа
Цель дипломной работы – раскрыть особенности налогообложения предпринимательской деятельности на примере Общественного объединения «Общество собственников квартир и помещений «Самал» и ТОО «Лидер-2».
Задача дипломной работы – дать экономическую оценку работы ОО «ОСКиП» «Самал» и ТОО «Лидер-2» и предложить мероприятия, направленные на повышение эффективности производства.
Введение
Теоретическая часть
Особенности налогообложения предпринимательской деятельности.
1.1 Налоговая система Республики Казахстан.
1.2. Принципы и функции налогообложения в Республике Казахстан.
1.3. Организация взимания налогов.
1.4. Налоговая отчетность
1.4.1. Особенности установления налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу.
1.4.2. Особенности установления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость.
1.4.3. Особенности установления налоговой отчетности по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу.
1.4.4. Порядок предоставления и отзыва налоговой отчетности.
1.5. Особенности налогового учета.
1.6. Корпоративный подоходный налог.
1.7. Индивидуальный подоходный налог.
1.8.Налогообложение доходов нерезидентов.
1.9. Косвенные налоги.
1.9.1. Налог на добавленную стоимость.
1.9.2. Акцизы
1.10. Рентный налог на экспорт
1.11. Налогообложение недропользователей
1.12. Социальный налог
1.13. Налоги на собственность
1.13.1. Земельный налог
1.13.2. Налог на транспортные средства
1.13.3 Налог на имущество
1.14. Специальные налоговые режимы
1.15. Сборы, пошлины, платы
1.16. Переложение налогов
1.17. Уклонение от налогов
Аналитическая часть
2. Налогообложение на предприятиях ОО «ОСКиП» и ТОО «Лидер-2»
2.1. Краткая характеристика ОО «ОСКиП»
2.1.1. Основные технико-экономические показатели
2.1.2. Анализ финансового состояния
2.1.3. Налогообложение
2.2. Краткая характеристика ТОО «Лидер-2»
2.2.1. Основные технико-экономические показатели
2.2.2. Анализ финансового состояния
2.2.3. Налогообложение ТОО «Лидер-2»
Рекомендательная часть
3. Пути улучшения финансового состояния
3.1. ОО «ОСКиП» «Самал»
3.2. ТОО «Лидер-2»
3.3. Расчет мероприятий
Заключение
Список использованных источников
К доходам юридического лица-нерезидента относятся все виды доходов, связанных с деятельностью постоянного учреждения. На вычеты относятся расходы, непосредственно связанные с получением доходов от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение, независимо от того, понесены они в Республике Казахстан или за ее пределами, за исключением расходов, не подлежащих вычету.
Чистый доход юридического лица-нерезидента от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение облагается налогом на чистый доход по ставке 15 %; под чистым доходом понимается налогооблагаемый доход за минусом суммы начисленного корпоративного подоходного налога.
Физическое лицо-нерезидент, осуществляющее индивидуальную предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, является плательщиком индивидуального подоходного налога по доходам, связанным с такой деятельностью, уменьшенным на сумму вычетов, непосредственно понесенных в отношении таких доходов, за исключением расходов, не подлежащих вычету.
Порядок определения налогооблагаемого дохода, исчисления и уплаты индивидуального подоходного налога производится аналогично физическим лицам-резидентам по доходам, не облагаемым у источника выплаты.
Косвенные налоги выражают фискальные интересы государства. Разумное их применение может позитивно воздействовать на процесс ценообразования и влиять на структуру потребления. Кроме того, для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения их расходов, чем рост прямого налогообложения доходов. Использование налогов на потребление, каковыми являются акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, более предпочтительно, так как:
- от них труднее уклоняться;
- с ними связано меньше экономических нарушений;
- они меньше сокращают стимулы к труду;
- в условиях отсутствия дефицита, включая и на товары-заменители, они оставляют за потребителем право выбора;
- для них характерна анонимность.
