Пути повышения доходности предприятия в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 10:45, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование теоретических положений и практического опыта по повышению доходности предприятия, а также разработка на этой основе мероприятий по совершенствованию управления доходностью предприятия с учетом экономических условий, существующих в Казахстане в настоящее время.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
- исследовать теоретические и методологические основы доходности предприятия;
- провести анализ системы управления финансовой устойчивостью на предприятии;
- разработать проект по совершенствованию системы укрепления доходности на предприятии;
- оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.

Файлы: 1 файл

Diplom_elevator_gotovy_isprav.docx

— 337.86 Кб (Скачать)

 

Выручка от реализации работ и услуг по сравнению с 2011 годом в 2012 году увеличился в 2 раза. Себестоимость выполненных работ и услуг увеличилась на 93,48%.Валовый доход увеличился в 2 раз, соответственно валовый доход на 1 работающего увеличился в2 раза.

Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. [38]

Наиболее наглядно финансовые результаты характеризуют показатели рентабельности, которые представлены в таблице 15.

 

Таблица 15

Основные экономические показатели хозяйственной деятельности ТОО «Узынколь-2012»

 

Показатели

2010

год

2011

год

2012

год

2012г. к 2010г. в %

Среднегодовая численность работников, чел.

106

122

134

126,42

Стоимость товарной продукции, тыс. тг

177 186

182 434

371 211

2 раза

Себестоимость товарной продукции, тыс. тг

139 508

143 415

277 483

198,90

Стоимость ОПФ, тыс. тг

243 615

236 142

230 278

94,53

Производство товарной продукции на 1 работника, тыс. тг

355,45

319,83

699,46

196,78

Фондоотдача, тг

0,72

0,76

1,61

223,61

Фондоемкость, тг

1,39

1,31

0,62

44,60

Прибыль (убыток), тыс. тг

37 678

39 019

93 728

2 раза

Уровень рентабельности, %

27,01

27,21

33,78

125,07


 

Из таблицы видно, что стоимость товарной продукции в 2012 году увеличилась на 98,9%. И это не случайно, ведь цены на зерно за эти три года претерпели такие же изменения.

Об эффективности деятельности предприятия в целом, конечно, говорят два показателя: прибыль (убыток) и рентабельность (убыточность). Из таблицы видно, что прибыль выросла в 2 раза, уровень рентабельности увеличился на 25,7 процентных пункта.

2.4 Анализ финансового  состояния предприятия

 

Финансовый анализ применяется для исследования экономических процессов и экономических отношений, показывает сильные и слабые стороны предприятия и используется для принятия оптимального управленческого решения.

Финансовый анализ позволяет проконтролировать правильность движения финансовых потоков денежных средств организации и проверить соблюдение норм и нормативов расходования финансовых, материальных ресурсов и целесообразность осуществления затрат [39].

Информационной базой финансового анализа является бухгалтерская отчетность.

Результаты финансового анализа используются как внутренними пользователями (руководство, менеджеры), так и внешними (собственники, кредиторы, поставщики и покупатели, консультанты, биржи ценных бумаг, юристы, пресса).

 

Таблица 16

Анализ финансового состояния предприятия, тыс. тенге

 

Наименование показателей

2010

год

2011

год

2012

год

Отклонение

(+-)

2011г.

2012г.

Доход от реализации продукции и оказания услуг

175 262

179 940

371 211

+4 678

+191 271

Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг

139 508

143 415

198 484

+3 907

+55 069

Валовая прибыль

35 754

36 525

172 727

+771

+136 202

Прочие доходы

1 924

2 494

-

+570

-2 494

Административные расходы

29 546

34 701

76 332

+5 155

+41 631

Прочие расходы

-

-

78 999

-

+78 999

Прибыль (убыток) до налогообложения

8 132

4 318

17 396

-3 814

+13 078

Расходы по корпоративному подоходному налогу

3 215

1 691

5 920

-1 524

+4 229

Итоговая прибыль (итоговый убыток) за период

4 917

2 627

11 476

-2 290

+8 849


 

Выручка от реализации в отчетном году по сравнению с предыдущим годом возросла на 191,27  тыс. тенге. Но в то же время увеличились и расходы по обычным видам деятельности на 55,07 тыс. тенге. Это может свидетельствовать о том, что спрос на услуги предприятия мог вырасти, и соответственно увеличилось количество потребителей услуг.

Финансовое состояние хозяйствующей единицы находится в прямой зависимости от объемных и динамических показателей движения производства. Рост объема производства улучшает финансовое состояние предприятия, а его сокращение, напротив, ухудшает.

Финансовый анализ — изучение основных параметров, коэффициентов и мультипликаторов, дающих объективную оценку финансового состояния предприятия.

Активы — часть бухгалтерского баланса предприятия, отражающая в денежном выражении материальные и нематериальные ценности, принадлежащие предприятию, их состав и размещение.

Активы предприятия собственность предприятия, отражаемая в активе баланса. В основном существуют три вида активов:

1) текущие активы, состоящие  из денежного капитала и средств, которые могут быть быстро  трансформированы в наличные  деньги;

2) основной капитал с  длительным сроком службы, используемый  предприятием при производстве  товаров и услуг;

3) прочие активы, которые  включают нематериальные активы, не имеющие натурально-вещественной  формы, но ценные для предприятия, капиталовложения в другие компании, долгосрочные ценные бумаги, расходы  будущих периодов и различные  другие активы [40].

