Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 10:45, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование теоретических положений и практического опыта по повышению доходности предприятия, а также разработка на этой основе мероприятий по совершенствованию управления доходностью предприятия с учетом экономических условий, существующих в Казахстане в настоящее время.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
- исследовать теоретические и методологические основы доходности предприятия;
- провести анализ системы управления финансовой устойчивостью на предприятии;
- разработать проект по совершенствованию системы укрепления доходности на предприятии;
- оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Разделение постоянных и переменных расходов важно для целей финансового планирования. Основная задача здесь заключается в том, чтобы определить, как должны изменить постоянные и переменные расходы при планируемых темпах роста объема реализованной продукции с учетом того, что только переменные затраты изменяются пропорционально росту или падению объема производства и реализации.
Самый хороший менеджер мало чего сможет добиться на рынке, если у предприятия, которым он руководит, будет серьезный недостаток денежных средств. Казахстанская практика дает этому множество подтверждений. Поэтому задача привлечения и максимального использования денежного капитала - одна из ключевых в наших современных условиях. Поскольку о привлечении и использовании денежных ресурсов на короткие сроки (оборотных средств) речь пойдет ниже, прежде всего остановимся на денежных затратах с длинным циклом освоения – инвестициях и капиталовложениях.
При создании своего предприятия предприниматель авансирует будущее производство. Продукция еще не произведена и, естественно не реализована, а определенные средства и имущество уже вложены в формирование производственной структуры. Авансирование осуществляется в виде формирования уставного капитала, имущества и денежных средств, позволяющих приступить к реализации проекта, лежащего в основе создаваемого предприятия. Речь далее идет о расширении уставного капитала и реализации инвестиционных проектов.
Инвестиционные операции, как известно, - операции, связанные с вложением денежных средств в реализацию проектов, которые будут обеспечивать получение фирмой выгод в течение периода, превышающего один год. В коммерческой практике различают следующие типы таких инвестиций:
- инвестиции в физические
активы, которые чаще называют
инвестициями в реальные активы
(производственные здания и
- инвестиции в денежных
активы (депозиты в банках, облигации,
акции и другие права на
получение денежных сумм от
других физических и
- инвестиции в нематериальные
(незримые) активы (ценности, приобретаемые
фирмой в результате
Проблема привлечения со стороны инвестиций, способных создать мощный импульс для финансового хозяйственного развития предприятий, волнует сегодня большинство отечественных предпринимателей. Инвестиции нужны всем, одного получает их далеко не каждый. Для финансирования основных средств краткосрочный банковский кредит является исключением, а не правилом, поскольку связанный с ним риск чрезвычайно велик. Кроме того, предприятиям приходится учитывать условия, на невыгодных условиях, предприятие рискует понести убытки, а в ряде случаев и стать банкротом.
С точки зрения получаемой по привлекаемым средствам отдачи для инвестора инвестиции могут разделяться на:
- Субсидии, гранты, дотации
от государства, которыми обеспечиваются
предприятиями приоритетных
- Денежные средства с
фиксированной суммой процента,
которые состоят из кредитов (банков,
государства, предприятий, других коммерческих
и некоммерческих структур), облигаций
(акционерных обществ и
- Привлеченные средства,
на которые выплачивается
При разработке инвестиционного проекта важно рационально выбрать формы привлечения капитала, выпуская ценные бумаги, или привлечь заемный капитал. Основными формами по привлечению средств на финансирование инвестиционного проекта для увеличения собственного капитала являются следующие инструменты финансирования: обычные акции (ценные бумаги, оформляющие права на собственный капитал компании и потому имеющие особое значение для оценки его бухгалтерской стоимости); привилегированные акции, которые дают инвестору, по сравнению с обычными акциями, определенные преимущества (гарантированные дивиденды, преимущественные права при ликвидации компании); долговые обязательства с вариантами, представляющие обязательство компании возвратить кредитору определенную сумму через фиксированный срок и с согласованной премией в виде процентного дохода. Однако в ряде случаев подобные ссуды столь рискованны, что не помогает даже повышения доходность. Тогда к ним добавляется вариант (право на покупку акций в пределах фиксированного срока по определенной цене). Кредитору должна быть возвращена вся реализовать свои варианты [22].