К косвенным налогам относятся также поступления от внешнеэкономической деятельности (таможенные доходы в виде таможенных пошлин, налогов на экспорт и импорт, разница в ценах товаров, реализуемых на внутреннем рынке и их фактурной стоимостью).
В доходах государственного бюджета поступления от косвенных налогов составляют порядка 26%. Однако рост налогов на потребление имеет также и недостатки, наиболее возможным из которых является их инфляционные и регрессивный характер. Но положительный эффект этих налогов перекрывает их отрицательное влияние. Если будут расти цены, а с ними и бюджетные расходы, то поступления от этих налогов будут увеличиваться с ростом цен. Это позволит получить средства для реализации социальных программ. В бюджетную систему будет встроен автоматический антиинфляционный механизм.
Существует общая закономерность в системе налогообложения: при кризисном состоянии экономики, стагнации - застое в производстве, торговле и в др. секторах экономики - происходит объективная переориентация налогообложения на потребление. Это вызывается сокращением налоговой базы в производственной сфере в связи с падением производства. В тоже время расходы государства в подобной ситуации не сокращаются, а порой и возрастают из-за необходимости расширения социальной поддержки населения в результате снижения его занятости, увеличения расходов на структурную перестройку экономики, поддержку ее жизнеобеспечивающих отраслей и других неотложных расходов. Поэтому возникает необходимость перемещать налоговое бремя на тех, кто больше потребляет. В этом проявляется также своеобразная социальная направленность косвенных налогов на определенное выравнивание в распределительном процессе. Мировой опыт подтверждает подобную практику.
1.9.1. Налог на добавленную стоимость (НДС)
Из косвенных налогов наиболее значительным является налог на добавленную стоимость - НДС, введенный с 1992 г. Он занимает 20% в общих налоговых поступлениях в бюджет государства. Плательщик налога возмещает понесенные в результате его уплаты государству потери путем повышения цен и перекладывает уплату налога на покупателя.
Объектом обложения налогом является «добавленная стоимость», которая представляет собой продукцию без материальных затрат, (чистую продукцию с амортизацией); в добавленную продукцию могут включаться комплексные расходы, например, затраты на рекламу и некоторые другие (проценты за ссудный капитал, рента, некоторые налоги.
Объектом обложения является облагаемый оборот и облагаемый импорт, а «НДС представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров, работ, услуг, а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан. НДС, подлежащий уплате в бюджет, по облагаемому обороту определяется как разница между суммами налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги и суммами налога на добавленную стоимость, подлежащими уплате за полученные товары, выполненные работы или оказанные услуги». В последнем проявляется механизм зачета по налогу.
Оборот по реализации товаров означает:
- передачу прав собственности на товар (продажу, отгрузку, обмен на другие товары, работы, услуги, экспорт, безвозмездную передачу, взнос в уставной капитал, передачу работникам в счет оплаты труда);
- отгрузку товара по договорам комиссии;
- передачу имущества в финансовый лизинг и передачу заложенного имущества в случае неуплаты долга;
- отгрузку товара структурному подразделению, являющемуся плательщиком НДС;
- иное использование товаров, приобретенных для предпринимательской деятельности и не относящихся к такой деятельности.
Оборот по реализации работ и услуг включает разное оказание услуг или выполнение работ, в том числе безвозмездное, а также любую деятельность за вознаграждение.
Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, работ, услуг, совершаемый плательщиком НДС, за исключением освобождаемого оборота по НДС и осуществляемого за пределами Казахстана.
В облагаемый импорт включается таможенная стоимость импортируемых товаров, определяемая в соответствии с таможенным законодательством, а так же суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет при импорте товаров, за исключением налога на добавленную стоимость на импорт.
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:
1) лица, которые встали на учет по налогу на добавленную стоимость:
- индивидуальные предприниматели;
- юридические лица, за исключением государственных учреждений; нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение;
2) структурные подразделения юридического лица, признанные самостоятельными плательщиками налога на добавленную стоимость.