Одной из главных задач предприятия является оценка его финансового положения, и она определяется системой показателей.

Анализ финансового состояния проводится в последовательности, согласно индивидуальному заданию. Анализ начинают с просмотра статей финансовой отчетности с целью выявления критических статей и негативных моментов. К ним следует отнести: наличие непокрытого убытка, отсутствие прибыли от основной деятельности, отсутствие резервного капитала, наличие задолженности по налогам и сборам, снижение величины чистых активов.

 

Таблица 17

Состав и структура текущих активов предприятия на 01.01.2013г.

 

Активы

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

тыс. тг

%

тыс. тг

%

I. Краткосрочные активы

       

Денежные средства

555

0,12

3 543

0,66

Краткосрочная дебиторская задолженность 

139 723

29,17

215 110

40,10

Запасы                                          

45 385

9,48

51 455

9,59

Текущие налоговые активы

25 456

5,31

7 729

1,44

Прочие краткосрочные активы 

31 640

6,61

28 212

5,26

Итого краткосрочных активов

242 759

50,68

306 049

57,06

II. Долгосрочные активы

       

Основные средства

236142

49,30

230278

42,93

Нематериальные активы 

88

0,02

75

0,01

Итого долгосрочных активов

236 230

49,32

230 353

42,94

Баланс

478 989

100

536 402

100


Активы предприятия в 2012 году увеличились на 11,98% (57,4 млн. тенге) и на конец года составил 536,4 млн. тенге.

Задачи анализа состоят в том, чтобы изучить состав, структуру и динамику источников формирования капитала предприятия, имущества, в которое он вложен, оценить произошедшие изменения с точки зрения повышения финансовой устойчивости предприятия.

 Составим в таблицы 18 для анализа динамики и структуры источников капитала.

 

Таблица 18

Структура пассивов филиала на 01.01.2013г.

 

Обязательство и капитал

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

тыс. тг

%

тыс. тг

%

III. Краткосрочные обязательства

       

Обязательства по налогам

2 301

0,48

2 243

0,42

Обязательства по другим обязательным и добровольным платежам

1 781

0,37

650

0,12

Краткосрочная кредиторская задолженность

97 050

20,26

8 300

1,55

Краткосрочные оценочные обязательства

2 680

0,56

3 447

0,64

Прочие краткосрочные  обязательства 

371 124

77,48

1 829

0,34

Итого краткосрочных обязательств

474 936

99,15

16 469

3,07

IV. Долгосрочные обязательства

       

Отложенные налоговые обязательства

1 426

0,30

5 830

1,09

Итого долгосрочных обязательств

1 426

0,30

5 830

1,09

V. Капитал 

       

Уставный  капитал

500 000

104,39

500 000

93,21

Неоплаченный капитал

-500 000

-104,39

   

Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)

2 627

0,55

14103

2,63

Итого капитал

2 627

0,55

514 103

95,84

Баланс

478 989

0,85

536 402

100


 

По результатам анализа можно сделать вывод, что собственный капитал увеличился на 514,1 тыс. тенге, заемный капитал уменьшился. По данным таблицы, видно, что собственный капитал превышает заемный. Увеличение собственного капитала положительно влияет на предприятие. Так как собственный капитал является основой независимости предприятия.

Основные показатели финансовой устойчивости предприятия. Ликвидность – характеризует способность предприятия выполнять свои текущие обязательства из своих активов[41]. В общем случае предприятие считается ликвидным, если его текущие активы превышают текущие обязательства.

Таблица 19

Показатели ликвидности текущих активов

 

Показатели

2011 год

2012 год

Изменение

(+,-)

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,07

1,93

1,86

Коэффициент промежуточной ликвидности

0,35

13,45

13,1

Общий (текущий) коэффициент ликвидности

0,51

18,58

18,07


 

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в целом ликвидность в 2012 году заметно повысилась по сравнению с 2011 годом. Так, коэффициент общий (текущий) коэффициент ликвидности – увеличился на 18,7 и текущей – на 13,1.

 Коэффициент платежеспособности отражает соотношение заемного капитала к собственному капиталу. Данный коэффициент указывает, в какой степени кредиторы фирмы защищены от риска, при этом гарантом выступает собственный капитал предприятия. Увеличение доли заемного капитала в структуре финансов компании считается рискованным. Таким образом, чем выше этот показатель, тем больше задолженность компании, и тем неустойчивее ее ситуация. Рассчитаем коэффициент платежеспособности в таблице 20.

 

Таблица 20

Расчет коэффициента платежеспособности

 

Показатели

На начало

2012г.

На конец

2012г.

Изменение

(+,-)

Баланс (общие пассивы), тыс. тенге

478 989

536 402

+57 413

Собственный капитал, тыс. тенге

2 627

514 103

+511 476

Коэффициент платежеспособности

0,005

0,958

+0,953

Информация о работе Пути повышения доходности предприятия в условиях рыночной экономики