В рамках долгового финансирования существует пять основных типов кредита: торговой кредит, который предоставляется одной компанией другой при продаже товара под обещание о его будущей оплате, банковский кредит, предоставляемый банком (или другим финансовым учреждением) предприятию (физическому лицу) с целью финансирования временных потребностей предприятия, в частности, финансирования сезонных потребностей предприятия, финансирования временно возросшего объема дебиторской задолженностью, финансирования уплаты налогов, для помощи на покрытие неординарных и достаточно крупных издержек (например, переезд предприятия). Краткосрочные ссуды могут предоставляться коммерческими банками, финансовыми компаниями, правительственными учреждениями. Деньги на короткие сроки могут быть получены и посредством использования необеспеченных кредитных билетов сроком от одного до девяти месяцев, которые продаются компаниями, имеющими стабильное положение и высокий рейтинг. Практикуется далее инвестиционный кредит, который, как правило, представляет собой долгосрочный кредит, предоставляемый в целях приобретения земли, зданий, сооружений, оборудования и других активов, являющийся по своей природе скорее ''основами'', а не ''текущими'' активами. Он может быть необеспеченным, выдаваться под залог недвижимости, обеспечен правом ареста других активов должника в случае неуплаты долга. Инвестиционный кредит может предоставляться лизинговыми компаниями, страховыми компаниями, коммерческими банками сберегательными банками, трастовыми компаниями, образовательными и благотворительными учреждениями, пенсионными фондами, индивидуальными инвесторами, андеррайтерами – участниками рынка, которые занимаются перепродажей векселей, облигацией и закладных, а также правительственными учреждениями.
Личный кредит (потребительский) предоставляется розничным торговцем банком, финансовой компанией отдельному лицу (например, для покупке им какого – либо товара по отдельному счету в магазинах и при продаже товаров длительного пользования, к примеру, автомобилей или бытовой техники). Применяется также государственный, получаемый различными правительственными учреждениями для выполнения имя своих обязанностей. Получателем ссуды выступают органы власти, правительственные учреждения.
Центральный вопрос для менеджера, получающего кредит - в расчете предельной процентной ставки, при которой кредит остается для него эффективной. Наиболее существенную роль среди названных выше источников финансирования, по степенью убывания их доли в инвестиционных операциях, играют расширения акционерного капитала, займы, выпуск облигаций. Следовательно, увеличение акционерного капитала является основной формой привлечения средств для развития компанией в условиях рыночной [23].
Систематические получение дохода является необходимой целью предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия является увеличение (максимизация) дохода, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение дохода и минимизацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода. Поскольку общая масса получаемого дохода зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой – от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.
Первое – объем продаж – зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. проводить маркетинг, организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и т.д.
Второе – уровень издержек производства – зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.
Вместе с тем доход на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемый совокупный доход. Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производства и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).
Кроме того, выделяется валовой доход, который представляет собой совокупный доход за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.
Во всех странах с рыночной экономикой доход облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемый доход за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.
В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемый чистый доход. По своей величине она представляет налогооблагаемый доход за минусом налога на доход т налога на превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой. Из чистого дохода предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги, и образуют фонды. В результате остается доход неиспользованный, или убыток, непокрытый деньгами.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения дохода.
Первый - это монопольное положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.
Второй – источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина дохода в данном случае зависит:
- во-первых, от правильности
выбора производственной
- во-вторых, от создания
конкурентоспособных условий
- в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);
- в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства. [24]
Однако, получение дохода в условиях рынка всегда связано с риском – над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательский доход», которая по всей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.
По своему содержанию понятие «риск» относиться как к хозяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска используются два основных метода: статический и экспертный. В основе статического лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.
Полностью избежать риска в предпринимательской деятельности практически невозможно, но существует система методов смягчения его отрицательных последствий. К ним относиться самострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях, хеджирование, заключение фьючерсных сделок и т.д.
Доход – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет дохода осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.
Многоаспектное значение дохода усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Предприятие любой формы собственности вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять доход, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Законом РК «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [25] предусмотрено, что предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность предприятий, направленную на получение дохода. При этом предприятие как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий вего распоряжений чистым доходом.
Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальность. Анализ стимулирующей роли дохода показывает, что в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива
В ряде случаев рост дохода обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию. Стремление любыми путями получить высокий доход с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращение, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда – дальнейший рост, инфляции, а, следовательно, эмиссии денег.
Поскольку на практике, чтобы решение о выходе на рынок, необходимо сопоставлять цену предложения предприятия с ценой рыночного спроса, то для этого надо знать экономический доход предприятия. Доход определяется путем вычета из валового дохода экономических издержек предприятия [26].
Информация о работе Пути повышения доходности предприятия в условиях рыночной экономики