Плательщиками налога на добавленную стоимость при импорте товаров являются лица, импортирующие эти товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.
Постановка на учет по НДС
осуществляется при достижении оборота по реализации товаров
(работ, услуг) за налоговый период определенного
минимума (значение на 2009 год 30 тыс. МРП).
Налог
на добавленную стоимость - налог многократной,
взимаемый на каждой стадии производства
и реализации товара, он включает в себя
все изъятия на предшествующих стадиях
продвижения товара, но государству поступает
только налог на ту добавленную стоимость,
которая получена производителем данного
товара на его стадии производства и реализации.
Тем самым механизм взимания налога не
дает эффекта роста цен за счет последовательного
и постоянного накопления налога в составе
цены: цена увеличивается так же, как и
при однократном обложении. При этом возникает
равенство предпринимателей перед налоговой
системой, уменьшаться ценовое давление
на конечного потребителя.
При исчислении суммы налога, подлежащего взносу в бюджет, получатель товаров (работ, услуг) имеет право на зачет сумм НДС, подлежащего уплате за полученные товары, включая основные средства, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота.
Механизм зачета по налогу на добавленную стоимость представлен на схеме 4.
Цена закупки материалов, услуг |
Н Д С |
Доход госбю- джета |
В за- чет | ||||
|
Добавленная стоимость |
| |||||
Амортизационные отчисления |
Оплата труда |
Чистый доход (-прибыль) |
Другие компоненты |
НДС производителя |
Зачет по НДС | ||
Стоимость поставщика |
|||||||
Стоимость производителя |
|||||||
Цена реализации |
Схема 4. Взимание НДС с зачетом
По налогу на добавленную стоимость установлены льготы, которые периодически менялись за период его действия: освобождение от уплаты налога некоторых видов оборотов, применения пониженной ставки и нулевой ставки.
Ставка налога в 2009 году – 12%.
При импорте товаров, перемещаемых физическими лицами в упрощенном порядке НДС может уплачиваться в составе совокупного таможенного платежа, размер которого определяется в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.
По нулевой ставке облагается (при определенных условиях) экспорт товаров (при его подтверждении), работы и услуги, связанные с международными перевозками.
Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость является квартал.
Плательщик налога на добавленную стоимость, осуществляющий реализацию товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, обязан выставить лицу, получающему указанные товары (работы, услуги), счет-фактуру с налогом на добавленную стоимость.
Плательщик налога на добавленную стоимость обязан представить декларацию по НДС не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
Плательщик налога на добавленную стоимость обязан уплачивать налог, подлежащий взносу в бюджет за каждый налоговый период не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость является календарный квартал.
Таблица 2. Сравнение существующих и новых налоговых правил по налогообложению НДС.
Показатели, влияющие на налоговую нагрузку налогоплательщика |
Закон Республики Казахстан №201-III от 11.12.2006г. |
Закон Республики Казахстан №100-IV от 10.12.2008г. |
1. Ставка налога для |
14% |
12% |
2. Постановка на учет по НДС |
Оборот по реализации 15000 МРП |
30000 МРП |
3. Налоговый период |
Месяц либо квартал по выбору плательщиков |
Квартал |
4. Представление декларации |
Не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом |
Не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом |
5. Сроки уплаты налога на |
За каждый налоговый период до или в день установленного срока для предоставления декларации |
Не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом |
К косвенным налогам относятся таможенные платежи - таможенные пошлины и таможенные сборы, взимаемые с ввозимых, вывозимых, также транзитных товаров, предметов и услуг.
1.9.2. Акцизы
В третью группу косвенных налогов входят акцизы- В налоговых поступлениях бюджета они занимают немногим более 2-3%.
Акцизы - налоги на товары, включаемые в цену и оплачиваемые покупателем. Акцизы уплачивают производители товаров, имеющих в силу своих специфических свойств монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Акцизами могут облагаться и услуги, при этом сумма налога включается в тариф.